Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ОБЩЕНИЕ КАК БАЗОВАЯ КАТЕГОРИЯ б ПСИХОЛОГИИ



Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом исключительно психо­логического исследования. Оно изучается многими общественными науками. Поэтому возникает задача выявления того аспекта этой категории (точнее, отражаемой в ней реальности), который явля­ется специфически психологическим <...>

В процессе общения, этой специфической формы взаимодей­ствия человека с другими людьми (еще раз подчеркнем, что речь идет об индивидуальном уровне бытия), осуществляется взаимный


обмен деятельностями, их способами и результатами, представле­ниями, идеями, установками, интересами, чувствами и т. д.

Общение выступает как самостоятельная и специфическая фор­ма активности субъекта. Ее результат — это не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, с другими людьми.

Сфера, способы и динамика общения определяются социальны­ми функциями вступающих в него людей, их положением в систе­ме общественных (прежде всего производственных) отношений, принадлежностью к той или иной общности; они регулируются факторами, связанными с производством, обменом и потреблени­ем, с отношением к собственности, а также сложившимися в об­ществе писаными и неписаными правилами, нравственными и правовыми нормами, социальными институтами, службами и т. д. <...>

Для общей психологии первостепенное значение имеет изуче­ние роли общения в формировании и развитии различных форм и уровней психического отражения, в психическом развитии инди­вида, в формировании индивидуального сознания, психологическо­го склада личности, особенно анализ того, как индивид(ы) овла­девает исторически сложившимися средствами и способами об­щения и какое влияние оно оказывает на психические процессы, состояния и свойства.

Представляя собой существенную сторону реальной жизнедея­тельности субъекта, общение выступает поэтому и в роли важ­нейшей детерминанты всей системы психического, ее структуры, динамики и развития. Но эта детерминанта не есть нечто внеш­нее по отношению к психическому. Общение и психика внутренне связаны. В актах общения осуществляется как бы презентация «внутреннего мира» субъекта другим субъектам и вместе с тем самый этот акт предполагает наличие такого «внутреннего мира».



Общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Под­черкнем, что речь идет не просто о действии, не просто о воздей­ствии одного субъекта на другого (хотя этот момент и не исклю­чается), а именно о взаимодействии. Для общения необходимы по крайней мере два человека, каждый из которых выступает именно как субъект.

Непосредственное живое общение предполагает, пользуясь сло­вами К. С. Станиславского, «встречный ток». В каждом его акте действия общающихся людей объединены в нечто целое, облада­ющее некоторыми новыми (по сравнению с действиями каждого отдельного участника) качествами. «Единицами» общения яв­ляются своего рода циклы, в которых выражаются взаимоотноше­ния позиций, установок, точек зрения каждого из партнеров, весь­ма своеобразно переплетаются прямые и обратные связи в потоке циркулирующей информации. Так, «единицей» диалога, по мне­нию М. М. Бахтина, является «двухголосное слово». В диалоге сходятся два понимания, две точки зрения, два равноценных го-


лоса; в двухголосном слове, в реплике диалога чужое слово так или иначе учитывается, на него реагируют или его предвосхища­ют, оно переосмысливается или переоценивается и т. д.



При этом важно подчеркнуть, что неверно понимать общение как процесс, в котором происходит своего рода осреднение (уни­фикация) вступающих в него личностей. Напротив, оно детерми­нирует каждого из его участников по-разному и поэтому является важным условием проявления и развития интериндивидуальных различий, развития каждого как личности в ее индивидуальном своеобразии.

Таким образом, категория общения охватывает особый класс отношений, а именно отношения «субъект — объект(ы)». В анали­зе этих отношений раскрываются не просто действия того или иного субъекта или воздействия одного субъекта на другого, но процесс их взаимодействия, в котором обнаруживается содействие (или противодействие), согласие (или противоречие), сопережи­вание и т. п. <...>

Важнейшим понятием, используемым при описании индивиду­альной деятельности, является мотив (или вектор «мотив — цель»). Когда мы рассматриваем даже самый простейший, но конкрет­ный, реальный вариант общения, например, между двумя инди­видами, неизбежно обнаруживается, что каждый из них, вступая ь общение, имеет свой мотив. Как правило, мотивы общающихся людей не совпадают, точно так же могут не совпадать и их цели. Чей же мотив следует принимать в качестве общения? При этом надо иметь в виду, что в процессе общения мотивы и цели его участников могут как сблизиться, так и стать менее похожими. Мотивационная сфера общения вряд ли может быть понята без исследования взаимного влияния участников общения друг на друга. По-видимому, в анализе мотивации общения нужен не­сколько иной подход, чем тот, который принят в изучении инди­видуальной деятельности Здесь должен быть учтен некоторый дополнительный (по сравнению с анализом индивидуальной дея­тельности) момент — взаимоотношения мотивов общающихся ин­дивидов.



