Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Структура, элементы правовых норм и способы их изложения



Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции (структура "Если - то - иначе").

Гипотеза указывает на адресата нормы, на условия, при которых норма подлежит применению. В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные, причём сложная диспозиция, связывающая действие нормы права с одним из нескольких условий, называется альтернативной.

Диспозиция содержит само правило поведения, она является основным структурным элементом нормы права. По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

  • управомочивающие (предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом);
  • обязывающие (устанавливающие обязанность совершать определённые действия);
  • запрещающие (устанавливающие запрет совершать определённые действия).

Санкция указывают на правовые последствия нарушения нормы (как правило, неблагоприятные). По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые, относительно определённые и альтернативные (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативный правовых актов: прямой, бланкетный и отсылочный. При прямом способе изложения элемент нормы права прямо излагается в статье. При отсылочном способе изложения в статье элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативный правового акта. При бланкетном способе изложения элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативный правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к "действующему законодательству" (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым).

Кроме того, многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Многие нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму. В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

Полномочия президента РК

Основные полномочия Президента в отношении Парламента:

- назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент;

- назначает семь депутатов Сената на срок полномочий Парламента;

- созывает первую сессию Парламента;

- принимает присягу депутатов Парламента народу Казахстана;

- выдвигает кандидатуру на должность Председателя Сената;

- открывает сессии Парламента;

- имеет право присутствовать на любых совместных или раздельных заседаниях Палат Парламента и быть выслушанным;

- рассматривает обращение Сената или Мажилиса Парламента об осво­бождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов;

- в случае и порядке, предусмотренном Конституцией, может распус­тить Парламент.

Основные полномочия Президента в отношении Правительства:

- с согласия Парламента назначает на должность Премьер-министра Республики;

- освобождает его от должности;

- назначает на должность и освобождает от должности членов правительства;

- образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства;

- регулярно заслушивает доклад Премьер-министра об основных на­правлениях его деятельности;

- председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам;

- принимает решение об отставке, заявленной Правительством и лю­бым его членом;

- вправе возлагать на Правительство осуществление исполнительных функций, кроме тех, что установлены Конституцией и законами.

Основные полномочия Президента в отношении Конституционного Совета:

- назначает на должность Председателя и двух членов Конституцион­ного Совета;

- досрочно освобождает их от должности в соответствии с конституци­онным законом;

- обращается в Конституционный Совет по вопросу о правильности проведения выборов Президента, депутатов Парламента, проведения республиканского референдума; по вопросу соответствия закона, ме­ждународных договоров Конституции; по вопросу официального толкования норм Конституции; по вопросу освобождения и отреше­ния от должности Президента.

Основные полномочия Президента в отношении судов и судей:

- по рекомендации Высшего Судебного Совета представляет Сенату для избрания и освобождения от должности Председателя Верховного Су­да, председателей коллегий и судей Верховного Суда;

- назначает на должность председателей, председателей коллегий и су­дей областных и приравненных к ним судов, председателей и судей район­ных судов республики.

Полномочия Президента в отношении органов Прокуратуры:

- с согласия Сената назначает на должность Генерального Прокурора Республики; освобождает его от должности;

- по представлению Генерального Прокурора назначает на должность и освобождает его заместителей;

- заслушивает не реже одного раза в квартал отчет Генерального Про­курора о состоянии законности в стране.

Полномочия Президента в отношении акимов:

- по представлению Премьер-министра назначает на должность акимов областей, городов республиканского значения и столицы;

- по вопросам своей компетенции дает поручения акимам и заслушива­ет их отчеты об их выполнении;

- по своему усмотрению освобождает акимов от должности;

- освобождает от должности акимов областей, городов республи­канского значения и столицы в случае выражения им недоверия маслиха-тами абсолютным большинством голосов депутатов.

Основные полномочия Президента в области обеспечения обороно­способности и безопасности государства:

- является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами республики;

- назначает на должность и освобождает высший командный состав Вооруженных Сил;

- после консультаций с Премьер-министром и Председателями Палат Парламента может ввести чрезвычайное положение, применить вооружен­ные силы;

- вводит на всей территории или в отдельных местностях военное по­ложение.

Основные внешнеполитические полномочия Президента:

- ведет переговоры и подписывает международные договоры респуб­лики;

- подписывает ратификационные грамоты послов;

- назначает и отзывает глав дипломатических представителей Казах­стана за рубежом;

- вносит в Парламент представление о денонсации международных до­говоров, заключенных республикой.

В соответствии с Конституцией Президент обращается с ежегодным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направ­лениях внутренней и внешней политики Республики.


Просмотров 570

Эта страница нарушает авторские права



allrefrs.ru - 2022 год. Все права принадлежат их авторам!