Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






И ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ



УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

БАРАНОВИЧСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» БЕЛКООПСОЮЗА

  УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе _________________Е.В.Максименко _________________20___г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

И ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Дисциплина «Органическая химия»

Специальность:2-91.01.01. «Производство продукции и организация ОП»

2-49.01.31. «Технология пищевых производств»

для групп №№3149, 3150, 3151, 3152, 3153

  Рассмотрены на заседании цикловой комиссии хим.-биол. дисциплин Протокол № ___от ___________20__г. Председатель цикловой комиссии _________________ Карпович И.В.

Составлены в соответствии с учебной программой дисциплины,

утвержденной Министерством образования РБ от 02.11. 2006год.

Преподаватель Писарь Т.Г.

 

 

БАРАНОВИЧИ

2014г.
СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..3

Тематический план дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..5

Методические рекомендации по изучению тем дисциплины. . . . . . . . . . . . . .6

 

Методика, примеры решения задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

 

Варианты домашней контрольной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

 

Задания для домашней контрольной работы. . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .14

 

Критерии оценки домашней контрольной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

 

Вопросы для самостоятельной подготовки к текущей аттестации . . . . . . . . 18

 

Литература по изучению вопросов домашней контрольной работы . . . . . . .20

 

Приложение (титульный лист домашней контрольной работы). . . . . . . . . . 21
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение дисциплины "Органическая химия" является основой для изучения технологических дисциплин и имеет практическую направленность для подготовки техников-технологов.

Изучение данного курса позволит познать состав, строение и свойства основных компонентов пищи - белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ, их значение для организма человека, а также понять сущность процессов, протекающих при приготовлении пищи и продуктов питания.



Основными видами учебных занятий по дисциплине являются лекции и лабораторные работы, во время которых учащиеся отрабатывают приемы и приобретают навыки химического эксперимента, учатся пользоваться лабораторной посудой, приборами, самостоятельно проводить химические анализы, делать выводы по их результатам.

В ходе изучения курса "Органическая химия" учащиеся должнызнать: роль химии в изучении явлений и процессов, происходящим с сырьем, пищевыми продуктами в процессе кулинарной обработки, теоретические основы этих явлений, химический состав и свойства основных веществ продуктов питания, правила работы с химической посудой, реактивами, приборами и аппаратурой, безопасные и рациональные приемы ведения химического эксперимента, химическую сущность основных технологических процессов.

Учащиеся должны уметь: производить расчеты физико-химических величин, определять их опытным путем, проводить необходимую статистическую обработку результатов анализа, выполнять требования безопасности труда при проведении химического эксперимента.

В результате изучения органической химии учащиеся должны получить теоретическую и практическую подготовку для усвоения курса технологии хлебопекарного производства, микробиологии и техно-химконтроля.

Программой предмета предусматривается одна домашняя контрольная работа. Варианты находятся в данном методическом указании.

Выполняя контрольную работу, необходимо показать свое умение использовать рекомендуемые источники, правильно и по существу излагать усвоенный учебный материал, выделяя при этом суть поставленного вопроса. Не следует включать материалы, не относящиеся к данному вопросу, т. к. они не будут считаться ответом на поставленный вопрос.

К оформлению контрольных работ предъявляются следующие требования:



· контрольная работа должна быть написана разборчивым, аккуратным почерком в ученической тетради в клеточку; текст работы пишется на обеих сторонах тетрадных листов через строчку, с пронумерованными страницами;

· допускается выполнение домашней контрольной работы в электронном виде (объем домашней контрольной работыне должен превышать 30 печатных листов формата А4.):

· оформляется на листах формата А4 (размер листа в мм: 210х297);

· поля страницы: верхнее и нижнее поля – 20 мм, размер левого поля 30 мм, правого – 15 мм;

· текст печатается на одной стороне листа через полтора интервала;

· параметры шрифта: гарнитура шрифта – TimesNewRoman, начертание – обычное, кегль шрифта – 14 пунктов, цвет текста – черный;

· параметры абзаца: выравнивание текста – по ширине страницы, отступ первой строки - 1,25 см, межстрочный интервал – полуторный;

· страницы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту, порядковый номер страницы ставят вверху страницы по центру;

· формулы, таблицы, уравнения располагают непосредственно после их упоминания в тексте, посередине страницы;

· после выполнения всех заданий записывается перечень изученной литературы;

· работа должна быть датирована и подписана учащимся;

· для рецензии преподавателя оставляют не менее одной чистой страницы.

