Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРЕССА



Среди пополняющегося с каждым годом огромного количест­ва научных публикаций, посвященных стрессу (в основном по фи­зиологической и медицинской тематике), в последние годы все больше становится работ, касающихся психологических проблем стресса <...> Бурное развитие индустриальной технологии в го­ды, предшествовавшие второй мировой войне, и особенно в после­военные десятилетия, обострило проблему соответствия адапта­ционных возможностей человека сильно возросшим требованиям к нему как к пользователю техническими средствами •<...>

Современные технологические процессы часто создают рабо­чую среду, весьма отличающуюся от среды обитания, к которой люди приспособлены ходом эволюционно-биологического процесса. Трудно перечислить многообразие производственных факторов, которые могут быстро или исподволь создать дистресс у челове­ка (производственные шумы, работа с микроманипуляторами, уп­равление скоростными транспортными средствами и т. п.). Важ­ным направлением психологической науки стали инженерная пси­хология и эргономика, среди задач которых была разработка принципов конструирования средств производства и производст­венной среды таким образом, чтобы повысить эффективность и надежность системы «человек — машина» и вместе с тем пред­отвратить дистресс у человека, включенного в систему «человек — машина». Эта задача решалась двояко. Во-первых, путем мобили­зации в ходе трудового процесса резервных (адаптационных) воз­можностей человека, т. е. за счет создания стресса без дистресса. Во-вторых, путем создания машин, работая с которыми человек защищен от перенапряжения своих психофизиологических и пси­хологических возможностей, т. е. путем своего рода адаптации технических средств к работающему с ними человеку <...>

Между выраженностью стресса, эмоциональной напряженно­стью, активизацией нервной системы, с одной стороны, и эффек­тивностью рабочей деятельности — с другой, нет однозначной за­висимости. В начале нашего века Р. Иеркс и Дж. Додсоа экспери­ментально показали, что с ростом активизации нервной систе­мы до определенного критического уровня эффективность деятель­ности повышается. Однако при дальнейшей активизации нервной системы, иными словами, при увеличении стрессогенности дейст­вующих факторов, показатели деятельности начинают снижаться.



Низкую работоспособность при малой стрессогенной активиза­ции можно рассматривать как результат малой вовлеченности адаптационных разервов в процессы, условно говоря, защиты ор­ганизма от требований среды. Сложнее объяснить, за счет чего снижаются показатели работоспособности при превышении крити­ческого уровня стрессовой напряженности. Одна из гипотез сос­тоит в том, что рост напряженности «сужает» внимание. При этом первоначально отбрасываются менее значимые и «балластные» сигналы, что повышает эффективность деятельности. Дальнейшее сужение внимания сверх критического ведет к потере значимых


сигналов и к снижению эффективности-как внимания, так и дея­тельности, требующей высокого уровня внимания.

Показатели качества относительно сложной деятельности до­стигают критической верхней точки при меньшем уровне стрес­совой напряженности, чем показатели относительно простой дея­тельности <...>

Нами обнаружено, что при некотором уровне стрессовой на­пряженности может возникать парадоксальная ситуация, когда показатели выполнения более сложной деятельности могут воз­расти выше, чем возросшие показателю менее сложной деятель­ности. При нарастании стрессовой 'напряженности можно разли­чать два ее уровня, при -которых будет наблюдаться равенство по­казателей таких более или менее сложных видов деятельности. Если стрессовая напряженность превысит первый «уравнительный уровень», то более сложная задача будет выполняться лучше простой. Превышение второго «уравнительного уровня» ведет к прогрессивному снижению качества бол.ее сложной деятельнос­ти, тогда как менее сложная еще может улучшаться. Прогности­ческое значение идентификации (определения) этих уровней стрессовой напряженности очевидно <...>



Процессы ухудшения деятельности при стрессе следует рас­сматривать не только как результат непроизвольных потерь ин­формации, но и как следствие ослабления волевой активности, снижение восприимчивости к внешним мотивам деятельности в результате ухода «в себя». При длительном стрессе может про­исходить перестройка значимости мотивов: побуждавшие дея­тельность могут ее тормозить, тормозившие — побуждать. Может возникнуть неприязнь к атрибутам деятельности или к ней самой. Наконец, ухудшение деятельности человека может быть результа­том его попыток активно противостоять внешним побуждениям к дистрессогенной деятельности или к деятельности в дистрессо-генных условиях.

Много работ п'освящено проблеме индивидуальных различий стресса. В большинстве из них рассматривается разная подвер­женность людей стрессу и то, какие отличия стресса могут быть у разных людей. Обилие таких исследований обусловлено запро­сами психотерапии <...>

Исходя из того что у человека существуют неосознаваемые влечения к получению не только положительных, но и отрицатель­ных эмоций, высказано предположение о том, что индивидуаль­ные различия эмоционального восприятия сходных ситуации соз­дают «различный баланс возбудимости систем положительной Мотивизации и систем отрицательной мотивизации». Конечно, указанные системы мотивизации могут создавать только предпо­сылки поведения человека, в мотивах которого основная роль Принадлежит моральной стороне, нравственной практике, миро-Воззрению, идейным убеждениям т. д.



