![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Тема VI. Индо-буддийский и арабо-исламский типы культуры
1. Восточная и западная культурные парадигмы. 2. Культурный ареал и система ценностей индо-буддийской цивилизации. 3. Буддизм как религиозное учение и мировоззрение. Медицинская традиция и буддийско-ламаистский тип культуры. 4. Мир арабо-исламской культуры. Личность Мухаммеда и принципы его вероучения, их влияние на культуру Востока.
ЛИТЕРАТУРА
Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. М., 1966. Большаков О.Г. История халифата. Ислам в Аравии 570 – 633 гг. М., 1989. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993. Буддизм в переводах. Вып. 1–2. СПб., 1992; 1993. Васильев Л.С. Культурно-религиозные традиции стран Востока. М., 1976. Введение в буддизм. СПб., 1999. Гачев Г. Образы Индии: Опыт экзистенциальной культурологии. М., 1993. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Очерки истории. М., 1986. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990. Зину М.Д. Столпы ислама и веры. М., 1992. Коран. Пер. И.Ю.Крачковского. М., 1990. Мельниченко Б.Н. Буддизм и королевская власть. СПб., 1996. Основы религиоведения. М., 1998. Старостина Ю.П. Современный буддизм и проблемы социально-экономического развития в Южной и Юго-Восточной Азии. М., 1985. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М., 1994.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ
Культура тела и быта в буддистских традициях. Йога и буддизм. Философия Санкхья и буддизм. Чань-буддизм и дзен-буддизм: общее и особенное. Буддизм в Индокитае и его культурные достижения. Буддизм и государство. Необуддизм в западном искусстве и образе жизни современной богемы. Дзен-буддизм и кодекс японского воина бусидо. Тайский буддийский социализм. Черный камень Каабы — главная святыня мусульмнаского мира. Исламская философия и теология: основные школы и постулаты. Достижения исламского мира в науке, литературе и искусстве. Тибетская медицина и ее традиции. Специфика восточной медицины. Авиценна как врач и философ.
Восточная и западная культурные парадигмы.Любая культура обусловлена особенностями философско-мировоззренческого отношения к миру и человеку своих творцов и носителей. Именно эти особенности осмысления реальности и позволяют говорить о западном и восточном вариантах культуры, прежде всего соответствующих им типов философии. Западный тип философско-культурного отношения к миру складывался на основе античной философии, направленной, в первую очередь, на окружающий мир, на его происхождение и устройство, и, наконец, на поиск способов освоения этого мира, подчинения его интересам и нуждам человека, являющегося в нем хозяином. Античная философская традиция выдвигала на передний план вопросы бытия, в центре которого находился человек, с чьими субъективными целями и интересами соизмеряется все мироздание. Несмотря на такой целостный взгляд на мир, в котором человек является центром, античная философия поднимает проблемы свободы и необходимости, зависимости человека от судьбы и воли богов, непрерывно вмешивающихся в его жизнь, обрекающих его на страдания, либо дарящих благодать. Таким образом, для античной культурно-философской системы характерен дуализм: с одной стороны — свободная личность, находящаяся в гармонии с космосом, а с другой — вечно зависимый от судьбы раб. Такое противоречие было порождено парадоксом античного общества, как бы рассеченного на два диаметрально противоположных полюса: один, на котором царили гармония, мудрость и справедливость — мир свободных граждан, и второй, которыми правит слепая вера в судьбу и страх перед ее волей, уничтожающей все идеалы античной гармонии — мир рабства. Совершенно иной тип мировосприятия характерен для восточных цивилизаций. Восточная культурно-философская система, в отличие от антично-западной, направлена не столько на внешний мир, сколько, наоборот, «внутрь себя», преломляя в самой себе все многообразие мира и человеческого существования. Человек на Востоке воспринимает себя вращающимся в огромном колесе мироздания, словно песчинка в пустыне. В то время как западный тип мышления основан на логике и анализе, на словесном «пошаговом» решении тех или иных задач, восточную философию и культуру отличают иррационализм, внешняя алогичность, образность и оторванность от языковых форм. Интересна предположительная связь этих типов мышления с работой двух полушарий головного мозга человека. После открытия межполушарной церебральной асимметрии, проблема двух стратегий мышления стала на долгие годы одной из центральных в психологии и психофизиологии, а в 1981 г. за ее разработку Р. Сперри была присуждена Нобелевская премия. Стало целесообразно говорить о двух этапах постижения мира: логико-вербальном, преимущественно связанным с активностью левого полушария, и пространственно-образном, связанным с активностью правого. Каждый из этих типов мышления имеет свои достоинства и ограничения. Вербально-знаковое мышление необходимо для успешного социального взаимодействия, достижения взаимопонимания между членами общества, для анализа причинно-следственных связей между предметами и явлениями. Но, вместе с тем, обеспечивая построение внутренне непротиворечивых моделей мира, такой тип мышления значительно обедняет его субъективную картину, выбирая из множества связей между вещами и явлениями лишь некоторые. В противоположность этому, отражение на образном уровне обеспечивает восприятие мира во всей его целостности, многозначности и противоречивости, что необходимо для его полного чувственного контакта с реальностью, для эмоциональной стабилизации. Оно поэтому играет очень большую роль в процессах творчества, особенно на этапе «созревания» научной или художественной идеи. В тоже время, образное мышление, в противоположность логико-знаковому, лишь в определенных пределах может быть использовано в процессе социального взаимодействия. Само по себе оно не обеспечивает анализа причинно-следственных отношений и одно-значного взаимопонимания между людьми. Относительное доминирование того или иного из описанных выше типов мышления во многом определяется культурными особенностями и традициями среды, которая закрепляет их по механизму группового отбора или преемственности. Люди, воспитанные в разных этнопсихологических условиях, воспринимают мир по-разному. Можно предположить, что у представителей различных этнических групп, из поколения в поколение подвергавшихся воздействию определенного комплекса социальных и природных факторов, в процессе культурного и социального наследования будет формироваться такой способ переработки информации, который обеспечит оптимальное развитие индивида и социума в целом применительно к условиям данной среды. Разумеется, когда мы говорим о том, что для той или иной культуры характерен тот или иной тип мышления, речь идет отнюдь не об абсолютном, а лишь о статистическом преобладании в обществе людей с этими особенностями мировосприятия. А на индивидуальном уровне опять-таки о тенденции