Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Билет 4. Учение Аристотеля о формах государства



 

Эпоха Аристотеля – 4 в. до н.э. Место – Древняя Греция. V—IV вв. до н. э. — этап высшего расцвета полисного устройства. Период «Классической Греции». Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.

Аристотель - древнегреческий философ и педагог. Почти двадцать лет Аристотель учился в Академии Платона. Покинув Академию, Аристотель стал воспитателем Александра Македонского. Позже идеи Аристотеля стали расходиться с идеями Платона. Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Аристотель был убежденным защитником частной собственности, моногамной семьи, а также сторонником рабства.

Учение Аристотеля о государстве - сочинение «Политика».

Человек «существо политическое», вне государства и общества существовать не может.

Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство.

Государство создается не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо. Государство создается для достижения блага.

 

В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

  • Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.
  • Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию.
  • Полития — Аристотель эту форму считал самой наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В политии правит большинство (военные) в интересах общей пользы.

Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:



  • Тирания – искажение монархии;
  • Олигархия – искажение аристократии;
  • Демократия — искажение политии; среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Отклонение от демократии дает охлократию.

Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента.

 

Билет 5. Теория общественного договора (Гоббс, Руссо)

 

Теория общественного договора – теория происхождения государства и права, объясняющая возникновение власти и правовой системы соглашением между людьми, вынужденными сделать это для сохранения стабильности и обеспечения безопасности и мира во всем мире.

Томас Гоббс (1588-1649) - английский философ 17-го века, материалист.

Трактат "Левифиан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского": изложена теория общественного договора в определенной, четкой и рационалистической форме.

Догосударственное состояние людей – «война всех против всех». Неограниченная свобода, которая приводит к положению «человек человеку волк». Люди по природе злые и эгоистичные.

Естественный закон природы человека – стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Для прекращения «войны всех…» люди добровольно ограничили свою свободу и отдали власть в руки одному человеку. Так появилось государство – для обеспечения безопасности. Государство предотвращает насилие и вражду.



Государство необходимо для поддержания порядка, мира; оно не должно вмешиваться в частную жизнь граждан, в экономическую деятельность. Гоббса считают основоположником классического консерватизма. Власть государства, по убеждению Гоббса, должна быть абсолютна, государство вправе в интересах общества в целом предпринимать любые меры принуждения к своим гражданам. Поэтому идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу (власть лишена обожествления, имеет исключительно светский характер, источник власти – соглашение людей, власть монарха не ограничена).

Жак Руссо (1712-1778) - французский писатель, мыслитель, композитор. Основатель левого политического радикализма (разрушение старого порядка, установление нового). Русские последователи: Радищев, Чернышевский, Добролюбов, Герцен, Плеханов.

Произведение: «Об общественном договоре, или принципы политического права» 1762.

Догосударственное, или точнее, естественное состояние людей – отсутствие государства и общества. Но это не состояние войны, а состояние мира, т.к. человек у Руссо – миролюбивое существо. Естественное состояние – золотой век человечества. Главное – не было частной собственности, а значит, ни неравенства, ни рабства. Именно возникновение частной собственности разрушило естественное равенство, породило вражду и войну. Люди заключают общественный договор для предотвращения насилия. Но государство не оправдывает надежд – война продолжается. Правящий класс защищает только интересы собственников, меньшинства, а большинство страдает. Так государство узаконило неравенство.

Билет 6. Теория разделения властей (Локк, Монтескье) и теория «сдержек и противовесов» (Джефферсон)

Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё.

Формируется в 17-18 веке. Новое время – эпоха Возрождения, снижение влияния церкви на государства, отделение церкви, реформация, секуляризация.

Джон Локк (1633-1704) - британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора Руссо.

Его теория: Два трактата «О государственном правлении».

Догосударственное состояние людей – состояние неограниченной свободы и равенства, наличие неотчуждаемых человеческих прав. Тот, кто хочет лишить другого свободы, вовлекает их обоих в состояние войны. Для обеспечения неотчуждаемых прав на жизнь, равенство, свободу и собственность люди добровольно заключают договор. Главная цель государства – сохранение частной собственности.

Для этого сперва необходим закон, который бы служил мерилом для всех.

Затем, необходим судья, чтобы разрешать споры с помощью закона.

Затем, нужна силы, которая будет приводить закон в исполнение.

Таким образом, несмотря на преимущества естественного состояния, человек в государстве получает защиту частной собственности.

Предложил принцип разделения властей на законодательную, исполнительную (здесь: судебная) и федеративную. Законодательная – высшая, представлена парламентом. Исполнительная – король и кабинет министров, имеет право вето на решения парламента (взаимное ограничение). Федеративная – представляет государство во внешнем сообществе.


Просмотров 802

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!