Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ИНКОРПОРИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ В СФЕРУ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



В современном российском обществе, благодаря законодательным инициативам, начинает формироваться благоприятный климат для внедрения различных примирительных процедур.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее – закон) под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения1.

Медиатор является лицом, не заинтересованным в исходе дела в пользу той или иной стороны. Он является независимым экспертом, имеющим высшее профессиональное образование в области права, психологии или иной отрасли, необходимое для решения той или иной проблемы.

Процедура медиации, постепенно внедряемая в частноправовые отрасли российского права, такие как гражданское, семейное, трудовое и другие отрасли, перспективна и в сфере банковской деятельности.

Преимуществом медиации является то, что в ходе данной процедуры возможно широкое рассмотрение различных аспектов конфликтной ситуации (психологических, ценностных, а не только правовых), выходящее за рамки спора, что маловероятно при обычном или третейском судебном разбирательстве. Так, медиатор может помочь сторонам понять их собственные потребности, интересы, а также потребности и интересы оппонента, рекомендовать наилучший выход из сложившейся ситуации и помочь найти компромиссное решение, которое бы устроило каждого из контрагентов.

Опыт стран Европы и США показывает нам, что возможно создание как отдельных независимых организаций, так и специально сформированных подразделений по урегулированию споров в самих банках. Медиаторами при этом могут выступать как юристы банка, так и менеджеры по работе с клиентами, прошедшие предварительно специальное обучение.

В данном случае, из-за специфики общественных отношений при оказании банковских услуг лучше всего будет прибегнуть к специалисту не столько в юриспруденции, сколько в экономической сфере. Согласно закону для профессиональной деятельности в качестве медиатора необходимо наличие высшего образования и достижения определенного возраста, с которого лицо имеет право заниматься данной деятельностью. Также, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2010 г. № 969 «О программе подготовки медиаторов» и Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. № 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов», таким лицам необходимо пройти образовательную программу, позволяющую осуществлять данные функции медиатора2,3. Самим кредитным организациям будет гораздо удобнее не нанимать медиатора со стороны, а ввести в своем штате обученных по программе медиаторов из числа сотрудников самого банка. Тем самым происходит минимизация расходов на судебные споры, а также появляется возможность мирного урегулирования споров альтернативным путем.



Достаточно распространенная категория споров для кредитных организаций, работающих преимущественно с юридическими лицами – споры о банковской гарантии. Банки, активно осуществляющие расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц, работающие с физическими лицами, нередко выступают ответчиками по спорам из договора банковского счета.

Если обратить внимание на статистику 2011 года по судебным тяжбам банков, то можно увидеть, что участниками наибольшего количества споров являлись:

Сбербанк (1086 дел) и ВТБ (423 дела пришлось на банк ВТБ и 322 тяжбы – на ВТБ24). Тройку лидеров по количеству дел замыкает «МДМ Банк» (226 дел). Следом идет Промсвязьбанк (225 дел), далее следует банк «Уралсиб» и 157 тяжб, в которых принимают участие он и его дочерние банки4.

На наш взгляд, значительной части данных судебных споров можно было избежать путем создания в помещениях банков условий для проведения процедуры их альтернативного урегулирования.

Медиативный подход является более гибким инструментом урегулирования споров, варьируется в зависимости от конкретной организации и даже от конкретной ситуации, при этом укладываясь в рамки установленных законом принципов.

Системное использование и внедрение медиации в работе российских банков послужит повышению их конкурентоспособности на мировом уровне, стабильности и придаст уверенность в завтрашнем дне не только самим банкам, но и их клиентам. Урегулирование споров с помощью медиации позволит не только избежать обращения в судебные органы, но и будет способствовать воспитанию культуры уважительного взаимодействия.

 

Литература:

1. Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. ст. 4162.

2. Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. ст. 6706

3. Российская газета. № 60. 23.03.2011.

4. URL: http://bankir.ru/publikacii/s/novinka-sydebnii-reiting-bankov-8523861/ (дата обращения 20.3.2013).

© Безгубченко Е.В., 2013

 

 

Буторин Е.Н.

студент

Научный руководитель: д.ю.н., профессор Голубцов В.Г.

Пермский государственный национальный исследовательский университет

г. Пермь

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!