Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Вольная русская пресса 19 века за рубежом



Ответы к госэкзамену( бакалавриат)

Составитель: Китаева И.

Мой принцип билетов – максимум фактов, минимум воды, умеренный юмор.

Помните: у нас с вами всё получится!!!!

1. Возникновение и развитие русской журналистики в XVIII в.Сатирические журналы XVIII в.

2. Система печати России в начале XIX в. Журналистика в период Отечественной войны 1812 г. Журналистика декабристов.

3. Энциклопедизм и «торговое» направление в русской журналистике XIX в. Известные издания и значимые имена.

4. Вольная русская пресса XIX в. за рубежом.

5. Русская журналистики в период подготовки и проведения реформ 1860-х гг. Известные издания и значимые имена.

6. Русская журналистика пореформенной эпохи. Факторы и этапы развития. Монархическая, либерально-буржуазная и демократическая печать. Ведущие публицисты.

7. Становление однопартийной советской журналистики 1917-1920-х гг.

8. Особенности функционирования системы советских СМИ в 1920-е гг.

9. Основные характеристики системы партийно-советских СМИ 1930-е гг.

10. Советская журналистика в годы Великой Отечественной войны: трансформация системы СМИ и новые темы публицистики.

11. Функционирование послевоенной системы СМИ СССР как единого информационно-пропагандистского комплекса.

12. Советская журналистика в период перестройки (1985-1991 гг.).

13. Античная и христианская риторика как прообразы публицистики.

14. Экономические и политические факторы развития печатной прессы Англии, Франции и Германии в XVII в.

15. Типология английской печати XVIII в. Новости и публицистика.

16. Революции и пресса Франции и США конца XVIII в.

17. Массовая пресса США и Франции в 1830-1890-е гг.

18. Политическая пресса в США и странах Европы в XIX в. Модели партийной прессы.

19. Факторы и этапы развития новостной журналистики США и Европы в XIX в. Тематика. Жанры.

20. Новые технологии и журналистика США и Европы в первой половине ХХ в.

21. Идеологический фактор развития систем СМИ и журналистики разных стран в ХХ в.

22. Частное, государственное и общественное телевидение во второй половине ХХ в.



23. Ежедневные газеты США и Западной Европы в 1950-1980-е гг.

24. Процессы концентрации в системах СМИ разных стран в ХХ в.

25. Функции журналистики в современном обществе.

26. Журналист как субъект профессиональной деятельности.

27. Массово-информационная природа журналистской деятельности.

28. Нормативные теории в исследованиях журналистики.

29. Политические, экономические, социальные и технологические факторы развития медиасистем разных стран мира. Факторы формирования медиасистемы России.

30. Современные модели медиасистем. Особенности крупнейших медиасистем мира. Российская медиасистема.

31. Особенности национальных систем печатных СМИ.

32. Особенности национальных систем аудиовизуальных СМИ.

33. Профессиональные ценности и стандарты журналистики.

34. Миссия, роли и социальная ответственность журналиста.

35. Профессиональная и гражданская журналистика в контексте современного медиапроцесса.

36. Журналистика и процессы глобализации.

37. Журналистский текст: тема, идея, структура.

38. Новостные критерии журналистского текста.

39. Правило полноты содержания новостного материала.

40. Композиция и структурные элементы новостного материала.

41. Принципы и методы работы журналиста с источниками информации.

42. Журналистское интервью: этапы работы, юридические и этические аспекты.



43. Система современных российских печатных СМИ: основные характеристики.

44. Газета в структуре печатных СМИ.

45. Журнал в структуре печатных СМИ.

46. Новые технологические платформы и печатная периодика.

47. Система современного российского радиовещания: основные характеристики.

48. Радиовещание в историческом контексте: функции, тенденции развития, система жанров.

49. Форматно-жанровая система современного радиовещания.

50. Новые платформы радиовещания.

51. Современное российское телевидение: основные характеристики.

52. Специфика информационного телевещания.

