Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Аренда и лизинг на предприятиях сферы сервиса



Аренда – это имущественный наем, основанный на договоре о предоставлении имущества во временное пользование за определен­ную плату. В договоре аренды участвуют две стороны: арендодатель и арендатор.

Арендодатель – собственник имущества, сдающий его в аренду. В качестве арендодателя могут выступать лица, уполномоченные за­коном или собственником сдавать имущество в аренду.

Арендатор (наниматель) – лицо, получающее имущество в арен­ду и использующее его в своих целях в соответствии с назначением имущества или согласно условиям, закрепленным в договоре.

Переданное в аренду имущество остается собственностью арендо­дателя, а произведенная продукция, доходы, материальные и другие ценности, улучшения арендованного имущества, не предусмотренные договором аренды, являются собственностью арендатора.

Арендатор имеет право частично или полностью выкупить арен­дованное имущество, если ограничения или запрещения не преду­смотрены законодательными актами.

Различают следующие виды аренды:

- по объектам договора: аренда оборудования; аренда транспортных средств (без экипажа или с экипажем); аренда зданий и сооружений; аренда предприятий; аренда земельных участков и дру­гих объектов;

- по виду договора: договор аренды; договор проката; договор фи­нансовой аренды (лизинг);

- по признаку изменения права собственности: аренда без права выкупа имущества; аренда с правом выкупа имущества;

- по срокам аренды: долгосрочная (5-20 лет); среднесрочная (1-5 лет); краткосрочная (до одного года).

Имеются и другие признаки классификации аренды.

Если договор аренды заключен на срок более одного года или одной из сторон является юридическое лицо, то он должен быть заключен в письменной форме. Договор недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

Арендная плата – плата за пользование имуществом, вносимая арендатором на условиях и в сроки, определенные в договоре аренды. Арендная плата включает: амортизационные отчисления от сто­имости арендованного имущества; средства, передаваемые аренда­тором арендодателю для ремонта объектов по истечении срока их аренды; часть прибыли (дохода), которая может быть получена от использования взятого в аренду имущества (арендный процент), на уровне, как правило, не ниже банковского процента. По согласованию сторон возможны и другие составляющие арендной платы.

Арендная плата может устанавливаться как за все арендуемое имущество, так и отдельно за каждую из его составных частей.

Арендодатель включает арендную плату в состав доходов от вне­реализационных операций. Арендатор относит арендную плату на издержки производства (обращения).

Аренда предприятия – это аренда имущества самостоятельных предприятий, а также его структурных подразделений: производ­ственных и обслуживающих участков, групп, производств, цехов и т.п. Передача предприятия арендатору осуществляется на основа­нии передаточного акта.

Амортизационные отчисления по объектам основных средств, сданных в аренду, производятся арендодателем (за исключением амортизационных отчислений, производимых арендатором в слу­чаях, предусмотренных в договорах аренды предприятия и финансовой аренды).

Лизинг – разновидность аренды – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга юридическим и реже физическим лицам на установленный срок, за определенную плату и в соответствии с условиями, закрепленными договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Лизинг связан с прямыми инвестициями. Различают множество разновидностей лизинга:

- по виду имущества: лизинг движимого и недвижимого имущества; лизинг недвижимого имущества, бывшего в употреблении, и т.д.;

- по характеру лизинговых платежей: с денежным платежом, с ком­пенсационным платежом (поставками продукции), со смешан­ным платежом;

- по срокам лизинга: рейтинг – аренда на срок от нескольких дней до месяца; хайринг – аренда на срок от нескольких месяцев до года; собственно лизинг – аренда на срок от года до нескольких лет.

Сроки лизинга зависят от периода амортизации оборудования (объекта). Обычно срок лизинга меньше этого периода.

Классическая схема лизинга предполагает наличие трех участни­ков:

- лизингодатель (арендодатель) - лизинговая компания;

- лизингополучатель (арендатор);

- продавец лизингового имущества (как правило, предприятие-изготовитель).

