Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ



 

Говоря об обособленных подразделениях иностранных юридических лиц, нужно отметить, что современное российское законодательство, регулирующее их деятельность, содержит большое количество противоречий.

В ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» №160-ФЗ от 09.07.19991 не установлен правовой режим и нет определения понятия «представительство иностранной компании». Следовательно, аккредитация представительства иностранной компании не позволяет иностранному участнику рассчитывать на правовой режим гарантий, установленный национальным инвестиционным законодательством.

Законодательство не предусматривает четкого наименования процессу легализации иностранного субъекта на территории России – аккредитация или выдача разрешений на открытие. Более того, учёные разделяются в своём понимании этих двух процессов: одни считают, что это одно и то же2, другие различают эти понятия, утверждая, что разрешение шире, чем аккредитация3.

На сегодняшний день нет единого для аккредитующих органов уровня нормативного регулирования – в отношении Торгово-промышленной палаты, Банка России и Министерства иностранных дел действуют федеральные законы, а в отношении остальных - подзаконные акты.

Также является проблемой то, что жесткие формулировки относительно иностранных субъектов, деятельность которых аккредитуется в России, не только не корреспондируют между собой, но ещё и не учитывают различий российского и иностранного законодательства. Так, в Германии и Швейцарии полные и коммандитные товарищества не являются юридическими лицами. Следовательно, нельзя полноправно говорить об аккредитации представительств только юридических лиц4.

Действующее законодательство Российской Федерации отличается противоречивостью в порядке проведения аккредитации филиалов иностранных юридических лиц.

С одной стороны, в соответствии с абзацем третьим ст. 21 и статьей 24 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» осуществление аккредитации филиалов иностранных юридических лиц возлагается на федеральный исполнительный орган государственной власти, ответственный за координацию привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации и определяемый Правительством РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 1999 г. № 14195 на министерство экономики возложена ответственность за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций и за аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц. При этом выполнение процедур по аккредитации филиалов иностранных юридических лиц поручено на основании пункта этого же постановления государственному учреждению – Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции РФ.



Следовательно функции аккредитации филиалов иностранных компаний не перенесены в компетенцию регистрационной палаты по причине того факта, что этот вопрос формально остается в компетенции Минэкономразвития России.

С другой стороны, в Положении о Минэкономразвития России, утвержденном постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 4376, не прописаны полномочия по аккредитации филиалов иностранных юридических лиц.

ФГУ «Государственная регистрационная палата» при Минюсте России не является федеральным органом исполнительной власти, поскольку не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»7, и не может в силу статьи 21 Закона об иностранных инвестициях проводить аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц.

Временное положение «О порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации», утвержденное Минюстом России 31 декабря 1999 г., не было официально опубликовано и не может заменить постановление Правительства РФ.8

Кроме того, проблемой является отсутствие в законах четко сформулированных поводов для отказа в аккредитации. В ст. 21 Временного положения "О порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации" сказано, что филиалу иностранного юридического лица может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Но такая общая формулировка создает почву для коррупции и злоупотреблений.



 

Литература:

1. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493.

2. Потапова А.М. Аккредитация представительств и филиалов иностранных юридических лиц // Слияния и Поглощения. 2011. № 3. С. 12-17.

3. Тапалина Э.В. Аккредитация представительств иностранных юридических лиц в России // Право и экономика. 2001.№ 7. С. 51-55.

4. Там же.

5. О федеральном органе исполнительной власти, ответственном за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций и аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц: Постановление Правительства РФ от 21 декабря 1999 г. № 1419 // СЗ РФ. 1999. № 52. Ст. 6412.

6. Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 // СЗ РФ. 2008. № 24. Ст. 2867.

7. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 // СЗ. РФ. 2008. № 20. Ст.2290.

8. Трапезников В.А. Аккредитация представительств и филиалов иностранных инвесторов по законодательству Российской Федерации: проблемы правового регулирования // Законодательство и экономика. 2009. №5. С. 29-38.

© Мигалева А.С., 2013

 

 

Новикова А.Д.

студент

Научный руководитель: к.ю.н., ст. преподаватель Шуралева С.В.

Пермский государственный национальный исследовательский университет

г. Пермь

 

К ВОПРОСУ О СУДЕ


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!