Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Типы социологических исследований



Социологическое исследование — система логических и последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур в социологии для получения научных знаний о социальных явлениях, а также их процедур, процессов.

Социологическое исследование представляет собой систему теоретических и эмпирических процедур.

По продолжительности

Долгосрочные — от 3 лет и более;

Среднесрочные — от 6 месяцев до 3 лет;

Краткосрочные — от 2 до 6 месяцев;

Экспресс-исследования — от 1-2 недель до 1-2 месяцев[

По глубине анализа

Поисковые исследования — по своим параметрам являются простейшими, решают простые по содержанию задачи. Применяют их тогда, когда проблема, объект или предмет исследования относится к малоизученным или вообще не изученным. Охватывают небольшие совокупности, имеют упрощенные программу и инструментарий. Чаще всего используются как предварительный этап более глубокого масштабного исследования, ориентируя их на сбор информации по объекту и предмету исследования, уточнения гипотез и т. д.

Описательные исследования — призваны создать относительно целостное представление об исследуемых явлениях, процессы. Проводят в соответствии с полной программы, применяя четкий, детально проработанный инструментарий, в основном тогда, когда объектом анализа является относительно большая общность людей, с определенными социальными, профессиональными и демографическими характеристиками. По структуре, набором процедур значительно сложнее от поисковых исследований.

Аналитические — заключаются не только в описании социальных явлений и их компонентов, но и в установлении причин их возникновения, механизмов функционирования, выделении факторов, обеспечивающих их. Подготовка аналитического социологического исследования требует значительных усилий, профессионального мастерства исследователя — аналитических способностей, умение интерпретировать и анализировать сложную социологическую информацию, делать взвешенные выводы

 

84. Общая характеристика методов сбора социологической информации.

Метод-это способ сбора ,обработки и анализа социологических данных. Методы сбора социологической информации подразделяются на 3 основные класса:

- наблюдение,

- опрос,

- анализ документов.

Дополнительно выделяют:

- эксперимент,

- тестирование.

Наблюдение – метод сбора социологической информации, при котором происходит непосредственное визуальное или слуховое восприятие реальных событий и их регистрация.

Основные виды наблюдения:

- случайное,

- систематическое;

- полевое,

- лабораторное;

- включенное,

- невключенное;

- контролируемое,

- неконтролируемое;

- стандартизированное (структурализованное),

- нестандартизованное (неструктурализованное).

Опрос – получение социологической информации в ходе социально-психологического взаимодействия (прямого или косвенного) социолога и респондента в вопросно-ответной форме.

Интервью может быть: глубинное, стандартизованное, нестандартизованное, фокусированное, свободное.

Наряду с этим выделяют следующие виды опроса:

сплошной, выборочный; моментальный, повторный, в том числе лонгитюдный; экспертный опрос,

экспресс-опрос, продолжительный; групповой, индивидуальный

Тестирование – метод измерения и оценки психологических качеств и состояний субъекта.

Виды: - групповое (социометрическое), - индивидуальное, - прямое, - проективное.

Эксперимент – метод познания социальной реальности, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых условиях.

 

85. СБОР МЕДИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Выяснение мнений - достаточно сложный процесс. Для такого рода процедур можно использовать технику постадийного развертывания опроса. Для этого в анкету включают:

• фильтрующий вопрос, предназначенный для отсеивания некомпетентных лиц;

• прямой вопрос, выявляющий общую направленность мнения, например, «Что Вы думаете по поводу...?»;

 

• дихотомический вопрос, уточняющий общую направленность, например: «Если брать в целом, Вы одобряете или осуждаете», «...согласны или не согласны», «...Вам нравится или не нравится?»;

• уточнение оснований для оценки или мнения (например, «Если в основном Вы не согласны с тем, что., не могли бы Вы пояснить свою мысль?»);

• определение интенсивности мнения (например, «В какой степени Вы уверены в своем суждении?»).

Существуют три вида вопросов: открытые, закрытые и полузакрытые.

Открытые вопросы хороши на стадии проб, определения области исследования и в качестве контрольных. Примером открытого вопроса может служить вопрос о профессии или занимаемой должности: «Ваша основная врачебная специальность?» Другим примером открытого вопроса является вопрос о дополнительных пожеланиях и предложениях: «Что, по Вашему мнению, необходимо сделать для повышения качества медицинской помощи?»

Закрытые вопросы позволяют более строго интерпретировать ответ. Рамки соотнесения оценок и суждений определяются набором единых для всех опрошенных вариантов ответа. Исследователь имеет более надежные основания, чем при открытых вопросах, для сопоставления данных в равных условиях. Примером закрытого вопроса может служить: «Во всех ли случаях заболевания Вы обращаетесь к врачу?» Ответы: «Да», «Нет». Телефонный опрос имеет ряд значительных преимуществ перед опросом «в очереди»:

• оперативность сбора данных;

• избирательность (работа с нужной целевой группой);

• высокая эффективность (при наличии телефонной базы данных).

Недостатки телефонного опроса:

• ограниченность во времени (до 15 мин);

• трудность восприятия респондентами сложных, длинных, глубоких вопросов;

• невозможность передачи графической и другой, не текстовой, информации

86. Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для пере­дачи или хранения информации.

Из этого понятия исключены такие серьезные источники ин­формации, как предметы материальной культуры и быта. Цен­ность этих объектов для получения определенной социальной информации не подлежит сомнению, однако включение предметов материальной культуры и быта в понятие документа привело бы к неправомерному расширению понятия (таким образом, докумен­тами оказались бы дома, мосты, мебель, часы, авторучки и т. д.). Различение документации и предметов материальной культуры и быта подтверждает также и тот факт, что методы анализа тех и других существенно отличаются друг от друга.

Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет). В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа — наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В практике отечественного контент-анализа сложилась довольно устойчивая система категорий — знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др. Все более широко распространяется контент-анализ сообщений средств массовой информации, основанный на парадигматическом подходе, в соответствии с которым изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, проблемообразующий субъект, степень напряженности проблемы, пути ее решения и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура.

 



Просмотров 1685

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2023 год. Все права принадлежат их авторам!