Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Становление и основные этапы исторического развития социологии



Социология как наука

Социология определяется в разнообразных вариантах:

1) как научное изучение общества и общественных отношений;

2) как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления;

3) как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия;

4) как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т.д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.

Социоло́гия (от лат. societas — общество + др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Социология изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и развития его структур (структурных элементов: социальных общностей, институтов, организаций и групп); закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом. Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими. С социологией тесно связаны такие науки, как психология, политология, культурология, антропология и другие гуманитарные дисциплины.

2.Объект познания — это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальные свойства , социальные связи и социальные отношения характеризуются тем, что они интегрированы людьми или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях. Они проявляются в отношениях между людьми и общностями, в отношениях к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни, к факторам и условиям жизнедеятельности.

Предметом конкретной науки является та или иная часть объективной реальности, которая берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Следует иметь в виду, что взгляды на предмет социологии существенно различаются уже у классиков. Так, Э. Дюркгейм видел предмет исследования социологии в социальных фактах, М. Вебер — в социальном поведении и ориентированном на других действии, последователи К. Маркса видели предмет социологии в изучении общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов.



Структура социологииСоциология представляет собой достаточно дифференцированную систему знания. Структура социологического знания определяется в зависимости от тех методологических принципов, которые применяются при исследовании социальной реальности. В социологии используются такие виды ее классификации как теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология, макро-, мезо- и микросоциология и т.д. В организационной структуре социологии выделяют три относительно самостоятельных вертикальных уровня.

· Фундаментальный, общесоциологический уровень представлен общесоциологическими теориями, разрабатывающими наиболее общие вопросы развития и функционирования общества и места в нем человека; гносеологические проблемы; проблемы построения моделей социальной реальности, проблемы разработки методов изучения социальных процессов и явлений. На этом уровне социологии создаются теории и концепции высокой степени абстракции, направленные на раскрытие универсальных закономерностей и наиболее общих принципов данной области социальной реальности. На фундаментальном уровне также осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками и областями научного знания: философией, историей, политологией, психологией, экономикой и т.д.



· Теории среднего уровня (впервые этим термином определил свою собственную теорию Р. Мертон ) нацелены на обобщение эмпирических данных в пределах отдельных областей социологического знания. Теории среднего уровня можно разделить на теории социальных институтов, теории социальных общностей, теории специализированных социальных процессов.

· Эмпирический уровень — первичное обобщение эмпирических данных. На этом уровне осуществляется сбор фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Эмпирическая социология состоит из специальных социологических теорий и имеет свою внутреннюю иерархию.

В структуре социологического знания принято также выделять макроуровень, мезоуровень и микроуровень.

Макросоциология изучает крупномасштабные социальные системы и процессы, связанные с существованием социальных институтов, их взаимодействием между собой на уровне всего общества, а также взаимодействие и динамику больших социальных групп и общностей в обществе.

В рамках мезосоциологии исследуются социальные группы (классы, нации, поколения), а также такие формы организации социальной жизни, как социальные институты.

Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии, их поступки, мотивы, значения.

Таким образом, на сегодняшнем этапе развития социология представляет собой многомерную и многоуровневую систему научного знания. Сложная структура социологии отражает специфику ее объекта и предмета.

Становление и основные этапы исторического развития социологии.

Истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов
– в мудрых советах по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой. А индийские тексты «Махабхараты» определяют порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.

Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы.
Такие работы Платона, как «Государство» или «Законы», а также «Политика»
Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу.

Эпоху Возрождения можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. Эразм
Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень – великие средневековые ученые, которые подняли проблемы человеческих отношений в обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл незначительную роль.

Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвецкий, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появление неоднородности общества, выявлять роль религии в социальных процессах.

В этот период итальянский философ Д.Вико попытался создать основу новой науки об обществе. Достижения в области изучения общественных явлений были незначительными по сравнению с успехами в других областях научной деятельности. Отставание в изучении общественных явлений можно объяснить несколькими причинами.

Во-первых, долгое время считалось, что каждый человек обладает абсолютной свободой в выборе линии поведения, профессии, общества. Эта свобода ограничивалась лишь Божественным проведением.

Во-вторых, французские просветители Вольтер, Гольбах, Дидро были убеждены в том, что человек обладает не только свободной волей, но и разумом, способностью к обучению.

Слово социология, обозначающее область научного знания, было введено в научный оборот французским мыслителем О.Контом в 30-х годах прошлого столетия в его работе «Курс позитивной философии». О.Конт в своих работах проводил аналогию между социальными явлениями и явлениями, наблюдаемыми в физике, химии, медицине, что ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. «В его понимании социология была равнозначна обществознанию, включающему в себя все, что относится к обществу. Философия О.Конта получила название «позитивизм». Провозглашенная им «позитивная философия» сводилась к задаче простого суммирования общих выводов отдельных частных наук. Этот же принцип распространялся Контом и на социологию, роль которой он определял задачами наблюдения фактов и процессов общественной жизни, их описания и систематизации.

Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Это классический период развития социологии. Здесь можно отметить трех выдающихся мыслителей, живущих в период с середины XIX и до начала XX века. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль
Дюркгейм.

К.Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явления, необходимые для общественного развития и прогресса.

9. М.Вебер разработал общественную социологическую теорию. Одним из центральных пунктов теории явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе – социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества).

10. Э.Дюркгейм – основатель французской социологической школы. Он стремился прежде всего к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций. Э.Дюркгейм считал, что существование и закономерности общества не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал «коллективным сознанием». Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Таким образом, «Первым социологом, давшим узкую трактовку социологической науки, был Э.Дюркгейм. С его именем связан переход социологии от науки, тождественной обществознанию, к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, то есть самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук – политэкономии, философии, истории и других.

Учение об обществе Э.Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий и современные ученые справедливо называют его классиком в области социологии.

Таким образом, название науки «социология», столь удачно примененное
О.Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием благодаря трудам К.Маркса, М.Вебера и Э.Дюркгейма. В результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.

4.В первой половине XX века появились национальные научные школы: французская, немецкая, итальянская, английская, американская, российская.

