Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Методические указания для студентов



 

(для практических занятий)

 

 

Дисциплина – пропедевтика

детских болезней

Специальность – педиатрия 060103

Курс - III Семестр - V

 

Уфа

 

Тема: Оценка физического развития ребёнка различными способами. Оценка патологических отклонений физического развития детей

на основании рабочей программой дисциплины «Пропедевтика детских болезней», утвержденной 14 июня 2013 г.

 

 

Рецензент: профессор Т.Б.Хайретдинова

 

Автор: ассистент Нугуманова Р.Т.

 

Утверждение на заседании № 13 кафедры пропедевтики детских болезней

от 29 июня 2013 г.

 

 

1. Тема и ее актуальность. Одним из основных разделов работы врача – педиатра является контроль за состоянием здоровья ребёнка. Физическое развитие является одним из показателей здоровья и входит в его комплексную оценку. Оценка физического развития позволяет выделить группы риска детей, что имеет важное значение для ранней диагностики различных заболеваний и состояний. Относительная простота методов контроля за физическим развитием определяет их практическую значимость. Физическое развитие детей является объективным критерием здоровья человека. Отклонения в состоянии развития детей обязательно отражаются на показателях физического развития. Врач при каждом обследовании ребёнка оценивает уровень физического развития для своевременного выявления отклонений, поэтому он должен в совершенстве владеть методикой оценки физического развития детей.

 

2. Цель занятия: овладение методикой оценки физического развития ребёнка различными способами.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

· определение физического развития;

· законы нарастания массы тела и роста;

· пропорции детского тела;

· методику проведения антропометрических измерений;

· методику оценки по таблицам стандартов центильного типа;

· изменения основных антропометрических показателей;

· семиотику нарушений физического развития.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

· провести опрос матери о физическом развитии ребёнка;

· провести соматоскопию и оценить вторичные половые признаки;

· провести соматометрию;

· дать заключение о физическом развитии и выявить отклонения и симптомы нарушений физического развития.

 

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:



Вопросы для самоподготовки:

1) основные законы роста и физического развития

2) факторы, влияющие на физическое развитие ребёнка;

3) способы и методы оценки физического развития детей;

4) методика соматометрии;

5) пропорции детского тела, антропометрические индексы;

6) изменения основных антропометрических показателей (нанизм, общая задержка физического развития, гипотрофия, ожирение).

 

4. Вид занятия: практическое занятие

5. Продолжительность занятия: 4 академических часа

 

6. Оснащение

6.1. Дидактический материал:

- видеофильм;

- весы;

- ростомер;

- сантиметровая лента;

- таблицы;

- схемы;

- центильные шкалы;

- таблица Чичко.

6.2. ТСО: видеодвойка

 

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений

Тестовые задания для самоконтроля (приложение 1).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия:

1) законы роста;

2) пропорции детского тела в возрастном аспекте;

3) способы и методы оценки физического развития;

4) формулы и расчёты при оценке физического развития эмпирическим способом, антропометрические индексы;

5) стадии развития вторичных половых признаков;

6) параметрический способ оценки (по таблицам стандартов, шкалам регрессии), комплексная оценка;

7) оценка биологического уровня развития;

8) оценка физического развития по центильным шкалам по схеме Дорохова-Бакваха и таблице Чичко;

9) семиотика нарушений физического развития: гипотрофии, гипостатуре, паратрофии, ожирения;

10) нарушения физического развития и роста у детей.

 

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приёмов по данной теме (соматометрия, оценка физического развития эмпирическим, параметрическим и центильным способами) и методики выявления нарушений физического развития.



 

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя

Алгоритм действия студента при самостоятельной работе по оценке физического развития

1. Сбор жалоб, истории развития жизни заболевания.

2. Оценка физического развития начинается с соматоскопии и соматометрии - взвешивания, измерения роста, длины туловища, ноги, окружности головы, груди, плеча, бедра, голени; определение средней точки тела, соотношения верхних и нижних сегментов, отношения высоты головы к росту.

Измерение длины телау детей первых двух лет жизни производится в положении лёжа с помощью специального ростомера. Ребёнка укладывают в ростомер на спину так, чтобы его макушка плотно прикасалась к неподвижной поперечной планке ростомера. Помощник фиксирует голову ребёнка в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка распрямляют легким надавливанием на колени. Подвижную планку ростомера плотно при­жимают к пяткам. Расстояние между подвижной и неподвижной планками со­ответствует длине тела ребёнка.

Массу телаопределяют на специальных детских весах с максимально до­пустимой нагрузкой до 15 кг и точностью измерения до 10 кг. Вначале взвеши­вают пелёнку, затем при закрытом коромысле на весы и ранее взвешенную пе­лёнку укладывают полностью раздетого ребёнка таким образом, чтобы его го­лова и плечевой пояс находились на широкой части лотка, а ножки - на узкой. Если ребёнок умеет сидеть, то его можно посадить на широкую часть весов, по­местив ноги на узкой части. Показания снимают с той стороны гири, где имеет­ся вырезка, нижняя гиря помещается только в имеющиеся на нижней шкале гнёзда. После записи результатов гири ставят на ноль, коромысло закрывают и ребёнка снимают с весов. Для определения массы тела ребёнка из показаний ве­сов необходимо вычесть массу пелёнки.

