Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Формы и виды конкуренции финансовых организаций



Финансовые организации используют различные методы достижения и удержания конкурентных преимуществ на финансовых рынках, что обеспечивает многообразие видов и форм конкурентной борьбы.

 

Формы и виды конкуренции финансовых организаций

В зависимости от отраслевой принадлежности субъектов можно выделить внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Оба эти направления получают все более масштабное развитие, отражая закономерности углубления общественного разделения труда, специализации и дифференциации производства, сопровождающихся ростом числа отраслей, подотраслей, производств, усилением их взаимозависимости, а также возрастающие размеры перелива капитала между отраслями и внутри них.

 

Внутриотраслевая конкуренцияэто конкуренция между банковскими учреждениями, производящими аналогичные банковские продукты и услуги, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту. Внутриотраслевая конкуренция может осуществляться в двух основных формах: предметной и видовой конкуренции.

Предметная конкуренцияосуществляется между предприятиями, предлагающими идентичные банковские продукты. Предметная банковская конкуренция возможна в предоставлении услуг массового ассортимента, являющихся стандартизованными, однородными. Так, в настоящее время практически все банки принимают от населения вклады до востребования. По этим стандартизованным услугам в разных банках имеются только ценовые отличия[19].

Видовая конкуренция осуществляется между организациями, предлагающими на рынок продукты и услуги одного вида, но различающиеся каким-то существенно важным параметром. Например, вклады до востребования и различные виды срочных вкладов[20].Внутриотраслевая конкуренция в банковском деле развивается преимущественно в форме видовой конкуренции.

 

Субъекты внутриотраслевой конкуренции

 

Отрасли и подотрасли Субъекты внутриотраслевой конкуренции
1. Кредитование: a) коммерческое; b) потребительское;   ипотечное;   c) суррогаты кредита (лизинг, факторинг, форфейтинг). банки, страховые компании, пенсионные фонды, кредитные союзы и товарищества банки, торговые организации, кассы взаимопомощи, ломбарды...   универсальные банки, ипотечные банки, строительные сберегательные кассы, строительные организации, риэлтерские компании...   универсальные банки, лизинговые компании, промышленные предприятия...
2. Сберегательное дело универсальные и сберегательные банки
3. Инвестиционное посредничество: а) прием срочных вкладов; b) операции с ценными бумагами; c) капиталовложения в драгоценные металлы сберегательные банки, коммерческие банки, эмитенты облигаций, пенсионные фонды… универсальные банки, инвестиционные банки, инвестиционные компании… универсальные банки, торговцы нумизматы…
4. Рассчетно-кассовое обслуживание: а) открытие счетов; b) осуществление расчетов; c) операции с кредитными карточками     банки, кредитные товарищества и союзы,… универсальные банки, почтовые учреждения… универсальные банки, компании по выпуску кредитных карточек…
5. Трастовые операции универсальные банки, инвестиционные компании, трастовые компании, юридические фирмы, финансовые компании...
6. Прочие услуги а) конвертация валют; b) депозитарные услуги; с) консультационные и информационные услуги;   d) инкассаторские услуги     универсальные банки, обменные канторы… универсальные банки, независимые депозитарии универсальные банки, консалтинговые фирмы, социологические службы, инвестиционные компании, компании средств связи и банков данных … банки, охранные предприятия, вневедомственная охрана

 



 

Если внутриотраслевая конкуренция в банковском деле осуществляется между действующими в той или иной банковской отрасли институтами, то межотраслевая конкуренция имеет место между субъектами, интересы которых ранее не пересекались.

 

Межотраслевая конкуренция – конкуренция между банковскими институтами другими предприятиями разных отраслей. Межотраслевая конкуренция может осуществляться в формах: конкуренции посредством перелива капитала и функциональной конкуренции.



Конкуренция посредством перелива капитала возникает при смене организацией своей деятельности или ее диверсификации. Она вызывается различиями конъюнктуры и нормы прибыли в разных отраслях. Однако на практике для перелива капитала существуют препятствия, которые получили название входных – это препятствия для проникновения на рынок новых конкурентов и выходных барьеров – это препятствия для попыток фирм, действующих на рынке, уйти с него.

