Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Организация педагогической помощи детям с нарушениями слуха в сурдологических кабинетах и центрах



Педагогическая помощь детям раннего и дошколь­ного возраста с нарушенным слухом оказывает­ся в сурдологических кабинетах, центрах, ста­ционарах лор-отделений детских больниц. В этих учреждениях системы здравоохранения, как правило, получают помощь дети, не посеща­ющие специальные дошкольные учреждения, вос­питание которых осуществляется в семье или в массовых детских садах. Контингент детей, по­лучающих педагогическую помощь в сурдологи­ческих кабинетах и центрах, очень неоднороден:

— дети младенческого и раннего возраста с нарушенным
слухом, которые воспитываются в семье до поступления
в детский сад;

— дети с комплексными недостатками, сложная структу­
ра нарушений которых не позволяет осуществлять их
обучение в дошкольных учреждениях;

— дети с легкой степенью тугоухости, посещающие массо­
вые дошкольные учреждения;

— позднооглохшие дети, сохранившие речь;

— дети, которые по желанию родителей воспитываются
дома в силу отдаленности специальных дошкольных уч­
реждений или по другим причинам;

— дети с нарушенным слухом, имеющие противопоказа­
ния к посещению детского сада.


Раздел II


Глава 1. Условия речевого развития детей
_________________ с недостатками слуха


 


Задачи работы учителей-дефектологов сурдо-кабинетов многообразны. Подробно они раскры­ты в инструктивно-методическом письме «Пе­дагогическая помощь детям с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах» (1990). Укажем на некоторые из них, имеющие важное значение для организации педагогической помо­щи детям:

— участие в психолого-педагогическом изучении детей, об­
следование слуха и речи ребенка с использованием спе­
циальных приемов обследования;

— проведение диагностических занятий с детьми, направ­
ленных на подготовку ребенка к аудиологическому ис­
следованию тонального слуха и уточнение состояния ре­
чевого слуха;

— проведение занятий с детьми по развитию речи, слухо­
вого восприятия и другим направлениям коррекцион-
но-развивающей работы;

— консультирование родителей, направленное на органи­
зацию общения с ребенком в семье, обучение методам
проведения занятий в семье, ознакомление родителей с
системой обучения и воспитания детей с нарушениями
слуха, ориентация в существующих видах дошкольных
учреждений, программах и технологиях воспитания и
обучения;

— участие в работе психолого-медико-педагогической ко­
миссии и определение вместе с другими специалистами
наиболее соответствующего уровню психофизического
и слухоречевого развития ребенка типа дошкольного уч­
реждения (специальный детский сад, массовое дошколь­
ное учреждение, группа кратковременного пребывания
и др.).

Перечисление этих функциональных обязанностей сур­допедагога сурдологического кабинета наглядно демонстри­рует значение педагогической помощи в этих учреждениях для развития ребёнка. Важнейшим условием эффективной помощи ребёнку с нарушенным слухом, посещающим заня-


тия в сурдокабинете, являются тесный контакт и взаимо­связь в работе сурдопедагога с семьей ребёнка, педагогами массовых и специальных дошкольных учреждений. Сурдо­педагог должен объяснять родителям важность и необходи­мость пребывания ребенка в дошкольном учреждении, зна­чение систематической организованной педагогической ра­боты с ребенком в связи с разными видами коллективной деятельности для познавательного и социального развития ребенка с нарушенным слухом.

Важным аспектом коррекционно-развивающей деятельно­сти в условиях сурдокабинетов и центров является развитие речи детей. Эта работа включает тщательное обследование со­стояния речи ребёнка с нарушенным слухом, планирование речевого развития в тесной связи с другими направлениями работы, консультирование родителей по вопросам развития речи в семье. Содержание и методы развития речи зависят от ряда факторов: возраста ребенка, его психофизического со­стояния, исходного состояния слуха и речи, посещаемого им вида дошкольного учреждения, эффективности занятий в се­мье.

Особое значение имеет организация всесторонней рабо­ты, в том числе и по развитию речи, с детьми младенческо­го и раннего возраста. Важным позитивным моментом яв­ляется то, что помощь детям может осуществляться еще до начала систематического обучения ребенка в детском саду. Основной формой помощи детям младенческого возраста яв­ляется организация педагогической работы в семье под ру­ководством сурдопедагога сурдологического центра. Он на­правляет внимание родителей на формирование общения и эмоциональных контактов малыша с близкими людьми, раз­витие движений, сенсорное воспитание, обогащение пред­метных действий и др. В ходе проведения этой работы со­здаются предпосылки для возникновения речи. Сурдопеда­гог акцентирует внимание на организации речевого общения с ребенком, сопровождающего все бытовые процедуры, сти­муляции голосовых реакций малыша, обучении пониманию слов и коротких простых фраз. Роль сурдопедагога сурдока-бинета важна в процессе слухопротезирования малыша. Он не только объясняет родителям важность раннего слухо-


 




Раздел II______________________________________________

протезирования ребенка для его речевого и познавательно­го развития, но и помогает родителям надеть аппараты на ребенка, уточняет, как приучить малыша к ним, как разви­вать восприятие речи и окружающих звуков в быту и на специально организованных занятиях.

