Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 131018 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений (базовый уровень), укрупненной группы направлений подготовки специальностей 130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых направления подготовки 131000 Нефтегазовое дело.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовки по профессиям рабочих:13548 Машинист агрегатов по обслуживанию нефтепромыслового оборудования, 13908 Машинист насосной станции по закачке рабочего агента в пласт, 13969 Машинист паровой депорафинизационной установки, 13979 Машинист передвижного компрессора, 14012 Машинист подъемника, 14257 Машинист технологических компрессоров, 15764 Оператор обезвоживающей и обессоливающей установки, 15818 Оператор по гидравлическому разрыву пластов, 15824 Оператор по добыче нефти и газа, 131003.02 Оператор по ремонту скважин, 16081 Оператор технологических установок, 18559 Слесарь – ремонтник, 18547 Слесарь по ремонту технологических установок, 19238 Трубопроводчик линейный, 15818 Оператор по гидравлическому разрыву пластов, 16835 Помощник бурильщика капитального ремонта скважин, 16839 Помощник бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ.
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим.
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
самостоятельной работы обучающегося - 34 часа.
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
|
1
| 2
| 3
| 4
|
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и организация защиты населения.
|
|
|
|
Тема 1.1.Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера.
| Содержание учебного материала:
|
|
1.
| Общая характеристика чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации социального характера. Терроризм. Чрезвычайные ситуации военного характера.
|
|
|
Лабораторные работы
| -
|
|
Практические занятия
|
|
1.
| Решение тестов и ситуационных задач по теме: «Действия населения при ЧС природного характера».
|
|
2.
| Решение тестов и ситуационных задач по теме: «Действия населения при ЧС техногенного характера».
|
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа:
|
|
1.
| Сообщение по теме: «Чрезвычайные ситуации характерные для районов Крайнего Севера и их возможные последствия». «Защита населения и территорий при снежных заносах, вьюге, метели».
|
|
2.
| Сообщение по теме: «Защита населения и территорий при лесных и торфяных пожарах».
|
|
3.
| Сообщение по теме: «Защита населения и территорий при наводнениях, грозах, селях, оползнях».
|
|
4.
| Сообщение по теме: « Защита населения и территорий при землетрясениях, извержении вулканов, ураганах, бурях, смерчах».
|
|
5.
| Сообщение по теме «Новые виды современных средств поражения».
|
|
Тема 1.2.Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики.
| Содержание учебного материала:
|
|
1.
| Российская система чрезвычайных ситуаций. МЧС России. Гражданская оборона. Действия населения по сигналам ГО. Основные положения по эвакуации населения в мирное и военное время.
|
|
|
2.
| Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях. Средства индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях. Инженерная защита. Основа организации АСДНР. Разведка ситуаций в районах ЧС.
|
|
|
Лабораторные работы
| -
|
|
Практические занятия:
|
|
1.
| Решение тестов и ситуационных задач по теме: «Действия населения по сигналам ГО».
|
|
2.
| Отработка нормативов – надевание противогаза, костюма ОЗК и костюма Л-1.
|
|
3.
| Работа с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля.
|
|
4.
| Решение тестов и ситуационных задач по теме: «Действия населения при авариях на РОО и ХОО».
|
|
5.
| Правила применения первичных средств пожаротушения.
|
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа:
|
|
1.
| Сообщение по теме: «Организация эвакуационных мероприятий при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах».
|
|
2.
| Сообщение по теме: «Основные мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости объектов нефтяной и газовой промышленности при ЧС».
|
|
3.
| Сообщение по теме: «Особенности проведения АСДНР на территории, зараженной (загрязненной) радиоактивными веществами».
|
|
4.
| Сообщение по теме: «Особенности проведения АСДНР на территории, зараженной (загрязненной) отравляющими (аварийно-химически опасными) веществами».
|
|
Раздел 2. Основы военной службы .
|
|
|
Тема 2.1.Основы обороны государства.
| Содержание учебного материала:
|
|
1.
