Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Цветет черемуха. В мае цветет душистая черемуха



4. Восстановление деформированного предложения: грачи, гнезда, на деревьях, вьют, высоких.

5. Редактирование предложений.

6. Анализ предложения и составление его схемы.

7. Составление предложения по данной схеме.

8. Составление рассказа с последующим анализом предложе­
ний определенной структуры.

Уточним методику проведения некоторых из этих упражнений.

Работа над интонацией предложения направлена на формиро­вание интонационных умений и пунктуационных навыков. В на­чальных классах принято выделять предложения повествователь­ные, вопросительные и восклицательные. Покажем интонационный рисунок на одном и том же предложении: Брат живет в Москве:

— повествовательное;

— вопросительное (в одном случае вопрос может заключаться в слове в Москве,в другом — в слове живет);

— восклицательное (в одном случае самый высокий тон при­ходится на слово в Москве,в другом — на слово живет).

Постоянное внимание уделяется учителем правильному инто­нированию предложений. Регулярно проводятся тренировочные уп­ражнения в прочитывании предложения с различными интонация­ми и обозначении этих интонаций на письме при помощи знаков препинания. Полезна запись под диктовку предложений различной интонации.


Вычленение предложений из потока речи — это упражнение, позволяющее работать над основными признаками данной синтак­сической единицы, и прежде всего над интонацией. Умение выч­ленить из речевого потока его элементы — законченные мысли и речевые действия (вопросы и побуждения) — лежит в основе уме­ния строить логически правильную речь. Для отработки этого уме­ния используется графический диктант, при котором ученики, слу­шая текст, графически обозначают количество предложений, их целевую и интонационную характеристику. Например:

Полезно списывание текстов, в которых не обозначены грани­цы между предложениями (т.е. отсутствуют прописные буквы и знаки препинания). Списывание сопровождается произнесением тек­ста с соответствующим интонированием.

Распространение предложений на первых порах полезно про­водить с указанием того, какой член предложения следует распро­странить. Например, дается предложение: Спеют помидоры.Выде­ляются подлежащее и сказуемое. Затем ставятся вопросы:



Какое слово нужно добавить в предложение, чтобы стало
понятно, где спеют помидоры?

i, — От какого слова оно будет зависеть?

Каким членом предложения оно будет ?

Включите в предложение еще одно слово, которое будет по­яснять подлежащее. Какие помидоры спеют?

Восстановление деформированных предложений начинается с подбора слов для его основы, затем с помощью вопросов восста­навливаются остальные словосочетания:

О ком говорится в предложении ?

Что о них говорится?

Какие ... ?

Где ... ?и т.д.

Редактирование предложений — восстановление правильных границ предложения или порядка его членов, а также завершение незаконченных фраз. Полезна замена повествовательной интонации на вопросительную или побудительную.

Синтаксический анализ — необходимый вид упражнения, спо­собствующий развитию речи и мышления учащихся, выработке у них языкового чутья и формированию орфографических навыков у младших школьников.

Учитывая избранную методикой лингвистическую теорию, учи­тель обязан подбирать такой дидактический материал для разбора по членам предложения, который не противоречил бы данной тео-


 



п*



рии (см. п. «Научные основы изучения синтаксиса и пунктуации»), иначе лингвистическое толкование конкретного примера будет всту­пать в противоречие с языковым чутьем учащегося. Для того что­бы этого не произошло, учитель должен помнить два момента, определяющих его работу над синтаксическими единицами:



1) материал для синтаксического анализа надо отбирать, руковод­ствуясь комплексом дидактических и лингвистических требований;

2) работу над предложением не следует сводить только к ос­нованному на морфологии разбору по членам предложения.

Трехаспектное представление русского предложения основыва­ется на следующих направлениях синтаксического анализа:

а) формальном (разбор по членам предложения);

б) семантическом (выделение компонентов предложения на
основании их роли в реальной ситуации);

в) коммуникативном (выделение в конкретном высказывании
«данного» — о чем говорится? и «нового» — что говорится?).

