Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема 1. Искусство Голландии



Исторический фон развития северо-западного региона континентальной Европы. Утрехтский договор 1579 года. Появление независимого государства. Республиканское политическое устройство с сохранением некоторых привилегий дворянства. Расцвет экономической, научной и культурной жизни Голландии на рубеже XVI – XVII веков. Особая позиция художника в обществе, зарождение искусства как массового явления. Художественный рынок. Гильдия Св. Луки. Иерархия жанров. Развитие т.н. малых жанров – пейзажа и натюрморта. Великие и малые голландцы.

Рембрандт Гарменс ван Рейн (1606-1669). Универсальный гений, график и живописец, художник широкой жанровой направленности. Соединение в творчестве народного юмора, библейской назидательности и университетской учености. Полихромия раннего периода, работа в Лейдене – «Изгнание торгующих из храма» (Москва, ГМИИ). Черты караваджизма в творчестве. Создание особого светотеневого приема – «Женщина, примеряющая серьги» (СПб., ГЭ). Увлечение мифологическим жанром – «Даная» (СПб., ГЭ), «Похищение Ганимеда» (Дрезден, Картинная Галерея). Мастерство в трактовке социальных типов, превращение портрета в тематическую картину – «Ночной дозор» (Амстердам, Риксмузеум). Создание психологических портретов, глубокий анализ образа портретируемого – «Портрет старика в Красном» (СПб., ГЭ). Драматизм евангельских коллизий. Исключительно личный подход к сценам Священного Писания – «Возвращение блудного сына» (СПб., ГЭ).

Ян Вермеер Дельфтский (1632 – 1675). Жизнь скромного торговца. Редкие сведения о личной судьбе. Многочисленные гипотезы и догадки в науке. Фальсификации работ Вермеера в XX веке. Знакомство художника с научными и техническими достижениями эпохи. Использование камеры-обскуры. Преимущественное обращение к бытовому жанру – «У сводни» (Дрезден, Картинная Галерея), «Молочница» (Амстердам, Риксмузеум). Внутренне проникновенные портретные образы «Девушка с жемчужной серьгой» (Гаага, Маурицхейс). Первые в мировой истории пленэрные пейзажи – «Вид Дельфта» (Гаага, Маурицхейс), «Улочка в Дельфте» (Амстердам, Риксмузеум).



Франс Хальс (1581/1585-1666). Выдающийся портретист. Разнообразие персонажей, социальные типы и образы – «Смеющаяся девушка» (Париж, Лувр), портрет Вильяма Хейтхейзена (Мюнхен, Старая Пинакотека), портрет молодого человека (СПб., ГЭ).

Малые голландцы. Городская жизнь в картинах Яна Стена (1626 – 1679), Герарда Терборха (1617 – 1681), Габриэля Метсю (1629 – 1667). Пейзажи родной страны в произведениях Якоба Исаакса ван Рейсдаля (1628/1629 – 1682), Филипса Ваувермана (1619 – 1668), Альберта Якобса Кейпа (1620 – 1691). Мир простых вещей в натюрмортах Питера Класса (1597 – 1661), Виллема Класа Хеды (1594 – 1680), Виллема Калфа (1619 – 1693). Значение голландской живописи для искусства Нового времени.

 

Тема 2. Искусство Фландрии.

Утрехтский договор 1579 года. Южные Нидерланды под властью Испанской монархии. Сохранение политического значения дворянства. Господство католической церкви. Наличие феодальных институтов. Развитие религиозного искусства. Удовлетворение эстетических потребностей знати и крупной буржуазии.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Гениальный художник. Универсальное дарование мастера: работал почти во всех жанрах известных в его эпоху. Один из создателей современной исторической картины. Человек больших знаний и утонченной образованности. Политик, дипломат, талантливый педагог. Мастерская Рубенса насчитывала десятки учеников и подмастерьев. С особой силой талант живописца проявился в многофигурных композициях на религиозную и мифологическую темы: «Изгнание Агари» (СПб., ГЭ), «Пир у Симона фарисея» (СПб., ГЭ), «Вакх» (СПб., ГЭ), «Суд Париса» (Мюнхен, Старая Пинакотека). Разрабатывал охотничий жанр как особую форму анималистического: «Охота на гиппопотама». Продолжал традицию нидерландского космического пейзажа: «Пейзаж с радугой» (СПб., ГЭ). Автор многочисленных портретов, в которых с особой силой выявлены психологические черты человека Нового времени. «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», «Портрет францисканского монаха» (Обе работы в СПб., ГЭ), «Соломенная шляпка» (Лондон, Национальная галерея).