Не меньшие трудности возникают также при определении субъ­екта и объекта коммуникативной деятельности. Можно, конечно, сказать, что в простейшем варианте объектом деятельности одного из участников общения является другой человек. Однако нужно определить, кто именно рассматривается как субъект общения, а кто—как объект и на основании каких критериев производится такое разделение.

Можно найти выход в том, чтобы исследовать поочередно сна­чала одного как субъект, а другого как объект, а затем — наобо­рот.

Однако в действительности общение выступает не как система перемежающихся действий каждого из его участников, а как их взаимодействие. «Разрезать» его, отделив деятельность одного участника от деятельности другого, — значит отойти от анализа

ПО


взаимного общения. Общение — это не сложение, не накладыва­ние одна на другую параллельно развивающихся («симметрич­ных») деятельностей, а именно взаимодействие субъектов, всту­пающих в него как партнеры <...>

Подчеркивая качественные различия между общением и дея­тельностью, нужно вместе с тем отметить, что эти категории не­разрывно связаны...

Общение — это одна из сторон образа жизнн человека, не ме­нее существенная, чем деятельность.

Когда говорится об образе жизни определенного человека, то имеется в виду не только то, что и как он делает (т. е. его дея­тельность, например, профессиональная и любая другая), но и то, с кем и как он общается, к кому н как он относится.

Можно было бы привести немало примеров того, как иногда даже сравнительно кратковременное общение с тем или иным че­ловеком (или группой людей) оказывает на психическое развитие индивида (например, на мотивацию) гораздо большее влияние, чем длительное выполнение им некоторой предметной деятельности. Образ жизни включает также и другие характеристики, в том числе связанные не только с социальными, но также и с биоло­гическими (которые, конечно, социально опосредствованы) усло­виями существования человека. Образ жизни не есть нечто за­стывшее, неизменное. Он развивается, и в процессе этого разви­тия происходит смена его детерминант, а соответственно и систе­мообразующих характеристик.

Отстаивая право категории общения на относительную само­стоятельность (подчеркнем; относительную), мы вовсе не хотим противопоставлять ее какой-либо другой базовой для психологии категории, например категории деятельности. Каждая из них имеет в психологии свой конструктивный смысл...

Конечно, неверно было бы представлять общение и деятель­ность как некоторые независимые и параллельно развивающиеся стороны процесса жизни. Напротив, эти две стороны неразрывно связаны в этом процессе, хотя образ жизни характеризуется ими и но-разиому. Более того, между этими сторонами существует масса переходов и превращений одной в другую. В некоторых ви­дах деятельности в качестве ее средств и способов используются средства и способы, характерные для общения, а сама деятель­ность строится по законам общения (например, деятельность пе­дагога, лектора). В других случаях те или иные действия (в том числе и предметно-практические) используются в качестве средств и способов общения, и здесь общение строится по законам дея­тельности (например, демонстрационное поведение, театральное представление). В самой деятельности (профессиональной, люби­тельской и др.) огромный «слой» времени, затрачиваемый на ее психологическую подготовку, составляет общение, которое не есть деятельность в строгом смысле слова, а именно общение, так или иначе связанное с производственными (и иными) отношения-Ми, по поводу них, в связи с ними. Здесь переплетаются деловые,

Ш


личные, межличностные и другие отношения людей. Общение мо­жет выступить в роли предпосылки, условия, внешнего или внут­реннего фактора деятельности, и наоборот. Взаимосвязи между ними в каждом конкретном случае могут быть понятны только в контексте системной детерминации развития человека.

Уже самый тот факт, что общение изучается многими науками, позволяет считать, что оно является многоуровневым, многомер­ным, обладающим разнопорядковыми свойствами, т. е. системным процессом. Об этом же говорит и разнообразие характеристик, которые используются при его описании: прямое, косвенное, не­посредственное, опосредствованное, деловое, личное, межличност­ное, резонансное, рапортное и т. д. и т. п. <...>

Категория общения позволяет раскрыть определенную сторо­ну (или аспект) человеческого бытия, а именно взаимодействие между людьми. А это, в свою очередь, дает возможность иссле­довать те качества психических явлений и закономерностей их развития, которые определяются таким взаимодействием.

Оно имеет особенно большое значение для исследования клас­са социально-психологических явлений; подражания, внушения, заражения (и противоположных им процессов), коллективных представлений, психологического климата, общественного настрое­ния и др.

ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ

Общим основанием конкретных процессов общения, которые исследуются психологией, является система развивающихся об­щественных отношений, детерминирующая образ жизни индивида. При этом социальная обусловленность образа жизни индивида раскрывается через анализ общения часто более непосредственно и полно, чем через анализ его деятельности...

Формируясь на основе общественных отношений, выступая как их конкретизация, персонификация, личная форма, общение не является некоторым дубликатом этих отношений, процессом, протекающим параллельно их развитию. Общение включено в это развитие необходимым образом.

Именно в общении индивидов друг с другом и их деятельно-стях повседневно воссоздаются и развиваются общественные от­ношения. Но это не значит, что общение конституирует общест­венные отношения, как полагал, например, Г. Мид. Наоборот, самое общение определяется в конце концов системой обществен­ных отношений, в которую объективно включен индивид.

Психологический анализ образа жизни индивида и его психи­ческого развития требует исследования общения этого индивида с другими людьми. Психологические качества людей — то, что принято называть их субъективным миром, — раскрываются преж­де всего через описание процессов общения между ними: в том, кто с кем, по какому поводу и как общается, обнаруживаются мо­тивы и цели людей, их интересы и склонности, образ мышления,


эмоциональная сфера, их характеры, т. е. психологический склад личностей в целом.

Психология исследует прежде всего непосредственное общение. Именно эта его форма является генетически исходной и наиболее полной; все другие ие могут быть поняты без детального анализа.

Непосредственное общение исследуется психологией как ре­альный процесс взаимодействия конкретных индивидов; при этом они рассматриваются как сходные, подобные существа.

Подобие людей, проявляющееся в общении, относится к раз­личным формам субъективного отражения объективной действи­тельности: к ощущениям, восприятию, памяти, мышлению, к эмо­циональным состояниям и т. д., т. е. по тем качествам, которые квалифицируются как психические. Общение и возможно только, между теми существами, которые обладают этими качествами...

В общении раскрывается субъективный мир одного человека для другого <...>

Специфика общения, в отличие от любых других видов взаимо­действия, как раз и состоит в том, что в нем прежде всего про­являются психические качества людей. О психических явлениях мы судим на основании анализа не только деятельности и се про­дуктов, ио и общения.

Конечно, это не значит, что общение представляет собой неко­торый чисто «духовный контакт», сферу «взаимодействия созна­ний», независимую от практического отношения индивида к окру­жающему миру, как считал, например, Дюркгсйм. Оно вплетено в практическую деятельность людей (более широко: в жизнедея­тельность), и только в этих условиях могут реализоваться его функции <...>

Таким образом, нельзя понять развитие сознания индивида, ие изучая сферу, формы, средства и способы общения этого инди­вида с другими людьми. Есть все основания дополнить принцип единства сознания и деятельности, согласно которому сознание формируется, развивается и проявляется в деятельности, анало­гичным принципом, относящимся к проблеме сознания и обще-1ия, — сознание формируется, развивается и проявляется в обще-1|йи людей.

'й Потребность в общении относится к числу основных (базовых) Потребностей человека. Она диктует поведение людей с ие мень­шей властностью, чем, например, так называемые витальные по­требности. Это и естественно, так как общение является необхо­димым условием нормального развития человека как члена об­щества, как личности <...>

& Являясь основанием одной из главных человеческих потребио-Шрсй, общение вместе с тем определяет развитие многих других ртребностей, например эстетической.

L Общение существенно влияет на развитие и всех других по-■ебностей человека. В любой (или почти в любой) из иих обна-■йенвается коммуникативный компонент.

Коммуникативная потребность может детерминировать ие

из 6163


только общение, но и многие другие формы и виды человеческого поведения, в том числе деятельность.

Вместе с тем и общение детерминируется не только этой, но и иными потребностями. Человек вступает в общение с другими людьми часто, а может быть, и в большинстве случаев, не только для того чтобы удовлетворить возникшую коммуникативную, но и многие другие потребности. Более того, удовлетворение любой человеческой потребности так или иначе включает момент об­щения.

Обсуждая проблему общения, мы в основном имеем в виду его исходную форму — непосредственное (лицом к лицу) обще­ние, поскольку именно в этой форме его психологические харак­теристики проявляются наиболее полно. Именно в ней общение выступает как система сопряженных актов.

Основная «образующая» этой формы (в ее развитом виде) —-речевое общение. Однако непосредственное общение к этой обра­зующей не сводится. В процессе непосредственного общения ис­пользуются также мимика и пантомимика (жесты указательные, изобразительные и другие, так называемые выразительные дви­жения и т. п.). Весь организм становится как бы средством, «ору­дием» общения. Отметим, что в онтогенезе этой формы общения развитие мимических и пантомимических средств предшествует развитию речи.

