![]() Дисциплины:
Архитектура (936) |
Психологическая структура и типы медиатекста
Постараюсь всю эту жесть изложить более-менее адекватно, хотя…это будет трудновато. Тип мышления: магическое. Тип текста: Мифологический. Свойственно для первобытного общества. Мифологический текст ориентируется прежде всего на иррациональную сторонучеловеческой психики: когда ищут не информации, а надежды; не фактов, а оценок; нелогики, а исхода чувствам; не обоснованности, а панацеи; не объективности, а поддержки. Вэтом случае сообщение воспринимается тоже иррационально: факты, цифры забываются,а остается только общее впечатление, эмоционально окрашенный образ и твердое убеждение«Это хорошо, а это плохо!». Что свойственно: кратко. Синкретизм, отсутствие границ между одушевленным и неодушевленным, единство, сопричастность, партисипация( возможность предметов передавать друг другу свойства), поэтизация действительности.Цели: в основном, манипулятивные. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И УБЕЖДАЮЩИЙ ТЕКСТ. специфические функциональные элементы:• личностное обращение к аудитории,• нарочитое уточнение предмета разговора,• заострение проблемы,• непререкаемые аргументы,• индивидуализированные рекомендации,• духовные гарантии. Психология восприятия убеждающего текста состоит в осмыслении собственного переживания объективной жизненной ситуации под интегралом идеальной модели мироустройства или программы на перспективу. ПОЗИТИВИСТСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ. В основе прагматического текста стремление помочь в разрешении конкретной жизненной ситуации, а не растолковать глобальную проблему. Ему чужды просветительский пафос учительства и духовное наставничество, столь характерные для убеждающего текста. Характерные черты прагматического текста:• Локальность (конкретность, четкая проработка темы)• Описательность (наглядные детали, последовательность, разговорный стиль)• Фактологичность (подробности, «которые невозможно выдумать», документы, статистика, свидетели, эксперты)• Безоценочность (подчеркнутое беспристрастие, безразличие)• Деритуализация (скептическое отношение к высоким идеям, почитаемым героям,традиционным символам и устоявшимся ритуалам)• Конструктивность, прогностичность. ДРАЙВ-МЫШЛЕНИЕ И ГЕДОНИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ. Этот тип сознания пытается опираться на биологические механизмы организма и проявляет себя как драйв-мышление (осознанное следование принципу удовольствия как единственному ориентиру поведения вследствие отрицания социальных запретов и предписаний, табу и идеалов, долга и ответственности). Там есть фишка с гедонистическим риском. Стержневой моментгедонистического текста — эпатаж: стремление подать как высшее удовольствие нарушение табу, осмеяние ценностей, выход за рамки норм. глумливость, благодаря которой журналисты свысока, третируя «низкие истины»,лично им чуждые и омерзительные, живописали подробности, «срывали покровы», разоблачали и витийствовали. • десакрализция (развенчание, профанация, опошление) фундаментальных духовных ценностей и культурообразующих символов социума, нарушение табу (отказ от запрета, пренебрежение правилами, выход за границы).• актуализация инстинктивных влечений путем непосредственного называния или картинной демонстрации предметов и действий, способных вызвать рефлекторное возбуждение • провоцирование витальных страхов • кощунство. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И СМЫСЛОВЫЯВЛЮЩИЙ ТЕКСТ. следует отказываться от информационного давления, манипулятивных приемов, авторитетных оценок, морализаторства, и «менторского тона». • нужно искренне принимать свою аудиторию, понимать и уважать ее интересы, потребности и стремления, не навязывая ни своих целей, ни своих комплексов. • требуется освещать ситуацию в разных ракурсах с перебором всех имеющихся точек зрения, считая основной задачей уточнение перспектив и расширение поля собственного выбора личности. • важно проникнуться верой в жизнестойкость людей, в их способность самостоятельно решать свои проблемы + аутентичность личности и вся такая фигня. NET-МЫШЛЕНИЕ И СЕТЕВОЙ ТЕКСТ. гипертекстовые ссылки или «линки»• паутино-текст не имеет «экспозиции», «завязки», «кульминации» и т.п• своеобразная ассорти-композиция, когда более или менее укомплектованноесодержание разворачивается по принципу удобства доступа, как на прилавке иливерстальном столе.• специфический темпо-ритм: никакой избыточной информации, никакогоразжевывания, никаких прокладок между разделами, ничего акцентирующего.• специфическая стилистика интерактивности: традиционный для журналистики«эффект присутствия» достигает предельных значений и перерастает в «эффектучастия».
|