 

Классификация, методы исследований и снижения входных барьеров на рынок

 

Характеристика барьера Методика исследования Методы снижения (устранения) барьера
1. Ограничение спроса (емкость рынка)
Высокий уровень удовлетворения спроса, отражающий насыщенность рынка финансовыми услугами, и низкая потребительская активность являются серьезными препятствиями для освоения рынка потенциальными конкурентами и делают данный рынок малопривлекательным для новых хозяйствующих субъектов. Следует также принимать во внимание, что при заданной емкости рынка, обусловленной спросовыми ограничениями, открытие данного рынка для иностранных потенциальных конкурентов можно рассматривать как дополнительный барьер входа на рынок для российских потенциальных конкурентов, хотя в целом проникновение на рынок иностранных конкурентов благоприятно воздействует на состояние конкуренции на рынке. Определение совокупного объема оказания финансовых услуг на рассматриваемом рынке в настоящее время и в среднесрочной перспективе на основании статистической информации, объема и структуры потребления, динамики текущих и фьючерских цен, структуры и динамики внешнеэкономической деятельности, данных прогнозов социально-экономического развития, результатов опросов основанных групп заемщиков и сберегателей - потребителей финансовых услуг. При этом следует учитывать возможное изменение географических границ финансового рынка под воздействием внешних и внутренних факторов, а также взаимозаменяемость услуг. Государственная политика по стимулированию развития финансового сектора, спроса на услуги финансовых организаций, содействия сбережениям и становлению благоприятного инвестиционного климата, создания инфраструктуры рынка, телекоммуникационных технологий, устранению препятствий свободного перемещения информации и приближению финансовых организаций к потребителям, стабилизации цен, стратегия фирм по стимулированию спроса, диверсификация деятельности, агрессивной сбытовой политики. Барьер носит преимущественно структурный характер, и его значимость зависит от общей экономической ситуации в стране, в данном регионе и на данном финансовом рынке.
2. Барьер первоначальных инвестиций, необходимых для входа на рынок
Значительный уровень первоначального капитала является одним из решающих условий, сдерживающих вход на рынок потенциальных конкурентов. Размер затрат, связанных с освоением рынка влияют на привлекательность рынка для потенциальных инвесторов. Данный вид барьеров входа на рынок непосредственно связан с наличием такой экономической категории, как оптимальный экономический и размер организации, т.е. величина и структура активов, необходимых для эффективного продвижения своих услуг на рынке при существующих уровнях техники и технологии ведения финансового дела. Количественный и качественный анализ рынка, оценка размера затрат, связанных с освоением рынка потенциальными конкурентами с учетом средней стоимости комплекта оборудования, приобретения необходимых помещений, технологий, подключение к информации, оценка уровня развития рынка и затрат на привлечение потребителей. Государственная политика по стимулированию инвестиций государственная и фирменная научно-техническая политика, развитие инфраструктуры и информатизации рынка, стимулирование профессиональной подготовки и переподготовки специалистов. В то же время стоит отметить, что высокие первоначальные затраты для входа на финансовый рынок устанавливаются государством в целях недопущения проникновения на рынок заведомо слабых конкурентов и защиты прав потребителей.
3. Барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат
Барьеры данного вида возникают в том случае, если затраты действующих организаций ниже, чем у вновь входящих на рынок хозяйствующих субъектов вследствие неравенства стартовых условий функционирования на рынке, ограничений доступа к более дешевым ресурсам, сложившегося круга потребителей, деловой репутации, а значит, и низкого риска вложений, установившихся связей с органами государства, сделанных ими ранее затрат на рекламу своих услуг и развитие сбытовой сети и т.д. Количественный и качественный анализ рынка и его инфраструктуры, анализ отчетности хозяйствующих субъектов, результатов специальных обследований и опросов действующих и потенциальных конкурентов и т.п. Развитие рыночной инфраструктуры, рынка инвестиций, информации и технологии.
4. Барьеры, связанные с эффектом масштаба
Данный вид барьеров входа на рынок, как и барьер входа в виде высоких первоначальных затрат, непосредственно связан с показателями оптимального размера организации, т.е. величины и структуры активов, необходимых для эффективного функционирования организации при существующем уровне развития рынка. Количественный и качественный анализ рынка и его инфраструктуры, анализ отчетности хозяйствующих субъектов, результатов специальных обследований и опросов действующих и потенциальных конкурентов и т.п. Развитие рыночной инфраструктуры, рынка инвестиций, информации и технологии.
5. Барьеры стратигического поведения действующих на рынке организаций
Стратегическое поведение закрепившихся на данном рынке хозяйствующих субъектов проявляется в их ценовой и сбытовой политике, особенностях деятельности в качестве держателей патентов, лицензий, их деловой репутации. Для этой категории организаций характерно наличие прочных деловых связей и неформальных отношений с клиентами, что дает им преимущества перед потенциальными конкурентами. Количественный и качественный анализ отчетности хозяйствующих субъектов, результатов специальных обследований и опросов, действующих и потенциальных конкурентов, отраслевых специалистов, анализ информации о слияниях и поглощениях, проектов развития и проспектов эмиссии акций и облигаций хозяйствующих субъектов. Контроль за поведением хозяйствующих субъектов. Данный барьер полностью зависит от поведения конкурентов на рынке и степени соблюдения ими конкурентного законодательства, правил и обычаев делового оборота, в том числе в отношении потенциальных конкурентов.
6. Административные барьеры
Наличие ограничений деятельности организации на рынке со стороны органов власти и управления всех уровней. К их числу относятся: лицензирование, усложненный порядок государственной регистрации, препятствия в предоставлении помещений. Следует также учесть наличие сложившихся неформальных отношений между соответствующими органами государственной власти и наиболее крупными хозяйствующими субъектами, действующими на данном финансовом рынке, что позволяет последним лоббировать свои интересы и добиваться решений, направленных против потенциальных конкурентов. Анализ законодательных и иных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, анализ практики применения законодательства соответствующими органами, в том числе путем проведения опросов предпринимателей, анализ финансовых и трудовых затрат на осуществление обязательных административных процедур, анализ последствий невыполнения обязательных правил и процедур. упрощение, унификация и кодификация законодательства, обеспечение его стабильности и непротиворечивости, повышение уровня информированности о действующих правовых актах и вносимых в них изменениях, применение норм антимонопольного законодательства.