Отбирая материал для разбора по членам предложения^, исполь­зуют лишь те предложения, в которых формальная структура не вступает в противоречие с семантической и коммуникативной. В приведенной ниже таблице таким является предложение Петя ре­шил задачу.

 

 

Предложение Формальный аспект Семантический аспект Коммуникатив­ный аспект
Под­лежа­щее Сказу­емое Дей­ствую­щее Дей­ствие О ком гово­рится? Что го­ворит­ся?
1 2 3 Петя решил задачу
1 2 Петю знобит
1 2 У Пети насморк

Отбор предложений производится и с учетом проблемы поряд­ка слов в предложении.

Свободный словопорядок русского языка правомочен лишь для предложения, взятого вне контекста, т.е. в этом случае мы можем свободно переставить местами его члены. Для русского предложе­ния характерна препозиция субъекта: У меня болит голова. Нине снится сон.Поэтому могут возникать ошибки при синтаксическом анализе, если неверно выбрано предложение для разбора по чле-


нам. Например: В саду цветут яблони.На вопрос: «О чем говорит­ся?» — ученик отвечает: «О саде»; «Что говорится?» — «Что там цветут яблони». Этого не произойдет, если учитель будет помнить, что порядок слов в русском предложении — очень важная вещь: именно порядок слов отражает коммуникативную структуру. В связи сэтим для синтаксического анализа следует использовать предло­жения с прямым порядком слов: с препозицией подлежащего и постпозицией сказуемого.

Для синтаксического анализа нельзя предлагать коммуника­тивно нечленимые предложения. Эти предложения характерны для описания природы (Наступила весна. Идет дождь. Налетел сильный ветер.)При формальной двусоставности эти предложения по се­мантике близки к односоставным безличным (типа: Светает. Тем­неет.)и номинативным (типа: Весна. Раннее утро.).

И еще одно требование. Не следует предлагать для разбора пер­вые предложения текста, так как они являются коммуникативно нечленимыми, задают тему следующих предложений.

Синтаксический анализ предложений, восстановление дефор­мированного предложения, изменение порядка слов и словосочета­ний в предложении и т.д. — все это виды конструирования пред­ложений. Обучающий эффект таких упражнений повышается, если предложение дается не изолированно, а в составе контекста, в ко­тором должно быть использовано, хотя бы минимального: с пред­шествующим предложением.

Основой любой работы над синтаксическим материалом долж­но быть сознание единства синтаксиса и семантики, умение ви­деть за абстрактными структурами «живое» значение слова. Важно, чтобы школьники приучились задумываться прежде всего над смыс­лом, над выражаемым содержанием и искать адекватные для вы­ражения этого содержания языковые средства.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПУНКТУАЦИЕЙ

I—II классы — начальный этап обучения пунктуации, кото­рая, как известно, представляет собой совокупность правил упот­ребления знаков препинания. В начальных классах предметом изу­чения являются четыре знака препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая. Употребление последней ог­раничено простым предложением с однородными членами.

Основное назначение пунктуации — указывать на смысловое членение речи. Кроме того, знаки препинания наряду с другими языковыми средствами передают смысловые оттенки, раскрывают взаимоотношения между частями предложения.


 




При знакомстве младших школьников со знаками препинания учитель обращает внимание на важность правильной постановки знаков препинания в целях общения.

В русском языке пунктуация строится на смысловой, синтак­сической и интонационной основах, которые взаимодействуют меж­ду собой. Смысловая сторона речи обусловливает структуру пред­ложения, поэтому учащихся ориентируют на единую семантико-синтаксическую основу предложения, определяющую постановку знаков препинания в том или ином предложении.

