![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Упражнения фонетической ритмики
Речевой материал данного раздела должен быть доступен и понятен каждому ученику. Он зависит от состава класса, индивидуальных особенностей каждого ученика, его состояния слуха и речи. Требования к материалу для учащихся 1-го и 2-го отделений различны. Материал для учеников 1-го отделения включает в себя больше музыкального и интонированного проговаривания. Для учеников 2-го отделения используется материал на выделение ритма, темпа, логического ударения. Проговаривание сопровождается движениями. При этом фразы должны звучать слитно, с правильной интонацией. Речь не должна быть скандированной. Примеры фонетической ритмики
Движения подбираются произвольно, но должны способствовать лучшему проговариванию. III. Речевые упражнения для совершенствования внятности, выразительности речи школьников 1. Речевая зарядка: Болтали две сороки, сороки-белобоки, Про то, про се, про Якова, Про Якова, про всякова, Про дым из трубы, Про забор у избы, И про Шавку на пороге. И про лужу на дороге, Делать-то им нечего, Болтали день до вечера! 2. Физкультминутка: Вокруг стало светло, Солнце глянуло в окно. Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку. Надо нам присесть и встать, Руки вытянув пошире, Побежать по всей квартире. Раз, два, три, четыре, пять. И на месте поскакать, На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку. 3. Выразительное проговаривание наизусть по цепочке стихотворения А. Крестинского и Н. Поляковой «Заколдованная девочка». Первый ученик: Три волшебника злых Не Могу, Не Хочу и Не Буду Нашу девочку Киру Преследуют всюду. Мама фартук подвяжет, Мама девочке скажет: — Я на кухню пойду, Поиграй-ка одна. — Не могу, — отвечает она. Просит мама: — Помой посуду! Отвернется она: — Не буду! Надо Кире идти к врачу, А она за свое: — Не хочу! Так всегда и повсюду: — Не хочу и не буду! И на каждом шагу: — Не могу! Второй ученик: А других и не знает слов она, Сразу видно — заколдована! Обсуждали мы своей квартирой, Что нам делать с бедняжкой Кирой. Мы листали страницы учебников, Чтобы средство найти от волшебников. Просыпается Кира чуть свет, Просит: — Бабушка, дай мне конфет! Но впервые за пять своих лет Слышит Кира в ответ: — Не могу! Третий ученик: Кира просит конфет у мамы, Но ответила мама упрямо: — Не хочу! — Кто оденет меня поскорее? Кто оденет меня потеплее? Но случилось какое-то чудо, Слышит Кира: — Не буду! Не буду! И никто не подходит к Кире, Будто Кира одна в целом мире. Четвертый ученик: Испугалась Кира. Полежала, Натянув до носа одеяло. Только ничего не дождалась И с постели тихо поднялась. Пошла и, вздыхая на каждом шагу, Сказала: — Сама я умыться могу. Белой пеной мыло плыло, Земляникой пахло мыло, Были скользкими ладошки Заскрипели понемножку. Пятый ученик: Стали щеки красными, А глаза — ясными. Вся заметила квартира — Мыться Кире нравилось. — Есть хочу, — сказала Кира И к столу направилась. Молча, послушно, Кусок за куском, Съела ватрушку, Запив молоком. Шестой ученик: А поев сказала: — Спасибо. Буду вместе с мамой мыть посуду. Услыхали волшебники, съежились, Не на шутку злодеи встревожились. И сказал Не Могу: — Убегу! И сказал Не Хочу: — Улечу! Прямо в форточку прыгнул Не Буду, Подхватив по дороге простуду. Так им и надо! Также должен предусматриваться речевой материал для хорового чтения. Перед учителем стоит задача преподнести этот материал так, чтобы комиссия могла оценить речь учащихся в целом и произношение каждого ученика отдельно. Обращается внимание на хоровое проговаривание. В результате получает отметку весь класс за каждый раздел и отдельно каждый ученик. Примерный речевой материал для совершенствования произношения, индивидуального проговаривания с движениями или хорового проговаривания: Первый класс: «Багаж» (С. Маршак); «Все для всех» (Юлиан Тувим); «Мы с приятелем» (С. Маршак); «Мойдодыр» (К. Чуковский); «Любочка» (А. Барто). Второй класс: «Вежливые слова» (подбор стихов поэтов А. Барто, В. Голя-ховского, А. Шибаева, О. Дриз); стихи о дружбе (Йбряев К., Добронравов, Гребенников); «Заколдованная девочка» (А. Крестинский, Н. Полякова). Третий класс: «Весной» (3. Александрова); «Чем пахнут ремесла» (Джанни Родари ); «Капелька солнца» (В. Степанов); «Он был совсем один» (А. Барто).
![]() |