53. Новые платформы телевидения.

54. Современные российские новые медиа: основные характеристики.

55. Особенности мультимедийного контента: жанры и формы.

56. Социальные сети и их место в современных медиакоммуникациях.

57. Источники законодательства о СМИ.

58. Права и обязанности журналиста в Законе о СМИ.

59. Нормы законодательства о функционировании редакции.

60. Нормы законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации и практики их правоприменения в СМИ.

61. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации: правовые нормы и актуальные проблемы медиапрактики.

62. Интернет и его правовое регулирование.

63. Объекты и субъекты авторского права. Срок действия исключительного права.

64. Нормы авторского права и редакционные практики.

65. Сущность и функции журналистской этики.

66. Морально-этическая ответственность журналиста: нормы и реальная практика

67. Базовые этические принципы на разных стадиях профессиональной деятельности журналиста.

68. Кодификация моральных норм в журналистике.

69. Основные понятия медиаэкономики.

70. Ключевые элементы экономической модели печатных СМИ.

71. Ключевые элементы экономической модели аудиовизуальных СМИ.

72. Процессы концентрации в медиаиндустрии.

73. Массовая аудитория: базовые характеристики, тенденции

в поведении и отношении к СМИ.

74. Методы эмпирических социологических исследований СМИ.

75. Социальные функции и эффекты деятельности СМИ.

76. Социологический подход к изучению содержания материалов СМИ.

77. Психологические аспекты функционирования редакции и журналистской деятельности.

78. Принципы подачи в СМИ потенциально стрессогенной информации и профилактика психологических травм аудитории.

79. Принципы психологической безопасности в профессиональной работе журналиста.

80. Психологическая структура и типы медиатекста.

81. Сущность и функции связей с общественностью.

82. Виды рекламы, основания ее классификации.

83. Целевая аудитория рекламы: ее базовые характеристики, сегментация.

84. Организация и методы проведения кампаний по связям

с общественностью.- (могло бы быть и лучше)

 

ОТВЕТЫ:.

1) Возникновение и развитие русской журналистики в XVIII в.Сатирические журналы XVIII

18 век. – период становления русской журналистики. Настоящая журналистика – печатная, а не рукописная, распространяется в массы, а не для одного царя появилась в XVIII.Журналистика была государственной, ограниченной в освещении политической жизни. в РЖ XVIIIв. выделяют два периода: до 1759 и после. 1 этап – период монополии, когда не было оппозиции, потому что не было частных изданий. ВАЖНО: журнальный характер, переводной характер,принцип злободневности. Единственный тип – гос.печать. газета «Ведомости» создавалась для политических целей. Во 2 этапе издателем стала академия наук. Тематика – научная, культурная. Можно еще и это сказать, если вам кажется, что мало сказали про возникновение: Русская журналистика началась в 1702 г.( «Ведомости») До этого в России - «Куранты» или «Вестовые письма. «Ведомости» стали издаваться по личному указанию и при личном участии русского царя Петра I типографским способом. Газета - национальная культура! Уже в 1728 г. появился первый опыт издания русского журнала под названием «Примечания». В том же году стала издаваться газета «Санкт-Петербургские ведомости» при АН, сменившая петровские «Ведомости». Это первая настоящая газета с постоянным названием и периодичностью. Характер информации – научная и научно-популярная + придворная + научная хроника (научные циклы лекций, прием на работу). Переводной характер.