В качестве лизингодателей (арендодателей) могут выступать юридические лица, например специализированные лизинговые компании, имеющие соответствующую лицензию, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Лизингополучатель (арендатор) – это юридическое лицо или ин­дивидуальный предприниматель, получающие имущество в пользо­вание по договору лизинга.

При осуществлении лизинговой сделки оформляются договор купли-продажи лизингового имущества и протокол приемки, подтвер­ждающий поставку объекта лизинговой сделки, его монтаж и ввод в эксплуатацию.

Помимо имущественного, существуют и другие виды лизинга – финансовый, оперативный (сервисный), возвратный и др.

Франчайзинг – смешанная форма крупного и мелкого предпри­нимательства, которое осуществляется на основе договора франчайзинга, заключаемого между крупным предприятием – франчайзером и мелким – франчайзи (оператором). Предметом договора должна быть обязанность франчайзера либо снабжать оператора или бизнес­мена, работающего в рамках оговоренной территории за денежное вознаграждение, своими товарами, апробированными технологиями, либо передать ему исключительное право на производство и сбыт под торговой маркой и от имени франчайзера оговоренных товаров и ус­луг. Почти всегда франчайзи выплачивает единовременный взнос за право пользования на рынке именем и торговой маркой. Кроме того, франчайзер может назначить регулярную плату за использование торговой марки. Плата, как правило, устанавливается в пределах 1-5% выручки. Франчайзер устанавливает также размер отчислений от объема текущих продаж франчайзи, составляющий в среднем 2-3%. Существуют и другие нормы отчислений.

Различают товарный, производственный и деловой франчайзинг. По существу франчайзинг в нашей стране представлен пока в одной форме: зарубежный франчайзер – российский франчайзи (оператор).


Парная корреляция.

Корреляционная связь (которую также называют неполной, или статистической) проявляется в среднем, для массовых наблюдений, когда заданным значениям зависимой переменной соответствует некоторый ряд вероятных значений независимой переменной. Объяснение тому – сложность взаимосвязей между анализируемыми факторами, на взаимодействие которых влияют неучтенные случайные величины. Поэтому связь между признаками проявляется лишь в среднем, в массе случаев. При корреляционной связи каждому значению аргумента соответствуют случайно распределенные в некотором интервале значения функции.

Если характеризуется связь двух признаков, то ее принято называть парной.

Простейшим приемом выявления связи между двумя признаками является построение корреляционной таблицы:

В основу группировки положены два изучаемых во взаимосвязи признака – Х и У. Частоты fij показывают количество соответствующих сочетаний Х и У. Если fij расположены в таблице беспорядочно, можно говорить об отсутствии связи между переменными. В случае образования какого-либо характерного сочетания fij допустимо утверждать о связи между Х и У. При этом, если fij концентрируется около одной из двух диагоналей, имеет место прямая или обратная линейная связь.

Наглядным изображением корреляционной таблице служит корреляционное поле. Оно представляет собой график, где на оси абсцисс откладывают значения Х, по оси ординат – У, а точками показывается сочетание Х и У. По расположению точек, их концентрации в определенном направлении можно судить о наличии связи.

В итогах корреляционной таблицы по строкам и столбцам приводятся два распределения – одно по X, другое по У. Рассчитаем для каждого Хi среднее значение У, т.е. .

Последовательность точек (Xi, ) дает график, который иллюстрирует зависимость среднего значения результативного признака У от факторного X, – эмпирическую линию регрессии, наглядно показывающую, как изменяется У по мере изменения X.

Практически для количественной оценки тесноты связи широко используют линейный коэффициент корреляции. Если заданы значения переменных Х и У, то он вычисляется по формуле .

Коэффициент корреляции принимает значения в интервале от -1 до + 1. Принято считать, что если |r|< 0,30, то связь слабая; при |r|= (0,3÷0,7) – средняя; при |r|> 0,70 – сильная, или тесная. Когда |r|= 1 – связь функциональная. Если же r принимает значение около 0, то это дает основание говорить об отсутствии линейной связи между У и X. Однако в этом случае возможно нелинейное взаимодействие. что требует дополнительной проверки и других измерителей, рассматриваемых ниже.

