Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






О ДЕТЯХ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ



В массовой школе встречаются неуспевающие дети, у которых трудности в обучении обусловлены временной задержкой психи­ческого развития. К этой категории относятся дети с психофизи­ческим или только с психическим инфантилизмом и дети, у кото­рых инфантилизм сочетается с задержкой в развитии познава­тельной деятельности—произвольного внимания, логического за­поминания, пространственных представлений, восприятия, мыш­ления и др. Причины задержек развития бывают разные. Оии могут возникнуть из-за явлений токсикоза или нарушения пита-


ния матери во время беременности, из-за недоношенности, в ре­зультате того, что во время беременности мать перенесла такие болезни, как вирусный грипп, малярия, гепатит, брюшной тиф, в связи с резус-фактором, легкими природовыми травмами, асфик­сией, а иногда и в связи с диспепсией и дизентерией, перенесен­ных ребенком на самых ранних этапах его жизни... Все эти при­чины могут привести к задержке темпа развития. Дети несколько позже начинают ходить, говорить. Физическая недостаточность у них характеризуется малым весом и ростом. Особое своеобразие наблюдается в развитии эмоционально-волевой сферы. В старшем дошкольном возрасте такие дети сохраняют черты младших до­школьников: предпочитают игру другим видам деятельности, край­не непосредственны в своем поведении, неумелы в самообслужи­вании. Инфантильность в поведении этих детей, т. е. наличие у них черт, характерных для более младшего дошкольного воз­раста, не выделяет их резко из общей массы дошкольников, по­скольку им не приходится сталкиваться с твердо регламентиро­ванными требованиями. Но когда такие дети приходят в школу, они плохо включаются в учебную деятельность, не воспринима­ют и не выполняют школьных заданий, ведут себя так же, как в детском саду, и оказываются не «созревшими» для обучения. У них нет школьных интересов, обязательности по отношению к вы­полнению предложенного задания, они с трудом овладевают на­чальными навыками письма и чтения... Часто во время занятий у этих детей появляется повышенная утомляемость, а иногда и головные боли. Вместе с тем у детей с психофизическим инфан­тилизмом нет первичной интеллектуальной недостаточности. Они могут понять смысл прочитанной им сказки, рассказа, разложить в должной последовательности серию предложенных картинок, понять смысл сюжетной картинки. При правильном педагогичес­ком подходе трудности в обучении детей с психофизическим ин^ фантилизмом могут быть преодолены. <...>



Задержанные в своем развитии дети при психофизическом инфантилизме нуждаются в сугубо индивидуальном подходе с самого начала, как только обнаруживаются трудности в их об­учении и поведении. Учитывая их особенности, полезно вводить игровые элементы в процесс обучения их грамоте и счету, поль­зоваться красочно оформленным наглядным материалом. При этом виды занятий должны быть более разнообразными, эмоцио­нально насыщенными. Иногда следует уменьшить объем заданий, так как инфантильный ребенок на первых этапах не в состоянии выполнить однообразную работу в течение длительного времени (45 минут); надо подводить такого ученика к выполнению школь­ных заданий постепенно.

Как уже указывалось, к категории детей с временными за­держками развития относятся не только дети с психофизическим инфантилизмом, но и дети, у которых инфантилизм сочетается с некоторой задержкой в развитии познавательной деятельности. У этих детей, как правило, наблюдается недостаточное общее




развитие, что в сочетании с трудностями в осмыслении учебного материала часто дает повод ошибочно диагностировать их как детей-олигофренов и направлять во вспомогательную школу. На самом же деле, эти дети имеют лишь внешне сходную симптома­тику с детьми-олигофренами, но по существу таковыми не явля­ются. Многие из них при правильно организованной педагогичес­кой работе могут обучаться в массовой школе. <;...]>

В ©дних случаях задержки развития оказываются более лег­кими и касаются главным образом незрелости эмоционально-во­левой сферы — детская непосредственность в поведении, несфор-мированность школьных интересов, неумение сосредоточиться при выполнении школьных заданий; в других — к этому присоединя­ется еще н некоторая задержка в развитии мышления. Все эти особенности часто усугубляются педагогической запущенностью.

Однако при всех различиях этим детям присущи общие осо­бенности: им всегда свойственны черты детей более младшего возраста, а задержки в развитии имеют временный характер. Своевременное и правильное педагогическое вмешательство мо­жет привести в дальнейшем к компенсации их состояния. <...>■

Понимание характера отклонений у ребенка само по себе дает учителю возможность найти наиболее правильные пути педаго­гического воздействия. В этих случаях педагогу важно иметь тесный контакт с детским врачом-психоневрологом, а также с семьей ребенка, которая при правильной и вдумчивой помощи со стороны педагога может играть большую роль. При этом очень важно, чтобы и учитель, и родители знали, что трудности в обу­чении не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые, однако, могут быть успешно прео­долены.


Просмотров 548

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!