Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ В ФИЛОСОФИИ



Если началом познания является фиксация некоего бытия (природы, отдельных предметов, событий и т.п.), то следующий шаг на этом пути связан с углублением в бытие, с обнаружением его основы или само­стоятельности. В истории философии наблюдается использование данного термина у разных философов либо в первом, либо во втором его значении. Атомы Демокрита, четыре стихии Эмпедокла и т.п. - все это представляло линию в понимании субстанции как основы вещей, как неких “кирпичиков", из которых складывается основание предметов (здесь - “субстанция” от “substantia’' как “сущности"). У других философов, например Б. Спинозы, трактовка субстанции опиралась на перевод с латинского "substantivus" — самостоятельный . Если субстанция как основа вела (как у французских материалистов XVIII столетии) к раздвоению бытия на два уровня - субстанциальный и феноменологический, лишенный такой “материи”, что, между прочим, отразилось (в своеобразном дуализме) и на марксизме, то субстанция как материи, вернее, материя как субстанция, как единственно существующая дошла до нашего времени в ленинской концепции материи и стала преобла­дающей трактовкой в трудах современных российских философов.

Что же такое субстанция как substantivus? “Под субстанцией, - пи­сал Б. Спиноза, - я разумею то, что существует само в себе и представ­ляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в пред­ставлении другой вещи, из которой оно должно было бы образоваться”. Такая трактовка означала недопустимость представления о Боге, или Идее, Мифе как объяснительном принципе по отношению к природе, субстанции: материя (сам Б. Спиноза был пантеистом) есть единствен­ная субстанция, и кроме нее нет ничего в мире. Б. Спиноза конкретизи­ровал понятие субстанции, считая, что субстанция есть система, или комплекс, атрибутов. “Под атрибутом я разумею, — писал он далее, - то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность”. С атрибутом тесно связан модус (например, атрибут — свойство отражать, а модус - сознание, одна из форм отражения). “Под модусом, - продолжает Б. Спиноза, — я разумею то, что существует в .другом и представляется через это другое”. Субстанция не причина атрибутов и мо­дусов, даже не их основа. Она существует в них и через них, является их целостным единством. Важно - и это мы подчеркиваем и сейчас, - что субстанция самодостаточна, что она есть причина самой себя. “Под причиной самого себя (causa sui), - подчеркивал Б. Спиноза, - я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, другими слова­ми, то, чья природа может быть представляема не иначе, как сущест­вующею”. Из этого положения современные философы-экзистенциа­листы выводят сущность и существование человека. Философы же на­учно-материалистического направления, ориентируясь на его утвержде­ние, что субстанция есть causa sui, обосновывают материальное единст­во мира и тесную связь мышления и материи.



Развитие представлений о материи. Само слово “материя” происхо­дит от латинского слова “materia” - вещество. Но к настоящему време­ни под материей разумеют не только физические виды реальности —вещество, поле, антивещество (если будет доказано существование антиподей то и антиполя), а также производственные отношения в сфере социальной реальности. Сюда включается и потенциальное бытие, спо­рное превратиться в актуальную действительность. В широком смыс­ле материя - это субстанция, это все, обладающее признаком существо­вания. Даже мышление и сознание при субстанциальном подходе оказы­ваются модусами субстанции и могут считаться материальными процес­сами и свойствами материального характера. Определение же материи в гносеологическом плане таково: материя - это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отображаемая им. Здесь понятие “материя” исключает понятие “сознание” и трактуется как про­тивоположность сознанию. В самом сознании нет, например, леса или дома, на которые направлены мои органы чувств; в сознании нет ничего вещественно-субстратного от этих объектов; в нем имеются лишь обра­зы, копии этих объектов, которые необходимы человеку для ориентации среди реальных предметов, для приспособления к ним и (если требует­ся) для активного воздействия на них.