поступать в проблемных ситуациях чаще всего в соответствии с той или иной стратегией выживания. Современная западноевропейская цивилизация, стремящаяся к активному изменению окружающей среды, в большей степени основывается на возможностях логико-знакового мышления, стимулируя его развитие. Некоторые восточные культуры, ориентированные скорее на задачу приспособления человека к миру как к неизменной данности и преодолевающие внутреннюю противоречивость мира благодаря неальтернативному подходу (что особенно ярко проявляется в философских системах дзен-буддизма), используют в основном возможности образного мышления. Для подлинной интеграции культур и их обогащения за счет взаимодействия, необходимо учитывать этнические особенности мышления и мировосприятия, поощрять заинтересованный диалог носителей разных систем культурных ценностей. Тем более, что в современном мире происходят бурные процессы мультикультурной интеграции, глобализации; складывается информационная сеть, объединяющая большинство человечества. Индо-буддийская культура, на протяжении многих веков развивавшаяся относительно изолированно, значительно отличается даже от соседних с ней исламской и китайской цивилизаций. Несходство же индийского типа культуры с европейским выражено очень резко и нашло отражение в ставших классическими строках Р. Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, / И с места они не сойдут…». Особенности индийской культуры можно свести к нескольким общим положениям: · интравертность индийского способа мышления. В отличие от западного (экстравертного) типа мышления, вся индийская рефлексия направлена «внутрь» человеческой личности; именно человеческий индивид и его счастье-несчастье является центральным объектом индийских философии, религии и культуры в целом; · гуманитарность индийской культуры — направленность на развитие духовных и интеллектуальных аспектов человеческого бытия, даже в ущерб техническому прогрессу и реформированию социальных институтов; · представление о несуществовании индивидуального человеческого «я» — временной, зыбкой конструкции вечных частиц космоса; · идейная ориентация на прошлое; все концепции, выработанные индийской мыслью, усматривают культурный идеал не в грядущем (что свойственно европейцам), а в минувшем; · стремление к самоизоляции родного социума и декларация самодостаточности собственного пути развития; · монолитность индийской культуры; доминирующие парадигмы регламентируют все уровни социального бытия. Так, например, буддизм выполняет функции и религии, и философии, и политического учения, и систем образования, здравоохранения, т.п. сфер культуры, на Западе достаточно обособленных друг от друга. Основателя буддийского учения обыкновенно называют Буддой, т.е. Просветленным. Его настоящее имя было Сиддхартха, а фамильное прозвище — Гаутама. Родился он примерно в 564 г., а умер в 483 г. до н. э. Свое учение Будда выразил в виде так называемых «четырех благородных истин»: 1) все в мире есть страдание; 2) причиной страдания является жажда бытия; 3) возможно освобождение от страдания; 4) путь к освобождению от страданий состоит из восьми пунктов: 1. Правильные взгляды — верное понимание четырех благородных истин; 2. Правильная решимость: необходимо отрешиться от всех привязанностей к миру, отказаться от дурных намерений и вражды к людям; 3. Правильная речь — воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов и фривольных разговоров; 4. Правильное поведение — отказ от уничтожения живого, от воровства, от неверного удовлетворения чувств. 5. Правильный образ жизни: необходимо зарабатывать на жизнь честным путем; 6. Правильное усилие: стремящийся к освобождению должен постоянно искоренять старые дурные мысли и препятствовать возникновению новых; 7. Правильное направление мысли: человек никогда не должен думать: «это — я» или «это — мое»; 8. Правильное сосредоточение: человек, который правильно ведет свою жизнь согласно указанным правилам, освобождается от всех страстей и дурных мыслей и проходит четыре стадии сосредоточения, которые ведут его к прекращению страданий: · на первой стадии человек сосредоточивает свой чистый и невозмутимый ум на осмыслении и исследовании многоразличных истин; он наслаждается радостью чистого мышления; · когда достигается такое сосредоточение, то вера в истину рассеивает все сомнения и необходимость в рассуждениях отпадает; так возникает вторая стадия сосредоточения, на которой радость, покой и внутреннее спокойствие порождают усиленное невозмутимое размышление; · на следующей стадии делается попытка перейти к состоянию безразличия, т.е. способности отрешиться даже от радости сосредоточения; теперь человек испытывает совершенную невозмутимость и освобождается от ощущения телесности; но он еще осознает это освобождение и невозмутимость, хотя и безразличен к радости сосредоточения; · наконец, человек пытается избавиться даже от этого сознания освобождения и невозмутимости и от всех чувств радости и одушевления, которые он ранее испытывал; тем самым он достигает состояния совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания. Всякое страдание теперь прекращается, и человек достигает святости или нирваны. Этот способ действий носит название «благородного восьмеричного пути». Для описания человеческого бытия и религиозного спасения буддисты выработали два базовых термина. Сансара — состояние живого существа, при котором оно подвергается действию кармы (совокупности поступков предыдущей жизни, ведущей к новому воплощению). Нирвана — состояние, при котором прекращаются действие кармы и перерождения, а человек переходит в качественно новое состояние, которое невозможно описать средствами языка. Цепь перевоплощений живого существа изображается в виде схемы, получившей названия «колесо сансары» и «цепь причинного возникновения зла»: 1) страдание жизни обусловлено рождением; 2) рождение — стремлением к жизни; 3) стремление к бытию — умственной привязанностью к объектам; 4) привязанность к объектам — жаждой, желанием вещей; 5) жажда — чувственным восприятием; 6) чувственный опыт — чувственным соприкосновением с объектами; 7) чувственное соприкосновение — шестью органами познания; 8) шесть органов познания — эмбриональным периодом развития организма, состоящего из разума и тела; 9) эмбрион не может развиться без первоначального сознания; 10) первоначальное сознание обусловлено впечатлениями прошлой жизни; 11) эти впечатления обусловлены двенадцатым звеном цепи — 12) неведением истины. Человек, согласно учению Будды, — только условное название совокупности различных составных частей: материального тела, нематериального ума и бесформенного сознания (виджняна). Аналогично повозка — это набор колес, осей, оглоблей и т.