Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема 28. Социологическая диагностика



 

1. Место социологической диагностики в системе средств практической деятельности социолога.

2. Сферы применения социологической диагностики. Особенности диагностических методик, используемых в социологической практике.

3. Структура социологической диагностики.

4. Социологическая диагностика как разновидность социальной технологии.

 

Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений и докладов:

1. Диагностика организаций (компаративный анализ существующих методик).

2. Социологическая диагностика первичных производственных коллективов.

3. Проблемы измерений в социальных технологиях.

4. Методики ГОЛ (групповой оценки личности) как средства социологической диагностики управленческих работников и специалистов.

5. Средства отбора руководящих и инженерно-технических кадров

II. Литература

1. Левицкая Н.Ф., Семирягина Л.М., Симоненко И.П. Диагностика латентных структур деловых качеств руководителя. // Социологические исследования. 1991 - № 10.

2. Попова И.Н. От социологического анализа к социальной инженерии. // Социологические исследования -1988 - № 1.

3. Чугунова Э.С. Комплексная оценка творческой активности инженера. // Социологические исследования -1984 - № 3.

4. Щербина В.В. Использование методики ГОЛ в заводской социологии. // Социологические исследования. 1988 - № 5.

5. Щербина В.В. Проблемы технологизации социоинженерной деятельности. // Социологические исследования. 1990. - № 8.

6. Щербина В.В. Технология оценки кандидата на должность руководителя. // Социологические исследования - 1987. - №4.

III. Вопросы для самопроверки

1. Какое из определений социологической диагностики как метода СИ, на ваш взгляд, является наиболее удачным?

2. Что такое "диагностическое средство"?

3. Как используется социологическая диагностика в управленческом консультировании?

4. В чем заключаются предметный, проблемный, нормативный, ситуационный и проблемно-ситуационный подходы, используемые в социологической диагностике?

5. Что вы понимаете под социальной технологией?

6. Почему социологическая диагностика должна отвечать на вопрос "что происходит?", а не "почему это происходит?"

IV. Другие формы работы

1. Проанализируйте следующие понятия: социологическая диагностика, объект диагностики, цели диагностики, внутреннее и внешнее управленческое консультирование, диагностическое средство, диагностическая ситуация, предметный, проблемный, нормативный, ситуационный и проблемно-ситуационный подходы в социологической диагностике, эталонное и реальное состояние социального объекта, социально-экологический подход, социальная технология.



2. Дайте три различных определения, характеризующие диагностику как

- процесс;

- средство;

- специальную дисциплину.

3. Назовите основные свойства, отражающие специфику диагностических средств.

4. Представьте типологию диагностических методик по различным основаниям, приведите конкретные примеры методик.

5. Раскройте сущность социально-экологического подхода в социологической диагностике.

6. Разработайте методику диагностики объекта в рамках групповых и индивидуальных исследовательских проектов

 

 

Тема 29. Использование тестов в социологии

 

1. Особенности теста как метода исследования.

2. Разновидность тестов и границы их применения.

3. Проективные методики. Метод семантического дифференциала (СД).

4. Методики для выявления ценностных ориентаций. Методика Рокича.

Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений

1. Методические возможности теста для изучения социальных установок.

2. Общеличностные, специальные, групповые тесты и границы их использования в КСИ.

3. Применение методик изучения системы ценностных ориентаций для исследования социальной адаптации населения к общественным переменам в России.

4. Использование тестов в ходе изучения самоидентификации молодежи к социальным изменениям в российском обществе.

5. Применение тестов в социально-психологическом исследовании

II. Литература

1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.



2. Гильбух Ю.З. Метод психологических тестов. Сущность и значение. // Вопросы психологии -1986 - № 2.

3. Дудченко ОН., Мытыль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности. // Социальная идентификация личности Книга 2. М., 1994.

4. Лучшие психологические тесты Отв.ред. Кудряшов А.Ф. Петрозаводск,1992

5. Социальные идентификации в условиях кризиса.// Социологический журнал -1994 - №1.

6. Энциклопедия психологических тестов. Профессиональное консультирование, профориентация, тесты для безработных. Ред. А. Карелин М.: Научная книга, 1997.

7. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности. // Мир России 1995 - №3/4.

8. Ядов Н.В. Исследование ситуативных социальных установок полярников. // Вопросы психологии, 1981 - №3.

 

III. Вопросы для самопроверки

1. Что называется тестом?

2. Какие характеристики можно измерять (фиксировать) с помощью:

- общеличностных;

- личностностных;

- групповых тестов?

3. В чем заключается сущность объективных и субъективных тестов?

4. Что понимают под тестовым показателем?

5. Тест, применяемый в социокультурных условиях, отличных от тех, в которых он разработан, должен быть адаптирован. Почему необходима адаптация теста и в чем она может заключаться?

6. Что означает понятие "надежность" теста?

7. Что означает понятие личность для социолога и что из этого следует в контексте использования тестов в конкретном социологическом исследовании?

8. Может ли социолог применять любой психологический тест?

9. Почему в практике социологов в большей степени применяются групповые, а не личностные тесты?

10.Какие методики регистрации обобщенных социальных установок Вы знаете?

11.Можно ли использовать тест как самостоятельный метод?

IV.Другие формы работы

1. Проанализируйте и проиллюстрируйте примерами следующие понятия: тест, общеличностные, специальные (личностные), групповые, тесты, объективные, субъективные тесты, тесты "с карандашом и бумагой", тестовый показатель, надежность теста, проективная техника, семантический дифференциал, личностные диспозиции, ценностные ориентации, социальные установки.

2. Приведите примеры тестов "с карандашом и бумагой" и расскажите, какие свойства личности можно изучать, применяя их.