На первом этапе становления социологии (XIX – начало XX веков) центром развития науки были три страны: Франция, Германия и Англия. Однако уже в 20-е годы XX века центр социологических исследований смещается в США и 30–50-е годы XX века вошли в историю как «американский этап» в развитии социологии. Огромную роль в этом процессе сыграла немалая помощь государства и поддержка большинства университетов. В этом и было главное различие от европейской социологии, которая, в основном, развивалась на инициативной основе. Указанный период характеризуется бурным развитием эмпирических исследований и разработкой новых методов изучения социальных явлений и процессов.

Современный этап развития социологии (с середины XX века по настоящее время) ознаменован созданием академической социологии, способной решать познавательные и практические задачи, используя при этом эмпирический материал. Все это дает основание утверждать, что социология получила общественное признание и утвердилась как равноправная университетская дисциплина наряду с философией, историей и экономикой

В настоящее время западная социология представлена множеством научных направлений, в рамках которых сформулировано огромное количество теорий, отработан широкий арсенал методов сбора и обработки социологической информации. Существовало и существует немало попыток систематизации современных социологических направлений. Один из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологом П. Монсоном. Он выделяет четыре основных подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества:

1. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждений такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции О. Конта, Э. Дюркгейма. Из современных течений к ней относятся, школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер).

2. Смещает центр своего внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию (М. Вебер). Среди современных теорий, соответствующих данному подходу называют символический интеракционизм (Г. Блюмер), феноменология (А. Шюц, Т. Лукман) и этнометодологию (Г. Гарфинкель).

3. Сосредотачивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида. У истоков находился П. Сорокин, а одной из современных социологических концепций является теория действия или теория обмена (Дж. Хоманс).

4. Марксистский подход по типу объяснения социальных явлений он схож с первым подходом. Однако принципиальное отличие состоит в том, что в русле марксисткой традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира, тогда как первые три подхода рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.

5.Бурное развитие социологической науки в XX веке породило много течений, которые придерживались самых различных концепций, взглядов как по общеметодологическим позициям, так и по частным проблемам.

В XX веке социология пошла «вширь» – она постепенно охватывала страны Восточной Европы, Азии, Латинской Америки, Африки. Сейчас практически нет ни одной страны в мире, где не была бы представлена социологическая наука в том или ином виде.

XX век – это и век развития социологии «вглубь». Она охватывала все новые и новые области познания, открывала многие пограничные темы (город, здоровье, демография) или придавала новое социологическое звучание тем проблемам, которые были разработаны другими отраслями человеческого знания (инфраструктура, общение, катастрофы и др.).

В XX веке происходило и конституирование социологического знания в виде открытия специальных кафедр, факультетов, организации научно-исследовательских центров и организаций. Профессия социолога становилась востребуемой на рынке труда.

И, наконец, следует отметить организационное укрепление социологии. В XX веке были созданы первые национальные социологические общества и ассоциации, которые после второй мировой войны (1946) создали Международную социологическую ассоциацию, организовавшую 14 всемирных конгрессов и способствовавшую превращению социологов в один из заметных отрядов в области социального знания.

Структурный функционализм и примыкающие к нему теории. Наиболее полно основы этой концепции изложены Т.Парсонсом (1902–1979), опирающимся в своих поисках на идеи Спенсера и Дюркгейма. Базовой идеей является идея «социального порядка», который олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой различные ее элементы, добиться согласия между ними.

«Социология – это научное изучение человеческого поведения и социального окружения человека, которое влияет на это поведение» (Кр.Дуб). «Социология – это наука о методах исследования человеческого поведения» (Ст.Мур, Б.Хендри). «Социология – это систематическое изучение общества и социальной активности человеческого бытия. В качестве специфической дисциплины ее дополнительно рассматривают в виде знания о том, как реальный человек думает и действует в облике социального творца» (4).

Таким образом, несмотря на существование множества концепций, лицо социологии конца XX века во все большей мере определяют теории, которые восходят к человеку, его роли и активности в современном мире.

6. Огюст Конт происходил из мелко буржуазной католической семьи. Большое влияние на формирование его взглядов оказала учеба в Политехнической школе. Принципы этой школы заключались в идее универсальности науки и в идеале энциклопедической системы всех наук, причем математика рассматривалась как ее основа. Предложенный Контом вариант энциклопедической системы всех наук и отражает эти принципы. Будучи секретарем и учеником Анри Сен-Симона, Конт долгое время разделял его идеи. Так же как и Сен-Симон, он считал, что индустриальное общество должно быть организовано на научной основе. В последний период своей жизни он придерживался мистически-религиозной ориентации, хотел придать позитивизму статус своеобразной религии Его основные труды: «Курс позитивистской философии», 6 томов, «Система позитивистской политики», 4 тома, «Завещание Конта», 4 тома.

Термин «социология» О. Конт впервые употребил в 1839 году. Сам Конт называл социологию - «дитя послереволюционного времени во Франции», поэтому специфическое понимание об­щества, свойственное французскому Просвещению и революционным идеалам, образует ее основу. Социология Конта возникла в эпоху духовного и политического господства буржуазии. Она отражает подъем промышленности и наук, и еще содержит надежду на разрешение социальных конфликтов с помощью разума

В своем творчестве он выразил идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. Для того чтобы преобразовать общество, он считал, необходимым создать такую же точную и объективную науку о законах его развития, какой является естествознание.

Конт настолько уверовал в созданную им науку, что во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину, выше математики, фи­зики, биологии и т.д. Он считал, что преобразующая роль социологии должна состоять в том, чтобы произвести революцию в умах людей, она должна стать новой своеобразной религией! Социология должна открывать универсальные законы функционирования и развития общения, неотделимые от законов природы.

Открытия в социологии должны опираться на методы естественных наук: наблюдение, сравнение, эксперимент, а также сравнительный истори­ческий метод. Причем применяться эти методы должны объективно и независимо от оценоч­ных суждений исследования.

