![]() Дисциплины:
Архитектура (936) |
РАЗДЕЛ I. Искусство XVII века
Министерство культуры Российской федерации Санкт-Петербургский Государственный университет Культуры и Искусств
Факультет культурологии Кафедра музееведения и экскурсоведения Факультет музееведения и экскурсоведения.
История искусства Часть VII.
Зарубежное искусство HОВОГОиНовейшего времени
Программа и методические материалы Для студентов специальности 070503 « Музейное дело и охрана памятников» Санкт-Петербург ББК 85.103 (0) 6 УДК 7 (100) (073) З - 35
Программа рекомендована к изданию Редакционно-издательским советом Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств
Составитель: А.С.Мухин, кандидат философских наук, доцент
З – 35 Зарубежное искусство Нового и Новейшего времени: Программа курса / сост. А.С.Мухин; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: СПбГУКИ, 2012. – 41 с.
ББК 85.103 (0) 6 УДК 7 (100) (073) З - 35
© Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств», 2009 I. Организационно-методический раздел.
1. СТРУКТУРА КУРСА. Курс состоит из четырех разделов. Первый раздел («Искусство XVII века»)посвящен развитию европейских художественных школ XVII столетия и виднейшим представителям искусства Голландии, Фландрии, Франции, Испании и Италии. Во втором разделе («Искусство XVIII века») отражена эволюция европейского изобразительного искусства в творчестве мастеров различных стилей и течений. В третьем разделе («Искусство XIX века») рассматриваются достижения европейских художников позднего классицизма, романтизма и становление реалистических тенденций в пейзаже, портрете, жанре, приведшие к исканиям импрессионистов и постимпрессионистов в последней четверти столетия. В четвертом разделе («Зарубежное искусство XX века») – общие проблемы искусства новейшего времени, формирование художественного радикализма многочисленных групп, творческих объединений, стилей и направлений. Процесс изучения материала осуществляется в 9 семестре V курса в аудиторные часы (лекционные и семинарские занятия), которые студент проводит в совместной работе с преподавателем, и во время самостоятельной работы дома, в библиотеке или в музее. Самостоятельно студент изучает литературу к курсу, произведения искусства в музейных залах, работает с материалами лекционного конспекта, готовиться к семинарским занятиям и экзамену. 2. ПРЕДМЕТ КУРСА. Предметом курса является творчество виднейших мастеров мирового искусства, созданные ими произведения в коллекциях музеев мира, основные тенденции художественной культуры, определявшие пути развития изобразительного искусства за последние четыре столетия. 3. ЦЕЛЬ КУРСА. Целью курса является знакомство студентов с основными явлениями изобразительного искусства XVII – XX веков, произведениями, созданными за этот период, историческими закономерностями развития художественной культуры, а также интерпретация формального и содержательного компонентов шедевров мирового значения. 4. ЗАДАЧИ КУРСА. · Знакомство с биографиями известных художников; установление влияния фактов личной судьбы на творческий процесс мастеров мирового искусства. · Знакомство с произведениями искусства; интерпретация формального и содержательного компонентов произведения посредством формально-стилистического искусствоведческого анализа. · Освоение терминологии, категориального и понятийного аппарата художественной культуры XVII – XX века. · Определение влияния общественно-политических, религиозных, научных, философских и общекультурных явлений на развитие изобразительного искусства и характер отдельных его произведений. · Знакомство с источниками по истории искусства Нового и Новейшего времени (письма художников, автобиографическая проза, дневники, воспоминания современников) и изучение их на семинарских занятиях. · Выявление аксиологической проблематики искусства XX века и современной художественной культуры с последующим анализом этой проблематики. · Приобретение навыков в деле сравнительного, формально-содержательного искусствоведческого анализа на материале изобразительного искусства XVII – XX столетий. 5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА. Сведения о развитии искусства Нового и Новейшего времени должны занять место в общей системе представлений студента выпускного курса о различных этапах развития человеческой цивилизации. Студенту следует запомнить не только отдельные произведения искусства, звучавшие в качестве примеров во время лекционных и семинарских занятий, но и научиться понимать их художественную природу, смысл и назначение. Необходимо видеть в этих произведениях не случайное явление, а результат закономерного развития мирового искусства с древнейших времен и до наших дней; уметь понимать художественную структуру памятника и чувствовать такие интенции мастера, которые стали причиной его возникновения, иными словами, творческий импульс, породивший шедевр мирового значения. За время обучения студенту необходимо овладеть следующими знаниями и навыками: v освоить периодизацию мировой художественной культуры, хронологическую последовательность стилей, течений, направлений и творческих объединений в искусстве Нового и Новейшего времени; v освоить терминологический и понятийный аппарат искусства XVII – XX веков; v познакомиться с историческими фактами, связанными с различными изменениями в искусстве, а также нашедшими отражение в конкретных памятниках живописи, скульптуры и графики; v познакомиться с творческими судьбами художников; v принять во внимание влияние географических, политических, экономических, религиозных, научных, философских явлений на изобразительное искусство Нового и Новейшего времени; Ø научиться видеть художественное произведение, понимать его эстетическую природу; Ø научиться анализировать произведение искусства, исходя из социо-культурных особенностей создавшей его эпохи – от барокко и классицизма до конструктивизма и постмодернизма. 6. МЕСТО КУРСА В ОБЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТА. Данный курс поможет освоить материал изобразительного искусства четырех столетий наиболее бурного и противоречивого развития мировой художественной культуры во всем многообразии сменявших друг друга концепций, доктрин, стилей, направлений, техник и приемов. Вместе с тем, курс завершает изучение мирового искусства, осуществлявшееся в течение всех пяти лет учебы в университете. Будущий специалист в области музееведения и экскурсоведения в своей профессиональной деятельности столкнется с произведениями изобразительного искусства, встретит проблемы искусствоведческого характера, как в музейной среде, так и в городском, историко-природном и культурно-историческом ландшафте. Для решения задач, связанных с историей изобразительного искусства, необходимо иметь представления о периодах этой истории, одним из которых является период искусства Нового и Новейшего времени. II. Тематический план курса.
III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. РАЗДЕЛ I. Искусство XVII века.
|