![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Типы социологических исследований
Социологическое исследование — система логических и последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур в социологии для получения научных знаний о социальных явлениях, а также их процедур, процессов. Социологическое исследование представляет собой систему теоретических и эмпирических процедур. По продолжительности Долгосрочные — от 3 лет и более; Среднесрочные — от 6 месяцев до 3 лет; Краткосрочные — от 2 до 6 месяцев; Экспресс-исследования — от 1-2 недель до 1-2 месяцев[ По глубине анализа Поисковые исследования — по своим параметрам являются простейшими, решают простые по содержанию задачи. Применяют их тогда, когда проблема, объект или предмет исследования относится к малоизученным или вообще не изученным. Охватывают небольшие совокупности, имеют упрощенные программу и инструментарий. Чаще всего используются как предварительный этап более глубокого масштабного исследования, ориентируя их на сбор информации по объекту и предмету исследования, уточнения гипотез и т. д. Описательные исследования — призваны создать относительно целостное представление об исследуемых явлениях, процессы. Проводят в соответствии с полной программы, применяя четкий, детально проработанный инструментарий, в основном тогда, когда объектом анализа является относительно большая общность людей, с определенными социальными, профессиональными и демографическими характеристиками. По структуре, набором процедур значительно сложнее от поисковых исследований. Аналитические — заключаются не только в описании социальных явлений и их компонентов, но и в установлении причин их возникновения, механизмов функционирования, выделении факторов, обеспечивающих их. Подготовка аналитического социологического исследования требует значительных усилий, профессионального мастерства исследователя — аналитических способностей, умение интерпретировать и анализировать сложную социологическую информацию, делать взвешенные выводы
84. Общая характеристика методов сбора социологической информации. Метод-это способ сбора ,обработки и анализа социологических данных. Методы сбора социологической информации подразделяются на 3 основные класса: - наблюдение, - опрос, - анализ документов. Дополнительно выделяют: - эксперимент, - тестирование. Наблюдение – метод сбора социологической информации, при котором происходит непосредственное визуальное или слуховое восприятие реальных событий и их регистрация. Основные виды наблюдения: - случайное, - систематическое; - полевое, - лабораторное; - включенное, - невключенное; - контролируемое, - неконтролируемое; - стандартизированное (структурализованное), - нестандартизованное (неструктурализованное). Опрос – получение социологической информации в ходе социально-психологического взаимодействия (прямого или косвенного) социолога и респондента в вопросно-ответной форме. Интервью может быть: глубинное, стандартизованное, нестандартизованное, фокусированное, свободное. Наряду с этим выделяют следующие виды опроса: сплошной, выборочный; моментальный, повторный, в том числе лонгитюдный; экспертный опрос, экспресс-опрос, продолжительный; групповой, индивидуальный Тестирование – метод измерения и оценки психологических качеств и состояний субъекта. Виды: - групповое (социометрическое), - индивидуальное, - прямое, - проективное. Эксперимент – метод познания социальной реальности, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых условиях.
85. СБОР МЕДИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Выяснение мнений - достаточно сложный процесс. Для такого рода процедур можно использовать технику постадийного развертывания опроса. Для этого в анкету включают: • фильтрующий вопрос, предназначенный для отсеивания некомпетентных лиц; • прямой вопрос, выявляющий общую направленность мнения, например, «Что Вы думаете по поводу...?»; • дихотомический вопрос, уточняющий общую направленность, например: «Если брать в целом, Вы одобряете или осуждаете», «...согласны или не согласны», «...Вам нравится или не нравится?»; • уточнение оснований для оценки или мнения (например, «Если в основном Вы не согласны с тем, что., не могли бы Вы пояснить свою мысль?»); • определение интенсивности мнения (например, «В какой степени Вы уверены в своем суждении?»). Существуют три вида вопросов: открытые, закрытые и полузакрытые. Открытые вопросы хороши на стадии проб, определения области исследования и в качестве контрольных. Примером открытого вопроса может служить вопрос о профессии или занимаемой должности: «Ваша основная врачебная специальность?» Другим примером открытого вопроса является вопрос о дополнительных пожеланиях и предложениях: «Что, по Вашему мнению, необходимо сделать для повышения качества медицинской помощи?» Закрытые вопросы позволяют более строго интерпретировать ответ. Рамки соотнесения оценок и суждений определяются набором единых для всех опрошенных вариантов ответа. Исследователь имеет более надежные основания, чем при открытых вопросах, для сопоставления данных в равных условиях. Примером закрытого вопроса может служить: «Во всех ли случаях заболевания Вы обращаетесь к врачу?» Ответы: «Да», «Нет». Телефонный опрос имеет ряд значительных преимуществ перед опросом «в очереди»: • оперативность сбора данных; • избирательность (работа с нужной целевой группой); • высокая эффективность (при наличии телефонной базы данных). Недостатки телефонного опроса: • ограниченность во времени (до 15 мин); • трудность восприятия респондентами сложных, длинных, глубоких вопросов; • невозможность передачи графической и другой, не текстовой, информации 86. Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. Из этого понятия исключены такие серьезные источники информации, как предметы материальной культуры и быта. Ценность этих объектов для получения определенной социальной информации не подлежит сомнению, однако включение предметов материальной культуры и быта в понятие документа привело бы к неправомерному расширению понятия (таким образом, документами оказались бы дома, мосты, мебель, часы, авторучки и т. д.). Различение документации и предметов материальной культуры и быта подтверждает также и тот факт, что методы анализа тех и других существенно отличаются друг от друга. Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет). В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа — наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В практике отечественного контент-анализа сложилась довольно устойчивая система категорий — знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др. Все более широко распространяется контент-анализ сообщений средств массовой информации, основанный на парадигматическом подходе, в соответствии с которым изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, проблемообразующий субъект, степень напряженности проблемы, пути ее решения и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура.
![]() |