Соотношение вербальных и невербальных средств общения может складываться по-разному. В одних случаях они совпадают и усиливают друг друга; в других они могут не совпадать или даже противоречить друг другу. То, как именно складываются соотношения разных средств общения, определяется правилами и нормами, характерными для данного общества (или общности людей) на данном этапе его развития.

На основе исходной формы непосредственного общения в про­цессе исторического развития человечества возникли и развились формы опосредствованного общения. Решающую роль в их фор­мировании сыграло возникновение письменности, благодаря кото­рой появилась возможность преодоления «единства места и вре­мени действия», необходимого для непосредственного общения. Для человека, овладевшего письменной речью, сфера общения, а следовательно, источники, из которых он может «черпать опыт», значительно расширяются. Но вместе с тем в общении, опосред­ствованном письменностью, утратили свое значение мимические и пантомимические средства. Да и сама письменная речь лишена многих особенностей, которые свойственны речи устной (напри­мер, тесно связанных с выражением эмоциональных состояний интонационных характеристик).

С развитием техники связи сфера общения человека расши ряется еще более, обогащаются и его способы; коммуникации дей ствительно становятся массовыми. Вместе с тем как бы bhobi восстанавливается значение утраченных средств общения (напри


gtrep, мимических, пантомимических и паралингвистических в теле­видеосвязи).

• Вся система непосредственных и опосредствованных форм об­щения, в которые прямо или косвенно включается индивид, ока­зывает воздействие на его психическое развитие. • По существу, трудно найти такие психические явления, свойст­венные человеку, которые так или иначе не были включены в .Процесс общения. Именно в общении, неразрывно связанном с •деятельностью, индивид овладевает опытом, выработанным чело­вечеством. В процессе общения, прямого или косвенного, непосред­ственного или опосредствованного, индивид «присваивает» те ду­ховные богатства, которые созданы другими людьми (или, точнее 4ыло бы сказать, приобщается к ним), и вместе с тем привносит -в них то, что накопил в своем индивидуальном опыте.

С точки зрения развития личности (в том числе ее психических свойств) в этом процессе диалектически сочетаются две противо­речивые тенденции: с одной стороны, личность приобщается к жизни общества, усваивает опыт, накопленный человечеством; с другой—происходит ее обособление, формируется ее своеобразие.

Все вышесказанное подводит к вопросу о функциях общения л жизни индивида, на индивидуальном уровне общественного бы­тия человека.

Функции эти многообразны, перечислим лишь некоторые из основных функций общения.

Используя одну из возможных систем оснований, допустимо выделить три класса этих функций: информационно-коммуникатив­ную, регуляционно-коммуникативную и эффективно-коммуникатив­ную. В них специфическим образом проявляются внутренние свя­зи коммуникативной функция психики с когнитивной и регуля­тивной.

Первый класс охватывает все те процессы, которые могут быть олисаны как передача-прием информации. Мы подчеркиваем не­разрывность этих двух моментов информационного взаимодейст­вия между людьми: любая передача информации предполагает, что ее кто-то получит. Нужно отметить, что исследование инфор­мационных процессов было вызвано прежде всего потребностями развития техники связи. Именно в этой области сформировалась теория информации, получившая позднее распространение в ряде наук. <.. .>

Другой класс функций общения относится к регуляции поведе­ния. Психическое отражение обеспечивает не только познание .человеком окружающей действительности и самого себя, но и ре­гуляцию его поведения, в том числе деятельности.

В условиях общения регулятивная функция психики проявля­ется специфическим образом. Благодаря общению индивид полу­чает возможность регулировать не только свое собственное пове­дение, но и поведение других людей, а вместе с тем испытывать регуляционные воздействия с их стороны. Во взаимной «подстрой-


ке» реализуется именно регуляционно-коммуникативная функция общения,

В процессе общения ннднвид может воздействовать на мотив, цель, программу, принятие решения, на выполнение отдельных действий и их контроль, т. е. на все «составляющие» деятельности своего партнера. В этом процессе осуществляются также взаим­ная стимуляция и взаимная коррекция поведения. Эти воздейст­вия могут быть весьма глубокими, оказать влияние на личность в целом, а их аффекты — сохраняться в течение длительного вре­мени.

В процессах взаимной регуляции используются многообразные средства: не только вербальные, но и невербальные. Более того, в исторически сложившейся системе средств есть такие, специаль­ным назначением которых является взаимная регуляция поведе­ния (особые обороты речи, жесты, стереотипы поведения и др.).

