Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






РАЗДЕЛ II. Искусство XVIII века



 

Тема 6. Искусство Франции.

Абсолютистская Франция в XVIII веке. Долгое правление Людовика XIV. Просвещение как явление грандиозного исторического масштаба. Борьба течений и художественных вкусов. Два господствующих стиля столетия: барокко (стиль Людовика XV) и неоклассицизм. Проблемы стиля. Рококо – стиль или стилевое течение? Неоклассицизм – вторая волна классицизма? Развитие жанрового многообразия. Расцвет бытового жанра. Радикальная смена вкусов в годы Великой Французской буржуазной революции. Господство классицистических законов в искусстве. Интерес к археологии и истории. Начало раскопок в Помпеях в 1748 году и влияние научных открытий на европейское искусство. Первые систематические изучения египетских древностей во время военной экспедиции Наполеона на берега Нила.

Антуан Ватто (1684 – 1721). Французский живописец первой трети столетия, представитель рококо. Сложные по цвету композиции с доминантой светлых оттенков: розовых, серых, голубых. Бытовой жанр был господствующим в его творчестве: «Мальчик савояр с сурком» (СПб., ГЭ), «Капризница», «Волонтеры». Излюбленная тема – жизнь представителей аристократического сословия в мире природы, паркового ансамбля, таинственного сада. Гармония человека и окружающего его пространства подчеркнуты спокойными композиционными схемами, плавными линиями, заложенными в основу построения картины. Стремление соединить иллюзорное пространство холста с пространством зрителя, придать временные характеристики живописному произведению: «Путешествие на остров Киферы» (Париж, Лувр). Цветовая гамма основана на сочетании сближенных оттенков: «Праздник любви». Часто встречаются пасторальные мотивы. Превращение образов беспечных пастушков с образами благородных придворных. Главные герои многих работ художника – персонажи комедии дель арте: «Жиль» (Париж, Лувр). Грусть и томление героя являются особой формой самовыражения, подобно роли Пьеро, должного грустить на публике.

Франсуа Буше (1703 – 1770). Представитель рококо. Исключительно светский дух его произведений заметен и в религиозных композициях. Художник широкого дарования. Прекрасный рисовальщик. Владел многими материалами рисунка: сангиной, итальянским карандашом, пастелью. Его мифологические картины исполнены не только высокой степени эстетизма, но и определенной доли эротики («Купание Дианы»; Париж, Лувр), иногда доходящей до непристойности («Прелюдия»). Обращался к пейзажному жанру: «Дикий лес» (Париж, Лувр), «Вид в окрестностях Бовэ» (СПб., ГЭ).



Ж.Б.С.Шарден (1699 – 1779), Ж.О.Фрагонар (1732 – 1806). Мастера бытового жанра, портрета, натюрморта. Шарден блестяще проявил себя в бытописании третьего сословия, возбудив интерес публики к простой жизни, далекой от роскоши и праздного безделья. «Молитва пред обедом». Художник насыщал свои картины тонким символизмом и яркими иносказаниями («Канарейка»; Париж, Лувр), порой обращая внимание зрителя к аллегориям (натюрморт «Атрибуты искусств»; СПб., ГЭ). Фрагонар умел находить интригу для, казалось бы, простого сюжета: «Поцелуй украдкой» (СПб., ГЭ). Порой сила чувств и жестов доведена в его работах до театральной декоративности: «Засов» (Париж, Лувр). Как и многие художники Франции XVIII века свободно обращался к эротическим сюжетам: «Экстаз» (Париж, Лувр).

Жак-Луи Давид (1748 – 1825). Живописец переходной эпохи, художник последней четверти XVIII – первой четверти XIX столетия. Гениальная одаренность Давида проявлялась во всем. Прекрасный рисовальщик, блестящий знаток пластической анатомии, мог с поразительным размахом выстраивать грандиозные сцены, наполненные большим количеством фигур: «Сабинянки» (Париж, Лувр). Творческий путь начался в правление Людовика XVI, как мастера неоклассицизма. Уравновешенность композиций доведена до геометрического совершенства: «Клятва Горациев» (Париж, Лувр). Один из родоначальников современной исторической картины. Создал полотна, в которых запечатлел бурю революционных событий: «Клятва в зале для игры в мяч», «Коронация Жозеффины» (Париж, Лувр). Был мастером портрета. В работах этого жанра слышны ноты зарождающегося романтизма: «Автопортрет», «Портрет мадам Рекомье» (Париж, Лувр). Художник-«документалист» с холодной бесстрастностью запечатлел смерть Марата в одноименной картине. Создал ряд портретов Наполеона I.



 

Тема 7. Искусство Италии.

Италия в XVIII веке. Блеск и нищета феодальной раздробленности. Сохранение многих добрых традиций предшествующих эпох в искусстве государств полуострова. Расцвет пейзажного жанра, развитие его особого вида – ведуты. Интерес к истории и археологии. Усиление роли бытового жанра в живописи. Господство двух стилей в искусстве: барокко и классицизма. Высокий профессионализм итальянских архитекторов, живописцев, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства обусловил интерес к их деятельности во всех уголках Европы. Появление итальянцев в России.

Франческо Гварди (1712 – 1793). Замечательный художник-пейзажист.Обращался к образам родной страны, любимой им Венеции. Создал удивительный «портрет» этого неповторимого города. Интерес находил в любом уголке Адриатической жемчужины. Торжественные выезды дожа («Бученторо у острова Лидо»; Париж, Лувр) сменяются тихими и уютными площадями-кампо («Вид венецианского дворика»; Москва; ГМИИ). Прекрасно и верно мог передать различные состояния природы, предвосхищая опыт импрессионизма: «Вид на Сан-Джоржо Маджоре» (Милан, Полди-Пеццоли). Обращался к историческому жанру: «Александр Македонский у мертвого тела царя Дария» (Москва, ГМИИ).

Джованни Антонио да Канале (1697 – 1768). Мастер венецианской ведуты. За умение точно и верно передать топографию каналов был прозван Каналетто. Его работы отличает некоторая сухость и педантичность. Активно использовал чертежные инструменты при работе над картонами для своих работ, что сближало его метод с приемами архитекторов. Применял камеру-обскуру: «Вид на остров Джудекку через венецианскую таможню», «Набережная Сан-Марко».

Бернардо Беллотто (1721 – 1780). Отличился документальной передачей видов не только итальянских городов, но и городов других стран. Много работал в Австрии и Германии: «Вид Вены от Бельведера», «Дрезден. Вид рыночной площади от Юденгофа», «Дрезден. Цвингер».

Джузеппе Мария Креспи (1665 – 1747). Представитель бытового жанра в искусстве Италии. Светотеневой рисунок его картин напоминает приемы Рембрандта и Караваджо. Был сосредоточен на передаче тихого мира простых людей. Тематически близок Шардену во Франции. «Обручение».

Джованни Баттиста Тьеполо (1696 – 1770). Художник так называемых больших жанров: религиозной, исторической и мифологической картины. Монументалист. Росписи в венецианских палаццо. В работах виден театрализованный подход, герои древней истории облачены в бутафорские одежды. Эпическая широта монументальных композиций.


Просмотров 356

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!