п. Когда распадается эта целостность, человек перестает существовать. С психологической точки зрения человек есть совокупность пяти групп (панча-скандха) элементов: 1) форма (рупа) тела; 2) чувства (ведана); 3) восприятие (санджня), включая понимание и наименование); 4) предрасположение или стремление (самскара), порождаемые впечатлениями прошлого опыта; 5) сознание самого себя (виджняна). Буддистам-мирянам дается упрощенный этический кодекс из пяти заповедей (Панча Шила): 1. Воздерживайся от убийства; 2. Воздерживайся от воровства; 3. Воздерживайся от блуда; 4. Воздерживайся от лжи; 5. Воздерживайся от возбуждающих напитков. Кроме того, миряне должны соблюдать верность Будде, его учению и буддийской общине. Послушниками, готовящимися стать монахами, становятся юноши в возрасте от 10 до 20 лет. Послушник обязан соблюдать 10 запретов: 1) не убивать; 2) не воровать; 3) не прелюбодействовать; 4) не лгать; 5) не употреблять спиртного; 6) не есть после полудня; 7) не танцевать, не петь и не посещать зрелищ; 8) не носить украшений и не употреблять парфюмерии и косметики; 9) не пользоваться роскошными и просто высокими сиденьями; 10) не брать золота и серебра. Кроме того, послушник должен изучать Дхарму (учение Будды) и Виная-питаку (дисциплинарный кодекс) и готовиться к высшему посвящению в полноправные члены монастырской общины. По достижении 20-летнего возраста послушник посвящается в монахи. Обряд посвящения прост: вступающий в Сангху трижды произносит формулу «я ищу убежища в Будде, я ищу убежища в Дхарме, я ищу убежища Сангхе». Кроме того, он отвечает на вопросы: не болен ли он проказой, чесоткой, не имеет ли фурункулов, астмы, не страдает ли эпилепсией, является ли он человеком, мужчиной, свободен ли, не имеет ли долгов, освобожден ли от военной службы, имеет ли согласие родителей, исполнилось ли ему 20 лет, есть ли у него чаша для сбора подаяний и монашеская ряса, как его зовут и каково имя его наставника. На санскрите и пали слово «buddha» буквально означает «пробужденный». В ранних текстах «Трипитаки» (литературного канона буддизма) упоминаются шесть будд, которые появились до Шакьямуни. Первым среди будд считается Дипанкара (при нем Шакьямуни принял решение стать буддой). Следующими были Кракучханда, Канакамуни и Кашьяпа. В грядущем мировом периоде появится будда Майтрейя. Буддой может стать только тот, кто прошел путь бодхисаттвы. После достижения нирваны он может оставаться в человеческом облике до конца кальпы. Функция будды — проповедь Дхармы (т.е. учения, при помощи которого можно достичь нирваны). Бодхисаттва (букв. «существо, стремящееся к просветлению») — в буддийском учении человек (или какое-нибудь другое существо, например, животное или обитатель ада), который принял решение стать Буддой. Побуждением к такому решению считают стремление выйти из бесконечности перерождений — сансары и спасти все живые существа от страданий. Буддизм представляет собой интегральную умозрительную систему, накладывающую сильнейший отпечаток на состояние культуры в регионах своего распространения. Например, если не имеет смысла говорить о «русской», или «православной», медицине как самостоятельной форме знания, качественно отличной от аналогичных европейских или североамериканских феноменов, то понятие «тибетская», или «буддийская», медицина вполне правомерно. Буддизм представляет собой всеобъемлющую картину мира и, в частности, человеческого тела и духа. При этом несомненным достоинством буддийской медицины является концепция единства соматических и ментальных процессов, что и обусловливает специфику терапевтического воздействия. Буддийская доктрина ненасилия определяет политическую жизнь в регионах своего бытования. Стоит отметить, что буддизм за свою долгую историю никогда не становился причиной или поводом для военных или гражданских конфликтов. В то же ремя принцип ненасилия во многом обусловил поражение Тибета в войне с КНР в 1958 г. В рамках буддийского мировоззрения сформировались специфические виды искусства, ярчайшими примерами которого являются чаньская живопись Китая, японская чайная церемония, многочисленные храмовые комплексы и буддистская скульптура. Ещё одной особенностью буддизма выступает его культурная открытость. Так, если конфуцианская идеология в Китае приводила к самоизоляции посредством строительства Великой Китайской стены или «культурной революции» XX в., а синтоизм в Японии – к длительному запрету на контакты с европейцами, то буддизм, как правило, способствует межкультурным контактам. Характерно утверждение японского популяризатора дзен-буддизма Д.Т. Судзуки: буддист может исповедовать христианство, ислам, индуизм и т.п., в то время как христианин, мусульманин или индуист ничего подобного позволить себе не может. Медицинская традиция в буддийско-ламаистской культуре.Корни буддийской медицинской традиции уходят в индийскую школу «Аюрведа» – «наука о продлении (поддержании) жизни», которая подчиняется принципам одного из важнейших ответвлений буддизма — махаяны. Это направление соединяет в себе утонченное логическое мышление и позитивную эмоциональность, выражающуюся в концепции сострадания бодхисаттвы, способного во имя спасения других существ отказаться от нирваны. Мифологические же корни индуистского врачевания кроются в легенде о боге Вишну, раненом в одной из схваток с демонами. Вылечен он был богом Брахмой, который таким образом оказался первым врачевателем. Далее искусство врачевания перешло от богов к небесным мудрецам – риши, а от них к земным мудрецам. Медицина в древней Индии служила достоянием касты брахманов. В их среде особо прославился мудрец Атрея. Он был придворным врачом и проводил смелые по своей сложности операции (в том числе трепанацию черепа). Свое искусство он передал Кумарадживаке, по легенде, личному врачу Сиддхартхи Гаутамы (Будды). Так началась традиция передачи знаний от учителя к ученику, «из уст в уста». В средние века в странах индо-буддийской культуры медицине обучали в монастырях-школах. Студент должен был пройти общий курс, где изучались сутры и произведения великих индийских мудрецов. Только после сдачи экзамена и получения ученой степени он мог обучаться по специальности (в данном случае медицине). Успешное окончание курса медицины давало ему право заниматься врачебной практикой. Понимание причин какого-либо соматического заболевания основывается в буддийской медицине на представлении о трех физиологических началах человеческого организма: «пневме», «желчи» и «флегме». Каждое из них выступает в виде пяти энергетических потоков, обеспечивающих жизнедеятельность организма в целом. Болезнь могла объясняться нарушением нормального тока какой-либо энергии, а причиной было то, что вызывает это нарушение. Сбалансированное состояние основных элементов тела является законом долгой жизни, материального и духовного благосостояния. Причиной психических заболеваний считалось действие сверхъестественных сил (демонов), обусловленное пороками духовной природы человека. За внешней фантастической оболочкой такого рода представлений скрывается в принципе верная идея системной психосоматической организации того, что называется здоровьем и болезнью. Интересна многоплановость буддистского учения о человеке. Физическое и духовное его совершенство рассматривалось как результат традиционного и религиозного благонравия, т.