Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ТЕНДЕНЦИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И СИТУАЦИЯ В РОССИИ



 

В июле 2011 года Global Commission on Drug Policy (Глобальная комиссия ООН по вопросам наркотической политики) опубликовала доклад1, в котором признала «поражение» в войне с наркотиками. Она пришла к выводу, что легализация «легких» наркотиков во всем мире и «прекращение криминализации, маргинализации и стигматизации людей, употребляющих наркотики» будут более эффективны, чем меры против распространения наркотических средств. Огромные деньги идут на борьбу с рынками распространения, и это не приносит успеха, в то же время эти средства могли быть потрачены на реальную помощь в профилактике наркомании. Представители России и США раскритиковали доклад, посчитав его проспонсированной провокацией. На наш взгляд правовая политика государств, направленная на декриминализацию употребления наркотических веществ является неприемлемой для России и неспособной понизить уровень преступности в этой сфере.

В докладе в качестве доказательства эффективности государственной политики, направленной на легализацию наркотических средств, приводится опыт стран, избравших курс на усиление медицинского подхода, а не уголовно-карательного. Так, в Португалии, ставшей первой европейской страной, которая осуществила декриминализацию употребления и хранения всех запрещенных наркотиков, за прошедшие 12 лет была отмечена тенденция к снижению численности потребителей героина. В Швейцарии также существенно сократился спрос на наркотики, снизился уровень преступности, связанной с наркорынком. Таким образом, отмена уголовного наказания в сочетании с использованием альтернативных терапевтических методов помощи людям, страдающим наркотической зависимостью, позволили низвести нагрузку на систему уголовного правосудия по силовому обеспечению антинаркотического законодательства, а также снизили общий уровень проблемного употребления наркотиков.

На сегодняшний день наблюдается тенденция к увеличению числа государств, которые используют альтернативные государственные меры, направленные на борьбу с оборотом наркотических веществ. Так, в ноябре 2012 года 37 штатов США провели референдумы. На обсуждение был вынесен вопрос о легализации «легких» наркотиков. В штате Колорадо и Вашингтон большинство проголосовали «за», и теперь там немедицинское потребление разрешено в рамках закона2.

Немного раньше, в июле 2012 года, власти Уругвая заявили мировой общественности, что выращивание марихуаны для своих граждан может стать заботой государства, и они готовы выделить 100 гектаров земли под реализацию новой нормы законодательства. Ранее там уже был принят закон, разрешающий потребление марихуаны, однако продажа до сих пор запрещена3.



Мировое сообщество взяло на вооружение тезис «действовать нужно без промедления: поскольку война с наркотиками не удалась, следует сейчас же изменить политику!», обозначенный в докладе GCDP как основной.

Не смотря на тенденции легализации наркотических средств в ряде развитых и развивающихся стран, Россия продолжает придерживаться традиционной антинаркотической политики в виде ужесточения законодательства. ФЗ от 07.12.2011 г. № 420 – ФЗ4 и ФЗ от 01.03.2012г. №18 –ФЗ5 внесены изменения в Уголовный Кодекс РФ. Ужесточены наказания в сфере незаконного оборота наркотических средств, а также введена новая статья 2291, состав которой образует контрабанда в рамках Таможенного союза, самое строгое наказание по которой предусмотрено в виде пожизненного лишения свободы. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2012 №10026 введены новые размеры наркотических средств для квалификации по 228, 228.1, 229 и 229.1 УК РФ. ФСКН в связи с этим отмечал, что ужесточение законодательства направлено на лиц распространяющих наркотические вещества, а не на лиц, страдающих от наркотической зависимости7.



Стоит отметить, что эффективность политики легализации наркотических средств не является безусловной. Так, руководитель уральского фонда «Город без наркотиков», общественный деятель Евгений Ройзман считает, что легализация наркотиков только ухудшит сложившуюся ситуацию. По его мнению, сравнительный анализ законодательства разных стран говорит об обратном: все страны, которые шли по пути ужесточения санкций, получили положительный эффект (пример: Китай, Япония).8

В виду вышеизложенного можно сделать вывод о том, что новый курс либерализма в области оборота наркотических средств не приемлем, резкое изменение правовой политики ничем не обусловлено и в рамках нашей страны невозможно.

 

Литература:

1. Доклад Глобальной комиссии ООН по наркотической политике. URL: http://www.globalcommissionondrugs.org/wp-content/themes/gcdp_v1/pdf/Global_Commission_Report_Russian.pdf (дата обращения 22.03.2013 г.).

2. В Колорадо Вашингтоне легализовали курение марихуаны. URL: http://www.rbcdaily.ru/world/562949985083141(дата обращения 22.03.2013 г.) .

3. В Уругвае решили выдавать каждому на руки по 30 граммов марихуаны. URL: http://top.rbc.ru/society/24/06/2012/656518.shtml (дата обращения 22.03.2013 г.).

4. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон // Российская газета. N 278. 09.12.2011.

5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон // Российская газета. N 48. 06.03.2012.

6. Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 УК РФ: Постановление Правительства РФ // Собрание законодательства РФ . 2012. N 41. Ст. 5624.

7. ООН предлагает легализовать наркотики URL: http://www.rg.ru/2011/06/02/narkotiki-site.html (дата обращения 22.03.2013г.).

8. Ройзман: легализация наркотиков только ухудшит ситуацию URL: http://ria.ru/antidrugs/20110603/383660856-print.html?ria=ioks39laokab5q02ieedl12boq08ftq4 (дата обращения 22.03.2013 г.).

© Асланова Ю.А., 2013

 

 

Батуева А.С.

студент

Научный руководитель: к.ю.н., доцент Боровых Л.В.

Пермский государственный национальный исследовательский университет

г. Пермь


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!