Для характеристики влияния изменений Х на вариацию У служат методы регрессионного анализа. В случае парной линейной зависимости строится регрессионная модель

где n число наблюдений;

а0, а1 – неизвестные параметры уравнения;

ei – ошибка случайной переменной У.

Уравнение регрессии записывается как

где Уiтеор – рассчитанное выравненное значение результативного признака после подстановки в уравнение X.

Параметры а0 и а1 оцениваются с помощью процедур, наибольшее распространение из которых получил метод наименьших квадратов:

Можно воспользоваться и другими формулами, вытекающими из метода наименьших квадратов, например:

Смысл параметров: а1 – это коэффициент регрессии, характеризующий влияние, которое оказывает изменение Х на У. Он показывает, на сколько единиц в среднем изменится У при изменении Х на одну единицу. Если а, больше 0. то наблюдается положительная связь. Если а имеет отрицательное значение, то увеличение Х на единицу влечет за собой уменьшение У в среднем на а1. Параметр а1 обладает размерностью отношения У к X.

Параметр a0 – это постоянная величина в уравнении регрессии. На наш взгляд, экономического смысла он не имеет, но в ряде случаев его интерпретируют как начальное значение У.

Значение функции У = a0 + а1Х называется расчетным значением и на графике образует теоретическую линию регрессии.

Смысл теоретической регрессии в том, что это оценка среднего значения переменной У для заданного значения X.

Парная корреляция или парная регрессия могут рассматриваться как частный случай отражения связи некоторой зависимой переменной, с одной стороны, и одной из множества независимых переменных – с другой.


Чистая (естественная) монополия. Специфика чистой монополии. Цены и объемы производства. Максимизация прибыли. Государственное регулирование чистой монополии. Реформирование чистых монополий.

Чистая монополия – рынок, на котором действует только одна фирма, в силу этого обстоятельства способная оказывать влияние на рыночное равновесие и рыночную цену.. Монополия – рыночная структура, отвечающая следующим условиям:

1. Выпуск товара всей отраслью контролируется одним про­давцом этого товара, т.е. фирма-монополист является единственным производителем данного блага и олицетворяет собой всю отрасль.

2. Производимый монополистом товар является особым в своем роде (уникальным) и не имеет близких заменителей, в этой связи спрос на продукт монополиста отличается низкой степенью ценовой эластичности, а график спроса на него имеет резко «падающий» характер,

3. Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм, поэтому в условиях монополии отсутствует какая-либо конкурентная борьба.

Данные условия позволяют сделать вывод, что фирма-моно­полист обладает рыночной властью и в состоянии самостоятель­но в определенных пределах менять цену продаваемого товара.

В качестве примера чистой монополии обычно рассматриваются предприятия общественного пользования и коммунального хозяйства – предприятия газо-, электро-, водоснабжения и некоторые другие. Эти компании получили название естественных монополий. Естественная монополия – отрасль, в которой отраслевой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких затратах, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм, т. е. когда в отрасли существовала бы конкуренция. Также к монополиям могут быть отнесены крупные корпорации, доми­нирующие в отрасли.

Возникновение и существование чистых монополий обычно объясняется наличием барьеров для вступления в отрасль. Способствующие формированию таких барьеров факторы и порожда­ют монопольную власть на рассматриваемых рынках. Все барьеры можно разделить на две группы – естественные и искусственно создаваемые.

Среди естественных барьеров можно выделить:

1. Экономические – отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования технологических процессов могут достичь наименьших издержек выпуска при производстве очень значительного объема продукции (положительный эффект масштаба производства). Это приводит к тому, что только одна или не­сколько крупных фирм могут иметь низкие издержки производ­ства в расчете на единицу продукции. Остальные фирмы вытес­няются из отрасли, и возникает естественная монополия. Естественные барьеры возникают также тогда, когда внутренний рынок какой-либо страны относительно невелик, а экономически в данной отрасли эффективны только крупные предприятия, поэтому одна фирма охватывает практически всю отрасль.

2. Технологические – связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства. Современный уровень тех­ники и технологии делает здесь конкуренцию очень затруднительной или просто невозможной.