Практическое ознакомление первоклассников с точкой, вопро­сительным и восклицательным знаками и их употреблением начи­нается в период обучения грамоте, когда дети учатся членить речь на предложения и отличать по интонации одно предложение от другого (по цели высказывания). Более углубленная работа по упот­реблению этих знаков проводится во II классе при изучении темы «Предложение». Именно в этот период происходит осознание син­таксической основы постановки знаков препинания. *"

Следует постоянно обращать внимание учащихся на произно­сительную сторону предложения, учить соблюдать логическое уда­рение, повышать или понижать голос в определенной части пред­ложения, делать паузы между предложениями и т.д.

Постановка запятой указывает на незавершенность предложе­ния. Учитель путем сравнения двух предложений показывает раз­ницу в интонации точки, т.е. в произношении конца предложе­ния, и интонации запятой.

В начальных классах при выполнении разного вида заданий учащиеся практически знакомятся и с постановкой двоеточия, тире, точки с запятой, многоточия. Пропедевтическая работа над поста­новкой этих знаков препинания очень важна.

Одним из основных условий работы над элементами синтак­сиса и пунктуации является связь уроков чтения и русского языка. Школьники учатся выразительно читать, точно употреблять слова, грамматически правильно оформлять свои мысли, опираясь на знания из области синтаксиса, как на уроках чтения, так и на уроках русского языка.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ

*1. Составьте тезисный план каждого раздела темы.

2. Назовите синтаксические единицы.

3. Сформулируйте задачи работы над словосочетанием.

4. Перечислите формы и приемы работы над словосочетанием.

5. Перечислите упражнения по составлению словосочетаний.

6. Назовите направления работы над предложением.

7. Перечислите виды упражнений над предложением.


8. Объясните термины и понятия:

восстановление распространение

главное слово редактирование

зависимое слово синтаксема

знаки препинания синтаксис

интонирование синтаксические единицы

конструирование синтаксический анализ

основа предложения слово

постпозиция сказуемого словосочетание

предложение текст '

препозиция подлежащего теория актуального членения

признаки предложений теория речевых этапов

пунктуация теория членов предложения

9. Составьте логическую цепочку из 5—10 понятий, связанных между собой.

**1. Раскройте суть каждой задачи работы над словосочетанием.

2. Опишите методику форм и приемов работы над словосочетанием.

3. Опишите методику упражнений по составлению словосочетаний.

4. Пользуясь учебниками русского языка для начальной школы, вы­ясните, какие сведения о предложении даются в каждом классе.

5. Изложите методику проведения упражнений над предложениями.

6. Выпишите и объясните специальные термины и понятия, со­держащиеся в теме.

***1. Перечислите грамматические понятия, которые вводятся пу­тем наблюдения:

— над словом; — предложением;

— словосочетанием; — текстом.

 

2. Найдите в учебнике примеры упражнений со словосочетани­ями. При изучении какого грамматического понятия они пред­лагаются?

3. Используя учебники русского языка, проследите, какие упраж­нения на основе слова, словосочетания и предложения пред­лагаются при изучении одного из грамматических понятий (ор­фографических правил).

4. Проанализируйте материалы учебников русского языка с точки зрения правильности отбора предложений для синтаксического анализа. Какие из них вы бы не предложили детям на этом этапе и почему?

5. Перечислите термины и понятия, которыми вы воспользуе­тесь при ответе по теме:

 

1) Научные основы изучения синтаксиса и пунктуации.

2) Методика работы над словосочетанием.

3) Методика работы над предложением.

4) Ознакомление с пунктуацией.

Дополнительная литература

Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Под ред. Н. Рождественского. М.: Просвещение, 1979.



6. Старший школьный возраст (до 17 лет) — совершенствова­ние культуры речи, овладение научным языком, становление ин­дивидуального стиля.

В зависимости от задач высказываний и от ситуации человек использует разные виды речевой деятельности: говорение, слуша­ние, письмо и чтение. Их взаимоотношение показано на схеме.


X. РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

План:

1. Научные основы методики развития речи.

2. Развитие мышления — основа речевых упражнений.

3. Методика работы над словарем.

4. Синтаксическая работа в системе развития речи.

5. Методика работы над связной речью.