Основная идея Конта - освобождение социологии от умозрительной философии, мета­физики, и теологии. По его мнению, истинная наука должна отказаться от неразрешимых во­просов, т.е. таких, которые невозможна ни подтвердить, ни отвергнуть, опираясь на факты, доступные эмпирическому наблюдению и проверки. Такой подход к пониманию науки носит название позитивизм

Социальная теория Конта состоит из двух частей: социальная статика и социальная ди­намика. Статика изучает условия существования социальных систем, а динамика изучает за­коны их развития и изменения. Социальная статика - анатомия общества, теория обществен­ного порядка. Само общество Конт сравнивает с живым организмом. Согласно Конту, в об­ществе как и в живом организме части органично согласованы между собой. Но, будучи уве­ренным, что обществу в большей мере присуща стабильность, Конт тем не менее не отрицает и процессов социальных изменений.) Он считал, что социальные изменения, т.е. социальная динамика, способствует реформам и помогает естественным изменениям, происходящим в результате распада или переустройства социальных систем. Он считал, что первичным эле­ментом развития общества является духовный, умственный элемент - это первый фактор со­циальной динамики, который он называет «состояние человеческих умов». Этот фактор на каждом историческом этапе определяет направление развития общества. Ко вторичным Конт относил все остальные факторы (климат, раса, прирост населения, продолжительность жизни и т.д.). К трем ступеням умственного развития человечества: теологической, метафизиче­ской и позитивной, соответствуют и три стадии исторического прогресса. Центральным зве­ном своих взглядов он считал открытый им закон интеллектуальной эволюции человечества.

7.С именем З. Фрейда связаны возникновение и развитие психоаналитического подхода к изучению общества и человеческой культуры. Благодаря Фрейду впервые было доказано, что целый ряд болезней человека имеет социальную природу и поведенческие причины, которые выходят на других людей и общество. Общие основы психоанализа Фрейда покоятся на соотношении сознательного и бессознательного, на приоритете сексуального влечения над остальными, на Эдипове комплексе, на теории сублимации либидо. Проблема бессознательного - это проблема наличия скрытых детерминант сознания. Человеку кажется, что он абсолютно независим и самостоятелен в принятии решений, в поступках и действиях, но на самом деле от человека скрыты внутренние пружины тех или иных его поступков и действий. Свобода человека иллюзорна, считал Фрейд. Фрейд выделил основные стадии развития личности. По сути, это стадии сексуального развития личности, в основе которых лежит принцип получения удовольствия. И на каждой стадии, в соответствии с теорией Фрейда, существует конфликт между стремлением к получению удовольствия и ограничениями, установленными родителями, обществом, а затем и внутренними ограничениями собственного Я. Важные положения теории Фрейда основываются на том, что человек всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Фрейд пытался выяснить, как сформировались основные институты современного общественного устройства: семья, брак, религия, искусство, наука. По его мнению, религия, искусство и наука - это сублимация (вытеснение, замещение) подавленных бессознательных импульсов в социокультурных формах. Вместе с тем, к фрейдизму неоднозначно отношение специалистов - его упрекают в излишнем вульгаризаторстве, в попытках сращивания культуры и биологической природы, в преувеличении роли сексуальных стимулов.

 

8.Герберт Спенсер(1820-1903)— английский философ и социолог-позитивист, основатель органической школы в социологии.

Главное социологическое произведение Спенсера — трех­томный труд «Основания социологии», дающий целостное представление о методологических принципах ученого и его взглядах на общество.

Суть органической теории Спенсера заключается в по­нимании общества как социального организма, подобного биологическому и развивающегося по таким же законам. Последовательно проводя аналогию между социальными и биологическими организмами, Спенсер выделяет сле­дующие их общие черты:

• все организмы растут, увеличиваясь в объеме; • они имеют свою внутреннюю структуру;

• эта структура усложняется по мере роста; • усложнение структуры сопровождается усилением дифференциации функций составляющих ее частей; • это ведет к развитию взаимодействия между отдель­ными частями.

В подтверждение этих положений Спенсер приводил ряд конкретных аналогий: роль мозга выполняет в обществе правительство, кровообращения — торговля, сосудистой си­стемы— транспорт, питания— промышленность и земле­делие и т.д. С органической теорией общества Спенсера тесно свя­зано его учение о всеобщей эволюции, сложившееся во мно­гом под влиянием идей Ч. Дарвина. Социальная эволюция, по Спенсеру, представляет собой часть «общего процесса эволюции». Общество развивается от простейших форм к более сложным по естественным законам, которые носят объективный характер.

Спенсер высоко оценивал конкуренцию в качестве меха­низма совершенствования общества, приписывая ей роль «естественного отбора». Вознаграждая наиболее умелых и усердных работников, конкуренция способствует не толь­ко повышению интеллектуального и морального уровня об­щества, но и увеличению объема общественного богатства. Спенсер считал, что необходимо избавляться от неприспо­собленных членов общества и государство не должно вме­шиваться в этот процесс.

Cпeнcep, как и Конт, был противником революционных преобразований, полагая, что любое вмешательство в есте­ственный ход развития общества может обернуться непред­сказуемыми последствиями

Большое внимание Спенсер уделял разработке понятий­ного аппарата социологии. Он первым стал широко исполь­зовать такие социологические категории, как «социальная система», «социальный институт», «социальная функция» и др.

Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций ее элементов, Спенсер заложил основы струк­турно-функционального метода, получившего в дальнейшем широкое распространение в социологии. Именно этим и оп­ределяется, прежде всего, его заслуга в развитии социоло­гической мысли.

