Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






К КОНВЕНЦИИ О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПОХИЩЕНИЯ ДЕТЕЙ



 

В последние годы анализ судебных дел демонстрирует увеличение количества случаев намеренного сокрытия места нахождения ребенка, а также изъятия его помимо воли второго родителя из сложившейся среды жизнедеятельности. Для разрешения подобных споров, осложненных иностранным элементом, требуется наличие на межгосударственном уровне универсального механизма. Один из таких механизмов закреплен в Конвенции о гражданских аспектах международного похищения детей, к которой РФ присоединилась в 2011 г. Конвенция устанавливает, что перемещение или удержание ребенка рассматриваются как незаконные, если они осуществляются с нарушением прав опеки, которыми были наделены какое либо лицо, учреждение или иная организация, совместно или индивидуально(ст.3).

Отмечая сам факт присоединения РФ к Конвенции, следует обратить внимание на существующее в юридической литературе мнение, которое определяет само решение о присоединении как скоропостижное¹. Действительно, отметив ряд трудностей, с которыми могут столкнуться российские граждане при реализации отдельных положений Конвенции, преимущества присоединения к указанному документу кажутся достаточно сомнительными. Во-первых, следует отметить, что присоединение РФ к Конвенции будет иметь силу между Россией и только теми странами – участницами конвенции, которые заявят о своем признании присоединения РФ К Конвенции. Во-вторых, согласно той же статье 13 Конвенции при рассмотрении вопроса о целесообразности возвращения ребенка должны учитываться сведения о его «социальном положении» в государстве постоянного проживания. Совершенно очевидно, что материально-бытовые условия проживания в России ниже многих развитых стран. Также согласно статье 20 Конвенции «в возвращении ребенка может быть отказано, если это противоречит основополагающим принципам запрашиваемого государства, касающимся защиты прав человека и основных свобод». Как известно, на сегодняшний день Европейский суд по правам человека не раз указывал на факты нарушения прав человека в нашей стране. Однако, несмотря на перечисленные обстоятельства, данный шаг для России имеет положительное значение в связи с тем, что со многими государствами, в которых удерживаются российские дети, у Российской Федерации отсутствуют двусторонние договоры о взаимной правовой помощи по гражданским делам, и перспектива их заключения маловероятна².

Вместе с тем, следует обратить внимание на тот факт, который указывает на необходимость внесения определенных изменений в национальное законодательство. Так российскому законодательству не известно используемое в Конвенции «право родительской опеки» (включает права, относящиеся к заботе о личности ребенка, в частности право определять место проживания ребенка),нарушение которого является пусковым механизмом, который «запускает» Конвенцию в действие. Напротив, принцип равенства прав и обязанностей, являющийся характерной чертой большинства правовых систем европейских стран, закреплен и в российском законодательстве(п.2 ст.38 КРФ,п.3 ст.1, п.1 ст. 61 СК РФ). Также некоторые исследователи отмечают необходимость внесения изменений и в гражданское процессуальное законодательство (например, изменения, предусматривающие сокращение сроков рассмотрения данной категории дел, использование процедуры медиации). Такая необходимость, в первую очередь, вытекает из установленного Конвенцией шестимесячного срока для принятия Центральным органом соответствующего решения. Поэтому в настоящее время огромное значение имеет работа над проектом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» (в части реализации норм Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей «от 25 октября 1980 г.). Однако согласно приказу Министерства образования и науки РФ «Об утверждении плана организации законопроектных работ в Министерстве образования и науки РФ на 2012» №23 от 18.01.2012 г. ни разработки концепции, ни целевого финансирования проекта не предусмотрено, хотя внесение законопроекта в Правительство РФ планировалось на декабрь 2012 года³. Но, как известно, на сегодняшний день обозначенный вопрос остается открытым.



Таким образом, ратификация РФ Конвенции является необходимым шагом в развитии международного сотрудничества. Однако без понимания ключевых положений Конвенции невозможна эффективная реализация ее положений. Становится очевидным, что для создания механизма реализации норм Конвенции в РФ требуется не только привести в соответствие национальное законодательство, но и внимательно изучить практику применения в других государствах ее отдельных положений, а также выявить проблемы, возникающие в процессе деятельности зарубежных Центральных органов, судов, правоохранительных органов, их взаимодействия, поскольку само по себе присоединение к Конвенции 1980 г. не обеспечивает возможности реализации принятых Россией международных обязательств в сфере похищения детей.



 

Литература:

1.Борминская Д.С. К вопросу о присоединении РФ к Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 г. // Семейное и жилищное право. 2011. № 5. С.8-9.

2. Семина, Т. А. К вопросу о реализации в Российской Федерации Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 г. // Семейное и жилищное право. 2012. N 4. С. 2-6.

3. Об утверждении плана организации законопроектных работ в Министерстве образования и науки РФ на 2012 Приказ Министерства образования и науки РФ №23 от 18.01.2012 г. // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=523628.

© Короткова М.С., 2013

 

 

Кузнецова К.Н.

студент

Научный руководитель к.ю.н., доцент Логинова Т.Е.