Всё, хватит. Сатирические журналы: 18 век…Век журналов с дерьмовыми, но «типа» оригинальными названиями. ЕСИН: Появились журналы Н.И. Новикова «Трутень», «Живописец» , Д.И. Фонвизина «Друг честных людей», И.А. Крылова «Зритель», «Почта духов» и др. Сатирическая направленность – спс, Есин, спс,кэп. Уровень сатиры по формам и ее содержанию был весьма высоким. Никто и не сомневался. Журнальчики все литературные, но в этой литературщине можно было поставить ряд острых социальных проблем. Новиков в своих журналах критиковал крепостнические порядки, осуждал жестокосердие помещиков, паразитизм, стремление жить не по средствам, французоманию дворян и другие пороки. Журнал «Трутень» сопровождался выразительным эпиграфом «Они работают, а вы их труд ядите» и был обращен к русским дворянам-помещикам. (хотя я считаю, что сами эти писаки – дармоеды те еще, только и делали, что высмеивали) Крылов тоже, свиду нормальный мужик, а все равно под видом переписки духов, гномов и других фантастических существ потустороннего мира он критиковал самодержавие, придворные нравы, дикость и жестокость помещиков, взяточничество чиновников. Эта сатирическая струя в журналистике во многом из-за- крестьянского восстания под предводительством Е. Пугачева, показавшим остроту социальных противоречий в стране. Журнал «Всякая всячина» (1769), который издавала сама императрица Екатерина II с помощью княгини Е.Р. Дашковой, и журналами Новикова. Новиков отстаивал сатиру на лица, Екатерина II защищала сатиру на пороки, т.е. сатиру абстрактную, морализующую. Разумеется, внешнюю победу одержала Екатерина: журналы Новикова, Фонвизина и других просветителей-демократов были закрыты, но идейная победа осталась на стороне журналистов, критиковавших всю эту туфту( ну вы скажете, умные же, что я писать буду). «Политический журнал», который стал издаваться с 1 января 1790 г. при Московском университете магистром философии П.А. Сохацким, начал было с высокой оценки 1789 г., который учредил «много доброго», но затем перешел на более умеренный тон: революция пугала большинство дворян. Ну и хваток.

2) Система печати России в начале XIX в. Журналистика в период Отечественной войны 1812 г. Журналистика декабристов.

Ну, давайте по порядку. Павел, отвратительный правитель, деспотизм – недовольство дворянства. Заговор – Павлу конец. При Александре 1 стало получше. Либеральные идеи. В этих условиях несколько смягчается положение прессы и литературы. Количество журналов и альманахов увеличивается. Оппозиционные и либеральные настроения действительно передовой немногочисленной дворянской интеллигенции нашли известное выражение в организации ряда дружеских литературных обществ, в издании ими периодических и непериодических печатных органов . Вся журналистика по-прежнему фактически делилась на два направления: консервативно-монархическое и либерально-просветительское, демократическое. Наибольшего внимания в первое десятилетие заслуживает новый журнал Карамзина «Вестник Европы» (с 1802 г.). Несмотря на политический консерватизм Карамзина, его журнал вполне норм. Карамзин знал свою аудиторию, грамотного провинциала-помещика, и, конечно, удовлетворял интересы всех. ака Таргетирование. Потом журнал затух, стал говном классицистическим и все на него забили. Радищевцы: коллегиальные издания ( Пнин), они в оппозиции все были. Пытались возродить гуманистические принципы Радищева. ( «Свиток муз», «Журнал российской словесности»). В изданиях радищевцев широко культивируют обозрение, инвективу, сатирические жанры. Но в целом журналистика не получает все еще достаточно мощного стимула для развития: оппозиционные журналы по-прежнему остаются исключительно литературными и к тому же недолговечными.

Отечественная 1812. во время войны журналы сократились, но всё компенсировалось появлением журнала «Сын отечества», издаваемого Н.И. Гречем. Содержание его преимущественно связано с войной. Обзорные статьи, посвященные ходу войны . Гражданский патриотизм — отличительная черта издания. Здесь печатались басни И.А. Крылова, посвященные войне («Ворона и курица», «Волк на псарне»), впервые печатались рисунки и карикатуры, посвященные ходу военных действий, изгнанию Наполеона из России. С окончанием военных действий журнал перестраивался и принял литературный характер. Здесь стали сотрудничать некоторые будущие декабристы (К.Ф. Рылеев и др.). Лапшина еще про Куницина какого-то сказала.