Именно в процессе взаимной регуляции формируются и про­являются феномены, характерные для совместной деятельности: совместимость людей, которая может относиться к разным пси­хологическим свойствам и иметь разные уровни, общий стиль деятельности, синхронизации действий и т. п. В этом процессе осуществляются взаимное стимулирование и взаимная коррекция поведения.

С регуляционно-коммуникативной функцией связаны такие явления, как подражание, внушение, убеждение. Особенности ее определяются характером функциональных связей между людьми, которые складываются в совместной деятельности, и межличност­ными отношениями.

Взаимная регуляция поведения людей в группе есть сущест­венный фактор превращения ее в совокупного субъекта деятель­ности.

Функции общения, названные выше аффективно-коммуника­тивными, относятся к эмоциональной сфере человека. В процессах общения люди не только передают информацию друг другу или оказывают друг на друга те или иные регуляционные воздействия. Общение— важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возни­кает и развивается в условиях общения людей. Этими условиями определяется уровень эмоциональной напряженности, в этих усло­виях осуществляется и эмоциональная разрядка. Из жизни хорошо известно, что потребность в общении у человека очень часто воз­никает именно в связи с необходимостью изменить свое эмоцио­нальное состояние.

В процессе общения людей могут изменяться как модальность, так и интенсивность их эмоциональных состояний: происходит либо сближение этих состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление, <.. .>

Поскольку общение является многомерным процессом, егс функции можно классифицировать и по другой системе оснований, Можно, например, выделить такие функции, как организация сов-


щестной деятельности; познание людьми друг друга; формирование щ развитие межличностных отношений. <.. .>

: Следующая не менее важная функция общения связана с поз­нанием людьми друг друга, или интерперсональным познанием. Она весьма продуктивно изучается Бодалевым и его школой. г- Наконец, несколько слов о функции формирования и развития межличностных отношений. Это, пожалуй, наиболее важная, но менее всего изученная функция общения. Ее анализ предполагает ■изучение большого комплекса не только психологических, но и социологических, этических и даже экономических вопросов...

То, как именно будут реализоваться перечисленные функции, в конечном счете зависит от тех отношений, которые складываются между общающимися людьми.

В реальном акте непосредственного общения все перечислен­ные функции выступают в единстве. При этом проявляются они -так или иначе по отношению к каждому участнику общения, но различным образом. Например, акт общения, выступающий для одного как передача информации, для другого может выступать в функции эмоциональной разрядки. Для участников общения неодинаковы также функции организации совместной деятель­ности, интерперсонального восприятия и межличностных отно­шений.

Обе рассмотренные классификации функций общения, конечно, не исключают ни друг друга, ни возможности предложить иные варианты. Вместе с тем они показывают, что общение должно изучаться как многомерный процесс, характеризующийся высокой динамичностью и полифункциональностью, т. е. изучение общения предполагает применение методов системного анализа.

Ломов Б. Ф. Методологические и тео­ретические проблемы психологии. М., 1984, с. 242—271.

А. А. Бодалев ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ

Среди проблем, в глубокой и всесторонней разработке кото­рых одинаково заинтересованы как теоретические науки о чело­веке, так и практика, важное место занимает проблема непо­средственного, наглядно-образного отражения людьми друг друга В процессе различных видов деятельности. <.. .>

Познание и взаимное воздействие людей друг на друга — обязательный элемент любой совместной деятельности, даже если ее целью не является прямое решение задач воспитания и она Всецело направлена к достижению какого-то материального ре­зультата. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и


поведение и оценивают возможности друг друга, во многом за­висят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности. <...>

В процессе общения достигается взаимопонимание, слажен­ность при выполнении работы, растет способность прогнозиро­вать поведение друг друга в тех или иных обстоятельствах или, наоборот, возникают конфликты и моральные противоречия, раз­лад в работе, проявляется неспособность предугадать поведение партнера по общению. Достижение положительного результата в общении, как правило, связано с адекватным чувственным от­ражением друг друга общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о друге. От­рицательный результат в общении часто оказывается следствием неадекватного отражения общающимися друг друга, недостаточ­ности и неправильного истолкования информации, которой каж­дый из них располагает. Громадное значение в интерпретации чувственных данных отражения облика и поведения других лю­дей и регуляции взаимодействия с ними в общении имеет опыт труда, познания и общения, который накоплен человеком в ходе жизни, а этот опыт у каждого человека всегда индивидуаль­но своеобразен, и общающиеся всегда более или менее отличают­ся друг от друга как личности. Кроме того, взаимодействующие в процессе общения индивиды могут преследовать как одну и ту же, так и разные цели. Поэтому общение—это и сложнейшее пе­реплетение отношений общающихся друг к другу, к совместной деятельности и ее результатам и к самим себе и одновременно яркий показатель умения общающихся понять и объективно оце­нить друг друга.