1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. В ран­нем детстве у него возникает потребность в общении, которую он удовлетворяет посредством простейших элементов речи. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется, разнообразится.

Речь — это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздей­ствия на других людей.

Выделяются следующие периоды речевого развития человека.

1. Младенческий возраст (до 1 года) — «гуление», лепет.

2. Ранний возрастало 3 лет) — овладение слоговым и звуко­вым составом слова, простейшими связями слов в предложении; речь диалогическая, ситуативная.

3. Дошкольный возраст (до 6 лет) — становление монологи­ческой, контекстуальной речи; появление форм внутренней речи.

4. Младший школьный возраст (до 10 лет) — осознание форм речи (звукового состава слов, лексики, грамматического строя), овладение письменной речью, понятием о литературном языке и норме, интенсивное развитие монологической речи.

5. Средний школьный возраст (до 15 лет) — овладение лите­ратурной нормой, функциональными стилями речи, начало фор­мирования индивидуального стиля речи.


У с х н а я форма

 

ГОВОРЕНИЕ СЛУШАНИЕ
ПИСЬМО ЧТЕНИЕ

Письменная форма

Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь — это речь, облеченная в звуки или графические знаки, обращенная к другим. Внутренняя речь — это непроизнесенная и ненаписанная, «мыс­ленная» речь, она обращена как бы к самому себе. В отличие от внешней внутренняя речь лишена четких грамматических форм, она оперирует главным образом понятиями — отдельными знаменатель­ными словами и целыми блоками, сочетаниями слов. На уровне внутренней речи протекает усвоение новых знаний, решение задачи, обдумывание материала к устным высказываниям и особенно к письму.

Внешняя звучащая, произносимая речь бывает диалогической и монологической. Диалог — это разговор двух или нескольких человек. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик со­беседника, от ситуации. Диалог не нуждается в развернутых выс­казываниях, так как дополняется мимикой, жестами, интонациями. Типичным вариантом диалога является беседа. Монолог — это речь, обращенная к слушателям или к самому себе. Он не поддерживается вопросами и требует большой собранности, сосредоточенности говорящего. Иногда материал для монолога накапливается в течение длительного времени, обдумывается и записывается план, подготавливаются отдельные его фрагменты, отбирается лексика. Школьные монологи — это пересказ прочитанного, рассказ по картине или на заданную тему, выступление, сочинение и т.п.


Внешняя речь делится на устную и письменную. Устная речь --звуковая, она характеризуется определенными информационными средствами (темп, тембр, громкость, паузы, логическое ударение, эмоциональная окраска, усиливаемая жестами и мимикой, и т.п.). Письменная речь — это передача информации (высказывания) в графическом виде (с помощью букв).

Устная речь появляется раньше письменной как следствие не­посредственной потребности общения; письменная речь усваивается в результате специального обучения. Поэтому говорят об опережа­ющем развитии устной речи. Письменная речь полнее и сложнее устной. В ней чаще употребляются конструкции, усложняющие пред­ложения. В письменном варианте невозможны паузы, логические ударения, интонации. В некоторой степени это компенсируется зна­ками препинания. Письменная речь осложнена орфографией. Нако­нец, она составляется и протекает значительно медленнее.

Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая дея­тельность невозможна.

1. Потребность в высказывании — условие возникновения и развития речи. Без потребности выразить свои стремления, чув­ства, мысли человек не заговорил бы. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вы­зывающих у школьников потребность высказаться о чем-либо пись­менно или устно.

2. Содержание речи — условие наличия материала высказыва­ния, т.е. того, о чем нужно сказать. И от полноты, богатства этого материала зависит содержательность высказывания. Четкость, ло­гичность речи определяются тем, насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражне­ний (рассказов, сочинений и пр.).

3. Средства языка — условие вооружения человека общепри­нятыми знаками, т.е. главным образом словами, их сочетаниями, различными оборотами речи.

