Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Методические указания для студентов. Методические указания для студентов



ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

На темы №1-№7

Методические указания для студентов

 

(для практических занятий)

 

Дисциплина – пропедевтика

детских болезней

Специальность – педиатрия 060103

Курс - III Семестр - V

 

Уфа

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Занятие 1. Закономерности роста и развития детей. Изменение

основных антропометрических параметров у детей в разные возрастные периоды. 3

 

2. Занятие 2. Оценка физического развития ребёнка различными способами.

Оценка патологических отклонений физического развития детей. 20

 

3. Занятие 3. Критерииоценки нервно-психического развития детей и подростков.

Методика исследования. Семиотика нарушений нервно-психического развития. 35

 

4. Занятие 4. Комплексная оценка состояния здоровья. Группы здоровья. 64

 

5. Занятие 5. Естественное вскармливание. Правила и техника введения прикорма.

Сроки, критерии оценки и достоверности питания ребенка

при естественном вскармливании. 89

 

6. Занятие 6. Смешанное вскармливание. Понятие о докорме. Степени

недостаточности грудного молока. Правила смешанного

и искусственного вскармливания. Принципы выбора молочных смесей. 110

 

7. Занятие 7. Питание здорового ребёнка от 1 года до 3 лет.

Коллоквиум по питанию детей раннего возраста. 127

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

 

Кафедра пропедевтики детских болезней

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой,

профессор Хайретдинова Т.Б.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

на тему«Закономерности роста и развития детей. Изменение основных антропометрических параметров у детей в разные возрастные периоды»

Методические указания для студентов

 

(для практических занятий)

 

Дисциплина – пропедевтика

детских болезней

Специальность – педиатрия 060103

Курс - III Семестр - V

 

 

Уфа

 

Тема: Закономерности роста и развития детей. Изменение основных антропометрических параметров у детей в разные возрастные периоды.

на основании рабочей программой дисциплины «Пропедевтика детских болезней», утвержденной 14 июня 2013 г.

 

Рецензент: профессор Т.Б.Хайретдинова



 

Автор: ассистент Р.Т.Нугуманова

 

 

Утверждение на заседании № 13 кафедры пропедевтики детских болезней

от 29 июня 2013 г.

 

 

1. Тема и ее актуальность. Одним из основных разделов работы врача – педиатра является контроль за состоянием здоровья ребёнка. Физическое развитие является одним из показателей здоровья и входит в его комплексную оценку. Оценка физического развития позволяет выделить группы риска детей, что имеет важное значение для ранней диагностики различных заболеваний и состояний. Относительная простота методов контроля за физическим развитием определяет их практическую значимость. Физическое развитие детей является объективным критерием здоровья человека. Отклонения в состоянии развития детей обязательно отражаются на показателях физического развития. Врач при каждом обследовании ребёнка оценивает уровень физического развития для своевременного выявления отклонений, поэтому он должен в совершенстве владеть методикой оценки физического развития детей.

2. Учебные цели:познакомиться с основными законами роста детей; факторами, определяющими рост и физическое развитие детей; пропорциями тела ребенка, их изменением в возрастном аспекте.

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать(исходные базисные знания и умения):

1) возрастные периоды детского возраста;

2) основные законы роста ребёнка;

3) факторы, определяющие рост и физическое развитие детей;

4) основные антропометрические параметры детей;

5) изменение основных антропометрических параметров в разные возрастные периоды.

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

1) определить основные антропометрические параметры ребёнка;

2) оценить основные антропометрические параметры ребёнка на соответствие возрасту;



3) определить к какому возрастному периоду относится ребенок;

4) применить знания о возможных проблемах у детей в зависимости от возраста, с целью возможной профилактики заболеваний.

