Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ, ЕГО СПЕЦИФИКА. МЕТОД И МЕТОДОЛОГИЯ



Научное знание своеобразно. Научное познание, во-первых, руково­дствуется принципом объективности; оно должно отразить объект та­ким, каков он есть, без воздействия на него каких-либо духовных сил (субъектных, человеческих или божественных). Во-вторых, научное знание обладает таким признаком, как “рационалистическая обоснован­ность”; оно подчиняется, в отличие от слепой веры в мифологии и ре­лигии, логике и закону (или принципу) достаточного основания. Этот принцип гласит: Ни одно явление не может оказаться истинным или ошибочным, ни ОДНО утверждение - справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе; судьей в вопросах истины является разум, а способом ее достижения - критичность и рациональные средства познания. В-третьих, эссенциалистская на­правленность (от лат. essentia - сущность), т.е. нацеленность на воспро­изведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели).

В-четвертых, особая организация, особая системность звания; не просто упорядоченность - упорядочено и обыденное знание, но упорядочен­ность по осознанным принципам, упорядоченность в форме теории или развернутого теоретического понятия. В-пятых, проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой,

логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержден­ными.

В научном знании имеют место научные истины; вместе с тем, помимо достоверного знания, здесь встречается немало проблемного зна­ния (гипотезы ведь не истинны и не ложны), а также заблуждений; ино­гда встречается просто ложное знание (как, к примеру, в якобы “научных” построениях ТД. Лысенко).

В научном знании выделяются уровни: эмпирический и теоретиче­ский. Они разграничиваются по нескольким признакам: 1) эмпириче­ское знание соотносимо с проявлениями сущности и с фрагментарной сущностью материальных систем, а теоретическое знание - с их цело­стностью, с выявлением законов этой целостности; 2) эмпирическое знание и теоретическое имеют различные средства познания; на эмпи­рическом уровне таковыми выступают наблюдение, описание, экспери­мент, моделирование, анализ, интуиция и т.п.; на теоретическом уров­не - дедукция, синтез, мысленный эксперимент, идеализация, формали­зация и др.; 3) на этих уровнях научного познания - разные логические формы воплощения основного знания: на эмпирическом уровне - факт (эмпирический факт), на теоретическом уровне - теория; теория есть система понятий, принципов и законов, отображающая в своей структу­ре сущность объекта исследования в целом, целостную структуру; 4) теоретический уровень характерен еще тем, что в его сфере разрабаты­ваются основные понятия (или категории) этой области знания; здесь имеем деятельность исследователя по их разработке; на эмпириче­ски же уровне деятельность ученого носит уже иной характер - дея­тельность по применению категорий (понятий) к эмпирическому материалу; в первом случае перед нами — фундаментальное научное знание, во втором - прикладное знание.



Метод и методология. Научная деятельность, как и практическая, не является, в целом, хаотичной; она, как правило, организуется применяемыми в ней методами. Метод (от грсч. methodos) - это приём, способ или образ действия. В самом широком смысле метод есть путь, способ достижения какой-либо цели, способ решения определенной задачи. Характеризуя роль правильного метода в научном познании, Бэкон (1561-1626) сравнивал его со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он говорил: даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги. Нельзя рассчитывать на успех в изучении какой-либо проблемы, идя ложным путем, пользуясь неверным методом.



Верность или ошибочность метода определяется прежде всего объективным основанием: метод должен, чтобы быть действенным, опираться на соответствующее содержание. Так, исторический метод опирается на теорию развитая, на знание процесса и этапов развития. Как верно за­мечено и литературе, метод - это та же теория, но повернутая своим острием на практику дальнейшего познания этой же предметной облас­ти действительности. Но метод зависит не только от содержании, но и от исследователя, от субъекта познания, от степени его профессиональ­ной подготовки, его опыта, от его способности перевести теоретические положения в систему требований, которыми он мог бы руководство­ваться в своей исследовательской работе. Метод — это система принци­пов, приемов, правил и требований, на которые необходимо ориентиро­ваться в научно-исследовательской деятельности. Так, принцип исто­ризма, являющийся одним из важнейших в историческом познании, требует качественной, или сущностной, ретроспективности, выявления предпосылок возникновения материальной системы, требует выделять этапы (стадии, факты, периоды) в развитии предмета, определять на­правление и характер развитая или изменения предмета, раскрывая основную тенденцию развитая системы с целью предсказать ее будущее и т.п. Сам метод не содержится в объекте познания, им становятся, как мы видим, выработанные человеком приемы и операции для получения нового знания. Методы имеют (кроме объектной, содержательной стороны и кроме правил субъектного характера) еще и аксиологическую сторону: надежность, экономичность, эффективность и т.п. Иногда решение одной и той же задачи, изучение одного и того же объекта тре­буют применения разных методов разными исследователями: для кого- то “удобен” и “эффективен” один метод, для кого-то для тех же целей будет “выгоден” и “надежен” другой метод; многое здесь зависит опять-таки от опыта и профессионализма субъекта познания.



Понятия “метод” и “методология” применяются часто в одном и том же смысле. Но понятие “методологам” имеет еще одно значение, кото­рое совпадает с понятием метода: это - учение о методах. Подобно ме­тодам узкоспециальным, общенаучным и философским сама методология может иметь подобные уровни и распадаться на специально-науч­ную методологию (например, в генетике), общенаучную (здесь методы, применяемые в ряде наук или во всех науках, как, например, моделиро­вание или наблюдение) и всеобщую методологию, к которой относится в философская методология.

Философская методология есть учение о философском методе. Та­ковым в историческом развитии философии были два: метафизика и диалектика. Выступая в качестве метода, диалектика включает в себя две группы принципов. Первую группу составляют принципы познания, вытекающие из нашего знания онтологии и гносеологии; это принципы объективности, системности, историзма и диалектической противоречи­вости. Они довольно-таки широки по тем требованиям, которые в них входят. Так, принцип диалектической противоречивости требует разде­ления единого на его противоположные стороны и их познания, требует выявления конкретного состояния системы (гармонии или дисгармонии, или конфликта) и т.п. Вторую группу философских принципов (в отли­чие от первых, выступающих как всеобщие, предпосылочные) состав­ляют Собственно логические принципы, среди них ведущим является глубоко разработанный Гегелем и Марксом принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

Философские принципы диалектического типа тесно связаны с об­щенаучными и специально-научными методами. Их нельзя противопос­тавлять друг другу. Если философский метод, чтобы быть действенным, Должен связываться при своем применении с частно-научными (общенаучными и специально-научными) методами, то все частно­-научного плана методы должны находить свое дополнение в философ­ском методе познания.

 


Просмотров 772

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!