 

 

Функциональная конкуренцияпредполагает, что совершенно разные продукты и услуги, производимые предприятиями различных отраслей, могут выполнять для потребителя одинаковые функции и выступать в качестве взаимозаменяемых продуктов[21].

В зависимости от используемых методов конкуренции различают: ценовую и неценовую конкуренцию. Эти две формы не только существуют и проявляются одновременно, но и обычно взаимодействуют.

Особенность ценовой конкуренции в финансовом секторе экономике - отсутствии четкой взаимосвязи потребительской стоимости финансовой услуги и ее цены. В связи с этим грань между открытой и скрытой ценовой конкуренцией расплывчата, а рамки, в которых финансовые организации имеют возможность значительно маневрирования процентными ставками[22], уровнем комиссионных вознаграждений и тарифов на услуги – растяжимы. С другой стороны, и покупатели финансовых услуг, особенно если они постоянные клиенты, могут в процессе переговоров воздействовать на цену, добиваясь существенных скидок.

 

Неценовая конкуренция связана, прежде всего, с изменениями качества услуг. Чтобы разрешить эту проблему необходимо подойти с двух позиций: с точки зрения клиента и с точки зрения кредитной организации.

С точки зрения клиента, качества обслуживания являются: скорость обслуживания, срочность осуществления операций, наличие ошибок и неточностей, часы работы банка, качество консультирования, личностная сторона отношений с банком и т.д. Уровень качества услуг сопоставляется с их ценами.