 

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

· возрастные периоды детского возраста;

· определение физического развития;

· законы нарастания массы тела и роста;

· пропорции детского тела, антропометрические индексы;

· изменения пропорций тела;

· факторы, определяющие рост и физическое развитие детей;

· основные антропометрические параметры детей;

· изменение основных антропометрических параметров в разные возрастные периоды;

· изменение длины и массы во внутриутробном периоде;

· изменения телосложения в процессе роста;

· методика антропометрии.

 

4. Вид занятия: практическое занятие

5. Продолжительность занятия: 4 академических часа

 

6. Оснащение:

6.1. Дидактический материал – таблицы по методике обследования детей;

- схема истории болезни;

- видеофильм;

- весы;

- ростомер;

- сантиметровая лента;

- схемы;

6.2. ТСО: компьютер

 

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений

 

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики проведения соматометрии.

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя – определить основные антропометрические параметры ребёнка и оценить их на соответствие возрасту.

7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы: оценка антропометрических показателей ребёнка на соответствие возрасту.

 

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:

1. Изменение роста и массы тела в разные возрастные периоды.

2. Изменение окружности головы и груди в разные возрастные периоды.

 

Литература

Основная:

1. Пропедевтика детских болезней6 учебник. Под ред. Кильдияровой Р.Р. и Макаровой В.И. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2012.

Дополнительная

1. Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник. – М.: МЕДпресс-информ, 2006

 

Подпись автора методической разработки

 

Приложение 1

Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний

по теме: Закономерности роста и развития детей. Изменение основных антропометрических параметров у детей в разные возрастные периоды.

 

Выберите один правильный ответ

 

1. Окружность груди доношенного ребёнка при рождении составляет

1) 36-38 см

2) 34-36 см

3) 32-34 см

4) 30-32 см

5) 28 - 30 см

2. Период новорождЁнности длится

1) до 2-х недель жизни

2) до 3-х недель

3) до 4-х недель

4) до 6 недель

3. Средняя ежегодная прибавка роста у детей до 8 лет

составляет

1) 5 см

2) 7 см

3) 9 см

4) 11 см

4. окружность головы При рождении у большинства детей

1) больше окружности груди на 1-2 см

2) меньше окружности груди на 1-2 см

3) равна окружности груди

5. Наиболее полным и правильным определением понятия

физическое развитие является:

1) совокупность антропометрических и физиометрических признаков

2) скорость прироста основных антропометрических и

физиометрических признаков

3) совокупность морфологических и функциональных свойств

организма и уровень его биологического развития

4) соматометрические и антропометрические показатели, соотнесенные

с возрастно-региональными стандартами

6.НАИБОЛЕЕ ИНТЕНСИВНЫ ПРОЦЕССЫ РОСТА И РАЗВИТИЯ В …

ВОЗРАСТЕ

1) грудном

2) дошкольном

3) младшем школьном

4) подростковом

7. ЕЖЕГОДНАЯ СРЕДНЯЯ ПРИБАВКА МАССЫ ТЕЛА У ДЕТЕЙ 2-10 ЛЕТ

СОСТАВЛЯЕТ

1) 1 кг

2) 2 кг

3) 3 кг

4) 4 кг

8. РОСТ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА К 1 ГОДУ СОСТАВЛЯЕТ

1) 65-70 см

2) 80-85 мс

3) 89-90 см

4) 75-80 см

5) 60-65 см

9. Оценка физического развития на 1-м году жизни осуществляется 1 раз

1) в неделю

2) в месяц

3) в 3 месяца

4) в 6 месяцев

10. Сроки первого периода вытяжения (ускорения роста)