11.Ч.Валиханов.В середине XIX в. заметную роль в культурной жизни Казахстана и России начинает играть зарождающаяся национальная интеллигенция, получившая образование в русских учебных заведениях. Одним из выдающихся представителей национальной интеллигенции является Ш. Ш. Уалиханов. Шокан (Мухаммед-Ханафия) родился в ноябре 1835 г. в местечке Кунтимес, на территории современного Сарыкольского района Костанайской области, в семье старшего султана Аман-Карагайского окружного приказа майора Шингиза Уалиева. В 1847 г. 12-летний Шокан был определен на учебу в Омский кадетский корпус, где в совершенстве овладел русским языком, получил обширные знания. По окончании кадетского корпуса в 1853 г. он был назначен на службу при генерал-губернаторе Западной Сибири Г. Гасфорте. На формирование мировоззрения и взглядов Шокана Уалиханова оказали глубокое воздействие специфические условия предреформенной России, стоявшей накануне отмены крепостного права. В 1854-1857 гг. Ш. Уалиханов принимает активное участие в экспедициях по Южному Казахстану и Киргизии. В 1855 г. путешествует по Центральному Казахстану, Семиречью и Тарбагатаю, изучает развалины древних городов, наскальные рисунки, каменные изваяния, записывает предания, песни и сказки казахского народа. В 1856-1857 гг. Уалиханов участвует в военно-научных экспедициях по Кыргызстану, где впервые записал поэму "Манас".Дальнейшей направленности научной деятельности Ш.Уалиханова способствовало знакомство с П.Семеновым-Тянь-Шанским, выразившим восхищение ученым-казахом. В 1857 г. по рекомендации П. Семенова-Тянь-Шанского Ш. Уалиханов был избран в члены Русского Географического общества. Расцвет научной и просветительской деятельности Ш. Уалиханова относится к концу 50-х-началу б0-х годов XIX столетия. В 1858-1859 гг. он совершил свое самое увлекательное и опасное путешествие в Восточный Туркестан. В конце 1859 г. Ш. Уалиханов приехал в Петербург, где ученые встретили его как отважного путешественника и исследователя. По поручению военно-ученого комитета Генерального *штаба он составил карты Средней и Центральной Азии, под его редакцией были подготовлены "Карта пространства между озером Балхаш и хребтом Алатау". "Карта к отчету о результатах экспедиции к озеру Иссык-Куль", "Карта Западного края Китайской империи" и другие. Он составил материалы по географии и этнографии Казахстана и Средней Азии, выступил с докладами в Императорском географическом обществе. Весной 1864 г. Ш. Уалиханов принял участие в походе на Ташкент под предводительством генерала Черняева, но вскоре, недовольный его действиями, оставил отряд и вернулся в Алтын-Эмель в аул султана Тезека, где женился на его сестре Айсаре. Русские и западно-европейские востоковеды высоко оценили подвиг казахского ученого. Его работы после возвращения на Родину были переведены на немецкий, английский, французский языки. Неоспоримым свидетельством заслуг Уалиханова стало избрание в возрасте двадцати одного года членом Русского географического общества. Ш. Уалиханов скончался в апреле 1865 г. в урочище Коген Теген, недалеко от подножия Алтын-Эмельского хребта.

 

12. А.Кунанбаев. Абай Кунанбай-улы (1845-1904) – великий поэт, основоположник казахской классической письменной литературы, мыслитель и композитор. Абай (Ибрагим) родился 1845 году в чингизских горах семипалатинской области. Отец Абая – Кунанбай – был правителем рода Тобакты. Мать – Улжан – нежно любила сына, и ласковое имя Абай постепенно вытиснило его настоящее имя. Первоначально Абай получил образование в ауле у муллы. Состоятельный Кунанбай отдаёт Абая на учёбу в медресе Ахмета Ризы, где он изучает восточную литературу. Одновременно Абай посещает и русскую школу. Уже в медресе были видны его поэтические дарования. Мальчик подрожал восточным поэтам. Кунанбай, желая привлечь своих сыновей к управлению народом, забирает Абая, не дав ему закончить образование. Но, замечая многое в родовых распрях, Абай отходит от управления, считая это напрасной тратой сил, и не оправдывает в этом надежд отца. Вокруг поэта группируется не крупные родоправители и степные аристократы, а талантливые джигиты, почитающие искусство слова. Представители русской интеллигенции, с которыми Абай познакомился ещё в Семипалатинске, оказали большое влияние на мировоззрение поэта. Абай глубоко почитал выдающихся представителей демократической культуры А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого и других поэтов, писателей и мыслителей. Помимо ярчайшей в казахской литературе глубокой поэзии, Абай был и композитором. Широко известны его песни на переведённые им из ''Евгения Онегина'' отрывки. Выросшие под влиянием поэзии Абая его ученики Шакарим, Кокбай, Акылбай, Какитай, Магауия также проявляли глубокий интерес к европейской и русской культуре, сами создавали поэтические произведения. Дети Абая по примеру отца получили образование в русских школах. Сын Абдрахман закончил Петербургское артиллерийское училище. Царская администрация не одобряла защиту народных интересов великим казахским поэтом. Стихи и песни Абая широко распространились по всей казахской степи. В своей среде Абай не нашёл духовно близких и столь же крупных, как он, ярких фигур. Предательство людей, которым поэт верил, их безволие, и бессилие в борьбе со злом тяжело переживались Абаем. Преждевременная смерть его старшего сына Абдрахмана в 1904 году - надломили сердце поэта, он отказался от еды,Абдрахман был его надеждой. Надеждой на то, что сын продолжит начинания своего отца .Абай очень любил своего сына. Он умер спустя 40 дней после смерти Абдрахмана в том же 1904 году. А спустя еще 40 дней после смерти Абая скончался его еще один сын- Магауи. Абай принес казахам новые системы мышления и познания, стал мостом между культурами Востока и Западной Европы, принес в казахскую культуру духовные достижения арабов, персов, русских, немцев, поляков, венгров и англичан. В его поэзии Восток проявляется через весомость и достоинство слова, а Запад -углублением в ценности бытия, приверженностью к жесткой истине и идее свободолюбия. Вместе с тем он критически относился к канонам Востока - отказывается прославлять безмятежное времяпровождение и вино, не собирается, как Хафиз, отдать лишь за родинку любимой Самарканд и Бухару. Абай впервые в казахской степи поднял просвещение и знания на уровень жизненного кредо. Конечно, и до него казахи знали цену науке и образованию. бросил клич "Проснись, казах!. Абай- гений, придавший новое содержание проблемам смысла жизни и труда. Он поучал, что лишь труд-кладезь всех богатств, только труд приносит удовольствие. Его афоризм "И ты словно кирпич в мире этом, найди свое место в нем" показывает новое содержание казахского бытия. Абай принес казахам новый идеал, в основе которого лежит труд: человек выделяется знаниями и трудолюбием, а не богатством и множеством скота. Вернее, их не скопишь без труда. Ласковое имя Абай постепенно вытиснило его настоящее имя.