3. Финансовые – монополизированные отрасли имеют обыч­но значительный объем выпуска, поэтому новой фирме для вхо­да в отрасль нужно осуществить большие инвестиции, подготовить квалифицированные кадры и т. д., что сопряжено со значительными затратами и блокирует вход в отрасль.

4. Собственность на некоторые виды ресурсов. Фирма, вла­деющая или контролирующая сырье, необходимое в производстве данного материального блага, может препятствовать возник­новению конкурирующих фирм на рынке этого товара, на котором сама обычно выступает как монополист.

К искусственно создаваемым барьерам можно отнести:

1. Юридические – гарантирование патентных прав на изобретения, предоставление особых привилегий в виде лицензий на выпуск и реализацию продукции, обеспечение секретности не­которых отдельных разработок со стороны правительства могут привести к сосредоточению в руках одной фирмы основной мас­сы патентов и лицензий на производимые в отрасли товары.

2. Методы недобросовестной конкуренции – такая организа­ция конкуренции, при которой хозяйствующие субъекты прибегают к недозволенным методам воздействия на конкурентов: распространение ложных сведений о конкуренте; использование системы демпинговых цен, когда с целью разорить конкурента или вытеснить его с рынка на непродолжительное время уста­навливается цена ниже величины средних издержек; криминальные и прочие методы.

Перечисленные выше барьеры, блокирующие вход на моно­полизированный рынок, определяются факторами, обеспечивающими рыночную масть того единственного производителя, который действует в данной отрасли.

Поскольку фирма-монополист выступает как отрасль, то кривая спроса на весь объем производимого ею товара является и кривой рыночного (отраслевого) спроса. Таким образом, в отличие от совершенной конкуренции, где спрос на товар фирмы абсолютно эластичен и фирма может продавать разные количества то­вара по одной и той же цене, спрос на продукт монополиста не является абсолютно эластичным. Кривая спроса на его продук­цию имеет классический нисходящий вид, причем низкая сте­пень ценовой эластичности спроса на монопольный продукт, по­рожденная отсутствием товаров-заменителей, будет иметь следствием резко падающий характер этого графика, Нисходящий характер графика спроса означает, что монополист обязан пони­жать цену производимого товара, чтобы продать дополнительную его единицу. Поэтому в отличие от продавца, действующего в условиях совершенной кон­куренции, монополист сталкивается с ситуацией, когда его вало­вой доход имеет сначала положительную динамику (возрастает) а потом, достигнув максимума, начинает падать.

Максимальный совокупный доход (TR) чистой монополии получается при условии MR (предельный доход) = 0.

Способы сокращения монопольной власти:

1) Антимонопольное законодательство. Направлено против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Практика антимонопольного регулирования в каждой стране отличается определенной спецификой, тем не менее некоторые его общие черты выделить можно: обычно государство запрещает заключение договоров, направленных на ограничение производства и торговли ка­ким-либо товаром; запрет соглашений о разделе рынка; контроль за слияния­ми фирм; запрещается так называемая ценовая дискриминация по­требителей по какому-либо признаку; запреты на принудительные соглашения о комплексной покупке товаров, когда условием приобретения одного бла­га становится непременная покупка какого-либо другого; запрет на приобретение акций конкурентов, если это сни­жает уровень конкуренции в отрасли; запрет взаимного переплетения директоратов конкурирующих фирм, т. е. когда одни и те же лица управляют разными компаниями, конкурирующими на рынке (здесь речь идет о переплетении с конкурентами, носящее характер сговора); запрещается монополизация производства выше опреде­ленного уровня в руках одной фирмы; разнообразные штрафы за ненадлежащее рыночное пове­дение; прямая демонополизация, т.е. принудительное дробление Предприятия-монополиста на множество самостоятельных конкурирующих фирм (в случаях, когда это возможно сделать).

2) Экономическое регулирование естественных монополий (прямое или косвенное).

3) Формирование государственной собственности, т.е. вместо того, чтобы регулировать естественную монополию, находящуюся в частном владении, государство становится собственником монополии.


Просмотров 777

Эта страница нарушает авторские права



allrefrs.ru - 2023 год. Все права принадлежат их авторам!