е. соблюдения этических и социальных норм общества. Средневековую медицину буддийско-ламаистской культуры можно назвать наукой о жизни, ее целесообразном устройстве на благо всех живых существ. Человек – часть природы, поэтому он испытывает влияние всех сил неба и земли: космоса, движения светил, смены дня и ночи, сезонов года и т.д. В соответствии с этим он должен носить определенную одежду, употреблять соответствующую пищу, иметь строгий распорядок дня, соблюдать прочий житейский ритуалитет. От этого зависит нравственное состояние общества, а от него, в свою очередь, порядок не только в жизни людей, но и во всей природе, а также сила и слабость небесных божеств. Прямое отношение к медицине имело эстетическое моделирование физического облика человека. В индуистско-буддийской эстетике разрабатывалось в основном понятие идеальной нормы, физической красоты, родственной духовному совершенству. Красота определялась не только количественной мерой — пропорциональностью строения, соотношением длины, ширины, объема тела, но и обязательным соответствием физического облика определенным эмоциональным и нравственным характеристикам. Учение о мере относилось к общим основам миропонимания и логично распространялось на человека, его существование и поведение среди себе подобных. Медицинская мера тела человека — это количественно-качественная структура состава телесной плоти: четыре или пять первоэлементов ( «земля», «вода», «огонь», «эфир», «пространство»), три физиологических энергии ( «пневма», «желчь», «флегма»), семь компонентов тела («прозрачный сок», кровь, мышечная, костная, костно-мозговая, жировая ткани, семя), другие компоненты телесной плоти (число костей, суставов, зубов, мышц, сосудов и внутренних органов и т.д.). Основой средневековой концепции человека на индуистско-буддийском Востоке является представление о духовной сущности биологического феномена жизни. Живым человеческий организм становится благодаря одушевленности, наличию жизненной силы, которая обеспечивает инертную плоть способностью к росту, деятельности, чувственному восприятию и воспроизводству. Важное значение для представителей данной культуры имеют представления о кругообороте жизни и смерти, перевоплощения души по закону кармы. Онтологическая проблема соотношения духа и тела в буддийской медицине решается в учении о «грубых» и «тончайших» видах «пневмы». Буддийская медицина сочетает в себе и учения йогов о продлении жизни путем физико-гигиенических и медитативных практик, и сугубо магические действия, и философическую убежденность в лечебном, либо патогенном эффекте всего, что окружает человека. В целом данные представления базируются на главном этическом принципе буддизма — сострадании ко всем живущим. Буддизм в разных своих вариантах получил широкое распространение на просторах Азии и во многом предопределил характер культуры соответствующих ее регионов, начиная с Китая, Японии и ряда других районов. В адаптированном, упрощенном, а то и искаженном виде буддийское учение стало популярным и на Западе, особенно среди интеллигенции, деятелей искусства и молодежи второй половины ХХ века. Идеи буддизма оказались подходящей формой мирного протеста против проблем и противоречий западной цивилизации, способом психологической самозащиты от пугающих вызовов современности, бегства внутрь себя. Что касается буддизма в его историческом оригинале, то вклад его представителей в мировую философию, литературу и искусство носит уникальный и непреходящий характер. Ислам — самая поздняя из мировых религий. Она возникла на Ближнем Востоке и питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что и христианство и иудаизм. Ислам возник в среде арабов, коренных жителей Аравии. Согласно Корану, легендарный библейский патриарх и первопредок евреев Авраам был праотцом не только иудеев, но и арабов: оба народа произошли соответственно от его сыновей Исаака и Исмаила, рожденных разными его женами. Арабы поклонялись солнцу и луне, различным божествам и духам, силам природы, мертвым предкам. На юге Аравии процветал фетишизм, нашедший свое отражение в культе больших поставленных на ребро камней. Крупнейшим из них был знаменитый черный камень (метеорит) в фундаменте святилища Кааба в Мекке. Основатель исламской религии Мухаммед родился в 570 г. в обедневшем клане Хашим могущественного мекканского племени курейш. Рано осиротев, он вначале пас скот своего дяди Абута-либа, а затем поступил на службу к богатой вдове Хадидже и вел ее торговые дела. Путешествуя с торговыми караванами, Мухаммед познакомился с представителями иудаизма и христианства и их верованиями. После женитьбы на Хадидже Мухаммед вскоре забросил торговлю и целиком ушел в религиозные поиски. Его стали посещать «видения», он начал слышать божественные «голоса». Примерно с 610 г. Мухаммед стал выступать в качестве религиозного проповедника, провозглашавшего себя пророком. Мухаммед призывал арабов к сплочению под знаменем единого Бога. Символом веры в исламе служит фраза «Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его». В этом изречении четко и определенно выражена идея монотеизма, доведенная до своего наиболее последовательного завершения именно в исламе. В исламе нет учения о богоизбранном народе, как в иудаизме, и христианской троицы с ее сложными взаимоотношениями между Богом Отцом, Богом Сыном и Духом Святым. Здесь только один Аллах — Бог единственный и безликий, высший и всемогущий, мудрый и всемилостивейший, творец всего сущего и его верховный судья. Около четверти текста священной книги мусульман — Корана — посвящено описаниям жизни и деятельности различных пророков. Почти все они — библейские: Ной (Нух), Авраам (Ибрагим), Исаак (Исхак), Исмаил, Иаков (Якуб), Иосиф (Юсуф), Аарон (Гарун), Иов (Айюб), Давид (Дауд), Соломон (Сулейман), Илья (Ильяс), Иисус (Исса бен-Марьям, т. е. сын Марии, одной из немногих женщин, о которых с уважением говорится в Коране), Иона (Юнус), Моисей (Муса). Кроме них в ранге пророка в Коране почему-то оказались и первочеловек Адам и даже знаменитый Александр Македонский (Искандер). Замыкающим в этом списке стоит Мухаммед — последний и величайший из пророков. После него пророков более не было и не будет, вплоть до конца света и страшного суда, до второго пришествия Иисуса. Натурфилософия ислама небогата и в основном заимствована из Библии. Согласно Корану, мир был сотворен Аллахом за шесть дней. Были созданы небеса (считается, что их семь), небесные светила и Земля, разложенная ковром,— на ней для прочности были установлены горные твердыни. Земля соединяется с небесами невидимой лестницей, по которой спускаются и поднимаются лишь ангелы. Ангелов, как и земных тварей, тоже создал Аллах в один из дней творения. В последний, шестой день был создан первый человек Адам, а из его ребра сотворена Ева. Седьмой день — это день отдыха; им в исламе считается не христианское воскресенье, и не иудейская суббота, а пятница. Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает пять — исповедание, молитва, пост, милостыня и паломничество — хадж. Принцип исповедания — центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его, т.е. торжественно произнести фразу о том, что нет бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его. Молитва — обязательный каждодневный пятикратный ритуал, от которого могут быть освобождены лишь больные, немощные и малые дети. Те, кто не молится пять раз в день,— неверные. Молитву полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Как правило, мусульманин во время молитвы Аллаха ни о чем не просит. У мусульман лишь один главный и обязательный пост, но зато он длится целый месяц (рамазан, рамадан). На протяжении месяца все, кроме малых детей и больных, с рассвета до заката солнца не имеют права ни есть, ни пить, ни тем более развлекаться, курить и совершать т.п. действия После заката и перед восходом солнца они едят и пьют, в идеале весьма умеренно, и затем опять настраиваются на благочестивый лад, высказывая намерение поститься и отдать свои думы Аллаху. В конце дня, перед закатом, мусульмане снова благодарят Аллаха, и лишь после этого могут обратиться к земной пище. Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Милостыня собиралась специальными сборщиками, ее нередко раздавали в дни праздников натурой (в форме участия неимущих в пиршествах и т.п. дележки общественного фонда денег и провизии). Каждый здоровый мусульманин раз в жизни может посетить святые места в Мекке и поклониться Каабе, т. е. совершить паломничество — хадж. Ежегодно в среднем около 70 тыс. правоверных прибывает в Мекку в дни великого жертвоприношения Аллаху (в другие дни хадж не засчитывается): они должны посетить святые места в Мекке, Медине и Иерусалиме, семикратно обойти Каабу и поцеловать ее черный камень. Кроме того, каждый паломник приносит жертву. К пяти столпам исламской веры нередко добавляют еще один — священную войну против неверных (джихад или газават). Такая война тоже была священной заповедью правоверных. Речь о газавате шла преимущественно в годы военных действий, в периоды резкой вражды и особенно в условиях национально-освободительных войн. В это время война против неверных становилась священной заповедью, причем участие в ней освобождало от всех грехов и обеспечивало правоверному в случае его гибели в бою место в раю, что всегда воодушевляло воинов-мусульман. Мусульманское право едино: оно не подразделяется на гражданское, уголовное, религиозное. Тесно связанное с религией и определяемое в своих основных принципах авторитетами калама, это право — прежде всего религиозное, учитывающее и нормы обычного права, адата. Шариат («намеченный», «предписанный» путь) опирается на Коран и Сунну (Предание), а также на сборники фикха, своего рода своды и кодексы исламского права. К числу предписаний шариата относятся нормы, касающиеся прав и положения женщины. Об этих правах, точнее, о бесправии женщин в исламских странах известно немало. Официальная процессуальная норма шариата приравнивает двух женщин к одному мужчине (в частности, при свидетельствовании). Правоверные, по Корану, имеют право брать две, три, даже четыре жены (если имеют средства содержать их), не считая рабынь-наложниц, количество которых практически не ограничено. Кроме того, муж всегда имеет право на развод и тем самым — на замену жен. Жена права на развод не имеет, она обязана соглашаться с любым решением мужа, в том числе и в случае развода. Вместе с тем в Коране и нормах шариата зафиксированы и определенные права женщины — как гражданские, так и имущественные. Так, женщину, в том числе и рабыню, нельзя лишить ее ребенка (в случае развода с женой, продажи рабыни), если последний нуждается в ее уходе. За женщиной признаются определенные права при разделе имущества, наследовании, разводе. Нормы шариата и особенно адата предусматривают обязательное затворничество женщин, особенно замужних, обязывают их закрывать лицо на людях. Женщинам практически всегда был закрыт путь к образованию, к какой-либо общественной деятельности. Кроме запретов, обращенных к женщине. Коран и шариат налагают ряд ограничений на всех правоверных. Так, мусульманам запрещается употреблять вино, и в этом запрете есть своя логика: пьяный не может совершать намаз, ибо молитву нельзя начинать нечистым, к числу которых всегда относились и пьяные. Существуют и пищевые запреты. Как и иудеи, мусульмане не должны есть свинину, употреблять в пищу кровь и падаль. Запрещены также азартные игры: азарт сжигает человека и отвлекает его от обязанностей, в том числе и от обязательной пятикратной молитвы. На основе ислама сформировалась богатая и своеобразная культура арабского мира и примыкающих к нему этнических регионов и анклавов. В Средние века именно арабскими философами и учеными были спасены от утраты многие достижения античной, греко-римской мысли и практики. Огромный вклад внесли деятели арабской культуры в философию, науку (астрономию, географию, химию и др.), литературу и изобразительное искусство; медицину и здравоохранение. Так, «Канон врачебной науки» Абу Али Ибн-Сины (Авиценны) сопоставим по своему историческому значению с трудами Гиппократа, Галена и других корифеев медицинской теории и практики. Заметный вклад внесли мусульманские по вероисповеданию народы в культуру прежней и современной России. Регионы распространения ислама традиционно испытывают определяющее влияние мусульманской религиозной доктрины, которая регламентирует здесь едва ли не все культурные институты. Прежде всего, религиозные нормы и установления оказывают значительное влияние на политику мусульманских стран. Именно поэтому национально-этнические и межгосударственные конфликты на Ближнем Востоке, в Чечне и Средней Азии, как правило, сопровождаются апелляцией религиозных лидеров к понятию т.н. «священной войны». Запрет на изображение человека и животных, восходящий к иудаистической заповеди «не сотвори кумира», привёл к своеобразному развитию визуальных искусств в исламском мире. Здесь неразвита портретная и пейзажная живопись (исключение составляют персидские миниатюры). Эстетической компенсацией выступают декоративное искусство геометрических узоров и мозаик, одна из самых изящных в мире традиций каллиграфии и своеобразная «арабская» архитектура, повлиявшая на зодчество многих культурных регионов – от Западной Европы до юго-восточной Азии. В Средние века Европа познакомилась со многими достижениями философии, науки и медицины через посредство арабских авторов. Прежде всего следует отметить работы таджика Али Абу ибн Сина, на Западе известного как Авиценна. Этот многосторонний учёный писал по вопросам философии, этики, астрономии и медицины, став на несколько еков одним из главных авторитетов для европейского лечебного дела. Кордовский араб Ибн Рушд, называемый в Европе Аверроэс, познакомил европейцев с работами Аристотеля. Кордовский университет в Средние века стал школой для многих учёных Запада и, во многом, моделью для европейских университетов.