Длина туловищаизмеряется между верхнегрудинной и лобковой точками, длина руки - расстояние между плече­вой и лучевой точками, длина ноги равна высоте стояния вертикальной точки над полом.

Окружностиизмеряют с помощью сантиметровой ленты.

Окруж­ность головыопределяют наложением ленты, проводя её сзади по затылочной точке, а спереди - по надбровным дугам. Ленту накидывают в направлении от правой височной области до левой и результат определяют надо лбом. Окруж­ность груди измеряют трижды: при спокойном дыхании, на высоте вдоха и вы­доха. Измерительную ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускают и проводят ленту спере­ди по среднегрудинной точке.

Окружность животаизмеряют на уровне пупка, а при значительном увеличении его - в области максимального выпячивания.

Ок­ружность плечаизмеряют на свободно опущенной руке, сантиметровую ленту на­кладывают в месте наибольшего утолщения двуглавой мышцы.

Окружность бедра измеряют при наложении сантиметровой ленты под ягодичной складкой, ребёнок при этом должен стоять, расставив ноги на ширину плеч.

Окружность голениопределяют в месте максимального объёма икроножной мышцы. При измерении нижнего и верхнего сегментов тела за длину нижнего сегмента телапринимается высота стояния лобковой точки.Размер верхнего сегментапред­ставляет собой разницу между ростом и нижним сегментом.

 

На I этапе обследования ребёнка особое внимание следует уделить выявлению жалоб, свидетельствующих о заболеваниях опорно-двигательного аппарата: нарушение походки, осанки, деформация костей, асимметрия мускулатуры, изменение конфигурации суставов, объёма и характера движения, появление болей при физической нагрузке.

При сборе анамнеза заболевания особое внимание следует уделить времени возникно­вения указанных симптомов, их возможной причине (течение беременности, родов, наличие внутричерепной родовой травмы, наследственная отягощённость, семейный анамнез, трав­мы). На основании данных расспроса делается заключение о наличии заболевания опорно-двигательного аппарата и её возможной причине.

 

На II этапе проводится осмотр ребёнка, при котором обращается внимание на:

- положение больного;

- форму, размеры, положение головы;

- симметричность шейно-плечевых линий, сосков, углов лопатки, треугольников талии;

- форму грудной клетки, грудины, наличие «гаррисоновой» борозды, со­стояние нижней апертуры грудной клетки, рёбер, тазовых костей; форму и размеры конечностей, стоп;

- выраженность физиологических изгибов позвоночника, углов наклона таза, углы сгибания и разгибания конечностей;

- степень развития мускулатуры по выраженности её рельефа и симметрич­ность развития.

На III этапе переходят к пальпации костей черепа, грудной клетки, конечностей, мышц и суставов. При пальпации костей черепа исследуют швы, роднички (большой - между лоб­ными и теменными костями, малый - между теменными и затылочными костями; боковые - по 2 с каждой стороны), определяют их размеры, плотность, краниотабес, состояние швов. Оценивают состояние зубов, прикуса, порядок прорезывания молочных и постоянных зубов. Оценивают форму грудной клетки, ключиц, грудины (воронкообразная, килевидная, ладье­видная). При пальпации рёбер оценивают наличие рахитических «четок» (полушаровидное утолщение в области перехода костной части ребер в хрящевую). Пальпация проводится по ходу рёбер от передней подмышечной линии к грудине. Можно определить утолщение в об­ласти эпифизов лучевой кости (браслетки), пальпацию лучше всего проводить при слегка согнутой руке в лучезапястном суставе. Пальпацией можно обнаружить и утолщение в об­ласти диафазов фалангов пальцев (нити жемчужины).

Обследование суставов проводится при помощи осмотра, пальпации и измерения. Вы­ясняется форма суставов, наличие деформации, окраска кожи, её изменения. Величину сус­тавов измеряют сантиметровой лентой на одинаковом уровне. Желательно измерение ампли­туды движений (угломером) - как пассивных, так и активных. При пальпации суставов оп­ределяют температуру, толщину и подвижность, чувствительность кожи над суставами, на­личие утолщения, отёчность, точную локализацию болевых точек, наличие выпота в полости сустава методом флюктуации и симптомом «плавающего надколенника». При пальпации мышц определяется их тонус (у новорождённых - симптомом возврата, пробой на тракцию), у более старшего возраста - симметричным ощупыванием и путём пассивных движений. Для определения силы мышц необходимо активное участие обследуемого, при этом оцени­вается степень противодействия ребёнка действиям исследуемого. Более точно судить о мы­шечной силе позволяет применение ручного и станового динамометра.

 

На IV этапе проводится перкуссия костей и измерение. При перкуссии оценивается бо­лезненность костей черепа, грудины, конечностей, что может свидетельствовать о данных различных заболеваниях.

 

На V этапе оцениваются результаты проведённых дополнительных исследований (рентгенограммы костей, суставов, биохимического анализа крови, показателей динамомет­ра, становой силы, данных биопсии мышц, электромиографии, хронаксиметрии).

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!