1) 4-6 лет у мальчиков и 6-7 лет у девочек

2) 4-6 лет у мальчиков и 9-10 лет у девочек

3) 6-9 лет у мальчиков и 6-8 лет у девочек

4) 6-9 лет у мальчиков и 9-10 лет у девочек

11. Ежемесячная прибавка массы тела в 1 полугодии жизни

ребёнка составляет

1) 400 г

2) 600 г

3) 800 г

4) 1000 г

12. Наибольшие темпы прироста окружности головы

отмечаются

1) в первой четверти 1-го года жизни

2) во второй четверти 1-го года жизни

3) во втором полугодии жизни

4) в возрасте от 1 до 3

13. Длина верхней конечности определяется как разность

между высотой стояния над полом

1) плечевой и пальцевой точек

2) плечевой и шиловидной точек

3) плечевой и лучевой точек

4) лучевой и пальцевой точек

14. ПРИРОСТ ДЛИНЫ ТЕЛА … ХАРАКТЕРЕН В ТЕЧЕНИЕ ПЕРВОГО ГОДА

ЖИЗНИ

1) 15см

2) 20 см

3) 25 см

4) 30 см

15. РОСТ РЕБЕНКА СОСТАВЛЯЕТ 100 СМ В ВОЗРАСТЕ

1) 3 года

2) 4 года

3) 5 лет

4) 6 лет

5) 7 лет

 

Выберите несколько правильных ответов

16. ОСНОВНЫЕ СОМАТОСКОПИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

1) осанка

2) форма грудной клетки

3) окружность грудной клетки

4) масса тела

5) состояние мускулатуры

6) жироотложение

7) вторичные половые признаки

17. ФИзическое развитие детей и подростков зависит от

1) биологических факторов

2) социальных факторов

3) состояния здоровья

4) методов исследования

5) методов оценки

18. ОСНОВНЫЕ СОМАТОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

1) длина тела

2) масса тела

3) окружность грудной клетки

4) форма грудной клетки

 

Эталоны ответов: 1 – 3; 2 – 3; 3 – 1; 4 – 2; 5 – 3; 6 – 1; 7 – 2; 8 – 4;

 

9 – 2; 10 – 1; 11 – 3; 12 – 1; 13 – 1; 14 – 3; 15 – 2;

 

16 – 1,2,5,6,7; 17 – 1,2,3; 18 – 1,2,3.

 

 

Приложение 2

Тесты для контроля конечного уровня знаний

по теме «Закономерности роста и развития детей. Изменение основных антропометрических параметров у детей в разные возрастные периоды»

Выберите один правильный ответ.

1. Ежемесячная прибавка массы тела в 1 полугодии жизни

ребёнка составляет

1) 400 г

2) 600 г

3) 800 г

4) 1000 г

2. Наиболее полным и правильным определением понятия

физическое развитие является:

1) совокупность антропометрических и физиометрических признаков

2) скорость прироста основных антропометрических и

физиометрических признаков

3) совокупность морфологических и функциональных свойств

организма и уровень его биологического развития

4) соматометрические и антропометрические показатели, соотнесенные

с возрастно-региональными стандартами

3.Длина верхней конечности определяется как разность

между высотой стояния над полом

1) плечевой и пальцевой точек

2) плечевой и шиловидной точек

3) плечевой и лучевой точек

4) лучевой и пальцевой точек

4. Длина нижней конечности определяется как

1) высота стояния над полом вертельной точки

2) разность между высотой стояния над полом

вертельной и нижнеберцовой точек

3) сумма длин бедра и голени

4) сумма длин бедра, голени, стопы

5. ЕЖЕГОДНАЯ СРЕДНЯЯ ПРИБАВКА МАССЫ ТЕЛА У ДЕТЕЙ 2-10 ЛЕТ

СОСТАВЛЯЕТ

1) 1 кг

2) 2 кг

3) 3 кг

4) 4 кг

6. ВЫСОТА ГОЛОВЫ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЛИНЕ ТЕЛА

НОВОРОЖДЕННЫХ СОСТАВЛЯЕТ

1) 1/4

2) 1/6

3) 1/3

4) 1/7

5) 1/5

7. Средняя ежегодная прибавка массы тела у детей старше 5

лет по эмпирической формуле составляет … кг.