Понятие “материя” прошло несколько этапов в развитии философ­ской мысли. I этап — этап наглядно-чувственного представления о мате­рия; он охватывает множество философских течений древнего мира, особенно античность Греции (основой сущего у Фалеса выступала вода, У Гераклита огонь, у Анаксимена воздух, у Анаксимандра “алейрон”, сочетавший в себе противоположность горячего и холодного, и т.п.). Как видим, основой вещей и Космоса считались те или иные стихии Природы, воспринимавшиеся наглядно-чувственно. II этап — это этап атомистического представления о материи; вещество сводилось к ато­мам; данный этап называют еще и “физик алистским”, поскольку от базировался на физическом анализе. Он зарождается еще в недрах I этапа (атомы Демокрита - Левкиппа) и развертывается на базе данных химии и физики в XVII-XIX вв. (Гассенди, Ньютон, Ломоносов, Даль­тон, Гельвеций, Гольбах и др.). Конечно, атомы XIX в. значительно от­личались от представлений об атомах у Демокрита. Но тем не менее преемственность в воззрении физиков и. философов разных эпох име­лась, и философский материализм имел солидную опору в исследовани­ях натуралистического характера. III этап связан с кризисом естество­знания на рубеже XIX-XX столетий и с формированием гносеологиче­ского понимания материи: он может быть назван “гаосеояогистским” этапом. (Наиболее яркое свое проявление он получил, как это уже от­мечалось нами (см. с. 77), в произведении В.И. Ленина “Материализм и эмпириокритицизм”). IV этап в развитии понятия материи связав с ее трактовкой как субстанции; этап субстанционального понимания мате­рии вернее, его элементы, его зародыш мы находим еще в древности затем в схоластике средневековья и в Новое время (в трудах Декарта и Спинозы), в трудах И. Канта и других философов; широкое распространение такой взгляд получил в нашем столетии, когда в ходе разработки гносеологической трактовки обозначился как бы возврат к Спинозе, к пониманию субстанции как системы атрибутов (с расширением взглядов на эту систему атрибутивных свойств материи), в наше время гносеологическое и субстанциальное представления о материи являются основными, дающими о ней необходимую исходную информацию.



Уровни организации материи. В материальном бытии наблюдается довольно строгая организованность, хотя в нем имеются также хаотические процессы, случайные явления. Из случайного, хаотического сози­даются упорядоченные системы, а эти последние могут превращали неорганизованные, случайные образования. Структурность оказывается (по отношению к беспорядку) преобладающей, ведущей стороной бы­тия.

Структурность — это внутренняя расчлененность, упорядоченность материального бытия, это закономерный порядок связи элементов в составе целого. Вторая часть этого определения структурности указывает на организованность материи в виде бесчисленного множества систем. Каждая из материальных систем состоит из элементов и связей между ними. Элементами выступают не всякие компоненты, а только такие, которые непосредственно участвуют в создании системы и без которых (или даже без одного из них) не может быть системы. Система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. Из конкретных систем образуются структурные уровни, из которых и состоит материальное бытие при его более конкретном познании. Структурные уровни составляют объекты какого-либо класса, имеющие общие свойства, законы изменения и характерные для них пространственно-временные масштабы (так, атомы имеют масштаб в 10^(-8) см, молекулы - в 10^(-7)см, элементарные частицы обладают размером в 10^(-14) см и т.д.). Oбласть неорганического мира представлена такими структурными уровнями: субмикроэлементарный, микроэлементарный (это уровень элементарных частиц и полевых взаимодействий), ядерный, атомарный, молекулярный, уровень макроскопических тел различной величины, планетарный уровень, звездно-планетарный, галактический, метагалактика как структурный, самый высший из известных нам, уровень. Семейство субъядерных частиц, получивших название кварков, представлено шестью родами. Теоретически предсказываются условия (сверхплотное вещество: 10^14 - 10^15г/см^3), при которых должна возникать кварк-глюонная плазма. Уро­вень атомных ядер состоит из ядер (нуклидов). В зависимости от числа прогонов и нейтронов выделяются различные группы нуклидов, например, "магические” ядра с числом протонов и нейтронов, равным 2, 8, 20, 50, 82, 126, 152..., “дважды магические" (по протоном и нейтронам одновременно - такие ядра отличаются особой устойчивостью к распа­дам) и т.д. В настоящее время известно около тысячи нуклидов. Нукли­ды, окруженные электронной оболочкой, относятся уже к структурному уровню, называемому “атомарным уровнем”. Имеется ряд структурных уровней материи в пределах Земли; кристаллы, минералы, горные поро­ды - геологические тела геосферы (ядро, мантия, литосфера, гидросфе­ра, атмосфера) и промежуточные структурные образования. В мегамире имеются межзвездные поле и вещество, которые концентрируются глав­ным образом в такие узловые точки, как звезды с планетами (пульсары, “черные дыры”), звездные скопления - галактики, квазары. Достаточно распространены в космосе межзвездный газ, пылевые галактические и межгалактические туманности и т.п.

