Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА



Когда ребенок становится подростком, подросток — юношей, юноша — взрослым? На «полюсах» вопрос более или менее ясен: никто не назовет 12-летнего юношей, а 20-летнего — подростком. Но применительно к 14—18-летним употребляются оба эти терми­на. Случайно? Ошибка? Ни то, ни другое. Грани перехода от дет­ства к зрелости условны. И не потому, что кто-то чего-то недоду­мал. Неопределенность возрастных границ объясняется объектив­ными факторами. Она значительно старше научно-технической революции, акселерации и других ультрасовременных процессов, из которых ее обычно выводят.

Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, н юношу. «Отрок» буквально означает «не имеющий права гово­рить» (от слов «от» и «реку»). В словаре Даля подросток опре­деляется как «дитя на подросте», около 14—15 лет, а юноша — как «молодой», «малый», «парень от 15 до 20 лет и более». Но это деление весьма условно. Лев Толстой в своей трилогии счи­тает хронологической гранью между отрочеством и юностью


15-летие, а герою «Подростка» Ф. М. Достоевского уже перевали­ло за 20.

Воарастные категории всегда обозначают не только и ие столь­ко возраст и уровень биологического развития, сколько общест­венное положение, социальный статус лица. В наше время подро­стковый (отроческий) период — это возраст от 11 до 15—16 лет.

Периодизация жизненного пути всегда включает указание на то, какие задачи должен решить человек, достигший определенно­го возраста, чтобы своевременно перейти в следующую фазу жизни.

Во многих древних обществах переход от детства к взросло­сти оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым подро­сток не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя, причем символическое на­ступление социальной зрелости зачастую не совпадало по срокам с половым созреванием. Некоторые ритуалы такого рода сущест­вуют и сегодня — торжественное вручение паспорта, аттестата зрелости, посвящение в рабочие или в студенты и т. п.

Как писал выдающийся советский психолог Л. С. Выготский, переходный возраст включает в себя два ряда процессов. Нату­ральный ряд составляют процессы биологического созревания организма, включая половое созревание, социальный ряд — про­цессы обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова. Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не синхронны.



Во-первых, различны темпы физического и психического раз­вития. Один мальчик в 14—15 лет выглядит уже почти взрослым, другой только-только еще начинает расставаться с детством. Вспомните фильм «Завтра — третье апреля». Все играющие в нем ребята — сверстники-шестиклассники, но одному можно дать все 16, а другому — не больше 10 лет.

Такие же значительные различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоя­тельности детей, причем различия эти не исключение, а правило.

Во-вторых, существуют большие внутренние диспропорции: отдельные биологические системы организма могут созревать в разное время.

Еще больше вариаций в психике: старший подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других — еще совер­шенно ребенком. Пласты детства в нем причудливо уживаются с пластами взрослости.

В-третьих, социальное возмужание по времени нетождественно физическому. Физическое созревание подростков происходит сего­дня значительно быстрее и заканчивается раньше, чем в про­шлом столетии. С социальным же созреванием дело обстоит го­раздо сложнее. Сроки обучения за последние годы заметно удли­нились. Современная молодежь учится значительно дольше, чем ее сверстники в прошлом. Позже начинается и ее трудовая дея­тельность. Напротив, средний возраст вступления в брак умень­шился; молодые люди раньше обзаводятся собственной семьей,




хотя некоторые из ннх егце какое-то время сохраняют материаль­ную зависимость от родителей. Отсюда и неопределенность нор­мативных критериев социальной зрелости в общественном и инди­видуальном сознании.

Пытаясь сформулировать общий критерий социальной зрело­сти, некоторые социологи считают им начало самостоятельной трудовой жизни. Этот критерий действительно очень важен. Но начало трудовой жизни, достижение экономической самостоятель* ности и приобретение стабильной профессии часто хронологиче­ски не совпадают друг с другом. Если взять за основу этот кри­терий, то получится, что раньше всего созревает сельская моло­дежь, потом рабочая, а позже всего — учащаяся молодежь, сту­денчество.