| Военная доктрина Российской Федерации. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Основные угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Международная деятельность Вооруженных Сил РФ, их роль в системе обеспечения международной безопасности. Военные аспекты международного права. Правовые основы военной службы. Конституция РФ. Федеральные законы о военной службе. Память поколений – боевые традиции русского народа в сражениях XVIII-XIX веков; в годы Великой Отечественной войны; в годы Афганской и Чеченской войн.
|
|
|
Лабораторные работы
| -
|
|
Практические занятия:
|
|
1.
| «Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы» – основные положения исполнения воинской обязанности, изложенные в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (ред. от 08.12.2011г.) «О воинской обязанности и военной службе».
|
|
2.
| «Правовые основы статуса военнослужащих. Права и свободы военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, и членов их семей» – изложенные в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
|
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа:
|
|
1.
| Сообщения по теме: «История создания и развития Вооруженных Сил России».
|
|
2.
| Сообщения по теме: «История создание Красной Армии».
|
|
3.
| Сообщения по теме: «Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности России».
|
|
Тема 2.2.Военная служба – особый вид федеральной государственной службы (только для юношей).
| Содержание учебного материала:
|
|
1.
| Организация и порядок призыва граждан на военную службу. Воинские звания, знаки различия и должности военнослужащих. Форма военнослужащих. Общевоинские Уставы ВС РФ. Военнослужащие и отношения между ними. Состав военнослужащих.
|
|
|
Лабораторные работы
| -
|
|
Практические занятия:
|
|
1.
| Общевоинские Уставы ВС РФ – изучение статей, основные положения Воинских Уставов РФ.
|
|
2.
| Военная присяга – клятва воина на верность Родине – России.
|
|
3.
| Сдача нормативов ГТО и выполнение норматива ОФП военнослужащего: бег- 100м, кросс – 1км.
|
|
4.
| Сдача нормативов ГТО и выполнение норматива ОФП военнослужащего: челночный бег, подтягивание на перекладине.
|
|
5.
| Сдача нормативов ГТО и выполнение норматива ОФП военнослужащего: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжки в длину.
|
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа:
|
|
1.
| Сообщение, презентация, видеоматериалы по теме: «Создатель системы воинских уставов в русской армии».
|
|
2.
| Сообщение, презентация, видеоматериалы по теме: «Воинские звания, знаки различия военнослужащих».
|
|
Тема 2.3.Инженерная подготовка и военная топография (только для юношей).
| Содержание учебного материала:
|
|
1.
| Способы изучения местности, ориентирование на ней. Инженерные заграждения. Устройство противотанковых и противопехотных мин. Способы установки мин и их маскировки.
|
|
|
Лабораторные работы
| -
|
|
Практические занятия:
|
|
1.
| Устройство противотанковых и противопехотных мин.
|
|
2.
| Ориентирование на местности без карты. Движение по азимутам, ориентирование по компасу.
|
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа:
|
|
1.
| Видеоматериалы по теме: «Современная военная техника, состоящая на вооружении (оснащении) воинских подразделений Российской Армии».
|
|
2.
| Видеоматериалы по теме: «Современная военная техника, состоящая на вооружении (оснащении) воинских подразделений иностранных армий».
|
|
Тема 2.4.Строевая подготовка.
| Содержание учебного материала
|
|
1.
| Строи и управления ими. Строй и его элементы. Строевые приемы и движения с оружием и без оружия. Развернутый и походный порядок. Управление строем. Обязанности солдата перед построением и в строю.
|
|
|
Лабораторные работы
|
|
|
Практические занятия:
|
|
1.
| - Строевая стойка и выполнение команд. Движение, повороты в движении. Выход из строя и возвращение в строй.
|
|
2.
| - Размыкание и смыкание отделения. Перестроения отделения.
|
|
3.
| - Отдание воинской чести без оружия, в движении, на месте. Подход к начальнику и отход от него.
|
|
4.
| - Строевые приемы и движение с оружием.