Структурные уровни живой природы представлены следующими уровневыми образованиями: уровнем биологических макромолекул, клеточным уровнем, микроорганизменным, уровнем органов и тканей, уровнем системы организма, популяционным уровнем, биоценозным и биосферным. Для каждого из них характерен и специфичен органиче­ский метаболизм - обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой. На уровне биологических макромолекул строятся мем­браны живых клеток. Построенные из различных мембран клеточные элементы (митохондрии, хлоропласта и т.д.) функционируют лишь в составе клеток. Существует предположение, что когда-то “предки” этих органелл вели самостоятельное существование. В биологии имеется Довольно сложная систематика организмов, составляющих организменный уровень. В частости, выделяются виды, роды многоклеточных ор­ганизмов, их семейства, отряды, классы, типы, “царства”, а также про­межуточные таксоны (надсемейство, подсемейство и т.п.). Высшим структурным уровнем живой природы является биосфера - совокуп­ность всех живых существ, образующих особую биологическую сферу Земли. Продукты биосферы, ‘веками перерабатываемые природными процессами, включаются, наряду с другими, в геологический субстрат, в геологическую оболочку Земли. На основе единства газообразного, жидкого и твердого образований Земли исторически возникла, развива­лась и ныне функционирует вся биосфера Земли.

В социальной действительности тоже имеется немало уровней струк­турной организованности материи. Здесь выделяются такие уровни: уро­вень индивидов, уровни семьи, различных коллективов, социальных групп, классов, национальностей и наций, этносов, государств и систе­мы государств, общества в целом. Структурные уровни социальной дей­ствительности (что, кстати, нередко встречается в неорганической и органической природе) находятся между собой в неоднозначных связях; пример тому - взаимоотношение уровня наций с уровнем государств, одни и те же нации - в различных государствах.

Таким образом, каждая из трех сфер материальной действительности образуется из ряда специфических структурных уровней, которые определенным образом упорядочены и связаны между собой.

Рассматривая структурность материн, мы обнаружили, что в основе материальных систем и структурных уровней материи лежат физиче­ские виды реальности - вещество и поле.

Что это за виды материи?

Вещество - это физический вид материи, состоящий из частиц, ко­торые имеют собственную массу (массу покоя). Это фактически все материальные системы - от элементарных частиц до метагалактических. Поле - это материальное образование, которое связывает тела между собой и передает действия от тела к телу. Существует электромагнит­ное поле (одной из его разновидностей является свет), гравитационное поле (поле тяготения), внутриядерное поле, связывающее между собой частицы атомного ядра. Как видим, вещество отличается от ноля так называемой массой покоя; частицы света — фотоны этой массы покоя не имеют; свет не может покоиться, у него нет покоящейся массы. В то же время эти виды физической реальности имеют много общего. Все час­тицы вещества независимо от их природы обладают волновыми свойст­вами, в то же время поле выступает коллективом (ансамблем) частиц не обладает массой. В 1899 г. П.Н. Лебедевым было экспериментально установлено давление света на твердые тела, а это означает, что свет нельзя считать чистой энергией, что свет состоит из мельчайших частиц и имеет массу.

