Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ВОЗРАСТ 1 г. 3 мес. — 2г. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ



Пришвина А. В. и др.

Г85 Игры-занятия с детьми раннего возраста с наруше­
ниями умственного и речевого развития: Кн. для лого­
педа. Из опыта работы/А. В. Гришвина, Е. А. Пузырев-
ская, Е. В. Сочеванова. М.: Просвещение, 1988.—
93с. ••••>:}

ISBN 5-09-000393-9

В книге раскрываются содержание я методы квррекнионно-логопедической работы с детьми раннего возраста с н*руш€НИЯМИ умственного и речевого развития. Приводятся примерные планы проведения игр-занятий с данной категорией детей.

ББК 74.3
инф. письмо 88
, 1988

4310010000—628 103(03)—88

Издательство

ISBN 5-09-000393-9


предисловие

Подготовка детей к успешному обучению, создание бла­гоприятных условий для укрепления здоровья маленьких граждан, их интеллектуального развития требует от лого­педов целенаправленной, вдумчивой, творческой работы. Мобилизация усилий для достижения высоких конечных ре­зультатов требуется и от воспитателей и логопедов специа­лизированных дошкольных учреждений, которые посещают дети с органическим поражением центральной нервной си­стемы (олигофрения в степени дебильности и легкой степе­ни имбецильности) и выраженной темповой задержкой психо-речевого развития.

Логопедическая работа является важным звеном ком­плексного медико-педагогического воздействия на ребенка. Она стимулирует речевую функцию, расширяет коммуника­тивно-познавательную деятельность малыша, способствует развитию его мышления.

Для более четкой организации логопедической работы в условиях специализированных дошкольных учреждений, весь процесс обучения, описанный в пособии, разделен на 3 этапа с указанием поэтапных задач речевого и интеллек­туального развития малышей. Основополагающим момен­том такого деления является возраст ребенка (от 1 г. 3 мес. до 4 лет включительно). Каждый этап соответствует при­мерно одному учебному году.

Период пребывания ребенка на том или ином этапе обу­чения может быть различным в зависимости от тяжести на­рушений в интеллектуальной и речевой сферах. Соответст­венно одни дети могут усваивать материал быстрее, дру­гие — медленнее. Желательно, чтобы малыш находился на каждом этапе обучения до полного усвоения им материала.

В пособии приведены образцы игр-занятий, способствую­щие осуществлению основной задачи каждого этапа обуче­ния. Так, на нервом этапе это развитие активной речи детей до уровня звукоподражаний, лепетных и нескольких обще­употребительных слов: на, дай, тетя и т. п., на втором эта­пе—-формирование речи, состоящей из простых нераспрост­раненных предложений, содержащих подлежащее и сказуемое, и, наконец, на третьем этапе предполагается формирование речи, основу которой составляют простые распространенные предложения, содержащие кроме подле­жащего и сказуемого второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельства). : Все тематические разделы, представленные в пособии, и




 


 

 


соответствующие им игры-занятия направлены на стимули­рование речевой функции, речевого общения, а следователь­но, и на совершенствование функций и процессов высшей нервной деятельности, интеллекта.

Особое место в логопедической работе должно занимать развитие у детей сенсорного восприятия, так как в раннем возрасте оно является основой познания окружающей дей­ствительности, а успех работы логопеда по развитию речи и интеллекта ребенка находится в прямой зависимости от уров­ня его сенсорного восприятия. Дети раннего возраста в про­цессе своей деятельности, в частности игры, знакомятся со свойствами и качествами окружающих предметов (формой, цветом, величиной). Это положение в значительной мере определяет содержание и цель работы логопеда на всех эта­пах обучения.

При планировании занятий необходимо уделять долж­ное внимание развитию зрительного и слухового восприя­тия, мелкой моторики рук, пространственной ориентировки. Занятия по этим разделам должны проводиться на протя­жении всех трех лет обучения со всеми детьми. Занятия по формированию правильного речевого дыхания, артикуля­ционной моторики организуются только с теми детьми, ко­торые имеют соответствующие нарушения.

Учитывая особенности нервно-психических нарушений и возраст данного контингента детей, специальные занятия над фонетической стороной речи, ее грамматическим строем и структурой слов не проводятся. По этим разделам работа ограничивается обучением подражанию речи логопеда, ко­торый в процессе занятий направляет внимание малыша на правильное произнесение слов и построение предложе­ний. Речь взрослого должна быть неторопливой, четкой, но нескандированной; тон обращения к ребенку — спокойным, доброжелательным.