13. А.Букейханов стоял у истоков возрождения нашей национальной государственности, если допустимо говорить о месте, значении и вкладе великих личностей в нашей истории, то эта личность нами должна восприниматься наравне с Абылай ханом, Абаем, Кереем и Жанибеком.

Относил себя к «западническому направлению» общественного движения казахской интеллигенции, которая «видит будущее киргизской степи в сознательном претворении западной культуры -- в самом широком смысле этого слова» и «возьмёт за образец… в частности, Партию Народной Свободы» («Киргизы», в книге: Формы национального движения в современных государствах, СПб., 1910, с. 599).

Алихан Букейханов стал первым биографом Абая. Его статья «Абай (Ибрагим) Кунанбаев» - некролог казахского народного поэта в связи с характеристикой его творчества была напечатана в газете «Семипалатинский листок» в 1905 году. Затем с портретом Абая она печаталась в журнале «Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества» в 1907 году.

Член партии кадетов с 1905 г. В конце 1905 г. в Уральске на съезде делегатов 5 областей был одним из инициаторов попытки создания Киргизской (Казахской) конституционно-демократической партии. В январе 1906 арестован «как руководитель киргизского политического движения. Член Самарского губернского комитета (создан в августе 1915) Партии Народной Свободы.

Имя Букейханова значилось в перечне имен Санкт-Петербургской масонской ложи «Полярная звезда». Основание самарской группы масонов совпадает по времени со встречей Букейханова с Керенским. Существует также мнение, что назначение в 1917 году Букейханова комиссаром Временного правительства по Казахстану произошло по воле масонского братства, оказавшегося у руля власти

А. Букейханов создает национальную политическую партию «Алаш», идейные предпосылки которой были заложены газетой «Казах», выходившей с 1913 года, которую он создал с Ахметом Байтурсыновым и Миржакипом Дулатовым. Он участвовал в работе съезда сибирских автономистов в Томске, на котором было принято решение о предоставлении в составе Сибирской республики автономии казахам.

В декабре 1917 года по инициативе А. Букейханова на 2 Всеказахском курултае (учредительном съезде) была провозглашена Алашская автономия, то есть автономное государство казахов. Высшим органом власти стал Временный Народный Совет, которому было присвоено наименование «Алаш-Орда», а его председателем (президентом) -- А. Букейханов.

В 1920-1930-е годы трижды арестовывался органами НКВД. 27 сентября 1937 года осужден ВКВС за принадлежность к «террористической организации» и в тот же день расстрелян.

Самое принципиальное в политическом наследии А. Букейханова - идея национально-государственного самоопределения, она была выношена им и его соратниками, которые отдали все силы на её претворение, провозгласив в декабре 1917 года государство "Алаш-Орда", и в конечном счете поплатившись за это собственной жизнью

14. Социальная структура общества — это совокупность взаимосвя­занных и взаимодействующих социальных общностей и групп, социаль­ных институтов, социальных статусов и отношений между ними. Все элементы социальной структуры взаимодействуют как единый со­циальный организм.

15.Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура общества отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальная структура как своего рода каркас всей системы общественных отношений, то есть как совокупность экономических, социальных и политических институтов, организующих общественную жизнь. С одной стороны, эти институты задают некоторую сеть ролевых позиций и нормативных требований по отношению к конкретным членам общества. С другой стороны, они представляют собою определенные достаточно устойчивые пути социализации индивидов.Главным принципом определения социальной структуры общества должен быть поиск реальных субъектов социальных процессов.Субъектами могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы различных размеров, выделяемые по разным основаниям: молодежь, рабочий класс, религиозная секта и так далее. Социальная структура – это анатомический скелет общества. Под структурой понимается совокупность функционально взаимосвязанных элементов составляющих внутреннее строение объекта.

16. Социальные институты - устойчивая совокупность организаций, социальных ролей, технологий и правил поведения, норм и ценностей, ориентирован­ных на удовлетворение потребностей людей и регулирующих отношения в обществе.

Можно назвать общие для всех социальных институтов признаки:

1) специально созданные учреждения (организации), в рамках которых развивается деятельность социальных институтов;

2) наличие материальных ресурсов, с помощью которых обеспечивается функционирование социального института;

3) набор социальных норм, правил, предписаний, с помощью которых контролируется соответствие поведения граждан интересам общества;

4) существование системы ценностей, принятых для идеологического обоснования желаемого поведения граждан;

5) использование санкций и стимулов для регулирования отношений в рамках социального института.

Существуют основные группы потребностей, на базе которых формируются социальные институты:

• воспроизводство и воспитание новых членов общества;

• развитие социально-профессиональной структуры общества;

• сохранение жизни и поддержание здоровья людей;

• производство и распределение товаров и услуг;

• регулирование политических отношений в обществе;

• сохранение культурных ценностей и норм;

• удовлетворение религиозных потребностей.

Соответственно перечисленным выше потребностям образуются социальные институты: семья, образование, здравоохранение, экономические институты, политические институты, социально-культурные институты, религиозные институты.

Социальных институтов в любом обществе много. Они часто подразделяются на формальные (создаются официально, обычно в рамках государства, имеют строго очерченные границы) и неформальные (не имеют жесткой регламентации, предполагают определенную свободу выбора из возможных вариантов поведения).

17. Теория социальной стратификации дает более реальное представ­ление о социальной структуре современного общества, нежели мар­ксистское учение о классах. В ее основе лежит принцип разграниче­ния (расслоения) людей на социальные классы и слои (страты) по таким критериям, как уровень дохода, властные полномочия, пре­стижность профессии, уровень образования и др. При этом понятие «класс» используется как собирательный термин, объединяющий людей с примерно одинаковыми статусами.

Социальная стратификация — это дифференциация (расслоение) некой совокупности людей на социальные классы и слои в иерархиче­ском ранге (на высшие и низшие). Страта (от лат. stratum — слой, пласт) — социальный слой людей, имеющих сходные социальные показатели. Основой стратификационной структуры является есте­ственное и социальное неравенство людей.

Социально-классовую структуру современного общества приня­то делить на три основных социальных класса: высший, средний и низший.

18.Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека. Итак, здоровье человека определяется совокупностью экологических и социальных факторов, а также наследственностью.