В связи с этим детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду. В результате слушания речи и исполь­зования ее на практике у ребенка формируется чувство языка. Сле­довательно, методическим требованием развития речи учащихся является создание условий для активной речевой деятельности: вос­приятие образцов речи и мотивировка речевых высказываний.

Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой де­ятельности. Но стихийно усвоенная речь нередко бывает прими­тивна и неправильна. В связи с этим ряд задач решает школа.

1. Усвоение литературной языковой нормы. Детей учат отли­чать литературный язык от просторечия, диалектов, жаргонов, учат


литературному языку в его художественном, научном и разговор­ном вариантах. Школьники усваивают тысячи новых слов и новые значения известных им слов, грамматические формы и конструк­ции, учатся употреблять те или иные языковые средства в опреде­ленных речевых ситуациях.

2. Усвоение навыков чтения и письма. Вместе с этим дети ов­ладевают особенностями письменной речи в отличие от устно-раз­говорной, стилями ижанрами.

3. Совершенствование культуры речи, доведение ее до необхо­димого уровня. '

Совершенствование речевой деятельности учащихся предпола­гает формирование четырех обобщенных умений:

а) ориентироваться в ситуации общения, втом числе осознать
свою коммуникативную задачу;

б) планировать содержание сообщения;

в) формулировать собственные мысли и понимать чужие;

г) осуществлять контроль за своей речью, восприятием ее со­
беседником, а также за пониманием речи партнера. Для решения
указанных задач нужна планомерная работа по развитию речи. В
этой работе выделяются три направления:

— работа над словом;

— работа над словосочетанием и предложением;

— работа над связной речью.

Кроме того, в объем понятия «развитие речи» включается произ­носительная работа — дикция, орфоэпия, выразительность. Работа над словом является лексическим уровнем. Работа над словосочетанием и предложением — это синтаксический уровень. Лингвистической базой для этих двух направлений служат лексикология, словообразование, фразеология, стилистика, морфология и синтаксис. Работа над связной речью — это уровень текста. Основой для нее являются теория текста (лингвистика текста), логика, теория литературы.

Эти три направления работы развиваются параллельно, хотя и находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложения; первое и второе подготавливают связ­ную речь. В свою очередь, связные рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря и т.д.

Развивая речь учащихся, следует соблюдать четко определен­ные требования речи. Они же являются критериями оценки учени­ческих устных и письменных высказываний. Перечислим основные требования к речи учащихся: содержательность, логичность, точность, богатство, ясность, выразительность, правильность.

Содержательность речи. Это качество зависит от того, насколь­ко говорящий или пишущий хорошо знает то, о чем говорит или пишет. Когда высказывание построено на знании фактов, на на­блюдениях, когда тщательно обдумано, тогда оно содержательно.


 




Логичность речи. Речь должна быть последовательной, четко построенной, связанной в своих частях. Логичность предполагает обоснованность выводов, умение начать и завершить высказыва­ние. Логика речи определяется хорошим знанием предмета, а ло­гические ошибки являются следствием неясного, нечеткого знания материала, непродуманности темы или особенностями мыслитель­ной деятельности.

Точность речи. Это требование предполагает умение не просто изложить факты, наблюдения, чувства в соответствии с действи­тельностью, но и выбрать для этой цели оптимальные языковые средства — такие слова, словосочетания, фразеологические едини­цы, предложения, которые наиболее точно передают мысль.

Богатство языковых средств. Умение выбрать в разных ситуа­циях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание, — это требование, вытекающее из точности речи.

Ясность речи. Речь должна быть доступна слушателю и чита­телю, ориентирована на восприятие адресатом. Говорящий или пи­шущий учитывает возможности, интересы и другие качества адре­сата. Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложнен­ность синтаксиса; не рекомендуется перегружать ее цитатами, терминами, «красивостями». Речь должна быть коммуникативно це­лесообразна в любой ситуации и зависеть от цели высказывания, от условий обмена информацией.