У работающей молодежи действительно раньше формируется чувство личной ответственности, она раньше узнает цену труда. Студенчество дольше сохраняет относительно зависимый соци­альный статус.

Не все так просто для работающей молодежи. Многие из тех, кто рано начинает работать, еще не завершили ни общего, ни профессионального образования н не считают свою профессию постоянной. Среди этой части молодежи велика «текучесть», часты нарушения трудовой дисциплины и т. д. Не случайно пар­тия придает такое важное значение наставничеству на производ­стве. Наставники должны не только помочь молодым людям в освоении профессии н адаптации к производственному коллекти­ву, но и быть для них примером коммунистического поведе­ния.

Социальное созревание определяется несколькими критерия­ми. Это завершение образования, приобретение стабильной про­фессии, начало трудовой деятельности, экономическая самостоя­тельность, политическое и гражданское совершеннолетние, служ­ба в армии (для мужчин), вступление в брак, рождение первого ребенка. Но здесь, как и в сроках физического созревания, суще­ствуют большие различия и между разными группами молодежи, и в развитии отдельной личности. Юноша может быть достаточ­но зрелым в сфере трудовой деятельности, оставаясь в то же вре* мя на подростковом уровне в своих отношениях с девушками илн культурных запросах, и наоборот. Соответственно и воспитатель­ный подход к нему в разных сферах жизни должен быть диффе­ренцированным.



Вступление в жизнь — не одномоментное событие, а длитель­ный процесс, биологические, социальные и психологические аспек­ты которого имеют свой собственный временной ритм, неодина­ковый у разных людей п в разных конкретных условиях.

Подростковый, отроческий, возраст от 11 до 15—16 лет—пе­реходный прежде всего в биологическом смысле. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Все подрост­ки— школьники — и находятся на иждивении родителей или го­сударства. ; '


Их основная деятельность — учеба.

Психологически этот возраст крайне противоречив, он харак­теризуется максимальными диспропорциями в уровне н темпах развития. Важнейшая психологическая особенность его — чувст­во взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которо­го он фактически еще не достиг. Именно на этой почве у подро­стка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой. В целом это период завершения дет­ства н начала «вырастания» из него. <...>

Длительность подросткового периода часто зависит от кон­кретных условий воспитания детей, от того, насколько велик раз­рыв в нормах и требованиях, предъявляемых к ребенку н взрос­лому. От ребенка требуют послушания, от взрослого — инициати­вы и самостоятельности. Ребенка всячески ограждают от вопро­сов пола; в жизни взрослых отношения полов играют важную роль.

Контрастность детства и зрелости, между которыми он «нахо­дится», затрудняет подростку усвоение взрослых ролей и порож­дает много внешних и внутренних конфликтов.

Здесь важно подчеркнуть одно обстоятельство. Авторы, и это понятно, говорят о подростке, характеризуя наиболее общие, ти­пичные черты его физического и психологического облика. Между тем есть и проблема индивидуальных различий. Так назы­ваемого среднестатистического подростка реально не существует. Больше того, разговоры о подростке без учета того, мальчик он ил к девочка, беспредметны. Общие закономерности подростко­вого возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей подростка среды и условий воспитания, но и от особенностей организма или личности.

Переходный возраст (в широком понимании этого слова) все­гда считался критическим. Но насколько резкими и всеобъемлю­щими оказываются перемены в личности? Разные психические качества изменяются по-разному: одни — быстро, другие остают­ся относительно прежними на протяжении всей жизни. Различна и степень возрастной изменчивости личности в целом: одни люди сильно меняются при переходе от детства к юности, а другие — нет. У одних отрочество и юность протекают бурно и болезненно, у других — спокойно и плавно. Это зависит как от окружающей среды й воспитания, так и от врожденных свойств организма.

Школьное детство представляет собой длительный этап жизни развивающегося человека. Семилетний ребенок за десятилетие достигает моральной, общественной и физической зрелости, про­ходя ряд своеобразных возрастных периодов — младший школь­ный, подростковый, старший школьный (юношеский).