Общение как процесс непосредственного установления межин­дивидуальных связей и взаимодействий людей определяется сис­темой конкретных общественных отношений... Социальное и лич­ное связаны как в структуре, так и в динамике процесса общения самым теснейшим образом. Взаимодействуют в этом процессе общественные индивиды, формирование которых как личностей является конкретным выражением конвергенции труда, общения и познания. Средства коммуникации, которыми они пользуются для установления контакта друг с другом, общественны по сво­ему происхождению и индивидуальны по употреблению. Такова речь — индивидуальное проявление важнейшего средства связи, созданного обществом, — языка. Таковы мимика и пантомимика, когда они начинают выполнять коммуникативную роль, таковы, наконец, и способы поведения каждого человека по отношению к другим людям. <. . .>

Место человека в обществе, его классовая принадлежность, роль в процессе создания материальных ценностей и усваиваемые им в связи с этим морально-эстетические нормы всегда сказыва­ются на объективности восприятия и понимания этим человеком других людей, на том отношении, которое у него к каждому из этих людей складывается. <(, t>


Сущность и роль познания человека человеком в процессе взаимодействия людей станут яснее, если мы попытаемся взгля-Луть на них, используя понятие кибернетики. Норберт Винер .именно с кибернетической точки зрения рассматривает процесс -.взаимодействия людей, когда пишет: «Устанавливая связь с дру­гим лицом, я сообщаю ему сигнал, а когда это лицо в свою оче­редь устанавливает связь со мной, оно возвращает подобный .сигнал, содержащий информацию, первоначально доступную для него, а ие для меня. Управляя действием другого лица, я со­общаю ему сигнал, и, хотя сигнал дан в императивной форме, техника коммуникации в данном случае не отличается от техни­ки коммуникации при сообщении сигнала факта. Более того, чтобы мое управление было действенным, я должен следить за любыми поступающими от него сигналами, которые могут ука­зывать, что приказ понят и выполняется». Таким образом, не­обходимым условием взаимодействия между людьми является .непрерывное получение информации каждым из его участни­ков о различных сторонах и компонентах процесса взаимодей­ствия.

Информация, поступающая в процессе взаимодействия люден к каждому из его участников, слагается, во-первых, из тех сигна­лов, которые человек в ходе совместной деятельности получает непосредственно о других участниках, во-вторых, в нее обяза­тельно входит информация, которую он также прямо черпает о себе через посредство своих экстеро-, проприо- и интерецепторов, сигнализирующих ему о ходе его собственного участия в деятель­ности, достигнутых результатах, его состоянии и пр. В-третьих, ои постоянно получает информацию о внешних для всех участников деятельности условиях, в которых, а может быть, и благода­ря которым эта совместная деятельность людей развертывается. В-четвертых, он информируется об общих итогах деятельнос­ти. <...>

Особенности, образующие внешний облик и поведение челове­ка, многообразны, и все они для других людей могут выступать носителями определенной информации и играть роль сигналов. По одним признакам, входящим во внешний облик человека, лю­ди судят о его расовой и национальной принадлежности, по дру­гим— о поле и возрасте, по третьим — о социальной принадлеж­ности и уровне культурного развития. Во внешнем облике и по­ведении каждого человека имеются признаки, наблюдая которые Люди выводят заключение о характерологических особенностях Другого человека, его способностях, испытываемом им состоя­нии. Наконец, по определенным признакам мы судим, чем занят человек и как он делает свое дело сейчас и т. д.

Анализ показывает, что признаки-сигналы, из которых сла­гаются внешний облик и поведение человека, могут иметь для Других людей осведомительное значение и выполнять регулятив­ную, или прагматическую, функцию. <-..>

Нем ограниченнее опыт общения индивида, тем меньше его


способность (возможность) воспринять сигналы, которые несут только осведомительную, но не регулятивную информацию о взаимодействующем с ним человеке. С другой стороны, смысло­вая наполненность сигнализации о другом человеке может воз­растать прн отражении его познающим субъектом в процессе совместной деятельности, но она может не использоваться при организации взаимодействия с этим человеком некоторое время или же не использоваться вообще. Регулирующим взаимодей­ствие людей такой сигнал будет в этом случае только потен­циально. И в самом деле, факты на каждом шагу убеждают, что, например, при нормальном течении процесса совместной деятельности, при реализации человеком целей, которые он хо­тел бы достичь, общаясь с другим человеком, определенная часть потока сигналов, получаемых при отражении облика и по­ведения партнера по деятельности, носит чисто осведомитель­ный характер. И лишь в тех случаях, когда взаимодействие лю­дей начинает идти не так, как хотелось бы одному из участни­ков деятельности, и, стало быть, когда оказывается под угрозой достижение желаемого им результата, указанные сигналы из разряда только осведомляющих индивида о другом челове­ке переходят в разряд регулирующих его действия и, связы­ваясь с другими прагматическими сигналами, более или менее перестраивают его поведение по отношению к этому челове­ку. <...>

