![]() Дисциплины:
Архитектура (936) |
Принципы и методы работы журналиста с источниками информации
Главный принцип работы с источниками: доверие аудитории, Точность (факт-чекинг), Объективность и беспристрастность, Сбалансированность информации, т.е. использованы нужные источники и даны на них ссылки, Ссылки на источники обязательны. Когда журналист может обойтись без источников. Журналист сам оказался очевидцем – т.е. может поручиться за достоверность (это должно быть ясно из текста, повествование от 1-го лица), Когда приводится самоочевидный факт, Свидетели – сами люди «Усиление морозов стало причиной образования наледи на дорогах». В других случаях ссылка на источник необходима. Проблемы доступа к источникам: Посредники, Этические ограничения (конфиденциальность), Правовые ограничения. Два правила работы с личной информацией. Правило 1: Информацию, касающуюся частной жизни человека, - личные документы, сведения о местонахождении, о здоровье и пр., можно публиковать только с разрешения ее владельца или наследников Правило 2: Информация, представляющая общественный интерес, может быть опубликована без согласования. Общественный интерес: Публичные фигуры, персоны на выборных должностях, Информация о взаимодействии человека и государства (документы об учреждении предприятий, информация о политической деятельности, правонарушениях и о наградах). «Договор» (соглашение) с источником о передаче информации. Договориться с источником об условиях передачи информации, Объяснить виды условий, И обязательно выполнить условия этого «договора». Конфиденциальность. Журналист не должен раскрывать свои источники, если информация передана на условиях неразглашения или конфиденциальности. Это правило защищено законодательством практически всех стран, Россия: закон о СМИ, статья 41 Из книжки Лозовского: Никаких анонимных источников. Избегать! Выбрав источник и получив доступ к нему, собрав необходимые сведения, журналист проверяет полученную информацию. Причем проверку следует проводить при всяком удобном случае, не жалея для этого времени. Проверять фактические сведения, обязательно! 42) Журналистское интервью: этапы работы, юридические и этические аспекты. Интервью. Успех интервью зависит от многих условий и в первую очередь от хорошо проделанной предварительно домашней работы. Она включает в себя максимально подробное знакомство с темой и с интервьюируемым с помощью различных источников и способов: опрос тех, кто хорошо знает будущего собеседника, в том числе коллег в редакции, имевших с ним дело;изучение материалов прессы, если он уже становился предметом интереса журналистов; знакомство с результатами его профессиональной работы; самообразование, то есть приобретение достаточной компетенции в той области, где собеседник – дока;поиск биографических сведений о нем; определение его пристрастий, привычек, круга друзей и интересов. Про юристов: ну что я думаю по этому поводу. А думаю я вот что. Никакого шантажа, противозаконных действий, не переходить границы в плане внедрения в личную зону, не использовать материал против собеседника, не публиковать то, что попросили не публиковать. ЭТИКА сильно граничит тут. От этого пляшем, полагаю. Как надо себя вести: находите и используйте приятные ассоциации, позволяйте интервьюируемому чувствовать себя непринужденно и быть готовым рассказывать;не задавайте вопросов прямо до тех пор, пока не убедитесь, что интервьюируемый готов дать желаемую информацию и дать ее точно; слушайте; дайте собеседнику рассказать полностью свою историю, затем помогите дополнить ее; будьте честны и искренни, что значительно лучше, чем быть хитрым и искусным; избегайте роли учителя; не дерзите. Важная часть интервью – собственно вопросы и их предъявление. Рекомендации :старайтесь ставить вопросы так, чтобы они были легко поняты, не подсказывайте ответы на свои вопросы; если вы предлагаете альтернативные вопросы, формулируйте их так, чтобы ни тот, ни другой не был приемлем для интервьюируемого, помогайте интервьюируемому осознать ответственность за свои утверждения;держите важные вопросы в уме до тех пор, пока не будет получена адекватная информация на каждый из них; постигайте смысл каждого утверждения; проверяйте ответы при любой возможности; отделяйте факты от выводов; записывайте все данные тут же или как можно быстрее по окончании интервью, поскольку обычно люди не представляют, с какой скоростью происходит забывание. И последнее: по окончании интервью следите за дополнительной информацией или новыми направлениями в случайных замечаниях интервьюируемого. В конце разговора собеседники обычно расслабляются и нередко говорят то, чего тщательно избегали во время общения. Случается, что самое интересное для журналиста – именно в этих ремарках, характеризующих человека с неожиданных сторон. Поэтому особо внимательным следует быть тогда, когда разговор заканчивается. Кстати, интервью – прекрасный способ для наблюдения, фиксирования деталей поведения героя, персонажа, интервьюируемого, которые впоследствии могут быть использованы или обыграны в материале. 