На всех этапах обучения логопедические занятия долж­ны быть преимущественно индивидуальными, так как в этом случае логопед имеет возможность выявить, учесть особенности психо-речевого развития каждого ребенка и соответственно им планировать обучение^ Необходимо пом­нить, что индивидуальные занятия всегда продуктивнее групповых, однако и групповые могут иметь место на всех этапах обучения. Они проводятся с детьми примерно одного возраста и уровня речевого и интеллектуального развития при повторении и закреплении пройденного материала, а также в тех случаях, когда сам характер занятия требует участия нескольких детей. Количество одновременно зани-


мающихся не должно превышать 3—4 человек. Продолжи­тельность индивидуальных занятий составляет 10—15 мин, групповых — до 25 мин.

Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания малышей, необходимо в течение занятия менять виды их деятельности. Игровой, дидактический материал дается в ограниченном количестве до полного усвоения его детьми. Во время логопедических занятий используются яр­кие и озвученные игрушки, красочные дидактические посо­бия, способные привлечь внимание детей, заинтересовать их. Занятия проводятся в игровой форме на положительно-эмо­циональной основе.

Работа логопеда проводится в тесном контакте с педаго­гом-дефектологом и воспитателем группы. Так, если в дан­ный период логопед работает над расширением словаря де­тей, то задача воспитателя — закрепить данный словарь в процессе повседневной деятельности. С этой целью логопед предварительно знакомит воспитателя группы с особенно­стями речи и состоянием интеллекта каждого малыша, дает рекомендации по проведению занятий и подбору дидактиче­ского материала. Контроль за выполнением рекомендаций логопед осуществляет в плановом порядке.

По общепедагогическому плану дети знакомятся с окру­жающей действительностью, для чего используются диа­фильмы, детские передачи по телевидению, целевые про­гулки за территорию учреждения, живые уголки в груп­пах и т. п.

Для занимающихся с логопедом детей желательно иметь картотеку. В карточку (или в индивидуальную тетрадь) вносятся краткие анамнестические данные каждого малы­ша, диагноз врача-психоневролога, логопедическая харак­теристика. Здесь же логопед периодически отмечает дина­мику развития речи и интеллекта ребенка.

В помощь логопеду помимо поэтапных характеристик особенностей развития детей в пособии даны примерные образцы игр-занятий, которые можно варьировать и ис­пользовать в зависимости от целей и задач каждого за­нятия.

При разработке игр-занятий авторы частично исполь­зовали дидактический материал, разработанный Н. М. Ак-сариной, Е. И. Тихеевой для умственно-речевого развития здоровых детей, адаптировав его с учетом данного контин­гента детей.


ПЕРВЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

ВОЗРАСТ 1 г. 3 мес. — 2г. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

У большинства детей раннего возраста, имеющих нару­шения в речевом и интеллектуальном развитии, слабо выра­жен интерес к окружающему, почти отсутствует реакция на новизну. Сенсорное восприятие крайне обеднено. Контакт со взрослыми устанавливается не сразу и носит формаль­ный характер. Внимание неустойчивое, поверхностное. Длительность сосредоточения даже в организованной дея­тельности не превышает 1,5—2 мин, что вызывает необходи­мость постоянного направления его извне. Моторная актив­ность снижена, координация движений в той или иной сте­пени нарушена. Отмечается слабость или недостаточность совместного взаимодействия руки и глаза. Захват предмета осуществляется всей кистью. Игровая деятельность не раз­вита, игра манипулятивная.

Большинство детей находится на уровне эмоционально­го общения, и лишь немногие ребята могут выполнить 2— 3 стериотипные инструкции, подкрепленные указательным (поясняющим) жестом. Общение со взрослыми осуществля­ется с помощью жестов, сопровождаемых лепетными звука­ми или звуковыми комплексами, однообразными по своему звуковому составу и интонации, мало понятными для окру­жающих.

В результате занятий к концу первого этапа обучения речь ребенка поднимается до уровня звукоподражаний, ле­пета и первых, наиболее часто употребляемых слов типа на, дай, ляля и т. п. Пассивный словарный запас увеличи­вается настолько, что малыш может выполнять элементар­ные побудительные инструкции в определенной ситуации в сопровождении указательного жеста и без него.

В процессе игры дети овладевают целевыми действиями с предметами по инструкции: открой-закрой, надень-сними, достань-положи и т. п. У них несколько улучшается зритель­ное и слуховое внимание. Совершенствуются мелкая мото­рика рук, координация движений. Формируется функция противопоставления большого пальца остальным. Манипу­лятивная игра сменяется процессуальной,


ОБРАЗЦЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!