|
|
Контрольные работы
|
|
Самостоятельная работа:
|
|
1.
| - Видеоматериалы по теме: «Торжественные марши и строевая подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации».
|
|
2.
| - Видеоматериалы по теме: «Особенности строевой подготовки Вооруженных Сил иностранных армий».
|
|
Тема 2.5.Огневая подготовка
| Содержание учебного материала:
|
|
1.
| Материальная часть автомата Калашникова. Работа частей и механизмов автомата. Возможные задержки при стрельбе и способы их устранения. Подготовка автомата к стрельбе. Ведение огня из автомата, прицеливание.
|
|
|
Лабораторные работы
| -
|
|
Практические занятия:
|
|
1.
| Выполнение норматива - неполная разборка, сборка автомата.
|
|
2.
| Подготовка автомата к стрельбе. Ведение огня из автомата, прицеливание. Выполнение учебно-тренировочных стрельб из пневматической винтовки.
|
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа
| -
|
Тема 2.6.Основы военно-патриотического воспитания.
| Содержание учебного материала:
|
|
1.
| Патриотизм, верность воинскому долгу – основа достойного служения Отечеству. Символы ратной славы и воинской доблести.
|
|
|
Лабораторные работы
| -
|
|
Практические занятия:
|
|
1.
| Боевые традиции Вооруженных Сил России. Памяти поколений - дни воинской славы России. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
|
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа
| -
|
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (только для девушек).
|
|
|
Тема 3.1Роль женщины в современном обществе.
| Содержание учебного материала:
|
|
1.
| Социально-демографические процессы в России.
|
|
|
Лабораторные работы
| -
|
|
Практические занятия:
|
|
1.
| Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Рождаемость и смертность. Продолжительность жизни.
|
|
2.
| Государственная охрана здоровья женщин. Трудовое законодательство об охране труда женщин. Материнство. Нормы охраны труда женщин-матерей» .
|
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа:
|
|
1.
| Сообщение, презентация, видеоматериалы по теме: «Духовная и физическая привлекательность женщины, высокая нравственность, интеллектуальность, участие в общественной жизни».
|
|
2.
| Сообщение, презентация, видеоматериалы по теме: «Проблемы демографии в современной России».
|
|
Тема 3.2.Семья в современном обществе.
| Содержание учебного материала:
|
|
1.
| Брак. Создание прочной семьи. Основы семейного права в Российской Федерации.
| -
|
|
Лабораторные работы
| -
|
|
Практические занятия:
|
|
1.
| Основные положения семейного законодательства в Российской Федерации - изучение статей Семейного кодекса РФ.
|
|
2.
| Юридические аспекты брака, осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей. Права и обязанности супругов.
|
|
3.
| Брачный договор (брачный контракт) – понятие, форма, форма заключения, изменения и расторжения.
|
|
4.
| Права несовершеннолетних детей – основные положения прав защиты детей в Российской Федерации.
|
|
5.
| Конвенция о правах ребенка – основные положения прав защиты детей, усыновленных иностранными родителями.
|
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа
| -
|
Тема 3.3.Физиология репродуктивной системы человека.
| Содержание учебного материала:
|
|
1.
| Особенности женской половой системы. Особенности мужской половой системы. Личная гигиена. Изменения женского организма при беременности. Факторы риска при беременности и родах. Основные понятия о контрацепции.
|
|
|
Лабораторные работы
| -
|
|
Практические занятия
| -
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа:
|
|
1.
| Сообщение, презентация по теме: «Аборт и его последствия».
|
|
Раздел 4. Основы медицинских знаний.
|
|
|
Тема 4.1.Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
| Содержание учебного материала:
|
|
1.
| Первая медицинская помощь при ожогах, поражении электрическим током, утоплении, перегревании, переохлаждении организма и при обморожении и при отравлении.
|
|
|
Лабораторные работы
| -
|
|
Практические занятия:
|
|
1.
| Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего
|
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа
| -
|
Всего:
|
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач