Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Историческая роль Ш. Валиханова в науке и культуре Казахстана



Годы жизни великого казахского ученого Шокана Уалиханова 1835-1865 гг. Имя, данное Шокану Уалиханову при рождении Мухаммед-Канапия.

В 1847 г. 12-летний Шокан поступил учиться в лучшее учебное заведение Сибири - Сибирский кадетский корпус в городе Омске. В 1853 г. 18-летний Шокан закончил Омский кадетский корпус в офицерском звании корнета. Труды крупного востоковеда Н.И.Березина побудили Шокана Уалиханова заняться изучением восточных средневековых хроник.

Фундаментальный научный труд «О состоянии Алтышара...», в котором содержится анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана, является результатом путешествия Шокана Уалиханова в Кашнарию. Ш.Уалиханов записал эпический цикл «Манас» и тем самым сохранил его для киргизов. Последний труд Ш.Уалиханова, посвященный восстанию дунган в Цинской империи, опубликован в 1865 г.

Казахский ученый второй половины XIX века Ш. Уалиханов за огромный вклад в исследовании народов Центральной Азии заслужил мировое признание.

58. Развитие народного просвещения в Казахстане XIX – начале XIX вв. Просветительская деятельность Ы.Алтынсарина.

Размещение на территории Казахстана центров торговых связей со Средней Азией и Восточным Туркестаном потребовало создания специальных учебных заведений по подготовке толмачей (переводчиков). В 1789 г. была открыта «Азиатская школа», которая готовила для колониальной администрации края переводчиков и чиновников из коренного населения.

В 1841г. в Ханской ставке Жангир-ханом была открыта русско-казахская школа, где преподавание велось на татарском и русском языках. Основной целью открытия в Казахстане в первой половине XIX в. русско-казахских школ и училищ была подготовка служащих для колониальной администрации. В деле образования учитывались интересы империи, что привело к игнорированию потребностей казахского населения в светском образовании народном языке.

Будучи чиновником Оренбургского губернаторства, сочувствие руководителям восстания И. Тайманову и М. Утемисову выражал В.И.Даль. В повести «Бикей и Мауляна» В.И. Даль описал жизнь казахов Оренбургского края.

Интерес общественности и передовых демократических кругов России к жизни и истории казахов вызвал труд А.С.Пушкина «История Пугачевского бунта». В этом произведении содержится сведения об участии казахов в Крестьянской войне 1773-1775 гг. А.С.Пушкин в 1833 г. для сбора материалов о Пугачевском восстании был в Оренбурге. В городе Уральске он сделал записи казахской поэмы « Козы-Корпеш - Баян Сулу».



В 40-х гг. XIX в. в изучение водного бассейна Каспия и Арала большой вклад внесли экспедиции Бутакова и Карелина. Экспедиция под командованием капитан-лейтенанта Бутакова в 1848-1849 гг. изучала бассейн Аральского моря.

В первой половине XIX в. русским ученым А.Левшиным было написано трехтомное исследование «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей»

По силе таланта среди казахских поэтов первой половины XIX в. на первом месте стоит имя поэта-воина Махамбета. Стихи Махамбета Утемисова являются летописью восстания 1836-1838 гг. и помогают увидеть причины и цели движения. Активный участник восстания 1836-1838 гг. поэт Махамбет призывает жить в дружбе с русским народом. В качестве воспитателя ханского наследника Махамбет в 1824-1829 гг. проживал в Оренбурге. Лучший в художественном отношении вариант народного эпоса «Козы-Корпеш - Баян Сулу» был записан Шоже Каржау-байулы. В XIX в. воспевал народных защитников, поднимал социальные проблемы самый популярный поэт Семиречья Суин-бай.

Ыбырай Алтынсарин в 1857 г. с золотой медалью окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии.

В 1879 году Ыбрай Алтынсарин бал назначен инспектором школ Тургайской области.

Ыбырай Алтынсарин является основоположником женского образования в Казахстане. Одним из его достижений в развитии женского образования в Казахстане является открытие в городе Иргизе школы-интерната для казахских девочек.

Организация ремесленных и сельскохозяйственных школ в Казахстане во второй половине XIX в. является одним из направлений деятельности Ыбырая Алтынсарина. Ыбырай в своем завещании оставил принадлежащие ему земли в пользование сельскохозяйственной школы Тургая.

Учебное пособие Ыбрая Алтынсарина «Киргизская хрестоматия» была предназначена для казахских детей, обучающихся в русско-казахских школах. «Киргизская хрестоматия» способствовала вытеснению арабской графики из казахской письменности. На страницах местной печати Ыбырай Алтынсарин осуждал аграрную политику царизма.

59. Абай Кунанбаев: жизнь, творчество и общественная деятельность

Годы жизни поэта-просветителя Абая Кунанбаева 1845-1904 гг. Одной из заслуг Абая Кунанбаева в развитии казахской литературы является то, что он был основоположником письменной казахской литературы. Замечательным памятником художественно-философской прозы Абая является «Гаклие». По предложению политических ссыльных в 1884 г. А.Кунанбайулы был избран членом Семипалатинского областного статистического комитета. На становление композиторского таланта выдающегося композитора и поэта Биржан-сала Кожагулулы оказала встреча с Абаем. Среди наиболее талантливых учеников Абая был Ш. Кудайбердыев.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!