При выполнении контрольной работы необходимо указывать номер задания (согласно варианту), записывать точную и полную формулировку теоретического и практического задания.

На обложку контрольной работы наклеивается бланк установленного образца (образец оформления титульного листа контрольной работы см. в прилож. 2; образец оформления титульного листа контрольной работы, выполненной с использованием компьютерной техники см. в прилож. 1).

Варианты домашней контрольной работы определяются учащимися в зависимости от двух последних цифр номера личного дела учащегося. В таблице вариантов по горизонтали «Б» размещаются цифры от 0 до 9, каждая из которых – последняя цифра личного дела учащегося.

По вертикали «А» также размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых предпоследняя цифра номера личного дела учащегося. Пересечение горизонтальной и вертикальной линий определяют клетку с номерами заданий контрольной работы.

Итогом изучения дисциплины является классная контрольная работа.

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Введение.

Раздел I. Спирты.

Раздел 2. Карбоновые кислоты.

2.1. Одноосновные и двухосновные карбоновые кислоты.

2.2 Ароматические кислоты. Оксикислоты.

2.3. Сложные эфиры карбоновых кислот.

Раздел 3. Углеводы.

3.1. Моносахариды.

3.2. Дисахариды.

3.3. Полисахариды.

Раздел 4. Липиды.

Раздел 5. Белковые вещества.

Раздел 6. Ферменты.

Раздел 7. Витамины.

Раздел 8. Органические добавки к пищевым продуктам и кулинарной

продукции.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Основной вид учебных занятий учащихся заочного отделения – самостоятельная работа над учебным материалом. По курсу органической химии она состоит из следующих элементов: изучение материала по учебникам и учебным пособиям, выполнение домашней контрольной работы, лабораторно-экзаменационная сессия, выполнение классной контрольной работы.

Работа над книгой. Изучать курс органической химии рекомендуется по темам, предварительно ознакомившись с содержанием каждой из них по программе. При первом чтении старайтесь получить общее представление об излагаемых вопросах, а также отмечайте трудные и неясные места. При повторном изучении темы усвойте все теоретические положения, а также принципы составления химических реакций. Вникните в сущность того или иного процесса, а не пытайтесь заучить отдельные факты и явления. Изучение любого вопроса на уровне сущности, а не на уровне отдельных явлений способствует более глубокому и прочному усвоению материала. Пока тот или иной раздел не усвоен, переходить к изучению новых разделов не следует.

Домашняя контрольная работа. В соответствии с учебным планом по органической химии следует выполнить домашнюю контрольную работу. К написанию контрольной работы надо приступить после полного изучения курса по учебнику в соответствии с тематическим планом и методическими указаниями.

Учащийся выполняет контрольную работу, состоящую из 5 заданий, каждое из которых относится к одному из разделов органической химии.

Необходимо с самого начала курса уяснить такие понятия органической химии, как: гомология, гомологические ряды, углеводородный радикал, главнейшие функциональные группы, изомерия. Особое внимание следует уделить изучению номенклатур органических соединений (тривиальной, рациональной, международной – ИЮПАК) и уметь пользоватьсяпоследней номенклатурой.

Спиртами называются производные углеводородов, содержащие одну или несколько гидроксильных групп ОН у насыщенного атома углерода. Прежде всего, ознакомьтесь с классификацией, номенклатурой. Обратите внимание на реакции взаимодействия спиртов с активными металлами, реакцию этерификации.

Карбоновые кислоты – это класс органических соединений, содержащих карбоксильную группу –СООН . При рассмотрении этого класса соединений необходимо обратитьвнимание на классификацию, номенклатуру, изомерию карбоновых кислот. Свойства карбоновых кислот, несмотря на наличие в карбоксильной группе карбонила>С=О и гидроксила –ОН, отличаются от свойств спиртов, альдегидов и кетонов благодаря взаимному влиянию этих функциональных групп друг на друга.

Непредельные кислоты – это органические кислоты, содержащие в радикале одну или несколько кратных связей. Необходимо познакомиться со свойствами одноосновных непредельных карбоновых кислот (олеиновой, линолевой, линоленовой). По карбоксильной группе эти кислоты проявляют те же свойства, что и предельные кислоты: диссоциируют, образуют соли, ангидриды, эфиры. Однако необходимо обратить внимание на то, что у непредельных карбоновых кислот кислотные свойства выражены, сильнее, чем у соответствующих предельных кислот. Это объясняется влиянием непредельного радикала на карбоксильную группу. Благодаря наличию двойной связи непредельные карбоновые кислоты могут участвовать в реакциях гидрирования, присоединения галогенов.