С точки зрения кредитной организации качество работы определяют: скорость внутренних рабочих процессов, уровень издержек на исправление ошибок, эффективность рабочих процессов, уровень мотивации работников, производительность труда, степень кредитного риска и другие, соотносимые с уровнем затрат на производство финансовых услуг.

Различают четыре рыночных ситуаций от количества “удельного веса” на рынке товаропроизводителей и влияние отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену:чистую конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Чистая конкуренция относится к свободной (совершенной) конкуренции, а чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия – к монополистической (несовершенной) конкуренции.

 

В условиях чистой конкуренции существует большое число банков, производящих одинаковый продукт[23]. Новые банки легко могут войти в отрасль. Поскольку доля каждого конкурентного банка в общем объеме предложения товара незначительна, отдельный банк не может оказать существенного влияния на рыночную цену, которая устанавливается на основе совокупности спроса и предложения.

 

Чистая монополия предполагает, что в отрасли имеется только один банк, который полностью контролирует объем предложения банковского товара и очень сильно влияет на цены. Проникновение в отрасль дополнительных банков заблокировано. Отсутствует дифференциация продукции. Примером чистой монополии является Сберегательный банк.

 

Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят похожую, но не идентичную продукцию[24]. Вхождение в отрасль довольно простое. Производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами за свою продукцию. Многие производители используют рекламу, торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения покупателей в том, что их продукция лучше, чем продукция конкурентов.

 

Олигополия отличается небольшим числом продавцов, каждый из которых обладает значительной долей рынка. Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, то есть в такой отрасли могут производить однородные и дифференцированные продукты[25]. Вступление в олигополистические отрасли затруднено для претендентов.

 

 

Теоретические модели конкуренции

 

 

Характеристика Конкуренция Чистая монополия
Чистая (совершенная) Монополистическая олигополистическая
Количество и размеры фирм Множество мелких хозяйствующих субъектов Множество мелких хозяйствующих субъектов Небольшое число хозсубъектов, среди которых есть крупные один хозяйствующий субъект
Тип и характер продукции Однородная стандартизованная продукция Разнородная дифференцированная продукция стандартизованная или дифференцированная уникальная продукция, не имеющая эффективных заменителей
Контроль над ценой Отсутствует Диапазон контроля цен узкий Диапазон цен зависит от уровня согласованности действий хозсубъектов: ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре Значительный
Характеристика спроса очень эластичный спрос Эластичный спрос Эластичный или малоэластичный спрос Неэластичный
Неценовая конкуренция Неценовые методы конкуренции не практикуются Используется: значит упор на рекламу, торговые знаки, марки Очень типична, особенно при дифференциации продукции главным образом реклама связи фирмы с общественными организациями

 

Завершая характеристику конкуренции на финансовом рынке, можно выделить ряд специфических черт, отличающих ее от конкуренции на товарном рынке:

 

1) Конкуренция в финансовом секторе экономики возникла позже, чем конкуренция в промышленности, однако отличается разновидностью форм и высокой интенсивностью.

2) В качестве конкурентов коммерческих банков выступают не только другие банки, но и небанковские кредитно-финансовые институты, а также некоторые нефинансовые организации.

3) Конкурентное пространство представлено многочисленными банковскими рынками, на одних из которых банки выступают как продавцы, а на других – как покупатели.

4) Внутриотраслевая конкуренция носит преимущественно видовой характер, что связано с дифференциацией банковского продукта.

5) Банковские услуги могут взаимозаменять друг друга, но не имеют конкурентоспособных “внешних” заменителей, поэтому межотраслевая конкуренция осуществляется только посредством перелива капитала.

6) В банковском деле отсутствует ряд входных барьеров, характерных для многих других отраслей, что ведет к относительно большей интенсивности конкуренции в этой сфере экономики.

7) Ограничения ценовой конкуренции заставляют руководство банковских организаций управлять качеством услуг и активно использовать рекламу.

8) Банковские рынки являются рынками дифференцированной олигополии, предоставляющие широкие возможности для коопераций и согласования рыночной политики кредитных институтов.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!