Положение людей по отношению друг к другу в процессе совместной деятельности, их права и обязанности могут быть и одинаковыми, и различными. Это обстоятельство сказывается на содержании той информации друг о друге, которая имеет для каждого из них первостепенное значение. При сходстве задач деятельности и совпадении в главном путей решения этих задач характер признаков, которые в каждом из участников имеют сигнальное значение, для обоих участников одинаков. При не­сходстве задач, осуществляемых в деятельности каждым участ­ником, и несовпадении способов, с помощью которых эти задачи каждый из них решает, характер регулятивных признаков в партнере по деятельности для каждого свой.

Два человека пилят бревно. У них в этой совместной деятель­ности объективно равное положение и одинаковые обязанности. Осведомительную и одновременно регулятивную нагрузку для каждого из пильщиков в таких случаях несут те признаки в об­лике и поведении партнера, которые говорят об имеющемся у него запасе сил и умении. Фиксируются действия партнера: ско­рость отведения пилы к себе, нажим на ее ручку, угол, под кото­рым он удерживает полотно пилы по отношению к распиливае­мому стволу дерева, н т. п.

Для сражающихся на ринге боксеров одинаковой спортивной квалификации наиболее значимыми признаками в облике и действиях противника будут прежде всего признаки, свидетель­ствующие о его силе, технической и тактической подготовленнос-

J20


ти, волевой закалке. В ходе боя для обоих боксеров основную осведомительную и регулятивную роль будут играть особенности облика и действий противника, сигнализирующие о его физическом и психическом состоянии, об общем плане боя, о намерении его провести тот или другой прием и т. д.

Иная картина, когда взаимодействующие в деятельности люди различаются занимаемым в ней положением. Для мастера на производстве наибольшую информационную нагрузку о по­ступившем в его распоряжение рабочем несут те признаки, ко­торые говорят о производственной подготовленности, владении ■инструментом, средней производительности труда, качестве ра­боты при выполнении заданий разной сложности, знании пра­вил техники безопасности и т. п. Для рабочего же наиболее значимыми в мастере являются признаки облика и поведения, го­ворящие о его организаторских навыках, объективности и спра­ведливости при распределении работы, об умении помочь при возникновении трудностей, о внимании к рабочим, о способности отстаивать законные интересы бригады в целом и отдельных ее членов.

Для провинившегося ребенка в облике и действиях воспи­тателя наибольшую информационную нагрузку несут признаки, осведомляющие о настроении взрослого, намерениях по отноше­нию к ребенку, степени объективности в оценке проступка. Для воспитателя же важнейшую осведомительную и регулятивную роль в облике и действиях провинившегося играют те признаки, которые свидетельствуют о понимании ребенком ложности моти­вов поступка, вреда его, о раскаянии, стыде и пр.

Таким образом, в первых двух случаях одинаковость объек­тивных условий и тождественность требований, предъявляемых к каждому из участников деятельности, заставляют последних выделять и оценивать совпадающие в содержании (хотя, может быть, и различные по степени выраженности) особенности в облике и действиях друг друга. В последующих двух случаях неодинаковость объективных условий деятельности и нетожде­ственность требований, предъявляемых к каждому из участвую­щих в ней людей, вынуждают их фиксировать друг в друге не совпадающие в содержании особенности. <.. .>

Широта охвата сигналов информации, поступающих от другого человека, и преимущественный отклик на один из них и полное или частичное игнорирование других зависят не только от объек­тивного значения этих сигналов для результатов совместной дея­тельности, но и от их субъективного значения, которое может не совпадать с объективным.