При изучении предельныхдикарбоновых кислотследует иметь в виду, что они, благодаря наличию двух карбоксильных групп, вступают в те же реакции, что и монокарбоновые кислоты. Однако в результате взаимного влияния двух карбоксильных групп дикарбоновые кислоты являются более сильными. Дикарбоновые кислоты в зависимости от числа вступивших в реакцию карбоксильных групп могут образовывать два вида производных: кислые и средние соли, полные и неполные эфиры и т. д.

Оксикарбоновые кислоты –соединения,содержание две функциональные группыкарбоксильную и гидроксильную.Обратите внимание на влияние гидроксила в α -, β-, γ- положениях на кислотные свойства; отношение к нагреванию; образование циклических сложных эфиров (лактидов и лактонов).

Углеводы или сахара – это группа органических соединений, имеющих большое биологическое значение в жизни животных и растений. Это самая распространенная группа природных органических соединений, составляющих 80% сухого веса растений и 2% – животных организмов.

Углеводы образуются в растениях из углекислого газа и воды в процессе реакций фотосинтеза, осуществляемых за счет солнечной энергии с участием зеленого пигмента растений – хлорофилла.

Углеводы (сахара) подразделяются на две большие группы:

1) моносахариды (простые углеводы), или монозы, не способные гидролизоваться;

2) ди- и полисахариды (сложные углеводы), состоящие из различного числа остатков простых углеводов, подвергающиеся гидролизу.

Моносахариды. По числу атомов углерода в молекуле их делят на триозы (3 С), тетрозы (4 С), пентозы (5 С), гексозы (6 С) и так далее. Моносахариды – полифункциональные соединения, являются оксиальдегидами (альдозы) или оксикетонами (кетозы). Наиболее распространены гексозы (глюкоза, фруктоза).

Из сложных сахаров необходимо знать: а) дисахариды – мальтозу, целлобиозу лактозу, сахарозу; б) полисахариды – крахмал, гликоген, клетчатку.

При изучении химических свойств сахаров следует исходить из химических свойств функциональных групп, входящих в молекулу. Так, если молекула углевода содержит свободный гликозидный гидроксил, то в водном растворе она будет находиться в равновесии с открытой формой и давать реакции карбонильной группы, например окисление. Следует учесть, что именно наличие или отсутствие свободного гликозидного гидроксила определяет отношение дисахаридов к восстанавливающим (целлобиоза) и невосстанавливающим (сахароза).

При изучении раздела «Липиды»органической химии следует обратить внимание на такие соединения, как: жиры – сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и различных органических кислот (пальмитиновой, стеариновой, олеиновой, линоленовой и линолевой), мыла, воски, фосфатиды.

Изучая жиры, особое внимание уделите реакциям омыления, гидрогенизации, а также вопросам окислительной порчи жиров. Необходимо знать о значении жиров, их технической переработке и использовании.

Органические соединения, содержащие в молекуле карбоксильную и аминогруппы, называют аминокислотами.При изучении аминокислот следует уяснить их номенклатуру, классификацию, изомерию, способы получения. Заучить формулы важнейших аминокислот. Особое внимание обратить на химические свойства аминокислот. Молекулы аминокислот имеют амфотерные свойства, так как в их составе имеются карбоксильные и аминогруппы.Следует знать характерные для аминокислот химические свойства: а) образование солей с кислотами и основаниями, внутренних солей; б) образование пептидов из аминокислот; в) отношение аминокислот к нагреванию.

Белкипредставляют собой биополимеры, сложные молекулы которых построены из остатков α-аминокислот. Необходимо разобраться в строении пептидов и белков. Аминокислоты соединяются друг с другом пептидной связью. Соединение, образованное двумя аминокислотами, называют дипептидом. Увеличивая число аминокислот, получают трипептид и т. д. Если число аминокислот свыше 10 и до 50, то соединение относят к полипептидам. Белки же имеют обычно более высокую молекулярную массу – свыше 10000.В строении белковых молекул различают четыре структуры: первичную, вторичную, третичную и четвертичную. Учащемуся необходимо разобраться в различных уровнях организации белковых молекул, а также изучить физические и химические свойства белков, их классификацию и биологическую роль, роль в пищевой промышленности.

При рассмотрении всех классов органических соединений следует особое внимание уделять применению тех, либо иных химических веществ в пищевой промышленности, уметь описывать процессы, которые протекают в результате несоблюдения условий приготовления и хранения пищевых продуктов.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!