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

8. проводится Для определения длинников

1) измерение их с помощью сантиметровой ленты

2) измерение их с помощью линейки антропометра

3) измерение их с помощью ростометра

4) измерение высот точек с помощью антропометра с

последующим расчетом

9. ДЛИНА туловища ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК РАЗНОСТЬ МЕЖДУ

ВЫСОТОЙ СТОЯНИЯ НАД ПОЛОМ

1) верхнегрудинной и копчиковой точек

2) затылочной и копчиковой точек

3) верхнегрудинной и лобковой точек

10. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ – ЭТО

1) период от зачатия до момента рождения

2) период от зачатия до момента обследования

3) период от рождения до момента обследования

11. РОСТ РЕБЕНКА СОСТАВЛЯЕТ 100 СМ В ВОЗРАСТЕ

1) 3 года

2) 4 года

3) 5 лет

4) 6 лет

5) 7 лет

12. ИНДЕКС ЧУЛИЦКОЙ СОСТАВЛЯЕТ

1) 2 окружности головы +окружность бедра – полурост

2) 3 окружности плеча+окружность бедра+окружность

голени-рост

3) рост (длина тела)-окружность головы

4) окружность головы+окружность бедра - полурост

5) окружность плеча+окружность бедра

Выберите несколько правильных ответов:

13. РЕБЕНОК ПРИ ИЗМЕРЕНИИ ДЛИНЫ ТЕЛА ДОЛЖЕН НАХОДИТЬСЯ

1) в положении по стойке смирно

2) в привычной позе

3) поза значения не имеет

4) в положении, когда подбородок прижат к груди

5) в положении, когда нижний край глазницы и верхний

край козелка уха находятся в одной плоскости

14. ОСНОВНЫЕ СОМАТОСКОПИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

1) осанка

2) форма грудной клетки

3) окружность грудной клетки

4) масса тела

5) состояние мускулатуры

6) жироотложение

7) вторичные половые признаки

15. ОСНОВНЫЕ СОМАТОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

1) длина тела

2) масса тела

3) окружность грудной клетки

4) форма грудной клетки

16.Физическое развитие детей и подростков зависит от

1) биологических факторов

2) социальных факторов

3) состояния здоровья

4) методов исследования

5) методов оценки

17. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ:

1) использование унифицированной антропометрической методики

2) наличие стандартизированного антропометрического инструментария

3) проведение измерений на обнаженном теле, в положении по стойке

смирно или в другом положении в соответствии с методикой измерений

4) проведение обследования в утренние часы, в теплом,светлом помещении

18. инструментарий, используемый для изучения Физического

развития, должен отвечать следующим требованиям:

1) быть унифицированным и стандартизированным

2) проходить метрологическую проверку

3) легко дезинфицироваться

4) удобен трансформироваться

Установите соответствие

19. ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА ТОЧНОСТЬ ОКРУГЛЕНИЯ ВОЗРАСТА

1) до 1 года А) до дней

2) от 1 года до 3 лет Б) до месяцев

3) от 3 лет до 7 лет В) до 3 месяцев

4) от 7 лет до 18 лет Г) до 6 месяцев

Д) до 1 года

20. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

1) длина тела А) ростомер

2) длинники Б) антропометр

3) диаметры В) толстотный циркуль

4) толщина жировой складки Г) скользящий циркуль

Д) калипер

Е) сантиметровая лента

Ж) металлическая линейка

Эталоны ответов: 1 – 3; 2 – 3; 3 – 1; 4 – 1; 5 – 2; 6 – 1; 7 – 2; 8 – 4; 9 – 3;

10 – 3; 11 – 2; 12 – 2; 13 – 1,5; 14 – 1,2,5,6,7; 15 – 1,2,3;

16 – 1,2,3; 17 – 1,2,3,4; 18 – 1,2,3,4;

 

19 – 1-А, 2-Б, 3-Г, 4-Г,Д; 20 – 1-Б, 2-В, 3-Г, 4-Д.

 

Приложение 3

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!