Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Методические рекомендации по выполнению теоретической части курсовой работы



Теоретическая часть должна содержать методику проведения диагностики, разработанную студентом. Определим составляющие данной методики.

Диагностика (в экономике)- от греч. diagnostikos — процесс распознавания проблемы и обозначения её с использованием принятой терминологии, то есть установление диагноза «ненормального» состояния исследуемого с целью «назначения лечения», т.е. разработка предложений по приведению экономической системы в «нормальное» состояние.

Исходя из этого определения, в любой методике проведения диагностического исследования должны присутствовать показатели, характеризующие состояние и работоспособность системы и определены способы их измерения и определения «нормальных» (нормативных, плановых) значений. Для выявления диагностических показателей необходимо сначала выделить основные бизнес-процессы, определяющие состояния той или иной подсистемы объекта исследования, а затем попытаться сформировать для каждого бизнес-процесса показатели эффективности, производительности, активности:

- показатели эффективности отражают соотношение стоимостных значений результата процесса и затрат на осуществление процесса, например, фондоотдача, зарплатооотдача, рентабельность и т.п.;

- показатели производительности также отражают соотношение результатов процесса и затрат на его осуществление, но как правило, в натуральной форме (штуках, часах и т.п.), например, трудоемкость, коэффициент интенсивного использования оборудования, коэффициент конверсии;

- показатели активности отражают частоту выполнения процесса, например, среднее количество заявок за период или на одного сотрудника.

Система показателей может быть дополнена характеристиками:

- состояния объектов (частей системы), участвующих в процессах, так как оно может существенно влиять на результат (коэффициент износа, уровень квалификации персонала, качество материалов и т.п.)

- структуры – соотношения активных (качественных, рентабельных) и пассивных частей системы, участвующих в процессе (удельный вес активной части основных фондов, коэффициент финансовой независимости, удельный вес сотрудников, работающих с клиентами к общей численности персонала и т.п.)

Обычно, на первом этапе проводят предварительную диагностику с использованием стандартного набора плановых показателей организации. Выявляется отклонение фактических значений от плановых, проводится анализ динамики их изменения за период наблюдения (использования). Это позволяет выявить очевидные проблемы организации и определить направления для более внимательного изучения. Для выявления глубинных проблем объекта исследования необходимо определить связи между процессами, происходящими в системе и соответствующими им показателями, т.е. сформировать факторную модель. С ее помощью определяются «рычаги», т.е соотношения процента изменения показателя-фактора к проценту изменения показателя-результата. Факторы с наибольшим «рычагом» являются ключевыми, так как даже небольшое их изменение (под воздействием внешней среды или управляющей системы) приводит к существенному изменению результата функционирования системы. Исходя из этого, можно оценить эффективность «назначенного лечения» (рекомендованного действия по изменению системы или процессов ее функционирования) как соотношение «эффекта от лечения» к «затратам на лечение». Для этого определяются ресурсы, необходимые для изменения показателя-фактора и с помощью «рычага» оценивается потенциальный эффект от изменения результата.



Таким образом, обязательными составляющими методики проведения диагностического исследования являются:

– предмет изучения,

– объект диагностики,

– цель и задачи проведения диагностики,

– основные показатели, используемые для диагностики, их систематизация, желательно формирование интегрального показателя оценки;

– источники информации,

– содержание основных этапов работы и методику их проведения;

– систематизацию направлений повышения эффективности хозяйственной деятельности в части, касающейся данной методики и расчет соответствующих резервов.

Предмет диагностики должен быть четко определен и дана его характеристика, например: «Предметом диагностики является кадровый потенциал музейных работников. Кадровый потенциал - это…… . Он характеризуется показателями….Специфика кадрового потенциала работников музея состоит в том…..»



