Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Конфликтные переживания у детей



В ряде случаев тяжелые переживания приводят к образова­нию у ребенка внутреннего конфликта, который также может нарушить его психическое развитие. Конфликтные переживания всегда носят социальный характер. Они возникают вследствие психогенных факторов, травмирующих ребенка в семье или в школе. Для внутреннего конфликта характерно столкновение в сознании ребенка противоположно окрашенных аффективных от­ношений к тому или иному близкому ему лицу или к создавшей­ся ситуации. Внутренний конфликт может возникнуть лишь в том случае, если переживания ребенка невыносимо тяжелы, дли­тельно занимают центральное место в его жизни и сознании; на каком-то этапе этот конфликт оказывается для ребенка неразре­шимым.

Такой неразрешенный конфликт, затягиваясь и становясь хро­ническим, оказывает специфическое влияние на формирование


черт характера и может тормозить умственное развитие. У детей с внутренним конфликтом создается известная двойственность, противоречивость в решении тех или иных вопросов, в выборе того или иного действия. Вся личность ребенка вовлекается в пе­реживания, связанные с конфликтом, все аффективные, т. е, эмо­циональные, переживания направлены как бы в одно русло. По­этому круг интересов, привязанностей резко суживается. В воз­никновении конфликтных переживаний большую роль играют осо­бенности структуры личности. <...> ■

Надо сказать, что школьные конфликты при своевременном и правильном их понимании изживаются детьми легче и быстрее и чаще всего не оставляют таких глубоких следов, как конфликты семейные. Однако в тех случаях, когда школьные конфликты ос­таются непонятыми учителями и родителями, когда ребенку не оказывается вовремя нужная помощь, его состояние все более и более ухудшается и может привести к уходу из школы и толкнуть на путь антисоциального поведения.

Все это показывает, какую роль в жизни ребенка играют пе­реживания, возникающие при неблагоприятных, травмирующих условиях. Понимание руководителем школы н педагогом этих глубоких страданий и переживаний ребенка, вдумчивое отноше­ние их к природе этих переживаний, осуществление своевремен­ного и правильного педагогического подхода к такому ребенку, создание дружеского, участливого и доброжелательного отноше­ния к нему со стороны товарищей в классе, работа с семьей смо­гут предотвратить патологическое развитие личности при кон­фликтных переживаниях.



Изменения характера и нарушения поведения у детей и под­ростков могут быть вызваны не только реактивными состояниями и тяжелыми конфликтными переживаниями, но и многими дру­гими причинами. Среди школьников есть такие, которые трудны в воспитательном отношении. Они доставляют много беспокой­ства учителям, нередко нарушают работу класса, бывают пред­метом обсуждения на классных собраниях, в пионерской и ком­сомольской организациях, на педагогических советах.

Поведение этих так называемых детей-дезорганизаторов не­редко бывает внешне похоже на поведение детей с другими ви­дами патологии характера (конфликтные переживания, астении, психопатии). Но за внешним сходством здесь кроются по сути дела различные состояния. Так, иногда трудным по поведению оказывается избалованный, заласканный, чаще всего единствен­ный в семье ребенок, который привык к тому, чтобы окружающие выполняли все его желания и капризы. До школы этих детей ограждают от всяких обязанностей, даже от посильного для них выполнения самой легкой работы по самообслуживанию дома. А потом, особенно к началу школьного возраста, резко меняют отношение к ним, требуют умений, которых у них нет. Изменение в отношении приводит к перенапряжению нервной системы ре­бенка, так как он не подготовлен к выполнению предъявляемых




к нему требований. Эта неумел-ость и несостоятельность образует у ребенка чувство малоценности, неудовлетворенности, неуверен­ности, а иногда и чувство обиды н даже враждебности к окружа­ющим. Такие дети часто становятся недисциплинированными, осо­бенно в школьных условиях, так как там ребенок должен подчи­нять свое поведение определенным требованиям и правилам.

Нарушения поведения наблюдаются и у детей, родители ко­торых проявляют повышенную раздражительность, нервозность, невыдержанность, недостаточную организованность. Дети в таких семьях, как правило, также раздражительны, невыдержанны, что сказывается на их поведении в школе. Трудности в поведении детей могут быть обусловлены неблагоприятной семейной ситуа­цией, при которой дети являются свидетелями ссор, скандалов и пьянства... У таких детей нередко создается отрицательное и да­же враждебное отношение к окружающим, что мешает им нала­дить контакт в школе. Несмотря на то что интеллект у этих детей первично сохранен, они часто плохо учатся, так как не приучены к систематической работе, не имеют выраженных школьных инте­ресов и привязанности к учителям. Аналогичные трудности в по­ведении детей могут возникнуть и в хорошей, слаженной, трудо­любивой семье, если в силу тех или иных обстоятельств не были своевременно обеспечены правильное воспитание и соответствую­щий надзор за ребенком, а также единство подхода к нему со стороны членов семьи. В этих случаях трудности в поведении чаще всего возникают у детей в переходном возрасте, когда уси­ливается влияние товарищей, улицы и возрастает роль развлече­ний.