Тема VII. АНТИЧНОСТЬ Занятие 1. Эллинская античность 1. Понятие античности. Основные этапы развития античной культуры. 2. Города-государства Эллады: социально-экономическая и политическая структура полиса. «Общественный человек» античности и афинская рабовладельческая демократия. 3. Культурный мир эллинской античности и его доминанты. Гармония как универсальный принцип бытия. Миф и религия в древнегреческом обществе. 4. Античная социальная утопия и историография как идейные матрицы общественно-политического сознания европейцев.
ЛИТЕРАТУРА
Античная социальная утопия. М., 1989. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988. Древние цивилизации. М., 1989. Джонс А.Х.М. Гибель античного мира. Ростов на-Дону, 1997. Зелинский Ф. История античной культуры. СПб., 1995. Историко-культурные основы европейской цивилизации. М., 1992. Кессиди Ф. От мифа к логосу. М.,1992. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М.,1990. Лифшиц М. Мифология древняя и современная. М.,1980. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.,1957. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. Мифологический словарь. М., 1990. Платон. Государство. Соч. Т.3. М., 1991. Словарь античности. М., 1989. Сорокина Т.С. История медицины. В 2-х тт. М., 1992.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ
Чувственно-материальный космологизм как основа античной культуры. Калокагатия как принцип художественного сознания в античном мире. Искусство как лечебный фактор в античной медицинской культуре. Город и храм: античные архитектурные ордера. Древнегреческий театр и его место в жизни древнегреческого полиса. Теория трагедии Аристотеля. Древнегреческая скульптура, керамика, фреска. Теория катарсиса в эстетике Аристотеля и современной медицине.. Медицина как практика врачевания и ее место в античной культуре. Философские основания древнегреческой медицины. В истории мировой культуры античность рассматривается как процесс формирования, расцвета, а затем разложения и гибели цивилизации на территории Древней Греции и Древнего Рима в период с первого тысячелетия до н .э. по середину пятого века н. э. Термин «античный» ( от латинского antiquus — древний) был введен в эпоху Возрождения для обозначения греко-римской культуры. Древнегреческая цивилизация, синхронно существовавшая с более древними культурами Египта, Индии, Китая, Вавилона, отличалась от них необычайной интенсивностью своего культурного развития. Греки были родоначальниками философии, медицинской науки, создали искусство, которое вплоть до нашего времени считают совершенным, определяя его термином «классическое». Все это дало повод говорить о «греческом чуде», «греческом гении» и мистифицировать причины, позволившие эллинской цивилизации во многом определить дальнейшее развитие европейской и мировой культуры. В истории науки делались многочисленные попытки объяснения этого феномена, результатом которых было признание его обусловленности целым комплексом социально-политических, экономических и духовных факторов. В известной степени феномен древнегреческой цивилизации и культуры объясняетсяблагоприятнымиприродно-географическими особенностямиее территории.Расположение греческих городов в долинах, многие из которых имели свободный доступ к морю, способствовало развитию торговли и путешествиям, поощряло культурные контакты с соседними цивилизациями, а земледелию и скотоводству благоприятствовали теплый климат и плодородная почва. Социально-политические системы древнегреческого общества были многообразны. Разделенная на множество самостоятельных областей с различными формами правления (от монархии и власти землевладельческой аристократии до тирании и демократии), Древняя Греция не представляла собой единого государства. К концу VII в. до н. э. закончился переход от родового строя к рабовладельческому, в основе которого лежал полис — город-государство со своим собственным административным центром, единым религиозным культом и законодательством. Определяющим экономическим принципом полисной жизни была автаркия (самодостаточность, самообеспеченность). Полисной формой организации общества объясняются многие характерные черты древнегреческой культуры. В полисе существовало коллективное право верховной собственности на землю, но с закреплением прав собственности на отдельные земельные участки–клеры за его гражданами. Полноправным гражданином полиса мог быть рожденный в нем свободный мужчина, владеющий землей и участвующий в народном собрании. Древняя Греция знала множество вариантов полиса. Так, Спарта представляла собой военное поселение, Аркадия — сельское, Фивы — сакральное место-святилище. Классическим полисом, внесшим наиболее значительный вклад в общегреческую культуру, были Афины, возвышение которых произошло в результате побед в греко-персидских войнах. Именно с этим городом-государством связано формирование демократии,начало которой положили законы Солона (VI в. до н. э.). Афинская рабовладельческая демократия является выдающимся явлением в истории человечества. Здесь впервые возникает само понятие демократии («народовластия») и получают практическое воплощение основные демократические принципы — равенство всех перед законом, свобода слова, равное (периодическое) участие граждан в управлении государством. Политические институтыдемократии составляли: народное собрание, на котором важнейшие государственные вопросы решались путем публичного, состязательного обсуждения; Совет Пятисот — постоянно действующий государственный орган наподобие будущих парламентов; суд присяжных; исполнительные органы (коллегии). Во властные структуры избирались граждане сроком на один год по жребию (кроме военного совета, который составляли профессиональные полководцы). Однако фактического равенства греческая демократия не знала, поскольку ведущие государственные должности занимали представители знатных и богатых семей, а женщины, рабы, метеки (иноземцы, постоянно живущие в полисе) были лишены политических прав и не принимали заметного участия в общественной жизни. Интересным механизмом самозащиты данной политической системы стал обычай остракизма. Ежегодно все граждане Афин участвовали в своеобразном плебисците — на черепке (остраконе) записывали имя человека, представляющего, по их мнению, наибольшую опасность для их государства. Лицо, набравшее большинство таких «голосов», осуждалось на изгнание за пределы полиса под страхом смертной казни на определенный срок. Таким образом, древнегреческая демократия, провозгласившая принципы народовластия, носила ограниченный характер, но в тоже время создала необходимые условия для наиболее полной реализации интеллектуальных и физических способностей человека, его всестороннего развития. Полисная