Декабристы: во многом из-за итогов войны 1812. Ощущение стыда перед теми, с кем они воевали. А героями войны стали декабристы. Поставили вопрос об освобождении крестьян + политические идеи. Но главное – нравственное содержание. Передовые, лучшие люди. Задача обновления России, ограничения или свержения монархии. 1) Союз спасения 2) союз благоденствия 3) северное и южное общества. Для пропаганды они использовали многие легальные журналы того времени: «Сын отечества», «Невский зритель», «Соревнователь благотворения и просвещения». Здесь они печатали свои литературные произведения, насыщенные острой социальной мыслью, направленные против института самодержавия («К временщику» Рылеева и др.). Однако литературную и политическую программу - в альманахе, получившем название «Полярная звезда» (1823—1825). Издателями его были А.А. Бестужев и К.Ф. Рылеев. Принципы: строго соблюдалась коллегиальность, была учреждена так называемая внутренняя цензура, т.е. редколлегия, строго выдерживалось направление материалов, печатались только оригинальные произведения отечественных литераторов, было введено распределение доходов от издания в виде гонорара. Политические идеи проводились исключительно через литературные материалы. Направление альманаху придавали аналитические обозрения русской литературы Бестужева. Разработка основ декабристской эстетики в литературных обзорах А.А. Бестужева. Защита национального характера русской литературы и принципов гражданской поэзии. Пропаганда романтизма. Нелегальная публицистика декабристов. Прокламации, связанные с восстанием в Семеновском полку (1820). Агитационная литература для солдат. «Русская правда» П.И. Пестеля - вопрос о республике, наделении крестьян землей.. Восстание 14 декабря 1825 года. Поражение декабристов.

3) Энциклопедизм и «торговое» направление в русской журналистике XIX в. Известные издания и значимые имена.

Энциклопедизм: начало положил Карамзин, но в 30-е годы расширение, в журналистике появляются не только дворяне – нужно отражать интересы этих людей. Надеждина чморили, кстати, не принимали в свой круг. Появление экономики в журналах. Новым звеном в непрерывном процессе познания сущности журналистики стала концепция печати Н. А. Полевого — издателя «Московского телеграфа». Полевой этот был из купеческого звена. По содержанию «Московский телеграф» (был популярен), носил энциклопедический характер. Полевой правильно понял, что время чисто литературного журнала проходит. Грамотный читатель интересовался уже и литературой, и политикой, и торговлей, и вопросами хозяйства. Еще Карамзин понимал, что успех журнала зависит от числа подписчиков (успех современных пабликов –только от них и зависит!), а это, в свою очередь, зависит от содержания журнала. Полевой принял заказ читателя на массовый разнообразный журнал, не отказавшись от того, чтобы идти впереди читателя, воспитывать его. Сам Полевой – радикально настроенный чел. Одновременно с Н. Полевым об энциклопедизме в журналистике высказались Д. Веневитинов и В. Одоевский. В их представлении последний органически сливался с «систематичностью», под которой они подразумевали изображение частей целого в надлежащем порядке и в связи друг с другом. По мнению Веневитинова разнообразие материалов в журнале должно сочетаться с единством системы, а философское, теоретическое начало служить централизующей идеей всех освещаемых в издании предметов. Пушкин – «Современник», демократическое направление, материалы с открытиями в области математики, «Капитанская дочка». «Телескоп» Н. И. Надеждина. В «Обозрении русской словесности за 1833 год» издатель признал, что «существенное назначение» журналов — «быть отголосками современного духа жизни». Надеждин высказался за четкость направления периодического издания. Сформулированная Надеждиным идея единства и систематичности знания была полемически заострена против приверженцев эмпиризма и нарождавшегося позитивизма.