Выразительность речи. Это качество предполагает воздействие на слушателя с помощью яркости языка и убедительности. Устная речь воздействует на слушателя интонациями, а письменная — об­щим настроением, отбором излагаемых фактов, выбором слов, их эмоциональной окраской, построением фраз.

Правильность речи. Данное качество обеспечивается соответстви­ем литературной норме. Различают правильность грамматическую (образование морфологических форм, построение предложений), орфографическую и пунктуационную для письменной речи, орфо­эпическую — для устной.

Перечисленные требования тесно связаны между собой и в си­стеме школьной работы выступают в комплексе.

Систематичность в развитии речи обеспечивается четырьмя ус­ловиями:

1) последовательностью упражнений;

2) перспективностью упражнений;

3) разнообразием упражнений;

4) взаимосвязью упражнений.

В современной школе развитие речи учащихся рассматривается как главная задача обучения родному языку. Это значит, что эле-


менты развития речи вплетаются в канву каждого урока и во вне­классные мероприятия.

Рассматривая лингвистические основы работы по развитию речи, необходимо учитывать ведущие положения функциональной сти­листики, культуры речи, лингвистики текста.

Функциональная стилистика предполагает, что речи «вообще» >не существует, есть ее разновидности, каждая из которых как бы обслуживает ту или иную сферу деятельности и общения. Условно выделено пять типовых сфер общения и соответственно им пять стилей речи:

1) разговорный (сфера обиходно-бытового общения);

2) научный (область науки и техники);

3) деловой (оформление официально-деловых отношений);

4) публицистический (общественно-политическая практика);

5) литературно-художественный (искусство).

.Каждый из этих стилей имеет свою специфику, которая обус­ловлена различием ситуаций общения. Своеобразие той или иной типовой ситуации общения выдвигает определенные требования к организации высказывания — к отбору как содержания, так и язы­ковых средств.

В связи с этим сделан важный методический вывод о том, что следует развивать не речь «вообще», а речь разговорную, деловую, художественную и т.д., формирование речевых умений детей нуж­но связывать с работой над конкретными стилями речи. Для на­чальных классов следует отобрать актуальные для реальной рече­вой практики младших школьников и наиболее контрастные сти­ли: разговорный, научно-деловой (средний между сугубо научным и официально-деловым) и литературно-художественный. Для пер­вого стиля характерна непринужденность, живость; для второго — строгость; для третьего — образность и эмоциональность.

Культура речи — это лингвистическая дисциплина, которая рас­сматривает два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо. Понятие правильности связывается с категорией нормы: соблюдение норм и есть правильность речи. Качествами хорошей (коммуникативно-целесообразной) речи являются ее точность, бо­гатство, выразительность. Таким образом, правильность и комму­никативная целесообразность — две ступени речевой культуры, выделяемые в современном языкознании.

Названная область лингвистики помогает четко определить за­дачи и содержание работы по совершенствованию культуры речи в школе: учить пользоваться средствами языка, т.е. говорить пра­вильно с учетом ситуации общения.

Лингвистика текста рассматривает и изучает особенности раз­ных типов текстов (описания, повествования, рассуждения), спе-


 




цифику построения предложений в каждом из них, способы раз­вития мысли, обеспечение связности фрагментов и т.д. Общепри­нятого определения понятия «текст» в лингвистике пока нет. Од­нако большинство лингвистов выделяют такие признаки текста:

— наличие группы предложений;

— их смысловая связность (единство предмета речи, т.е. темы, и наличие основной мысли и ее развития);

— структурная связность предложений.

Понимание отличительных особенностей текста позволяет до­статочно четко определять те умения, которые важно формиро­вать у младших школьников: умения понимать тему текста, рас­крывать ее всвоем высказывании, понимать основную мысль «чу­жой» речи, осознавать ее и развивать в своей речи, располагать предложения в нужной последовательности и связывать их между собой. Детей следует специально учить построению текста, втом числе учить осознавать предмет речи и основную мысль, а также отбирать сведения, необходимые для раскрытия темы и развития высказанной мысли.


Просмотров 1472

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!