Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ



Одним из важнейших принципов ВТО является принцип обязательности всех норм соглашений ВТО для ее членов1. Данный принцип продиктован необходимостью решения вопроса о коллизии с нормами внутригосударственного права. В мировой практике определились три пути сближения национального законодательства с правовыми нормами ВТО2: "Бразильский", "Японский", "Российский"3.

Соглашение о создании ВТО устанавливает, что все соглашения (кроме двух соглашений с ограниченным числом участников) являются обязательными для ее членов4. В то же время однозначных условий о прямом действии данных соглашений нет. Более того, "Европейский Союз и США в процессе принятия Соглашений ясно заявили: Соглашения не будут иметь прямого действия"5. Европейские сообщества и ранее отказывались признавать прямое действие норм ГАТТ6.

В международных торговых отношениях в рамках ГАТТ (ВТО) ведущую роль играют США, Япония, а также ЕС, именно этим членам принадлежит существенная доля экспортно-импортных операций в международной торговле. По данным ВТО на конец 90-х гг. совокупная доля США, ЕС и Японии в мировом экспорте товаров составила около 62%, в мировом импорте товаров — около 60%, в мировом экспорте и импорте услуг — около 63 и 60% соответственно. По данным Комиссии, в период с 1995 по 1999 г. Европейские сообщества приняли участие в 73 делах (41,7%) по рассмотрению споров в рамках ВТО в качестве истца или ответчика. Если включить участие в качестве третьей стороны, Сообщества участвовали в 103 из 175 всех таких дел. С расширением Евросоюза в 2004 г. лидирующая роль Сообществ в ВТО еще более возросла. Однако именно в этих членах ВТО не признается прямое действие норм Всемирной Торговой Организации.

В ЕС прямое действие Соглашения ВТО исключено решением Совета ЕС о его ратификации. Данному решению предшествовала обширная практика Суда Европейского союза (далее - Суд ЕС) по толкованию и применению Генерального соглашения о тарифах и торговле 1947 г. (далее - ГАТТ), предшественника Соглашения ВТО. Как и Соглашение ВТО, ГАТТ не определяет свой статус во внутреннем праве договаривающихся сторон.

В отношении непосредственного применения ГАТТ следует отметить, прежде всего, то, что в целом Суд ЕС последовательно признает за нормами международного права статус норм непосредственного применения. Суд ЕС исходит из монистической концепции взаимодействия международного и внутригосударственного права, согласно которой международное право становится составной частью внутреннего правопорядка непосредственно, без необходимости его дополнительной трансформации в нормы внутреннего законодательства.



В заключение отметим, что вступление России в ВТО имеет далеко идущие последствия для правового статуса частных лиц - непосредственных участников внешнеторговой деятельности. Хотя соглашения ВТО и являются межгосударственными, но в целом ряде случаев они предоставляют права непосредственно частным лицам. Более того, у российских лиц появляется возможность оспаривать внешнеэкономическую политику Российской Федерации, если она нарушает правила ВТО.

По мнению некоторых исследователей, имеет место "общая тенденция развития международного экономического права, заключающаяся в подготовке на конвенционной основе возможности допуска частных лиц к международным механизмам разрешения споров, когда права частных лиц ущемлены действиями государств"7. Сегодня российские производители и их ассоциации уже могут быть инициаторами и активными участниками антидемпинговых и иных расследований, проводимых национальными государственными органами. С принятием же России в ВТО российские частные лица смогут оспаривать действия и решения иностранных государств8. При этом, как справедливо отмечают И. Гудков и Н. Мизулин, признание безусловного прямого действия норм ВТО в российской правовой системе способно было бы существенным образом осложнить членство России в данной организации, ограничивая ее возможности по отходу от определенных обязательств, предусмотренных Соглашением ВТО, а также сужая свободу ее маневра в дальнейшем переговорном процессе в рамках ВТО9.



Так, в случае признания прямого действия норм ВТО частные лица смогут подавать иски о возмещении убытков, причиненных нарушением норм ВТО, и об устранении мер, не соответствующих нормам ВТО.

В то же время данные средства правовой защиты не предусмотрены в режиме ВТО и дают очевидное преимущество в плане доступа на рынок, поэтому представляется целесообразным при рассмотрении вопроса прямого действия норм ВТО в российской правовой системе придерживаться подхода, согласно которому нормы ВТО не порождают права и обязанности для частных лиц, либо, в случае признания за ними прямого действия, обусловить его требованием взаимности.

 

Литература:

1. Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации пункт 2 статьи II. [Электронный ресурс] // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=16481 (дата обращения 25.03.2013).

2. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: Издательство "Экономика". 2003. С. 33.

3. Там же.

4. Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации пункт 2 статьи II. [Электронный ресурс] // URL http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=16481 (дата обращения 25.03.2013).

5. Губарев В.И. Рецепция российским правом норм соглашений всемирной торговой организации. [Электронный ресурс] // URL: http://www.lawmix.ru/comm/8770 (дата обращения 25.03.2013).

6. Согласно параграфу 1450 Доклада Рабочей группы. [Электронный ресурс] // URL: http:// www.economy.gov.ru/ minec/ activity/ sections/ for-eigneconomicactivity/ wto/ indexdocs (дата обращения 25.03.2013).

7. Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М.: Международные отношения,2002. С.51.

8. Гудков И., Мизулин Н. Правила ВТО: Проблемы прямого действия и эффективности мер ответственности за нарушения. [Электронный ресурс]. URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=667 (дата обращения 25.03.2013).

9. Там же.

© Чуприна Я.С., 2013

 

 


[*]Доклад выполнен в рамках реализации научно-исследовательского проекта «Комплексное исследование проблем безопасной образовательной среды» (ПСР № 019-П) в рамках программы стратегического развития Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.

[†] Уральская государственная юридическая академия, Институт юстиции. Статья подготовлена в процессе поисковой научно-исследовательской работы «Анализ эффективности исполнения федеральными органами исполнительной власти требований антикоррупционного законодательства и разработка методических рекомендаций по оценке полноты и качества соблюдения федеральными органами исполнительной власти положений законодательства о противодействии коррупции» в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы.


Просмотров 252

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!