Антонис Ван Дейк (1599 – 1641). Выдающийся портретист XVII века. Оставил после себя великолепную галерею современников. Представитель парадного аристократического портрета. Работал в Англии, Фландрии, Италии. При дворе Карла I Стюарта создал замечательные живописные образы английских придворных и самого короля. «Портрет Карла I в охотничьим костюме» (Париж, Лувр). Умел показать хрупкий, интимный мир близких ему людей: «Автопортрет с семьей». Обращался и к многофигурным композициям на библейские и мифологические сюжеты. «Мадонна с куропатками» (СПб., ГЭ).

Якоб Йорданс (1593 – 1678). Замечательный фламандский живописец многофигурной композиции. Автор многочисленных работ на религиозную и античную тематику. Умел показать телесную мощь барочных персонажей с духовной экзальтацией религиозного экстаза: «Апостол Павел и Варнава в Листре» (СПб., ГЭ). Античный миф понимал в традициях своей эпохи как веселую сказку, поучительную в основе: «Сатир в гостях у крестьянина» (Москва, ГМИИ). Народную жизнь изображал в самых разных ее проявлениях. Грубый народный юмор как источник непрекращающейся духовной силы нации: «Король пьет», «Праздник бобового короля» (СПб., ГЭ).

Натюрморт фламандской школы наиболее характерно представлен в творчестве Франца Снейдерса (1579 – 1657) и Яна Фейта (1611 – 1661). Своеобразие южно-нидерландского натюрморта. Его отличие от этого жанра в Голландии. «Рыбная лавка» Ф.Снейдерса; «Фрукты в чаше на красной скатерти» Я.Фейта (Обе работы в СПб., ГЭ).

Тема 3. Искусство Испании.

Испанская монархия на рубеже XVI – XVII веков. Абсолютизм и исключительная роль инквизиции в жизни страны. Господство католической церкви над всеми сферами общественных отношений. Постепенное ослабление государства. Правление Филиппа IV. Влияние положений Тридентского собора (1545 – 1563) на развитие искусства. Наиболее долго сохраняющиеся традиции средневекового искусства. Причудливый их сплав с характерными чертами маньеризма и раннего барокко. Творчество Эль Греко (1541 – 1614).

Диего Родригес да Сильва Веласкес (1599-1660). Гениальный художник мировой живописи. Один из выразителей гуманистических идеалов в испанском искусстве. Удивительное предвидение нравственных исканий человека Нового времени. Замечательный колорист, мастер многофигурных композиций.

Периоды творчества. Ранний этап связан с увлечением караваджизмом. Монохромная гамма, ограниченная палитра. «Кухарка» (Эдинбург, Национальная галерея), «Завтрак» (СПб., ГЭ). Жанр бодегонес и передача реалий античной мифологии в бытовым, повседневном ключе: «Вакх», «В кузнице Вулкана» (Мадрид, Прадо). Знакомство с Рубенсом. Покровительство Филиппа IV. Вопросы интерпретации произведений Веласкеса. Трудности трактовки сюжета: «Пряхи» (Мадрид, Прадо), «Сдача Бреды» (Мадрид, Прадо), «Менины» (Мадрид, Прадо). Работы над оформлением интерьеров королевского дворца Алькасара. Поездки в Италию, знакомство с шедеврами Возрождения. Единственная испанская картина XVII века с обнаженной женской натурой – «Венера перед зеркалом» (Лондон, Национальная Галерея).

Веласкес – один из создателей психологического портрета. Удивительная глубина и выразительность трактовки внутреннего мира героев. «Дон-Жуан Австрийский», «Дон Антонио англичанин», «Эзоп» и др. Величественные и одновременно интимные портреты короля и членов королевской семьи: «Портрет инфанты Маргариты» (Киев, Музей западного искусства), «Конный портрет Бальтазара-Карлоса» (Мадрид, Прадо). Камерные портреты, исполненные особого изящества: «Портрет графа Оливареса» (СПб., ГЭ). Значение творчества Веласкеса для развития мирового искусства.

Тема 4. Искусство Франции.

Особенности развития государства. Усиление абсолютизма, выразителем которого в искусстве был стиль классицизм. Работы над проектом Восточного фасада Лувра. Победа К.Пьерро; неудачи Дж.-Л.Бернини. Отказ от его проекта Людовика XIV.

Никола Пуссен (1594 – 1665). Гениальный французский художник.Представитель классицизма, один из родоначальников нового европейского стиля. Большую часть жизни прожил в Италии в Риме. Влияние на творчество оказали памятники античности и искусство мастеров Возрождения. Человек широкого дарования. Обладал глубокими познаниями в истории, литературе, математике. Значение для его живописи теории модусов. Писал картины на религиозные, исторические и мифологические сюжеты. Автор портретов, среди которых особенно известен автопортрет 1650 года (Париж; Лувр).