Важную фазу в общем процессе становления человека как личности занимает подростковый возраст, когда на основе каче­ственно нового характера, структуры и состава деятельности ре­бенка закладываются основы сознательного поведения, вырисо-


вывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Отмечая специфические особенности психологии детей подросткового возраста, Н.К.Круп­ская верно подметила, что «это психология полуребенка, полу­взрослого. Подросток еще, как ребенок, жадно впитывает в себя все впечатления, растет и физически, и духовно, ощущает рост этот, в нем черпает силу и отвагу, но не знает еще меры своих сил, должен еще их попробовать»1.

Занимая переходную стадию между детством и юностью, от­рочество представляет исключительно сложный этап психического развития. Говоря о нем, важно учитывать различия между млад­шими и старшими подростками. При всем том, понимая, что нет какого-то «среднеподросткового» возраста, практически приходит­ся ориентироваться на типичное, характерное для всего этого пе­риода. С одной стороны, по уровню и особенностям психического развития отрочество — это типичная эпоха детства; с другой — перед нами растущий человек, стоящий на пороге взрослой жиз­ни, в усложненной деятельности которого реально намечается на­правленность на новые формы общественных отношений.

В подростковом возрасте происходит бурный рост, развитие и перестройка организма ребенка. Однако неравномерность физиче­ского развития, когда преимущественно происходит рост костей туловища и конечностей в длину, приводит к угловатости, неук­люжести, потере гармонии в движениях. Осознавая это, подросток стесняется и старается замаскировать свою нескладность, недо­статочную координацию движений, принимая порой неестествен­ные позы, пытаясь бравадой и нарочитой грубостью отвлечь вни­мание от своей наружности. Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фигуры, позы или походки вызывают часто бур­ную реакцию, ибо подростка угнетает мысль, что он смешон и иелеп в глазах окружающих.

Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной актив­ности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера — настойчи­вость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препят­ствия и трудности. В отличие от младшего школьника, подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к воле­вой деятельности. Он часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывает­ся, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других ви­дах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется изве­стной импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы поступить наоборот.

Внимание подростка характеризуется не только большим

1 Крупская Н. К. Пед. соч.: В 11-ти т. М., 1959, т. 5, с. 29.


объемом неустойчивостью, но и специфической избирательностью. В этот период уже может быть преднамеренное внимание.

Избирательным, целенаправленным, анализирующим становит­ся и восприятие. Значительно увеличивается объем памяти, при­чем не только за счет лучшего запоминания материала, но и его логического осмысливания. Память подростка, как и внимание, постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятель­ности подростков. Основной особенностью ее в 10—15 лет являет­ся нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретнообразным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Важная особен­ность этого возраста — формирование активного,- самостоятельно­го, творческого мышления.

Бурно развиваются чувства подростков. Их эмоциональные переживания приобретают большую устойчивость. Под влиянием окружающей среды в процессе целенаправленного воспитания происходит формирование мировоззрения подростков, их нравст­венных убеждений и идеалов. Складываются и развиваются мо­ральные чувства патриотизма, интернационализма, ответственно­сти и др. Этот возраст характеризуется и сложными эстетически­ми чувствами, формированием эстетического отношения к дейст­вительности. При значительной склонности к романтичному у подростков более реалистичным и критичным становится вообра­жение. Детям подросткового возраста присущи повышенный ин­терес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личных качеств. Анализируя и оценивая свое поведение, подро­сток постепенно сравнивает его с поведением окружающих лю­дей, прежде всего своих товарищей. При этом он дорожит мне­нием не только товарищей, но и взрослых, стремясь выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему добиваться успе­хов в деятельности и улучшать взаимоотношения с другими людьми.

Возможность осознать, оценить свои личные качества, удовле­творить свойственное ему стремление к самоусовершенствованию подросток получает в системе взаимодействия с «миром людей». И сам этот мир воспринимается им именно через посредство взрослых людей. Подросток ждет от них понимания, доверия. Показательны в этом плане данные опроса большой группы вось­миклассников. На вопрос, уважают ли они взрослых, подростки ответили; «Да, но только тех, кто считается с нами». Если же взрослые не считаются с тем, что подросток уже не маленький ребенок, то с его стороны возникают обиды и разнообразные фор­мы протеста — грубость, упрямство, непослушание, замкнутость, негативизм.