43) Система современных российских печатных СМИ: основные характеристики. Газета больше привязана территориально, чем журнал. Журналы – нишевые, их привязка – тема. Примерно 1000 медиапредприятий существуют без спонсоров, за счёт рекламы. Центральная, региональная и районная пресса. Самая живучая – районная пресса. Потому что есть консервативная аудитория. Реальные тиражи центральных газет маленькие – примерно 50 тысяч. Основые характеристики системы СМИ (количественные-структурные) 1) Оценочные данные (зарегистрировано-выходит) 2) Тиражи 3 ) Деление газет (центр.-рег.-районные-партийные-тематические), журналов (общего интереса-специализированные(касается отрасли, для специалистов, по деятельности)-нишевые (особая группа, по интересу)-развлекательные-глянцевые) Газета – это ежедневная аналитика (просматривают). Журнал – глубокая аналитика (читают). Газеты: государственные и частные, ежедневные и еженедельные, серьезные и массовые, общественно-политические и отраслевые (тематические), региональные и надрегиональные ("центральные"). Журналы: государственные и частные, еженедельные - ежемесячные – ежеквартальные, серьезные и массовые, общественно-политические и отраслевые (тематические), региональные и надрегиональные ("центральные"). Бюллетени: региональные и надрегиональные ("центральные"), политические - правовые – отраслевые. Справочники: региональные и надрегиональные ("центральные"), комбинированные и специализированные. Листовки: рекламные - социальные – политические Плюсы печати:· возможность быстрого ознакомления со всем массивом материалов, вошедших в номер;· возможность отложенного чтения – до удобного времени;· возможность воспринимать информацию в индивидуальном темпе (перечитывание, хранение).Минус печати:· недостаток оперативности;· отсутствие непосредственной интерактивности; дороговизна. Успешная деятельность печатных СМИ в рыночных отношениях определяется функционированием трёх основных взаимосвязанных сфер: а), творческой деятельностью редакции; б), умелой организацией печатно-полиграфического производства; в), распространением издания. Назначение системы распространения сводится к тому, чтобы издание стало достоянием читателя и, будучи реализованным, смогло окупить все расходы на создание газеты, журнала. Несмотря на заметный рост различных поступлений, важнейшим источником дохода явл. 44) Газета в структуре печатных СМИ. Газета как основной вид периодического издания. Формат издания, объем, периодичность: ежедневные, еженедельники и т.д. Государственные центральные газеты. Независимые газеты. Отраслевые газеты. Республиканские, региональные, массовые. Газеты, выходящие на национальных языках. Местные газеты. Многотиражные ведомственные газеты. Вечерние и утренние газеты. Молодежные и детские. Спортивные. Военные. Экологические. Газеты эротического характера. Бульварная пресса. Деловые, финансовые и пр. Отличия. К основным типологическим характеристикам относятся: - во-первых, периодичность выхода газеты. Ежедневными в Федеративной Республике считаются газеты выходящие как каждый день, так и два-три раза в неделю; - во-вторых, область распространения. Отсюда их деление на надрегиональные и региональные (или местные). Пресса подразделяется на качественную, качественно-массовую (смешанную) и бульварную. Качественно-массовыми, как правило, являются региональные газеты. В газетах используются различные жанры и формы. Наибольшее место занимают оперативная информация и публицистические произведения. Оперативному освещению событий служат официальные сообщения партийных и государственных органов, агентств печати, отчёты, хроника, заметка, репортаж; объяснение событий и мнения о них дают комментарии, корреспонденции, интервью, рецензии; обзор и анализ процессов действительности содержат статьи, обозрения; позиция редакции по важнейшим вопросам освещается в передовых статьях; художественно-публицистическое воплощение событий и характеров присуще зарисовке и очерку, сатирическая острота свойственна памфлету и фельетону. В газетах публикуются также политические документы, художественные, научно-популярные, художественно-документальные произведения, письма читателей и т.д. Газета как социальный посредник, устанавливающий связи между всеми частями и элементами общества. Она раскрывает перед любой общественной группой, любой социальной структурой возможность обращения к другим членам общества, установления контактов с ними.. Особое значение в связи с этим получает роль газеты как инструмента управления обществом. Для современной газеты в России как социального института характерна двойственность его статуса и роли. С одной стороны, газета, как и другие СМИ - информационное обслуживание общества или какой-то его части. Но с другой стороны, с возникновением в нашей стране информационного рынка газета и ее редакция – получение прибыли.
|