Художник-философ. Рассуждал средствами живописи о месте человека в мире, его отношении к горю и счастью, покою мудреца и самодостаточности аскета. «Аркадские пастухи» (Два варианта: Париж, Лувр; Четсворт, Собрание герцога Девонширского). Героический образ в картинах «Мученичество Св.Эразма», «Битва Израильтян с Амаликитянами» (СПб., ГЭ). Гармония природы и человека, причудливые сцены «Метаморфоз» Овидия в композициях «Царство Флоры» (Дрезден, Картинная Галерея), «Царь Мидас и Вакх» (Мюнхен, Старая Пинакотека), «Ацид и Галатея».

Жорж де Ла Тур (1593 – 1652). Художник бытового жанра. Замечательный продолжатель идей караваджизма. Разработка контрастного освещения в композициях. Игра света и тени достигает предельной силы и выразительности. Религиозные темы подавал в жанровом ключе, сближая библейские древности с современной ему эпохой: «Детство Христа», «Кающаяся Мария Магдалина» (Париж, Лувр). Интерес к образу современника: «Менялы» (Львов, Картинная Галерея).

Антуан (1588 – 1648), Луи (1603 – 1648) и Матье (1607 – 1677) Ленен. Художники, развивающие бытовой жанр в классицистической Франции. Так называемые мастера внестилевых направлений. Интерес к жизни третьего сословия. Известная степень демократизации сюжетов и тем в искусстве. «Семейство молочницы». Обилие жизненного материала и точность в воспроизведении житейских ситуаций и сцен. Особенности бытового жанра во Франции. Общее и различное в сравнении с жанром в Голландии. Воллантен де Булонь (1591 – 1632). «Барочный» караваджист. Сочетание линеарной и цветовой пластики с резким противопоставлением света и тени: «Суд царя Соломона», «Гадалка» (Париж, Лувр).

 

Тема 5. Искусство Италии.

Тридентский собор (1545 – 1563). Его влияние на искусство католических стран. Развитие барокко в Италии как осмысление наследия Ренессанса. Предтечи барокко: Микеланджело Буонаротти, Дж. Вазари, Дж. Романо, Паоло Веронезе, поздние маньеристы. Развитие трех тенденций: Болонская Академия, римская школа барокко и внестилевые течения.

Микеланджело да Караваджо (1570/1571 – 1610). Замечательный итальянский живописец рубежа XVI – XVII веков. Художник сложной и трагической судьбы. Постоянные странствия и скитания, преступная деятельность и уголовное преследование. Разрабатывает художественной прием особой силы – контрастное столкновение света и тени (тенебросо). Влияние его творческих исканий на многие европейские школы столетия. Внестилевой характер проявлен в бытовом жанре и в «опрощении» религиозной картины, лишении композиций аристократического пафоса и помпезной торжественности. Образы картин Караваджо народны и аскетичны, близки идеалам апостольского христианства. «Распятие Св. Петра», «Обращение Савла», «Смерть Марии». Конфликт с заказчиками, с церковью. Серия картин, посвященных апостолу Матфею: «Призвание апостола Матфея».

Создание портретных образов, близких по замыслу тематической картине. «Лютнист» (СПб., ГЭ), «Мальчик, укушенный ящерицей», «Вакх». Изображение людей из народа, часто внешне отталкивающих. Усиление земных черт персонажей. Влияние на процесс дальнейшей демократизации религиозного жанра, на искусство более поздних времен: Дж.Креспи (XVIII век).

Дж.Лоренцо Бернини (1598 – 1680). Выдающийся итальянский архитектор и скульптор барокко. Наиболее яркий выразитель стиля. Художник широчайших дарований. Автор знаменитой колоннады и комплексного решения композиции площади Св. Петра в Риме. Автор проекта Восточного фасада Лувра, который был исполнен в барочных чертах, но не осуществлен.

Бернини довел до иступленного совершенства степень обработки материала в скульптуре – мрамора. Его работы созданы на грани иллюзорного растворения камня в воздушной среде. И в скульптуре и в архитектуре рассчитывал оптические эффекты, добиваясь обмана зрения либо особой игрой света и тени («Экстаз Св. Терезы»), либо применением законов линейной перспективы (Скала Реджа в Ватикане).

Сложные по замыслу и сочетанию материалов скульптурные надгробия. Работа над оформлением храмовых интерьеров: создание Сени в соборе св. Петра в Риме. В скульптурном портрете стремление передать душевное напряжение модели, барочную динамику души, внутреннее переживание образа. «Портрет Констанции Буонарелли».

Сальватор Роза (1615 – 1673). Представитель внестилевого направления. Живописец бытового жанра, ищущий особую тематику в авантюрном мире XVII века. Соединял практику караваджизма с «романтическими» исканиями некоторых художников своего поколения. Главные герои – разбойники, солдаты, контрабандисты. Религиозные аллюзии в жанровых картинах: «Солдаты, играющие в кости» (Москва, ГМИИ).


Просмотров 466

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!