Объектом диагностики в данной курсовой работе, как правило, являются организации, осуществляющие свою деятельность на рынке услуг, например: «объектом анализа являются организации, осуществляющие свою деятельность на рынке стоматологических услуг» или «объектом анализа являются музеи (частные и государственные), осуществляющие услуги по экскурсионному обслуживанию, научно-просветительскую и образовательную деятельность…. »

Основная цель исследования, как правило, определяется исходя их названия методики, однако необходимо помнить о главном принципе диагностической деятельности – ее эффективности. Эффективность диагностической деятельности заключается в том, что результатом ее работы является не анализ сам по себе, а найденные пути улучшения деятельности объекта исследования, использование которых даст эффект больший, чем затраты на проведение диагностики. Например, «Основная цель диагностики – оценка эффективности использования кадрового потенциала музея и поиск резервов повышения эффективности его использования».

Исходя из этой цели, к основным задачам диагностики, как правило, относят:

– изучение состава и структуры объекта исследования, выделения основных процессов для анализа;

– анализ динамики объёмных и структурных показателей, характеризующих результат и объекты, используемые в процессах как ресурсы;

– оценка состояния объекта анализа в целом или объектов, используемые в процессах как ресурсы;

– оценка эффективности, производительности, активности использования ресурсов;

– выявление влияния факторов на результат (или эффективность) деятельности объекта анализа, определение ключевых факторов (имеющих наибольший «рычаг»);

– расчет резервов повышения эффективности деятельности объекта анализа и оценка эффективности рекомендуемых изменений;

– формирование рекомендаций по улучшению использования объекта анализа.

При определении основных показателей, используемых для анализа необходимо изучить типовые показатели, а также показатели используемые организациями с похожими видами деятельности. Далее определить оптимальный набор показателей, необходимых именно для этой организации. Особое внимание необходимо уделить специфическим показателям, характерным именно для данного вида деятельности. При отсутствии научных разработок по данной тематике, рекомендуется введение собственных показателей. Например, при оценке эффективности использования площадей музея, можно воспользоваться аналогией с торговлей и использовать «коэффициент экспозиционной площади». При подборе специфических коэффициентом желательно также изучить внутренние планово-отчетные документы организации и показатели, используемые для формирования рейтингов в данном виде деятельности.

В качестве источников информации указываются материалы, которые можно использовать для поиска исходной информации при проведении анализа по разработанной методике. Как правило, такими источниками являются:

– нормативно-законодательные документы, регламентирующие деятельность организаций данного вида деятельности;

– планы и отчеты организации, ее отдельных подразделений, используемые нормы и нормативы;

– данные бухгалтерского и управленческого учета.

Каждый из пунктов должен быть конкретизирован применительно к разработанной методике, например «отчет о состоянии зданий и сооружений», «данные по счетам бухгалтерского учёта 01,02,08» ит.п.

Содержание основных этапов должно быть оформлено в виде четкой последовательности действий, например:

1. Анализ состава и структуры основных фондов;

2. Анализ движения музейных фондов;

3. Анализ состояния объектов хранения;

4. Анализ состояния зданий и сооружений;

5. Анализ соответствия используемого оборудования современным требованиям;

6. И т.д. и т.п.

Далее подробно описывается методика проведения последовательно каждого этапа, приводятся разработанные аналитические таблицы с указанием правил или формул, по которым они заполняются. Формулы для расчета анализируемых показателей, следует дополнять пояснениями по интерпретации их значений, например «Данный показатель не должен превышать нормативное значение, равное 2» или «Данный показатель в динамике должен постоянно увеличивать свое значение, так как его снижение влечет за собой негативные тенденции….»

Любая методика обычно включает в себя набор самых разнообразных методов анализа: сравнительного, табличного, графического, детерминированного или стохастического факторного анализа, расчет резервов. При подборе методов рекомендуется тщательно изучить общую теорию анализа, российский и международный опыт проведения аналитических исследований, учитывающий специфику объекта исследования или похожих по специфике деятельности объектов.

В заключении необходимо систематизировать основные факторы, влияющие на эффективное использование объекта исследования, привести формулы для расчета резервов повышения этой эффективности, опираясь на формулы, разработанные для проведения факторного анализа.

Примеров с использованием конкретного цифрового материала в данном разделе приводить не рекомендуется, так как это должна быть именно методика – инструкция по применению.

При использовании стандартных методик обязательно ссылаться на литературу, в которой Вы нашли данную методику, а при разработке собственных предложений – указывать на базе чего они сформированы.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!