Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ПРОБЛЕМА НЕОБХОДИМОСТИ И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ



Существует ряд подходов к проблеме свободы личности - философский, религиозный, политический и др., а в рамках каждого из них имеются направления (фаталистическое, индетерминистское и диалек­тическое).

Фатализм фактически отвергает свободу, абсолютизирует необходи­мость; он ставит человека в полную зависимость от природной или со­циальной необходимости. В книге французского философа П. Гольбаха “Система природы” (1770) утверждалось, что даже в вихре пыли, подня­том бурным ветром, нет ни одной молекулы, которая расположена слу­чайно. Каждый поворот молекулы строго необходим. Точно так же веч­но деятельная природа указывает человеку каждую точку линии, кото­рую он должен описать на Земле. В страшных судорогах, сотрясающих иногда общество (т.е. в революциях и бунтах), писал он, “нет ни одного действия, ни одного слова, ни одной мысли, ни одного желания, ни од­ной страсти у участников революции, которые не были бы необходи­мыми, которые не происходили бы так, как они должны происходить”. “Излишек едкости в желчи фанатика, разгоряченность крови в сердце завоевателя, дурное пищеварение у какого-нибудь монарха, прихоть какой-нибудь женщины - являются достаточными причинами, чтобы заставить предпринимать войны ... чтобы вызывать голод и заразные болезни и распространять отчаяние и бедствие на длинный ряд веков". Итак, нет у человека никакой свободы действий, все происходят строго однозначно, необходимо. Как заявлял немецкий естествоиспытатель в философ Л. Бюхнер, свобода - это свобода человека со связанными руками, это свобода птицы в клетке.

В противоположность фаталистическому пониманию детерминизм существует концепция индетерминистская, абсолютизирующая свободу воли человека в обществе и господство случайности в природной и со­циальной реальности. Американский философ Дж. Сантаяна, провоз­глашавший, кстати, эстетическое отношение человека к действительно­сти, совмещая это отношение с “красотой” случайности, считал, что сама действительность - это поток случайностей; то, что люди обычно принимают за необходимость, есть “заговор случайностей". В свое время Екатерина Великая говорила: “Свобода - это когда никто не может меня заставить делать то, чего я не хочу”. Конечно, в свободе воли важным компонентом выступает делать то, что соотносится с интересами и желаниями человека. Но такие поступки имеют свои границы, обусловленные зачастую иными интересами других людей, а в отношениях с природой - природной необходимостью. Хочет того или не хочет какой-то человек, будь то императрица или рабочий на заводе, но если природные силы вызывают наводнение или землетрясение, то здесь “свобода” человека оказывается (пока) несвободной. В обществе свобо­да тоже не бывает абсолютной. В одной французской легенде рассказы­вается о суде над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными ру­ками. Судебное решение по этому поводу гласило: обвиняемый вино­вен, так как свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.



Так что в обществе всегда надо сообразовывать свои действия с ин­тересами других людей, с интересами окружающего сообщества.

Свобода воли есть, но она относительна, а не абсолюта.

Если брать более широкий (философский) аспект проблемы, то сво­бода всегда связана с необходимостью и возможностью. Свобода лично­сти осуществляется благодаря объективной возможности, имеющейся в самой действительности для такой деятельности. Люди не вольны в вы­боре объективных условий, но они обладают известной свободой в вы­боре целей и средств их достижения. Свободна не воля, которая выби­рает, исходя лишь из желания человека, а воля, которая, опираясь на разум, выбирает правильно, в соответствии с объективной необходимо­стью. Абстрактной, как и абсолютной, свободы нет, свобода всегда кон­кретна. Мера свободы личности определяется конкретной ситуацией, наличием в ней спектра возможностей, а также уровнем развития спо­собностей личности, уровнем культуры, пониманием перспектив осуще­ствления своих целей и меры своей ответственности. Если брать кон­кретное государство или общество в целом, то их свобода определяется, помимо прочего, уровнем развития экономики, степенью познания объ­ективных законов природы и социальной реальности, политическим строем того или иного государства и т.п.



Свобода складывается на познанной необходимости, познанной возможности, из выбора возможности в соответствии со своими интереса­ми, из выбора наиболее эффективных средств для осуществления такой возможности и активной деятельности по достижению цели.

Свобода связана с ответственностью личности перед самое собой другими людьми, коллективом и обществом. Если, к примеру, врач упустил возможность излечения больного, который из-за небрежности врача стал инвалидом, то он должен нести за это ответственность. Если по вине чиновника (у которого был выбор в использовании денежных средств) задерживается выплата пособий или зарплат рабочим, то тоже должен нести ответственность.

Свобода личности составляет единый комплекс с правами членов общества. Нельзя отрывать политико-юридические права - свободу сло­ва, совести, убеждений и пр. от прав социально-экономических - на труд, отдых, бесплатное образование и медицинскую помощь и т.д. Пра­ва человека обычно фиксируются в конституции того или иного госу­дарства. Провозглашая высшей ценностью человека его права и свободы (в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека), правовое го­сударство обязано их реализовывать. Однако нередко даже в правовом обществе права человека нарушаются. Необходимо активно бороться за свои права и права своего народа.


Просмотров 1175

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!