организация древнегреческого социума выработала систему духовно-нравственных ценностей, основу которой составляли принципы равноправия, свободы и справедливости, подчинение личных интересов коллективным. Свободнорожденный эллин, по сути, идентифицировал себя с полисным обществом. Не случайно Аристотель определил человека как «полисное животное». Греки культивировали уважение к традиции, почитание предков и своей истории, презрение к варварам (не грекам). Особую значимость в Элладе имели мудрость, знание, а одной из важнейших ценностей считалась гармония как соразмерность частей целого, лежащая в основе мироздания. Так, согласно учению пифагорейцев, планеты вследствие трения об эфир издают звуки, сливающиеся в прекрасное музыкальное звучание — «гармонию сфер», причем эта космическая музыка доступна не чувственному восприятию, а лишь человеческому разуму. В античном понимании космос чувственно материален, вечен, бесконечен и находится в постоянном движении. В отличие от хаоса, он упорядочен числом, в нем царит гармония. Общественная и индивидуальная жизнь как части единого универсума также должны были подчиняться этому закону бытия. Поэтому не случайно именно в Греции сложился идеал гармонично развитой личности. В античной цивилизации сформировался культ слова — вопросы, представляющие общественный интерес, подвергались публичному обсуждению, решения принимались в дискуссиях, при столкновении противоположных точек зрения. Такой порядок требовал от спорящих сторон точной аргументации, логики изложения мысли, ораторских навыков. Отсюда возникла необходимость в специальной науке — риторике, задача которой заключалась не только в обучении правилам организации убедительной речи, но и выходила за пределы практических нужд. А именно, послужила импульсом для возникновения формальной логики — науки о правилах и законах рационального мышления. Существенным элементом всей античной культуры была агонистика — принцип соревновательности. Он лежал в основе таких состязательных форм организации социальной жизни, как Олимпийские игры, диспуты в народном собрании и на городской площади — агоре, театральные представления, где на суд зрителей выносили свои произведения несколько авторов. Характерной чертой древнегреческой культуры является ее мифологичность. Мифом(от греч. Mythos — слово, рассказ) называется вид устного народного творчества, в котором действительность сливается с вымыслом. Мифы бывали этиологические (объясняющие причины явлений), героические (описывающие подвиги богов и героев). Из отдельных мифов складываются сказания (мифология) о происхождении и устройстве Вселенной (космогония) и о жизни богов (теогония). В тоже время миф — это особая форма общественного сознания, существующая наряду с религией, искусством, наукой, философией, но отличная от них. Для мифологического сознания нет границы между человеком и природой. Мифология мыслит не оппозицией «Я» — «Оно» (неодушевленная стихия природы), а «Я» — «Ты» (будь то не обязательно человек, но и любое животное, растение, даже предмет неорганической природы). Носителем мифологического сознания является общество в целом. Миф — это продукт коллективного опыта, причем многих поколений предков. В мифах человек потому не отделяет себя от природы, а общество от космоса, что мало что знает истинного за пределами своего домашнего мирка. Главный принцип составления и использования мифологем — антропоморфизм — уподобление всего на свете людским качествам, очеловечивание неодушевленного и неорганического. Боги и герои мифов устраивают землю и защищают ее от чудовищ точно так же, как рачительный домохозяин свой участок. Разница только в масштабах. Как видно, миф-— это особый, до- и вненаучный способ познания мира, «дорефлективная философия», по определению А.Ф. Лосева. С помощью мифов действительность осваивается в художественной форме, отсюда характерная для мифа образная символика, иносказания. Элементы рационального опыта в составе мифов сплавлены с явными фантазиями, мечтами человека донаучной, доиндустриальной эпохи. Когда к мифологическим идеям прибавляется культ — основанная на них обрядовая, сакральная практика, то получается ранняя религия. Античная мифология прошла в своем развитии в сторону ранней религиозности несколько этапов: фетишизм (сакрализация предметов и поклонение им), тотемизм (вера в сверхъестественное родство людей с животными), анимизм (одушевление природы), магия — колдовство, волхование (символические действия, имеющие целью сверхъестественным образом повлиять на ход событий, на реальность). На основе античной мифологии возникла олимпийская религия (по представлениям древних греков их боги жили на горе Олимп в Фессалии), характерными чертами которой являлись политеизм (многобожие) и антропоморфизм (по внешнему виду и образу жизни боги человекоподобны, а отличаются от людей могуществом и бессмертием). Олимпийские боги составляли единую семью, возглавляемую Зевсом. Его жена (она же сестра) Гера — покровительница семьи. Посейдон( бог морей) и Аид (бог мертвых) — братья Зевса. Гефест — бог- кузнец, покровитель ремесленников. Арес — бог войны. Аполлон — предводитель муз. Афина — богиня мудрости. Все они дети Зевса. Примыкающие к олимпийской семье боги: Гермес (вестник богов, покровитель торговли), Дионис (бог виноделия), сын Аполлона Асклепий, почитаемый как бог врачей и врач богов, обучавшийся искусству исцеления у кентавра Хирона и ряд других Оосбо отметим детей Асклепия. Это Гигиея (богиня здоровья), Панакея (покровительница лекарственного врачевания), Махаон (хирург), Подалирий (врач, лечивший внутренние болезни). Но выше богов греки ставили Судьбу. Античный мир знал ее в двух проявлениях: как фатум (неотвратимый рок, отменить который не могут даже боги) и фортуну (удачу, переменчивую к смертным). Культовые отправления включали в себя жертвоприношения, украшение статуй богов, торжественные процессии и церемонии, пение священных гимнов. Влиятельного жреческого сословия не существовало, жреческие функции исполняли граждане, избранные по жребию (исключение составляли жрецы из наиболее почитаемых святилищ, например, храма Аполлона в Дельфах). Древнегреческий политеизм не препятствовал проявлению свободной воли человека, боги почитались за благодеяния людям (действовал принцип «do ut des» — «я даю, чтобы ты дал мне»). Самим верованиям придавалось меньше значения, чем соблюдению ритуальных обрядов: пренебрежение культом, сомнение в необходимости сохранения религиозных традиций, случалось, каралось смертной казнью (к ней были осуждены за хулу на богов Сократ, Диагор). Принято различать два типа взаимоотношений человека с божеством. Во-первых, так называемая «культура вины», основанная на чувстве изначальной