Экологические факторы для человека те же, что и для любого живого организма (рассмотрены ранее): абиотические, биотические и антропогенные.

К социальным факторам можно отнести: образ жизни (вредные привычки, отношение к спорту и т.д.), экономический уровень жизни, быт, отношения в семье, на работе, уровень образования и культуры, форма трудовой деятельности.

В городской среде особенно остро проявляется влияние совокупности социально – экологических факторов. Искусственная среда, созданная самим человеком, также требует к себе адаптации, которая происходит в основном через болезни. Причины возникновения болезней в этом случае следующие: гиподинамия, переедание, информационное изобилие, психоэмоциональный стресс.

С медико-биологических позиций наибольшее влияние социально-экологические факторы оказывают на следующие тенденции:

1. Акселерация – это ускоренное развитие отдельных органов и частей организма по сравнению с биологической нормой.

Причина: следствие эволюции, вызванное улучшением условий жизни (питание, «снятие» лимитирующего действия пищевых ресурсов, что спровоцировало процессы отбора).

Следствие: увеличение размеров тела, более раннее половое созревание.

2. Нарушение биологических ритмов – важнейшего механизма регуляции функций биологических систем.

Причина: использование электрического освещения, продляющего световой день (работа в ночную смену, другая ночная жизнь).

Следствия: болезни нервной, сердечно- сосудистой систем.

3. Аллергизация населения.

Аллергия – это повышенная чувствительность или реактивность организма к тому или иному веществу – аллергену (пыль, шерсть животных, пыльца растений, лекарства, химические вещества, а также продукты питания).

Причина: снижение иммунитета вследствие загрязнения окружающей среды.

Следствия: аллергические заболевания: астма, крапивница, лекарственная аллергия, диатез у детей и др.

4. Онкологические заболевания и смертность – это заболевания, вызванные опухолями. Опухоли – это новообразования, избыточное, патологическое разрастание тканей. Они могут быть доброкачественными – уплотняющими или раздвигающими окружающие ткани, и злокачественными - прорастающими в окружающие ткани и разрушающими их. Разрушая сосуды, они попадают в кровь и разносятся по всему организму, образуя так называемые метастазы. Доброкачественные опухоли метастазов не образуют.

Причина: действие канцерогенных (от греч. «рождающий рак») веществ: промышленных выбросов, табачного дыма, сажи, химических веществ (циклических углеводородов, тяжелых металлов, азотокрасителей, диоксинов и др.), действие опухолевых вирусов, излучений – ультрафиолетового рентгеновского, радиоактивного и др. Канцерогены могут попасть в организм из атмосферы, с водой, пищей.

Следствие: онкозаболевания.

5. Рост лиц с избыточным весом.

Причины: переедание, малая физическая активность.

Следствия: различные заболевания, связанные с нарушением обмена веществ.

6. Инфекционные болезни.

Причины: высокая плотность населения, адаптация вирусов и бактерий к среде обитания человека и к лекарственным средствам и др.

Следствия: грипп, гепатит, холера, ВИЧ, малярия и др.

7. Абиологические тенденции (черты образа жизни) – курение, наркомания, гиподинамия и др.

Следствия: ожирение, рак, кардиологические заболевания и др.

19. Влияние физических нагрузок на здоровье человека. Отсутствие физических нагрузок опасно для человека, оно ведет к остановке развития, застою, болезни. Ученые подсчитали, что в мышце, находящейся в покое, насчитывается от 30 до 80 сосудов-капилляров на площади 1 квадратный миллиметр. А при выполнении физической работы число этих нитевидных кровеносных сосудиков увеличивается в 100 раз питание кислородом, конечно, не только мышц, но и всего организма. Под влиянием физических нагрузок сила мышц увеличивается. При правильном чередовании работы и отдыха переутомления не наступает, работоспособность сохраняется дольше.

20.Влияние психо -эмоциональных нагрузок на здоровье человека и общества. Пагубное влияние стресса на организм проявляется следующими факторами:

1)нарушением функции сердца; 2)ростом алкоголизма и наркоманий; 3)резким увеличением частоты сексуальных нарушений; 4)повышением травматизма; 5)инвалидизацией общества.

Эмоциональный стресс является основной причиной уменьшения продолжительности жизни, повышения смертности людей и, в частности, внезапной смерти. Порожденные стрессом болезни обрывают жизнь, а в общемировых масштабах — несут угрозу самому существованию человека. Эмоциональный стресс стал проблемой выживания человечества и наряду с другими глобальными проблемами приобрел острую социальную значимость. Существует множество типичных общечеловеческих причин развития стресса: возросший темп жизни, избыток информации, дефицит времени, снижение физической активности, урбанизация, неадекватное питание. Переедание, гиподинамия, избыточная масса тела предрасполагают к развитию дистресса, усугубляют его течение и вредное воздействие на организм в целом. Также велико влияние стресса на здоровье сердечно-сосудистой системы и на сексуальное здоровье в частности. Беспокойная и полная забот жизнь в современном индустриальном и деловом обществе постоянно держит человека в состоянии повышенной напряженности, которое влияет на его поведение, эмоции и жизненную позицию. Люди становятся нервозными и импульсивными. Псих нагрузка связана с профессиональной деятельностью, и, увы, от нее не спрячешься. Часто это: выполнение сложной интеллектуальной работы; общение с людьми; преподавание; обучение; работа в системе массового обслуживания; управленческая и руководящая деятельность; сложнейшая работа диспетчеров и операторов сложных производств; работа бухгалтеров. Существенное влияние оказывают социальные, бытовые и экологические условия. Медицина выделяет так называемые “психосоматические расстройства”. Существуют, по меньшей мере, 80 различных видов психосоматических расстройств, которые связаны практически со всеми органами и системами организма человека. И являются причиной нарушения нашей энергоинформационной структуры, а также и причиной многих серьезных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые, инсульт, которые являются одними из основных причин смертности и прочих заболеваний, не говоря уже о менее опасных расстройствах.