Особое внимание родителей обращается на отбор рече­вого материала, предъявляемого в процессе ухода за ма­лышом, и на коротких занятиях. Сурдопедагог дает реко­мендации по обучению пониманию, а впоследствии и приближенному воспроизведению доступного ребенку ре­чевого материала (звукоподражаний, лепетных и полных слов).

С детьми раннего возраста, помимо систематических занятий в семье, проводятся занятия в сурдокабинете, на которых осуществляется целенаправленная работа по раз­витию слухового восприятия, развитию речи, формирова­нию произносительной стороны речи. Несмотря на то, что речевое развитие ребенка этого возраста происходит наибо­лее интенсивно в процессе организации его жизнедеятель­ности, на специальных занятиях этот материал уточняется, закрепляется. Детей знакомят с названиями игрушек, свой­ствами предметов, особенно интенсивная работа ведется по пониманию и использованию глаголов, что обеспечивает вве­дение в работу фраз. Основными методами развития речи являются подражание речи взрослого и совместное с ним проговаривание, игровые приемы, действия с предметами, демонстрация картинок. У детей этого возраста стимулиру­ются и поддерживаются все попытки говорения, в какой бы форме они ни появлялись: произнесения отдельных звуков и звукосочетаний, артикулирования, приближенных слов и т. д. На занятиях с ними проводится работа по развитию фразовой речи, способствующая активизации речевого об­щения.

Особое внимание должен уделить сурдопедагог подготов­ке и методам введения письменной речи в виде табличек с написанными словами и фразами. Родителям должны быть объяснены не только требования к оформлению табличек, но и возможности ребенка раннего возраста в глобальном восприятии речевого материала.


Глава 1. Условия речевого развития детей
___________________________ с недостатками слуха

Позднооглохшие дети, потерявшие слух после овладе­ния речью (старше 2-3 лет) и в разной степени сохранив­шие ее, нуждаются в незамедлительном включении в си­стему педагогических занятий. В зависимости от возраста, когда произошла потеря слуха, тяжести основного заболе­вания, психофизических особенностей ребенка период рас­пада речи может быть различным, однако в любом случае реабилитационная работа с ребенком должна быть органи­зована как можно раньше. Имеются рекомендации по орга­низации коррекционных занятий с позднооглохшими деть­ми (Э.В. Миронова, 1990), которые используются специали­стами сурд о логических кабинетов.

Задачами занятий с позднооглохшими детьми являются сохранение имеющейся речи и форми­рование новых способов восприятия устной речи. В содержание занятий включены следующие на­правления работы по развитию речи:

— сохранение и развитие имеющейся устной речи;

— обучение восприятию устной речи с помощью различ­
ных способов: зрительно-слухового, зрительного, зри­
тельно-вибрационного;

— обучение речевому поведению в условиях устного обще­
ния;

— обучение грамоте.

Эти направления работы по развитию речи сочетаются с работой по развитию слухового восприятия и обучением про­изношению.

Занятия в сурдологических кабинетах посещают глухие и слабослышащие дошкольники, которые по различным причинам не посещают детские сады и воспитываются дома. Посещение занятий сочетается с систематической работой родителей в семье.

При работе с детьми дошкольного возраста учителя-де-фектологи сурдоцентров ориентируются на задачи и содер­жание воспитания и обучения детей дошкольного возраста, они самостоятельны в выборе коррекционных и общеразви-вающих программ, ориентируясь при этом на возрастные и


Раздел II ___________________________________________

индивидуальные психофизические особенности, уровень слухо-речевого развития ребенка.

Коррекционно-педагогическая работа в условиях сурдо-кабинетов предполагает тщательный контроль за развити­ем ребенка по различным направлениям с тем, чтобы не допустить отставания ребенка, воспитывающегося в семье, от их сверстников в специальных дошкольных учреждени­ях или группах.