греховности человека перед богом, нашей заботе об искуплении уже совершенных прегрешений и избегании новых. Во-вторых, «культура стыда», исключающая понятие греха и ориентирующая индивида на соизмерение собственных поступков не с религией, а с принятой в обществе моралью. Образцом подобного разграничения религии и остальных форм культуры служила эллинская цивилизация, культура которой носила практически секулярный (светский) характер. Богатство образов, исключительная яркость и красочность древнегреческой мифологии и религии послужили основой античной литературыиискусства. История греческой литературы начинается с Гомера и Гесиода. Древним грекам человечество обязано появлению театра с его жанрами трагедии и комедии. Античная трагедия сформировалась на основе дионисий — праздников, прославляющий бога виноделия Диониса. Основоположник трагедии — Эсхил, произведения которого основываются на столкновении двух конфликтных начал («Орестея», «Агамемнон»). Софокл ввел третьего актера, что позволило показать разные типы поведения героев в одном конфликте («Царь Эдип», «Антигона»). Еврипид в «Медее», «Ифигении в Авлиде» ставит трагического героя перед проблемой морального выбора. Ведущая тема античной трагедии — судьба и ее неотвратимость в жизни человека. Психологическое, социальное и нравственно-эстетическое воздействие трагедии разработал Аристотель (теория катарсиса как очищения от аффектов), ему также принадлежит определение искусства как мимезиса, подражания, в отличие от анамненизма (припоминания) Платона. »Отцом» комедии считается Аристофан («Плутос», «Женщина в народном собрании»). Проблемы, поднимаемые в античной драматургии, были наполнены гражданским звучанием, театр был теснейшим образом связан с жизнью полиса и считался по праву вторым народным собранием. К VIII-VI вв. до н. э. относится расцвет древнегреческой лирики (термин произошел от названия музыкального инструмента — лиры, под аккомпанемент которой исполнялись стихи). Выдающиеся лирические поэты: Архилох, Анакреонт, Сафо, Алкей, Солон. Все размеры стихосложения и поныне общепринятые в Европе, сложились в античной лирике и обозначаются греческими терминами (ямб, хорей, амфибрахий и др.). Центрами общественной жизни в Древней Греции были храмы, являющиеся особым типом общественного здания — на прихрамовой площади проводились народные собрания, в храмовых постройках сложились классические архитектурные ордерные стили — дорический, ионический, коринфский. Наиболее известный храмовый комплекс — Афинский Акрополь, его самый большой храм — Парфенон, посвященный богине Афине, построили выдающиеся архитекторы Иктин и Калликрат. Основой древнегреческого художественного видения мира была пластичность, то есть чувственная конкретность и зримость образов, поэтому, помимо архитектуры значительного расцвета достигла скульптура, представленная такими именами, как Мирон («Дискобол»), Пракситель («Эрот», «Гермес»), Фидий (статуя Афины в Парфеноне, Зевса Олимпийского, считавшаяся одним из семи чудес света) и многими другими (по ироничному утверждению Плутарха, в Афинах было больше статуй, чем живых людей). К VI в. до н. э. относят возникновение античной философии, которая эволюционировала от чувственно-наглядных представлений о космосе натурфилософов (Милетская школа, Пифагор, Гераклит, Демокрит) к познанию человека (Сократ) и получила свою систематизацию и завершение в трудах Платона и Аристотеля. Появление философии ознаменовало собой зарождение принципиально нового типа мышления — рационалистического, основанного на логике и доказательствах, свободного от религиозной и мифологической трактовок мироздания. В науке было предпринято немало попыток найти объяснение этому феномену. Так, историк религии Э. Ренан связывает его появление с особенностями арийских языков, которым, в отличие от семитских, свойственна способность к построению абстракций. Ведущий историк математики Х. Ван дер Варден видит корни греческого рационализма в математических открытиях Эллады, ставших образцом дедуктивной науки. Историк философии Ж.-П. Вернан связывает его появление с формированием полиса как воплощения разумных начал. К V в. до н. э. из греческой философии выделились отдельные науки, в том числе история (Геродот, Фукидид), география (Страбон), математика (Пифагор, Евклид), медицина (Гиппократ). Возникновение философии и рационального типа мышления оказало решающее влияние на формирование медицинской науки. Практика врачевания известна людям с древнейших времен и целители накопили большой опыт в лечении болезней, применяя лекарственные средства и даже хирургические инструменты. Особенно значительными были успехи египетских врачей, у которых, по легенде, обучался Гиппократ. Однако традиции врачевания, практикуемые жрецами языческих святилищ, куда обращались больные за исцелением, представляли собой синтез преднаучных знаний и магических обрядов. Процесс выделения медицины из лечебной магии, начавшись еще в Египте, нашел свое завершение в Древней Греции. Одна из наиболее известных ранних античных медицинских школ возникла в Кротоне в VI в. до н. э. Ее глава врач-философ Алкмеон первым из греческих врачевателей производил вскрытия трупов животных, сделал вывод, что органом мышления является мозг, разработал пневматическую систему медицины, которая впоследствии стала основой древнеримской науки врачевания. Большой вклад в становление медицины внесли пифагорейцы, которые лечили тело с помощью гимнастики, а душу — с помощью музыки. Философия Демокрита, Анаксагора, Эмпедокла и других античных натурфилософов подорвала веру в божественное происхождение болезней, что и послужило важнейшим основанием окончательного отделения медицины от магии и превращения ее в науку. Основоположником медицины стал последователь Гераклита и Демокрита Гиппократ Косский, который считал, что причины заболеваний связаны с природными свойствами организма и влиянием среды. В основу лечения он положил так называемый органический принцип, основанный на понимании организма в его целостности. Гиппократ рассматривал болезнь в ее развитии, изучал роль климатического фактора, большое внимание уделял проблемам медицинской этики, сформулировав важнейшие принципы взаимоотношений врача и пациента. В целом в области медицины сложились два направления: догматическое — изучающее природу человека и его болезней, и эмпирическое — как изучение и врачевание конкретных заболеваний. Из практики медицинских школ и народной медицины к III в до н. э. возникает фармакология (учение о лекарственных веществах). Диокл из Кариста был автором первой книги о лекарствах; вплоть до Нового времени в европейских странах в качестве учебника по фармакологии использовали книгу Диоскурида. Занятие 2
![]() |