21. Влияние окружающей среды на человека. Большое значение для здоровья человека имеет качество воздуха жилых и общественных помещений, так как в их воздушной среде даже малые источники загрязнения создают высокие концентрации его (из-за небольших объемов воздуха для разбавления), а длительность их воздействия максимальна по сравнению с другими средами. Современный человек проводит в жилых и общественных зданиях от 52 до 85% суточного времени. Поэтому внутренняя среда помещений даже при относительно невысоких концентрациях большого количества токсических веществ может влиять на его самочувствие, работоспособность и здоровье. Кроме того, в зданиях токсические вещества действуют на организм человека не изолированно, а в сочетании с другими факторами: температурой, влажностью воздуха, ионно-озонным режимом помещений, радиоактивным фоном и др. При несоответствии комплекса этих факторов гигиеническим требованиям внутренняя среда помещений может стать источником риска для здоровья

22.Влияние социальных факторов на здоровье человека.

Многочисленные исследования показали, что факторами, обусловливающими здоровье, являются:

биологические (наследственность, тип высшей нервной деятельности, конституция, темперамент и т. п.);

природные (климат, ландшафт, флора, фауна и т. д.);

состояние окружающей среды;

социально-экономические;

уровень развития здравоохранения.

Эти факторы влияют на образ жизни людей. Установлено также, что образ жизни примерно на 50 %, состояние окружающей среды на 15-20 %, наследственность на 15-20 % и здравоохранение (деятельность его органов и учреждений) на 10 % обусловливают здоровье (индивидуальное и общественное).

 

23. Сущность медицины как социального института .Институт медицины имеет в своем распоряжении больницы, поликлиники, органы управления здравоохранением. "Социология медицины имеет два объекта исследования: 1. здоровье и заболевания человека в социальном аспекте; 2. сама медицина как определенный институт". Задача данной науки, по мнению их, - анализ взаимодействия медицины с обществом, с различными социальными институтами, познание законов развития и функционирования теории здравоохранения как социального феномена. Совокупность больных, врачей, поликлиник; стационаров, меди­цинских институтов, училищ, департаментов и комиссий по здравоох­ранению, федерального и региональных министерств здравоохранения, научно-исследовательских институтов, редакций журналов и газет, ти­пографий, т.е., всего, что связано с медициной, составляет социальный институт- институт медицины. Социология медицины изучает институционально закрепляемые взаимодействия в медико-социальных системах, возникающие в связи с их функционированием. Эти отношения во многом определяются со­циально- экономическими обеспечением национальной системы здраво­охранения, но более всего.

24. Структура социального института здравоохранения. Международный уровень институционализации в медико-здравоохранительной сфере представлен таким социальным институтом, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). В настоящее время она превратилась в один из самых крупных и общепризнанных специализированных международных медицинских учреждений. ВОЗ – это международный орган, который имеет некую официальную философию и идеологию мирового медицинского сообщества. А это значит, что институт ВОЗ – это организация политическая. Поэтому она имеет и свои собственные политические интересы.

Что характерно для системы здравоохранения как социального института:

1) наличие базовой общественно-значимой потребности, цели деятельности, сферы деятельности; 2) наличие учреждений, в рамках которых организуется деятельность системы здравоохранения; 3) наличие средств и ресурсов, для реализации деятельности 4) наличие чётко фиксируемых, однозначно толкуемых образцов поведения – норм, социального контроля, санкций; 5) наличие чётко распределённых функций, прав и обязанностей участников институализированного взаимодействия. 6) распределение труда и профессиональное выполнение функций, обусловленных выполнением определённого круга обязанностей. 7) наличие особого типа регламентации. 8) наличие устойчивости и способности к саморазвитию; 9) наличие собственной символики, средств создания имиджа.

25.Социальные аспекты политики здравоохранения. Данный аспект здоровья, прежде всего, затрагивает социальную политику в целом, так как обязательные социальные минимумы, гарантируемые государством (минимальная заработная плата, минимальная пенсия и др.), должны обеспечивать минимум средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности. Важными факторами политики в области охраны здоровья являются санитарное состояние территории и качество здравоохранения, решение проблемы санитарной охраны является функцией управления, включая защиту от инфекционных заболеваний, карантинных сорняков и вредителей. Ослабление управляемости на всех уровнях, потеря контроля над соблюдением стандартов коммунального обслуживания и качества продуктов ведут к постоянному росту инфекционной заболеваемости в целом и отдельным вспышкам таких болезней.

В сфере здравоохранения все более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг - за последние годы каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о ставшей традиционной частной стоматологической практике, но и об оплате диагностических обследований, консультации врачей. Платное лечение носит принудительный характер: уровень благосостояния семей, вынужденных оплачивать медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов населения, многие отказываются от лечения по материальным причинам. За годы реформ лекарственные средства перестали быть дефицитными, но для многих они не доступны из-за высоких цен. По этому до 35% больных вынуждены отказаться от покупки назначенных лекарств. Государство ввело льготы для бесплатного приобретения лекарств, но ввиду отсутствия финансового обеспечения это право для большинства “льготников” оказалось формальным. Ситуация ухудшается, что выражается в разрыве между официально провозглашенными государственными гарантиями предоставления медицинской помощи населению и реальным финансированием, в незавершенности реформ здравоохранения, неудовлетворительной координации всех структур, отвечающих за положение в этой сфере. В тоже время финансовое положение сферы здравоохранения лучше, чем образования и культуры. Одновременно доля средств населения в оплате медицинских услуг постоянно возрастает, на сегодняшний день она сравнялась с долей государства. Самая тяжелая ситуация с государственным финансированием - в малых городах и селах, где нет широкой налогооблагаемой базы.

26.Взаимодействие медицины с другими социальными институтами.1)взаимодействие медицины с семьёй:

Здоровье семьи всегда являлось одной из главных ценностей любого общества. Однако основным субъектом охраны этого здоровья принято считать медицину, в то время как здоровье сберегающие функции являются неотъемлемой составной частью семейных ролей. С другой стороны, сама медицина всегда ориентировалась на конкретного больного или группы больных, дифференцированные по нозологии, тяжести клинических проявлений, профессиональным и социальным критериям. Семья провозглашалась, но не являлась отдельным объектом медицинской опеки. Успехи медицины позволили спасать жизнь людям, находящимся, казалось бы, в безнадежном состоянии, но пока не позволяют обеспечить их качество жизни выше минимального. Поэтому растет число остро нуждающихся в постоянном уходе, особенно среди пожилых. Единодушия в вопросе распределения ролей между медиками и членами семей инвалидов пока не достигнуто. Все это не только не способствует укреплению здоровья членов общества, но и пагубно сказывается на внутрисемейных отношениях.