Однако непослушание, своеволие, негативизм, упрямство от­нюдь не представляют собой обязательных черт характера подро­стка. Лишь как следствие неправильного подхода к подростку,


«огда\не учитываются его психологические особенности, как след­ствие недоработок воспитания порой возникают конфликты и кри­зисы, ни в коей мере не являющиеся роковыми и неизбежными. Так, непонимание или игнорирование взрослыми истинных моти­вов поведения подростка, реагирование лишь на внешний резуль­тат его деятельности или, что еще хуже, приписывание подростку ие соответствующих действительности мотивов приводят его к внутреннему сопротивлению воспитательным воздействиям. Ои не принимает требований взрослых, потому что эти требования, даже абсолютно правильные, не имеют для него подлинного смысла, а возможно, даже имеют другой, противоположный смысл.

Подросток, как уже отмечалось, стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его мелочно контроли­руют, наказывают, требуют послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами. К сожалению, в школьной и семей­ной практике часть педагогов и родителей до сих пор в своих рассуждениях и действиях придерживаются «удобной» формулы: подросток — ребенок, и поэтому он должен беспрекословно слу­шаться учителя, родителей уже потому, что они взрослые.

Многие взрослые заявляют подросткам 12 и даже 15 лет: «Тебе рано возражать, слушай и делай так, как тебе говорят. Вьь растешь, тогда и будешь спорить».

Ошибочное представление, будто подросток еще маленький ребенок, не способный к проявлению собственной инициативы, ставит того в зависимое положение, исключает возможность со­трудничества с ним. Например, в некоторых семьях самостоятель­ность подростков — понятие весьма относительное. Матери и от­цы, сознавая необходимость изменения отношений с растущими детьми, стараются шире вовлекать их в семейные дела, в разно­образный труд, дают им те или иные поручения. Но при этом подростки сами ие выбирают дела, не участвуют в его планиро­вании, все строго регламентируется взрослыми. Отсутствует принцип добровольности, дети не привлекаются к обсуждению совершаемых дел, что глушит инициативу, творчество ребят. Ошибка в данном случае заключается в том, что взрослые не учитывают психологических особенностей детей разных возрастов, плохо используют их возможности, в том числе активность, энергию подростков, их стремление к самостоятельности. Предо­ставить детям самостоятельность, свободу в выборе действия ме­шает мысль «как бы чего не вышло». Родители создают всевоз­можные ограничения, надзор. Между тем позиция настоящего воспитателя по отношению к воспитанникам — это прежде всего позиция старшего товарища, авторитетного друга. Только это ведет к обеспечению подлинного единства взрослых и детей, к ликвидации той обособленности родителей и подростков, при ко­торой они живут разными интересами, одни командуют — другие выполняют команды.

Успех системы воспитания А. С. Макаренко был обусловлен, в

24 Заказ 5162


частности, тем, что педагогическому коллективу удалось преодо­леть противостояние «мы»— «онн» (взрослые — дети).

В жизни подростка много времин отводится учебе, ибо подро­сток— всегда учащийся. Однако он стремится занять определен­ное место в обществе, что требует его участия в многоплановой общественно полезной деятельности. Не учитывая этого, мы ие поймем, почему у школьника со вступлением в подростковый воз­раст часто резко меняется отношение к учебе, обостряются отно­шения с окружающими.

Родителям, не знающим возрастную психологию, представля­ется, что в условиях жизнн и деятельности ребенка, ставшего под­ростком, ничего существенно не изменилось. Потому-то успехи или неудачи в учебе остаются по-прежнему критериями оценки детей взрослыми.

Но, занимая большое место в жизни подростков, учеба ие мо­жет полностью удовлетворить их личные притязания, растущее самосознание, жажду активной общественно значимой деятельно­сти. Наряду с нею в мнре интересов подростка очень важное ме­сто занимают спорт, техническое и художественное творчество и многое другое.

В мире подростка/Под ред. А. А. Бо-далева. М., 1980, с. 16—28.


Просмотров 638

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!