Несколько другим оказывается содержание работы с детьми, воспитывающимися в массовых дошкольных уч­реждениях. Чаще всего это слабослышащие дети со средней и легкой степенью тугоухости, однако в последние годы мас­совые сады посещают и дети с тяжелыми нарушениями слу­ха, имеющие высокий уровень психоречевого развития. За­нятия в сурдокабинетах посещают те дети, которые не по­лучают коррекционную помощь в детском саду. Работа по развитию речи включает в себя ряд направлений: это и лек-сико-семантическая работа, направленная на обогащение словаря за счет введения новых слов и расширения смысло­вых связей уже известных слов; формирование практиче­ских грамматических представлений; обучение чтению и письму; развитие связной описательной и повествователь­ной речи. В работе со старшими дошкольниками актуаль­ной задачей становится формирование речевой готовности к школе, особенно если речь идет о массовой школе.

Педагог сурдологического кабинета, организующий за­нятия с детьми, посещающими массовый детский сад, ра­ботает в тесном контакте с педагогами этих дошкольных учреждений (воспитателями, логопедом, педагогом-психо­логом), консультирует их по вопросам воспитания и обуче­ния ребенка, выявляет трудности как учебного характера, так и возможные проблемы в общении со слышащими деть­ми, вместе с педагогами группы намечает пути их устране­ния.

Организация занятий, их количество зависят от возраста ребенка, его психофизического состояния, отдаленности ме­ста жительства от сурдокабинета, возможностей родителей и др. Как правило, в большинстве случаев дети посещают занятия 1-2 раза в неделю.


Глава 1. Условия речевого развития детей
^_____________________________ с недостатками слуха

В последние годы получила распространение новая фор­ма педагогической помощи детям с нарушениями слуха — группы кратковременного пребывания, которые организу­ются при специальных и комбинированных дошкольных учреждениях, детских садах и дошкольных отделениях при коррекционных (специальных) школах, научных центрах. Эти группы организуются с целью оказания систематиче­ской психолого-педагогической помощи детям с нарушени­ями слуха, консультативно-методической поддержки их ро­дителей, социальной адаптации детей, подготовки их к шко­ле. Рекомендации по организации и содержанию работы групп содержатся в письме Министерства образования РФ «Об организации в дошкольных учреждениях групп крат­ковременного пребывания для детей с отклонениями» от 29.06.99 № 129/23-16. Предпочтительным вариантом явля­ется открытие групп при образовательных учреждениях компенсирующего вида, где имеются необходимые матери­ально-технические условия и подготовленные специалисты. Контингент групп кратковременного пребывания тот же, что и сурдологических кабинетов. Предполагается проведе­ние 5 часов занятий в неделю для каждого ребенка, к заня­тиям помимо учителя-дефектолога могут привлекаться дру­гие специалисты дошкольного учреждения. Основное вни­мание уделяется проведению коррекционной работы с ребенком, в том числе развитию речи. Группы кратковре­менного пребывания при детских садах для глухих или сла­бослышащих детей располагают большими возможностями по сравнению с сурдоцентрами, так как родители могут зна­комиться с методами работы по развитию речи и другим разделам, используемыми сурдопедагогами детского сада, могут сопоставлять уровень развития своего ребенка, в том числе и речевого, с темпами развития воспитанников детс­кого сада.

Помимо названных форм педагогической работы с деть­ми коррекционная помощь детям с нарушенным слухом ока­зывается в разнообразных по названиям центрах (кор­рекции; развития; психолого-педагогической помощи и др.), где также организуются занятия с детьми и оказывается ' консультативная помощь родителям.


Раздел II______________________________________________

Специалисты отмечают позитивные стороны и некото­рые недостатки организации обучения ребенка в сурдологи-ческих кабинетах, разнообразных центрах, группах крат­ковременного пребывания (Н.Д. Шматко, 2001).

В плане развития речи слабослышащих и неслышащих детей названные формы обучения имеют ряд положитель­ных сторон, к которым относятся пребывание ребенка в нор­мальной речевой среде; возможность постоянного взаимо­действия со слышащими нормально говорящими людьми; учет индивидуальных возможностей и темпов речевого раз­вития.

Среди негативных факторов специалисты отмечают сле­дующие: проведение работы по развитию речи только на занятиях, в отрыве от наиболее типичных условий усвое­ния языка в связи деятельностью ребенка; фрагментарность работы по развитию речи вследствие отсутствия ежеднев­ных занятий по развитию речи со специалистом; отсутствие коллективных видов детской деятельности, способствующих развитию и активизации речи; недостаточный учет уровня и темпов речевого развития сверстников ребенка, воспиты­вающихся в дошкольных учреждениях компенсирующего вида.


 


Просмотров 1650

Эта страница нарушает авторские права



allrefrs.ru - 2023 год. Все права принадлежат их авторам!