2) взаимодействие медицины с обществом:

На взаимоотношения медицины и общества существуют две противоположные точки зрения. Сторонники первой считают, что косное общественное мнение тормозит прогресс медицины. Поборники второй убеждены, что развитие медицины нарушает гармоничное единство природы и человека, является основной причиной ослабления человечества в целом и даже может привести его к вырождению. В самом деле, с одной стороны, люди стали здоровее – увеличилась продолжительность жизни, современный человек по сравнению с древними предками крупнее, крепче. А с другой – лекарства и вакцины «отучили» организм самостоятельно бороться с болезнями.

27.Социально-медицинские услуги. 1) предоставляемых в условиях организации всех типов: - оказание помощи в получении предусмотренных законодательством Республики Казахстан социально-медицинских услуг; - оказание первой доврачебной помощи; - содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; - проведение процедур, связанных со здоровьем (прием лекарств, закапывание капель и другое); - организация лечебно-оздоровительных мероприятий; - организация лечебно-трудовой деятельности; - организация экстренной медико-психологической помощи; - содействие в проведении медико-социальной экспертизы;

2) предоставляемых в условиях организации стационарного типа: - проведение медико-социального обследования; - проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки; - оказание первичной медико-санитарной помощи; - организация экстренной медико-психологической помощи; - госпитализация; - проведение в соответствии с назначением лечащего врача медицинских процедур; - обеспечение ухода, в том числе оказание санитарно-гигиенических услуг с учетом состояния здоровья детей; - наблюдение за состоянием; 3) предоставляемых отделениями социальной помощи на дому: - оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом и сопровождение обслуживаемых детей в организации здравоохранения; - содействие в проведении медико-социальной экспертизы; - содействие в проведении реабилитационных мероприятий; - содействие в предоставлении нуждающимся детям услуг оздоровления и их направлении на санаторно-курортное лечение; - обучение членов семьи основам медико-психологических и социально-медицинских знаний для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях.

28. Всемирная организация здравоохранения: стратегия в решении проблем здоровья В 1973 г. в Всемирной организации здравоохранения была высказана идея о "первичной медико-санитарной помощи", которая понималась как "зона первого контакта между человеком (семьей, общиной) и национальными системами здравоохранения", как их "неотъемлемая часть", "главная функция" и "центральное звено". Концепция была обсуждена на Международной конференции ВОЗ и ЮНИСЕФ в Алма-Ате (6-12сентября 1978 г.) с участием делегаций 134 стран и представителей 67 международных организаций. Мировое сообщество выдвигает новые задачи: • устойчивого развития общества в гармонии с природой, • формирования гуманистической парадигмы • защиты и обеспечения прав человека и народов во всем мире, • достижения в XXI веке "Здоровья для всех" ВОЗ сформулировала в рамках программы "Здоровье для всех в XXI столетии" 10 главных целей (глобальных задач) 1. Усиление справедливости в отношении здоровья. 2. Улучшение возможностей для выживания и повышения качества жизни. 3. Обращение вспять глобальных тенденций в отношении пяти основных пандемий (инфекционных болезней, неинфекционных заболеваний, травматизма и насилия, алкоголизма и наркоманий, табако - курения). 4. Полная или частичная ликвидация определенных болезней (полиомиелит и др.). 5. Улучшение доступа к водоснабжению, санитарии, пищевым продуктам и жилью. 6. Содействие здоровому и противодействие нездоровому образу жизни. 7. Улучшение доступа к комплексной, качественной медико-санитарной помощи. 8. Поддержка научных исследований в области здравоохранения. 9. Внедрение глобальных и национальных систем медицинской информации и эпидемиологического надзора. 10. Разработка, осуществление и мониторинг политики достижения "Здоровье для всех" в странах.

29.Социальное действие и социальное поведение. Социальное действие - это любое проявление социальной активности (деятельность, поведение, реакция, позиция и проч.), ориентированное на других людей. Это простейшая единица (единичный акт) социальной деятельности, предполагающая (учитывающая) определенные ожидания и реакцию других людей. Понятие «социальное действие» было введено в социологию М. Вебером для обозначения действия индивида (отдельных обособленных индивидов), направленного на разрешение жизненных проблем и сознательно ориентированного на других людей. Основными признаками социального действия (по М. Веберу) является осознанная мотивация и ориентация на других. М. Вебер выделяет четыре типа социального действия: 1) целерациональное действие — осознанное действие, направленное на достижение определенной цели. В этом действии цель является основным мотивом; 2) ценностно-рациональное действие — действие, основанное на вере в то, что совершаемый поступок имеет определенную ценность. Следовательно, в этом типе социального действия основным мотивом является ценность (этическая, религиозная, идеологическая, культурная и др.); 3) традиционное действие — действие, совершаемое в силу привычки, традиции, как бы автоматически, например, мы идем по улице и не задумываемся о том, как необходимо переставлять свои ноги. 4) аффективное действие — действие, детерминированное эмоциями и по этой причине также не осознаваемое, т. е. не подлежащее социологическому анализу. Социальное поведение - действия человека среди людей и относительно людей. Это не просто действия среди людей, а социально значимые действия, то что значимо для окружающих. У социального поведения множество разновидностей. Говоря об объективных последствиях социального поведения, в первую очередь говорят об адекватном или неадекватном поведении. Адекватное поведение как соответствующее требованиям ситуации и ожиданиям людей, внутри себя делится на конформное поведение, ответственное поведение, помогающее поведение, правильное поведение и синтонное поведение. Правильное поведение - соответствующее принятым нормам и правилам, ошибочное - не соответствующее нормам и правилам по причине случайной ошибки или незнанию. Ответственное поведение - поведение, при котором человек берет на себя (лично) конкретные обязательства и исполняет их надлежащим образом. Синтонное поведение - рождающее лад и гармонию, отвечающее потребностям другим людей. Конфликтное - порождающее напряженность и конфликты.

30.Понятие личности. Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным


Просмотров 1320

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!