Преодоление трудностей поведения у данной категории детей, несомненно, дело очень сложное, и успех здесь зависит от много­го. Прежде всего важно, чтобы педагог глубоко понял состояние такого ребенка, знал причины, вызвавшие трудности в поведении, и в соответствии с этим осуществлял правильный индивидуаль­ный подход. В этих случаях огромное значение имеет установле­ние подлинно глубокого эмоционального контакта с таким уче­ником, включение его в мир увлекательных дел и интересов дет­ского коллектива. Педагогу необходимо проявлять больше дове­рия к возможностям ученика, строить работу с ним, опираясь на положительные качества его личности.

В перевоспитании этих детей имеет очень большое значение работа учителя с семьей. Необходимо разъяснить семье особен­ности ребенка и причины, вызвавшие трудности в его поведении... При этом надо помнить, что в работе с такими детьми вредны голые нравоучения, назидательные беседы, жалобы родителям на ребенка. Изучение, распознавание и нахождение правильных пе­дагогических методов индивидуального подхода к такому ребен­ку гораздо эффективнее, чем прямолинейная и зачастую бесплод­ная борьба с дезорганизаторами.

Трудности в поведении могут быть обусловлены плохим физи­ческим состоянием, когда дети бывают раздражительны, возбу-


димы, двигательно беспокойны, плаксивы, обидчивы, иногда драчливы.

В этих случаях педагогу необходимо своевременно вникнуть в существо трудностей, проанализировать их, направить ребенка на медицинское обследование, так как физическая слабость мо­жет быть вызвана туберкулезной интоксикацией, глистами, забо­леванием внутренних органов (печени, сердца и др.). В отдельных случаях изменения поведения могут возникнуть как отдаленные последствия ранее перенесенного сотрясения мозга, ревматиче­ской инфекции или как остаточные явления после перенесенных заболеваний центральной нервной системы. Поэтому целесооб­разно использовать также консультацию детского психоневроло­га. <С...>

У всех перечисленных групп детей нарушения поведения и изменения в характере развертываются на фоне первично сохра­ненной эмоционалыю-волсвой сферы. Здесь, как правило, отсут­ствуют грубые структурные изменения личности, а нарушения в поведении носят не органический, а функциональный характер. Коррекция недостатков поведения и характера в этих случаях мо­жет быть весьма значительной, а иногда и полной, если детям созданы соответствующие условия в семье и школе.

Власова Т. А., Певзнер М. С. Оде­тях с отклонениями в развитии. 2-е изд., ислр. и доп. М., 1973, с. 47— 81.

С. Я. Рубинштейн

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА

Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие орга­нического поражения головного мозга.

Если мы проанализируем это определение, то увидим, что утверждать факт умственной отсталости можно лишь при соче­тании всех указанных в нем признаков.

В жизни мы встречаем детей, которые производят впечатле­ние умственно отсталых. Поэтому возникает сомнение в том, смо­гут ли они начать либо продолжать обучение в массовой школе. Указанное впечатление может производить, например, глухоне­мой ребенок. Глухонемой ребенок, если он не был в специальном детском саду, к началу школьного обучения намного отстает от слышащего сверстника по своему умственному развитию. Но мо-


жно ли считать такого ребенка умственно отсталым? Разумеется, нет. Несмотря иа сходство словосочетаний «отстал по умствен­ному развитию» и «умственно отсталый ребенок», это далеко не одно и то же.

Глухонемой ребенок отстал от сверстников, но если головной-мозг у него не поражен, специальное обучение в школе для глу­хонемых, специальные методы развития речи помогут ему навер­стать упущенное, стать нормальным по умственному развитию человеком.

Сказанное относится не только к глухонемым детям, но и ко всем тем, у кого имеется поражение либо недоразвитие какого-либо из органов чувств. Такие дети (тугоухие, слабовидящие) при отсутствии своевременного корригирующего обучения могут не только производить впечатление умственно отсталых, но и фактически отставать по умственному развитию от сверстников. Но если органического поражения головного мозга у ребенка нет, если его нервная система здорова, можно с полной уверенностью отрицать наличие умственной отсталости.

