Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Интерпретация и логический анализ основных понятий



 

Большое значение в проведении исследования имеет разработка понятийного аппарата, иначе говоря, языка исследования, в том числе поиск эмпирических значений наиболее важных теоретических положений. Логический анализ основных понятий, занимающих главенствующее место в определении предмета исследования, предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры, а на этой основе уяснение соотношения тех элементов и свойств изучаемого явления, поочередный анализ которых может дать целостное представление о его состоянии.

Эмпирический показатель представляет собой наблюдаемое и измеряемое явление, которое используется для того, чтобы указать на наличие другого явления, недоступного для прямого наблюдения и измерения. Так, например, понятие "отношение к праву" нельзя прямо наблюдать и измерить. Это можно сделать лишь косвенным путем, разложив его на компоненты, отражающие отношение граждан:

- к праву как к ценности;

- к основным принципам права;

- к конкретным отраслям права;

- к тем или иным конкретным правовым нормам.

Последний из них также можно разложить на ряд характеристик: соблюдение норм трудового, гражданского, административного или уголовного права; умение защищать свои права правовыми средствами и т.д. Данные понятия уже можно подвергнуть объяснению, например, через эмпирические показатели, свидетельствующие о наличии или отсутствии явления, выраженного в теоретическом понятии.

ФОРМУЛИРОВКА РАБОЧИХ ГИПОТЕЗ

Определить проблему исследования диссертанты, как правило, пытаются на основе имеющихся у них знаний и прежнего опыта. Но для полного решения проблемы этого, к сожалению, недостаточно. На основе имеющихся знаний исследователь строит предварительное объяснение проблемы - некоторые допущения, которые, по его мнению, полностью охватывают и объясняют исследуемое явление, т.е. формулирует гипотезу.

Следовательно, гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.

МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ

Программа исследования считается полноценной тогда, когда в ней показано, почему использовались именно эти, а не другие методы сбора информации, раскрыта связь данных методов с целями, задачами и гипотезами исследования. Например, при использовании анкетирования необходимо указать в программе, для решения какой задачи и подтверждения какой гипотезы был разработан конкретный блок вопросов анкеты.



Рабочий план исследования, отражающий основные процедурные мероприятия, составляется наряду с программой и утверждается одновременно с ней научным руководителем. Он упорядочивает основные этапы исследования в соответствии с его программой, календарными сроками, материальными и людскими ресурсами. Включает все виды предполагаемых работ - изучение необходимой литературы, проблемное (пилотажное) исследование, основное обследование, обеспечивающее сбор материалов об объекте, подготовку данных для обработки, а также редактирование, кодирование анкет, обработку данных, их анализ и интерпретацию, составление отчета, написание научной работы и практических рекомендаций, их внедрение в практическую деятельность.

Рекомендуется своевременно вносить коррективы в текст работы, внимание диссертанта направляется на самостоятельное решение сложных задач и анализа возникающих проблем, он нацеливается на творческое, инициативное отношение к актуальным вопросам современности.

Основная задача научного руководителя состоит в том, чтобы с его помощью диссертант смог провести самостоятельное исследование. Особенно важны консультации в тот период написания магистерской диссертации, когда диссертант уже изучил необходимый минимум литературы и других источников и составил план. Научный руководитель может внести необходимые изменения в план, указать новейшую литературу и провести конкретный инструктаж. На первых встречах нужно определить порядок дальнейших консультаций и предъявления работы на просмотр. Не следует представлять работу руководителю частями, поскольку по ним трудно определить правильность общего её направления. Лучше контролировать выполнение работы по отдельным главам. К помощи руководителя выпускник может обращаться и в незапланированный день в том случае, если он встретился с какими-либо затруднениями.



Нередко работа научного руководителя сводится к ответу на вопросы диссертанта или к частой проверке полученных им результатов. На консультациях научный руководитель может проводить своеобразные занятия: проверять знания диссертанта, давать задания по теоретическим и практическим вопросам к следующему занятию. Поэтому целесообразно особенно на первом этапе сочетать как индивидуальные, так и групповые консультации и беседы для руководимых данным преподавателем диссертантов. Наряду с этими традиционными формами руководства следует практиковать чтение для диссертантов обзорных (специализированных) лекций по узловым, дискуссионным и сложным проблемам нескольких дипломных работ, выполняемых под руководством одного преподавателя.

Научный руководитель отвечает перед кафедрой за выполнение сроков написания магистерской диссертации согласно составленному графику и за качество работы соответственно требованиям, предъявляемым к данного рода научной продукции в высшей школе.

6.Сбор материала.

 

На данном этапе выполнения работы диссертант должен выявить максимально возможное число фактов, изучить все доступные ему источники и ознакомиться с литературой по исследуемой проблеме. Начинается сбор материала еще в ходе выбора темы, когда студент выясняет, обеспечена ли данная тема источниками, освещена ли она в литературе. Она продолжается в процессе консультаций с научным руководителем практически на всех этапах выполнения магистерской диссертации. Сегодня общепризнанно действие закономерности развития науки, в соответствии с которым знания нарастают лавиной пропорционально тому, каков их предшествующий объем. Чем больше достигнуто к какому-то моменту, тем значительнее будет вывод, который исследователь может сделать, опираясь на этот фундамент и последующее поколение. С этим связана и стоящая перед научным руководителем задача - обеспечить рационально-оптимальное изучение диссертантом имеющегося по теме материала, выбрав самое существенное и подчинив его основной цели исследования.

К моменту выполнения магистерской диссертации диссертант должен овладеть определенным минимумом знаний основ библиографии, как перспективной, так и ретроспективной. Поэтому одна из важнейших задач научного руководителя магистерской диссертации на этом этапе её выполнения состоит в том, чтобы нацелить диссертанта на наиболее рациональный путь сбора материала. В этом плане целесообразно рекомендовать следующие этапы работы.

Первый этап - просмотр учебных курсов, энциклопедий, словарей и другой справочной литературы.

Второй этап - знакомство с учебно-регистрационными библиографическими изданиями Российской книжной палаты, научными фондами библиотеки и читальных залов ТулГУ, справочно-поисковой системы «Консультант Плюс».

Третий этап - просмотр таких библиографических указаний, изданий и бюллетеней, как "Новая литература" серии "Государство и право", ежемесячные реферативные журналы (Российская юстиция, Законность, Правоведение, Человек и закон, Хозяйство и право, Уголовное право, Современное право и т.п.).

Четвертый этап - составление библиографии по исследуемому вопросу, составление картотеки литературных, архивных, нормативных и других источников по теме работы.

В поиске источников и в составлении библиографии большую помощь дипломнику окажут имеющиеся в библиотеках систематические (предметные) и алфавитные каталоги. Целесообразно подбирать новую литературу по теме, поскольку она обычно соответствует действующему законодательству и отражает тенденции его будущих изменений. Подбор и использование литературных источников прежних лет должны быть скорректированы с законодательством и современными взглядами в науке и практике. Он необходим для изложения истории вопроса и в целях сравнения с настоящим.

Важным, а в ряде случаев просто необходимым, является сбор и обобщение фактического и эмпирического материала. Необходимый для магистерской диссертации цифровой и фактический материал можно найти в данных государственной статистики, фондах архивов и т.д. Дипломник должен также использовать судебную практику и материалы прохождения практики в соответствующих аппаратах органов внутренних дел, прокуратуры, суда и т.д.

Основными методами эмпирического исследования являются анализ документов, опрос, наблюдение и эксперимент.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!