30-40- е – положение журналистики более сложное. «Торговое направление» борьба за прибыль, за количество подписчиков любыми способами. ТРИУМВИРАТ: Ф. В. Булгарин – говнюком был адским, но талант. («Северная пчела») Н. И. Греч , О. И. Сенковский («Библиотека для чтения») Коммерческие интересы снижали качество литературного труда; в журналистике все более и более начали появляться беспринципные дельцы, стремящиеся только обогатиться за счет литературы. В связи с этим перед передовой журналистикой со всей остротой вставала задача борьбы с торговым направлением, борьбы за высококачественную литературу. Выступления против «Библиотеки для чтения» в журналистике 30-х годов были многочисленны. Пушкин, Крылов изгалялись как могли над Булгариным и бедным Гречем( который сначала-то и не хотел), они рисовали каррикатуры, писали эпиграммы. Пушкин продолжал полемику против торгового направления в «Телескопе» Надеждина.

Вольная русская пресса 19 века за рубежом.

Общая характеристика периода. Русская эмигрантская журналистика XIX в. прошла в своем развитии три основных периода:

1. Зарождение и становление системы вольной русской прессы в 1850-1860-е годы (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, П.В. Долгоруков, Л.П. Блюммер, И.Г. Головин и др.).

2. Новая волна эмиграции и журналистика 1870–1880-х годов (С.Г. Нечаев, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев и др.).

3. Традиции и новый опыт 1880–1890-х годов (С.М. Степняк-Кравчинский, Ф.В. Волховский, В.Г. Чертков, Г.В. Плеханов и др.).

Герцен. Герцен оказался за границей в канун революции 1848 г. Он полагал, что европейская революция выведет и Россию на путь прогресса. Однако этого не произошло. Сама революция 1848 г. не увенчалась успехом, буржуазия осталась у власти. Герцен очень тяжело переживал крах своих надежд на успех в революции 1848 г. Писатель испытал определенную «духовную драму», разочаровавшись в результатах борьбы народных масс во Франции. Тем не менее он остается за границей, постепенно преодолевает кризис. Вскоре Герцен приходит к мысли, что Россия раньше других стран сможет прийти к социализму. Затем выдвигает новую задачу – издание революционной литературы для России. Герцен убеждает русских передовых людей воспользоваться его типографией, призывает к сотрудничеству. «Все, написанное в духе свободы, будет напечатано», – обещает он. Наконец в 1855 г. было предпринято издание периодического альманаха «Полярная звезда». Создание революционной печати было наиболее важной задачей Вольной русской типографии в Лондоне. И в названии альманаха («Полярная звезда» – так назывался альманах декабристов), и в его обложке, на которой были изображены под сияющей звездой профили пятерых казненных декабристов, и в содержании номеров Герцен подчеркивал связь своего революционного издания с декабристами. Главным в программе было «Распространение в России свободного образа мыслей». Эта программа должна была объединить вокруг Герцена все передовое общество в стране. Всего вышло семь номеров «Полярной звезды». Огарев (друг герцена), «Колокол». Это была газета, которую печатали один-два раза в месяц, но иногда периодичность меняли, т. е. «Зову живых!» провозглашали Герцен и Огарев в эпиграфе своей газеты. Позднее к нему присоединился еще один: «Земля и воля», что выражало главное требование «Колокола» по крестьянскому вопросу. В программе издания выдвигалось: освобождение крестьян. Герцен с первых же номеров развернул в «Колоколе» критику крепостников-помещиков, всего государственного строя царской России. Особенно остро критикует он помещиков, их жестокое отношение к крестьянам, царских сановников-казнокрадов, глухих к страданиям народных масс. Вместе с тем Герцен еще надеется в среде передового дворянства найти по примеру декабристов людей, способных заставить правительство отказаться от своей жестокой политики по отношению к собственному народу. Герцен и особенно Огарев критикуют крестьянскую реформу 1861 г. «Народ царем обманут», – пишет «Колокол» в июле 1861 г. Следует отметить, что идеи Белинского и Герцена оказали большое воздействие на многих общественных (….) вода…


Просмотров 1117

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!