Если ребенок болел несколько лет туберкулезом костей, ле­жал в гипсе и в эти годы никто не заботился о его умственном развитии, то к началу обучения в массовой школе он окажется неразвитым, несообразительным. Можно ли считать такого ребен­ка умственно отсталым? Нет. Поскольку у этого ребенка нет органического поражения головного мозга, его нервные процессы протекают нормально, он в условиях массовой школы быстро расширит круг своих представлений, знаний и интересов и его умственное развитие вскоре станет нормальным.

Малоразвитыми могут иногда по ошибке казаться дети, семья которых поселилась среди иноязычного народа и не позаботилась о том, чтобы освоить язык окружающих.

Больше всего сомнений обычно возникает в отношении тех де­тей, которых называют педагогически запущенными. Лишенные по тем или иным причинам надзора со стороны старших, они отстают от своих сверстников по умственному развитию. Кроме того, им часто бывают свойственны дурные привычки и склонно­сти. К началу школьного обучения у них нет стремления учиться. В классе они не могут сосредоточить свое внимание на объясне­нии учителя, им неинтересно на уроке, не хочется выполнять до­машние задания. Эти дети не умеют учиться, думать. В результа­те они не усваивают программу школьного обучения. При этом ме­шают занятиям всего класса. Создается впечатление, что у них стойко нарушены познавательные процессы. В связи со сказан­ным у некоторых педагогов возникает стремление перевести та­ких детей во вспомогательные школы. Можно ли отнести таких педагогически запущенных детей к числу умственно отсталых, если даже согласиться с учителями в том, что у них не развиты познавательные процессы и в какой-то мере осталась неразвитой познавательная деятельность в целом? Нет. Поскольку у педаго­гически запущенных детей нет органического поражения головно-


го мозга, нервные процессы нормальны, их можно и нужно обу­чать в массовой школе. Опыт показывает, что при соответствую­щем воспитании такие дети могут в дальнейшем нормально развиваться.

Во всех приведенных примерах речь шла о детях, у которых наблюдалось недостаточное развитие познавательной деятельно­сти, но не было поражения головного мозга. <С...>

Рассмотрим теперь такие случаи, когда поражение головного мозга, несомненно, имело место. Допустим, врач сообщил, что у обследованного ребенка имеются признаки гидроцефалии, т. е. водянки головного мозга. Следует ли из этого, что ребенок подле­жит переводу во вспомогательную школу как умственно отста­лый? Нет, это совсем не обязательно. У него могут быть признаки гидроцефалии при отсутствии нарушения познавательной дея­тельности и умственных способностей. Такие дети нередко встре­чаются в массовой школе.

Бывает и так, что в больнице, в которой лежал и лечился ре­бенок, достоверно установлено, что он перенес менингоэнцефалит, т. е, воспаление головного мозга и его оболочек. Означает ли это, что такой ребенок, несомненно имеющий поражение головного мозга, обязательно окажется умственно отсталым? Нет. Среди перенесших в детстве менингоэнцефалит, травму головы либо страдающих на протяжении всей жизни тяжелыми заболевания­ми головного мозга есть известные ученые, специалисты с выс­шим образованием. <...>

Следовательно, наличия одного лишь второго признака, при­веденного в нашем определении, также недостаточно для уста­новления умственной отсталости. Только сочетание двух призна­ков (нарушение познавательной деятельности и органическое поражение мозга, вызвавшее это нарушение) свидетельствует о наличии у ребенка умственной отсталости.

Следует обратить внимание еще на один элемент нашего определения понятия «умственная отсталость». В определении говорится о стойком нарушении познавательной деятельности. Возможны случаи, когда какие-либо вредности, например тяже­лое инфекционное заболевание, сотрясение мозга, голод, приводят к некоторым нарушениям нервных процессов. В результате у де­тей наблюдается временное, преходящее нарушение умственной работоспособности. У таких детей могут наблюдаться более или менее длительные задержки умственного развития. При всем этом они не являются умственно отсталыми. Дефект познава­тельной деятельности у них не стоек. Со временем они догоняют своих сверстников. <...>•

Таким образом, умственной отсталостью называется стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга <....>

Следует обратить внимание на то, что понятие «умственно отсталый ребенок» не равнозначно понятию «олигофрен». Поня-


тие «умственно отсталый» является более общим. Оно включает в себя и олигофрению и другие (различные по признакам) состоя­ния выраженного интеллектуального недоразвития нли даже снижения. <...>»

Так что, кроме олигофренов, в категорию умственно отсталых могут быть включены дети с самыми разными заболеваниями (шизофренией, эпилепсией, перенесшие в дошкольном возрасте энцефалиты, травмы и многие другие заболевания). Даже дети, к которым приходится применить понятие деменции, включаются, таким образом, в общую категорию умственно отсталых детей. Следовательно, ставить знак равенства между понятиями «умст­венная отсталость» и «олигофрения» неправомерно.


Просмотров 672

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!