Лица, имеющие согласно классификации Роттера внутренний *Докус» контроля за своей деятельностью — «интерналы» (уверен-


ные в себе, надеящиеся только и а себя, не нуждающиеся во внеш­ней поддержке), менее подвержены дистрессу в экстремальных условиях при социальном давлении, чем «экстериалы» с внешним «локусом» контроля (неуверенные в себе, нуждающиеся в поощ­рениях, болезненно реагирующие на порицания, полагающиеся на случай, на судьбу). Это не универсальная закономерность. У «ин­терн ал а», потерявшего веру в себя под влиянием критических факторов, могут проявиться качества «экстернала». Либо, не умея искать опору вовне, он оказывается еще более беззащитным, чем «экстернал», в тех же условиях. Надо сказать, что эта зависи­мость неоднозначна. Отсутствие возможности контролировать стрессогеиную ситуацию оказывает более дистрессовое дейст­вие на «интерналов», чем на «экстерналов». Наряду с этим обна­ружено, что «тренмрО'Вки» могут изменить место контроля...

Люди с тревожностью как чертой характера более подверже­ны эмоциональному стрессу, чем те, у кого тревожность возника­ет только в опасных ситуациях. Однако такое разделение не аб­солютно н зависит от условий и опыта жизни <...>

Лица типа А, отличающиеся склонностью к недооценке слож­ности стоящих перед ними задач и времени, потребного для ре­шения этих задач, всегда спешащие и всегда опаздывающие и расстраивающиеся, более подвержены болезненным стрессам, чем люди типа Б, склонные к спокойной размеренной деятельности...

Существует тип людей, которые, как и причисленные к типу А, склонны спешить и опаздывать, ставить себе непосильные за­дачи и выполнять ничтожную часть их. Но в отличие от людей типа А они не придают никакого значения той части задания, которую не смогли или не успели выполнить. Более того, ту ма­лую часть задания, которую сделали, они расценивают как «по­трясающий успех», что воодушевляет их на постановку себе новых задач и дальнейшую бурную деятельность. Люди этого ти­па настолько уверены в своей успешности, а часто и в своих вы­дающихся качествах, что им практически чужды чувства обиды, униженности, неуверенности в себе. Они мало подвержены дист­рессу.

Есть тип людей, склонных, как и относимые к типу А, к пере­оценке своих возможностей при выполнении задания. Вместе с тем от типа А они отличаются тем, что с самого начала деятель­ности испытывают радость, будто задание уже успешно выпол­нено, т. е. начало активной, целеустремленной деятельности слу­жит для них преждевременным свидетельством ее успешного окончания. Невыполнение задания не вызывает у ин\ огорчения и других подобных чувств. Вместо этого они испытывают рассер­женность, гнев против «причины» их неуспеха, которую они видят в чем угодно, только не в себе. Люди этого типа мало подверже­ны дистрессу.

Выраженность проявлений стресса зависит от отношения субъ­екта к стресс-фактору, от его субъективной определенности, субъективной значимости, субъективной вероятности. Предложено


классифицировать людей по их отношению к стрессору и своим .переживаниям стресса на «репрессоров», подавляющих в себе тягостные переживания стресса, и на «скрывателей», не призна­ющих воздействие на них как стрессовое. У «репрессоров» при отсутствии внешних, поведенческих проявлений стресса последний может быть обнаружен физиологическими методами.. «Скрьгвате-ли» отличаются от «репрессоров» отсутствием как поведенческих, так и физиологических проявлений стресса или относительно меньшей их выраженностью.

Индивидуальная выраженность стресса, в частности его не­благоприятных проявлений, в большой степени зависит от осоз­нания человеком своей ответственности за себя, за окружающих, за все происходящее в экстремальных условиях, от психологичес­кой установки на ту или иную свою роль. Нами выделены три типа отношения человека к самому себе прн стрессе. Первый тип — отношение человека к себе как к «жертве» экстремальной ситуации, оно усиливает дистресс. Второй тип сочетает отноше­ние к себе как к «жертве» с отношением к се!бе как к «ценности», доверенной себе же. Такой тип характерен для опытных летчиков-испытателей и т. п., для опытных испытуемых, работающих в экстремальных условиях, для спортсменов высокого класса. По­добного рода отношение к себе можно обнаружить также у лю­дей, сохраняющих в критических условиях чувство собственного достоинства. Второй тип отношения к себе при стрессе более свой­ствен лицам зрелого возраста. Третий тип сочетает два первых типа отношений к себе с сопоставлением проявлений о стрессе у себя и у других людей, также подвергающихся экстремальным воздействиям. Это отношение к себе как к одному из ряда людей. Оно может быть у лиц, изучающих стресс, в том числе на себе, у ответственных за ход экстремальной ситуации и участвующих в ней. При этом, как правило, возрастает роль ответственности за себя, что снижает значение представления о себе как о «жертве», усиливающего дистресс. Если же социальная ответственность субъекта мала, то вид страдания окружающих людей или их па­нические действия могут усилить у него аналогичные проявле­ния. ..

Среди методов регулирования эмоционального стрессу раз­личают: направленные на предотвращение его неблагоприятных проявлений, на купирование их и*на замещение нежелательных симптомов стресса благоприятными илн нейтральными для чело­века симптомами. Известны также мет-оды ликвидации хроничес­кого дпетрессового состояния с использованием для этого эмоцио­нально-стрессовых нагрузок. Многие авторы обращают внимание на необходимость индивидуального подхода к регуляции стресса с учетом личностных особенностей человека. Отмечается возмож­ность тренировки и укрепления личностных особенностей, способ­ствующих устойчивости человека перед психологическими и со­циальными стрессорами. Используются методы групповой психо­терапии дистресса.


Просмотров 387

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!