Пермский государственный национальный исследовательский университет

г. Пермь

 

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО

УСЫНОВЛЕНИЯ В КИТАЕ

Международное усыновление, исходя из положений Конвенции о правах ребенка 1989 года, - это альтернативный способ ухода за ребенком, при котором его помещают в иностранную семью. Данная Конвенция, а также Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 года устанавливают и развивают положения, касающиеся международного усыновления, определяя гарантии защиты прав и свобод таких детей.

Актуальность этой темы возросла в свете последних событий в нашей стране и в мире. В связи с этим хотелось бы обратиться к практике зарубежных государств, существующей у них по данному вопросу. Одной из таких стран является Китай.

Политика Китая в отношении международного усыновления, на наш взгляд, очень примечательна. Прежде чем говорить о национальном законодательстве Китая в отношении международного усыновления, стоит отметить, что КНР является участницей вышеуказанных Конвенций.

Китай всегда считался самой популярной страной для усыновления, страной с наиболее удобной программой международного усыновления в мире. Программу международного усыновления Китая многие ученые называют социальным экспериментом, уникальным в мировой истории в силу, прежде всего, общенациональной политики ограничения рождаемости 1. В начале 1970-х годов население Китая стало стремительно расти. В связи с этим, в 1979 году была введена политика одного ребенка в семье («одна семья – один ребенок»). Это породило разнообразные проблемы, поэтому в 1991 году был принят Закон об усыновлении КНР, чем была узаконена возможность усыновления китайских детей иностранными гражданами. С этого момента количество детей, усыновляемых гражданами других стран из Китая, стало быстро увеличиваться. В 1998 году был произведен пересмотр Закона об усыновлении и был создан Центр по делам усыновления, как подразделение Министерства по гражданским делам КНР. Этот орган регулирует вопросы международного усыновления и работает с агентствами по усыновлению, в том числе за пределами Китая.

По данным исследователей, в 1995 году из Китая было усыновлено иностранцами более 2,5 тысяч детей, в 1998 году это число удвоилось и составило уже 4, 855 детей. К 2005 году количество таких детей составило уже 14,5002. Таким образом, Китай стал одной из самых популярных «стран происхождения». Наибольшее количество детей из Китая усыновлялось гражданами США.

В 2004 – 2005 году, согласно докладу Комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарберга, опубликованного в 2011 году, рост числа международных усыновлений достиг своего пика. После этого во всем мире стало наблюдаться снижение количества международных усыновлений3. Китай не стал исключением. Это подтверждается данными статистики4.

В 2007 году власти Китая внесли существенные изменения в Закон об усыновлении. Условия усыновления китайских детей иностранными гражданами стали гораздо более жесткими. Например, потенциальные родители должны быть в возрасте от 30 до 50 лет, быть в браке не менее двух лет и у каждого из них не должно быть более двух разводов в прошлом. В требованиях к здоровью усыновителя указываются такие необычные и, можно сказать, необъяснимые, как максимальное значение индекса массы тела усыновителя – не более 40, отсутствие серьёзных деформаций лица и др. Кроме того, усыновить ребенка из Китая 14 лет и старше нельзя.

Оценки закону даются разные, его часто критикуют. Однако можно сказать, что он, стремится обеспечить и защитить права ребенка.

На сегодняшний день, несмотря на усложнившуюся процедуру и ужесточившиеся требования, Китай до сих пор активно участвует в процессах международного усыновления. По данным американского издания «Adoption advocate» на 2010 год он до сих пор занимает верхнюю строчку в рейтинге самых популярных «стран происхождения». Однако тенденция такова, что число усыновленных детей из Китая постепенно сокращается. Это соответствует общемировым процессам усложнения процедур международного усыновления.

 

Литература:

1. Maria Manoli. Adopting a new attitude in rural China [Электронный ресурс] // URL http://gbtimes.com/lifestyle/family/adopting-new-attitude-rural-china (дата обращения 18.03.2013).

2. Peter Selman. Intercountry adoption in the new millennium; the “quiet migration” revisited [Электронный ресурс] // Population Research and Policy Review. 2002. Vol. 21. 205-225 // http://www.icacentre.org.uk/documents/New_Millenium_ICA.pdf (дата обращения 18.03.2013).

3. Усыновление и дети в контексте защиты прав человека [Электронный ресурс] : Тематический доклад, подготовленный по поручению и опубликованный Томасом Хаммарбергом, Комиссаром Совета Европы по правам человека. Страсбург. 2011 // URL https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=1780199&Site=COE#P242_38186 (дата обращения 17.03.2013).

4. Peter Selman. Global Trends in Intercountry Adoption [Электронный ресурс] : 2001-2010 // Adoption Advocate. 2012. No. 44 URL: https://www.adoptioncouncil.org/publications/adoption-advocate-no-44.html (дата обращения 18.03.2013).

© Кузнецова К.Н., 2013

 

 

Мигалева А.С.

студент

Научный руководитель: к.ю.н., доцент Логинова Т.Е.

Пермский государственный национальный исследовательский университет

г. Пермь


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!