Вещество и поле взаимосвязаны и переходят друг в друга при определенных условиях. Так, электрон и позитрон обладают вещественной массой, свойственной вещественно-субстратным образованиям ("телам”). При столкновении эти частицы исчезают, порождая вместо себя два фотона. И, наоборот, как следует из опытов, фотоны большой энер­гии дают пару частиц - электрон и позитрон. Превращение вещества в поле наблюдается, например, в процессах горения дров, которые сопро­вождаются излучением света. Превращение же поля в вещество проис­ходит при поглощении света растениями. Некоторые физики считают, что при атомном распаде “материя исчезает”, превращается в нематери­альную энергию. На самой деле здесь материя не исчезает, а переходят из одного физического состояния в другое: энергия, связанная с вещест­вом, переходит в энергию, связанную с полем. Сама же материя не ис­чезает . Все конкретные материальные системы н все уровни организации материальной действительности имеют в своей структуре вещество (только в разной “пропорции”).

Существует ли еще что-что, помимо вещества и поля?

В сравнительно недавнее время физики открыли частицы, которые по

массе равны массе протона, но заряд у них не положительный, а отрицательный. Их назвали антипротонами. Затем были открыты и другие античастицы (среди них - антинейтрон). На этой основе выдвигается предположение о существовании в физическом мире наряду с вещест­вом также и антивещества. Это тоже материя, только иной структурной природы и организованности. Ядра атомов этого вида физической ре­альности должны состоять из антипротонов и антинейтронов, а оболоч­ка атома - из позитронов. В земных условиях, как считается, антивеще­ство существовать не может, так как оно аннигилировало бы с вещест­вом, т.е. полностью превращалось бы в электромагнитное поле. Следует заметить, что современная физика вплотную подошла к установлению существования антиполя, о чем свидетельствует, как полагают некото­рые ученые, обнаружение существования антинейтрино, которое можно квалифицировать как античастицу антиполя. Однако вопрос о сущест­вовании антиполей - пока дискуссионный и спорный вопрос. Можно принимать эту гипотезу, но - с известной долей скептицизма: Данный вопрос ставится в философии и затрагивает общую картину мира. В настоящее время в научно-популярной и художественной литературе нередко пишут о так называемом “антимире”. Полагают, будто наряду с миром, существующем на основе вещества и полей, имеется еще мир, состоящий из антивещества и антиполей и называемый “антимиром''. В подтверждение этой (об “антимире”) гипотезы ее сторонники приводят математические доказательства, которые, кстати, весьма убедительны. Во-вторых, они ссылаются на закон симметрии в природе; раз все в природе симметрично, а в окружающем нас мире этой симметрии нет, так как вещество преобладает над антивеществом, то должен быть и “антимир", в котором антивещество преобладало бы над веществом (нет ясности при этом, как нейтрализуется опасность их аннигиляции). Су­ществует ли антимир или не существует - покажет развитие науки. Но в любом случае нельзя заменять понятие “антимир” понятием "антиматерия" (как это иногда случается). Какие бы виды физической реальности ни были бы обнаружены - все это не будет выходить за рамки субстанции - материи; понятие “атиматерия'’ - это какое-то духовное образование, но если (как гипотеза малой достоверности) оно и существует, то не может не быть производным от материи — субстан­ции и находиться вне этой субстанции. Если же это физическая реаль­ность, то это тем более материальная субстанция. Более правильный термин для обозначения данного гипотетического феномена "антимир” (а не “антиматерия”).

И еще один момент следует обратить внимание: многообразие уровней структурной организации, наличие их переплетенности и взаимосвязи в ряде отношений, как и взаимопереход физических видов реальности (вещества и поля), не означает, что они теряют свою специфичность. Они относительно самостоятельны, специфичны и несводимы друг к другу. Вместе с тем они связаны между собой.

ПОНЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ

Взаимосвязь различных материальных систем и структурных уровней материи отражается прежде всего в том, что они интегрируются в “формы” движения материи. Понятие “формы движения” - более широ­кое, оно подразумевает ряд структурных уровней, объединенных той или иной формой движения в одно целое. У “формы движения” - более масштабный материальный субстрат и более общий единый тип взаимо­действия этих материальных носителей движения.