Значимость сигнала, т. е. субъективное отношение человека к поступающей информации, влияет также и на скорость перера­ботки получаемой индивидом информации в ходе взаимодействия с другим человеком. <.. .>

Исходя из своего прошлого опыта общения с разными кате­гориями людей в разных обстоятельствах, индивид ожидает от


другого человека в каждой из ситуаций одни формы действий чаще, а другие реже. Это ожидание является субъективным вы­ражением объективного факта вероятности сигнала. <...>

Характер сигналов, поступающих от одного человека к дру­гому, может оказаться слишком неожиданным для последнего, и тогда выбор целесообразного ответа на эти сигналы потребует от него дополнительного времени. В этих случаях регуляционная переработка информации (отыскание адекватного способа реа­гирования) заключается часто в анализе истории появления нового сигнала. Когда субъект взаимодействия после появления соответствующего сигнального комплекса в облике или поведе­нии партнера по общению начинает прагматически перерабаты­вать полученную информацию, он, опираясь на свой опыт, до­страивает это отражаемое событие, «конструируя» в воображении его предыдущую часть, которая кажется ему причиной события. Одновременно он проецирует развитие этого события, тоже в воображении, в будущее, если им будет дан тот или иной ответ на полученный сигнал.

...Когда один человек воспринимает другого, смотрит на его лицо, фигуру, слышит речь, наблюдает за его действиями, то большая часть всех этих компонентов облика другого человека в данный момент воздействует на органы чувств и через них на мозг познающего субъекта. Но если у индивида не выработано умение истолковывать облик и поведение другого человека на основе выделения, сравнения и оценки составляющих их компо­нентов, поступающая к нему информация будет перерабаты­ваться только частично и однобоко использоваться в процессе последующего взаимодействия с этим человеком. С другой сторо­ны, если индивид более подготовлен как психолог-интерпретатор облика и действий других людей, получаемая нм информация встречается с более развитой интерпретационной структурой, которая облекает многие компоненты облика и поведения от­ражаемого человека в форму, способную служить материалом для адекватной оценки и обоснованного выбора способа дей­ствия. <.. .>

Одним из необходимых условий взаимодействия, отвечающе­го сформированным у человека представлениям о нормальном течении этого процесса и о достижении в ходе его желательных целей, является непрерывное получение человеком информации о результатах его собственных действий в этом процессе. Это управление человеком своим поведением на основе действитель­ного совершения действий в соответствии с содержанием само­приказа, а не ожидаемого их выполнения достигается с помощью механизма обратной связи.

Высказывая другому человеку свое мнение и подкрепляя его соответствующими выразительными движениями, давая ему по­ручение, решая с ним вместе какую-то практическую задачу, индивид непрерывно получает сигналы о том, как он действует и какие результаты им достигаются. В центральный регули-


дующий аппарат его все время возвращается информация об осуществляемом воздействии на внешний мир, на другого че­ловека.

Благодаря действию механизма обратной связи человек на основе достигаемого в ходе взаимодействия с другими людьми результата может корректировать свое последующее поведение, заменяя использованные способы воздействия новыми. <...>

Участвующие в регулировании взаимодействия одного чело­века с другим обратные связи отличаются друг от друга степенью сложности. В простейших обратных связях в грубой форме фик­сируется успех или неуспех в достижении несложной цели, напри­мер удалось ли нам произнести строгим тоном какую-то фразу, чтобы удержать детей от шалости, и пр. С помощью механизма более сложных обратных связей в регулирующий аппарат человека поступает информация не о результатах выполнения отдельных действий, а о поведении в течение более длительного времени и в системе многих обстоятельств. «Логический тип» такой обратной связи иной, чем в элементарных обратных связях.

Пройденный человеком путь воспитания развивает у него привычку давать способам действия другого человека опреде­ленное истолкование и, чаще наблюдая одни из них и реже дру­гие, заключать об устойчивых особенностях последнего. Человек накапливает статистические данные об особенностях поведения другого человека. Перерабатывая и обобщая их, он превращает эти сведения в командную информацию, участвующую в регу­лировании его поведения по отношению к этому человеку и по­зволяющую ему более или менее предугадывать наиболее веро­ятные действия последнего.

Изменения в поведении индивида, которые диктуются появле­нием нового в действиях другого человека и определенно истолко­ванной информацией, в конечном итоге опять-таки связаны с проявлением очень общего вида обратной связи.

Хорошо функционирующая обратная связь выступает одним из необходимых условий успешной работы руководителя, вос­питателя, учителя. Неналаженность ее или пренебрежительное к ней отношение приводят субъекта деятельности к действиям вслепую, потому что отсутствие обратной связи фактически означает отрыв от действительности. Когда по какой-либо причине механизм обратной связи начинает «работать» с перебоями, че­ловек, взаимодействующий с другими людьми, не фиксирует всех их действий, отражает их выборочно, случайно, вне связи друг с другом, неправильно их интерпретирует и соответственно неадекватно на них отвечает. Контакт между людьми разлажи­вается, взаимодействие нарушается.


Просмотров 627

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!