Движение, по общему определению, это изменение вообще. Движе­ние в философии не есть только механическое перемещение, не есть перемена места. Оно есть также распад систем, элементов или, наобо­рот, формирование новых систем. Если, к примеру, книга, лежащая на столе, в механическом смысле не имеет движения (не движется), то с физико-химической точки зрения она — в “движении”. Аналогично и с домом, и с человеческим организмом, а тем более с обществом и при­родой. Помимо механического движения, имеются такие формы движения: физическая форма, химическая, биологическая и социальная. По современным представлениям, механическая форма входит во все ос­тальные и ее нет смысла выделять особо. В сфере естествознания по­ставлен и такой вопрос: а может ли химия претендовать на самостоя­тельный статус (ведь физика окружила ее со всех сторон и вроде бы растворила в себе эту форму движения?). Кроме того, предложено счи­тать особыми формами движения геологические и планетарные движения. Для обсуждения выдвинут и вопрос о существовании особой компьютерной формы движения материи. С соответствующими концепция­ми студенты могут познакомиться по рекомендуемой им литературе.

Сейчас остановимся кратко на соотношении традиционно принимаемых как основные форм движения: физической, химической, биологи­ческой и социальной.

В этом ряду биологическая является “высшей” по отношению к фи­зической и химической формам, а социальная форма движения рассматривается как высшая по отношению к остальным трем формам движения материи, которые (при таком ракурсе) считаются “низшими”. Установлено, что “высшие” возникают на основе “низших”, включают их в себя, но не сводятся к ним, не являются их простой суммой; в "высших" при их генезисе из “низших” возникают новые свойства, структуры, закономерности, которые специфичны и которые определя­ют специфичность всей высшей формы движения материи. Так, при принятии эволюционной точки зрения на неорганическую природу и на органическую сферу реальности в последней появляются не только осо­бые внутренние и внешние взаимодействия, но и специфические зако­ны, как, например, закон естественного отбора, которого нет в физиче­ской неорганической природе. Аналогичное соотношение и с социаль­ной формой по отношению к биологической, химической и физической формам движения материи. В социальной форме определяющим ее движение оказываются многие факторы, но главный среди них — способ производства, который в структурном отношении весьма своеобразен и несводим ни к физике, ни к биологии.

Встречаются, как мы знаем, и попытки объяснить биологическое физическим и химическим (и даже механическим), а социальное — био­логическим. В первом случае перед нами предстанет механицизм, во втором - биологизаторство. В обоих случаях это будет редукционизм, т.е. стремление объяснить сложное простым без попытки разобраться в самом этом сложном как особом системном образовании, хотя и имею­щем генетические связи с низшими формами движения материи.

Помимо форм движения, существуют типы движения: 1) механиче­ское - без изменения качества и 2) с изменением качества у остальных форм движения материи. Изменения качества наблюдаются трех видов: а) У Функционирующих систем; б) в процессах круговорота и в) в про­цессах развития. Развитие определяется как в основном необратимое качественное и направленное изменение системы. Направленность бывает трех родов: прогрессивным, регрессивным и “горизонтальным” (или одноплоскостным, одноуровневым).

Развитие подчинено ряду законов, из которых наиболее важными выступают три: закон перехода количества в качество (точнее, это за­кон перехода одного качества в другое на основе количественных изме­нений), закон единства и борьбы противоположностей (или, что то же самое — закон взаимопроникновения противоположностей) и закон от­рицания отрицания (или закон диалектического синтеза).

Прогресс - или прогрессивное развитие - является самым сложным при реализации научных о нем представлений. Выдающийся диалектик Гегель так характеризовал его суть: поступательное движение состоит в том, что “оно начинается с простых определенностей и что последующие определенности становятся все богаче и конкретнее. Ибо результат содержит в себе свое начало, и дальнейшее движение этого начала обогатило его (начало) новой определенностью... На каждой ступени дальнейшего определения всеобщее поднимает выше (или должно поднимать, - скажем мы) всю массу своего предыдущего содержания и ничего не теряет вследствие своего диалектического поступательного движения... но уносит с собой все приобретенное и уплотняется внутри себя".


Просмотров 1000

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!