3. Разработайте бланк экспертного листа для групповой оценки личности (ГОЛ). Ответьте, какие проявления испытуемых позволяют фиксировать подобные методики.

4. Разработайте шкалы семантического дифференциала для изучения отношения респондентов к понятию "общественные перемены". По каким параметрам Вы будете измерять эти отношения?

5. Раскройте, в чем заключается методика ТАТ.

6. Дайте определение диспозиции личности.

7. Основываясь на методике выявления системы ценностных ориентаций личности, предложенной М. Рокичем, разработайте блок вопросов, направленных на изучение динамики ценностных ориентаций населения г. Тулы. Разрешается модифицировать методику с учетом появления в России таких современных ценностей как "свобода", "рационализм", "предприимчивость"

и т. д.

 

Тема 30. Игровые методы

 

1. Виды игр и их назначение. Игра как социальная технология.

2. Игровые методы и их социологическая практика.

3. Инновационные игры как способ оптимизации управленческой деятельности.

 

Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений

1. Оргмыслительная игра как способ измерения отношения студентов к общественным переменам в России (по материалам конкретного социологического исследования).

2. Оргмыслительная игра как метод изучения социальной адаптации молодежи к общественным переменам в России.

3. Инновационная игра как способ изучения инноваций молодежи в ходе ее адаптации к социальным переменам в российском обществе.

4. Игры открытого и закрытого типов (сравнительный анализ).

5. Преимущества и недостатки игрового метода в социологии.

 

II. Литература

1. Алексеева Л.Н. Методология и игротехника в организационно-деятельностных играх // Методологическое и психологическое обеспечение перестройки управленческой деятельности. Уфа, 1987.

2. Баранов П.В.. Сазонов Б.В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности. М., 1989.

3. Дудченко В.С. Инновационные игры. - Таллинн.1989.

4. Дудченко В.С. Инновационные технологии. Учебно-методическое пособие. М., 1996.- 153 с.

5. Дудченко В.С. Основы инновационной методологии. - М., 1996.-68 с.

6. Дудченко В.С., Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии // Социологические исследования 1990.-№ 12.-С. 103-111.

7. Котляревский Ю.Л. Игротехническая культура: предметные реалии и рефлексивное восхождение // Социс. 1995.№2. С.105-117.

8. Котляревский Ю.Л. Игротехническая культура: эффект шагреневой кожи// Социс. 1993.№7.

9. Котляревский Ю.Л., Имитационно- игровая модель как прожективная и экстремальная Среда нормативно - регулируемой человеческой деятельности. // Юрид. вестн. 1994.№1.С.94-97.

10. Ефимов В.М. Имитационная игра для системного анализа управления экономикой. - М., 1988.

11. Жуков Р.Ф. Деловые игры в деле// Экономика и организация промышленного производства.1980. № 9 С. 75- 85.

12. Лапин И.И. Интенсификация инновационных процессов - стратегическая задача теории и практики нововведений // Инновационные процессы - М.. 1982. С.3-21.

13. Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы - М.: Изд-во МГУ.1994.

14. Подшивалкина В.И. Деловые игры как инструмент и изучения общественного мнения// Экономика и социология 1990 № 2 - с. 66 - 70.

15. Социология труда: Учебник / Под ред. Н.И.Дряхлова, А.И.Кавченко, В.В. Щербины М.: Изд-во Моск. ун-та. 1993. С.272.-284.

III. Вопросы для самопроверки

1.Что понимается под игровым методом в социологии?

2.Каково назначение оргдеятельностных, оргмпыслительных и деловых игр?

3.Как игровые методики позволяют выявить многообразие позиций, с одной стороны, и реально преобладающую точку зрения, с другой.

4.В чем сходство и различие игровых методов и методов опроса?

5.Как используются игровые методы на этапе подготовки рекомендаций и предложений?

6.В чем заключаются 4 следующих "эффекта", достигаемые при применении деловой игры:

- эффект форума;

- эффект резиденциальности;

- эффект обмена;

- эффект игротехники?

7.Каким образом сами участники игры могут способствовать выработке управленческих решений?

8.Что представляет собой инновационная игра (ИНИ)?

9.Каких результатов можно достичь с помощью инновационной игры?

10.Какие результаты должны быть достигнуты в ходе проведения инновационных игр?

IV. Другие формы работы

1.Проанализируйте следующие понятия: игровой метод, игровая методика, исследовательские, производственные, учебные, деловые. Оргмыслительные (ОМИ), инновационные (ИНИ), оргдеятельностные (ОДИ), рекреационные игры, имитационные игры (ИМИ), игры открытого, смешанного и закрытого типов.

2.Охарактеризуйте возможности игровых методов по следующим направлениям:

- использование игр для сбора социологической информации;

- использование игр для выработки установок на их получение и использование в профессиональных кругах;

- применение игр для формирования механизмов конструктивного разрешения социальных проблем;

- использование игр на этапе подготовки исследования при формулировании проблем;

- применение игр при разработке инструментария при использовании опросного метода;

- использование игрового метода как инструмента изучения общественного мнения;

3.Раскройте принципы системного, ситуационного, деятельностного и инновационного подходов, на которых основана технология группового решения проблем используемая в инновационной игре?

4.Раскройте принципы, на которых основывается организация инновационной игры:

- системность;

- коллективная ответственность консультантов и заказчиков за организацию и результаты игры;

- единоначалие руководителя игры;

- самопрограммирование;

- саморазвитие;

- принцип контролируемой борьбы;

- принцип развивающего обучения.

5.Расскажите, в чем заключаются технологии:

- распредмечивания;

- проблематизации;

- целеполагания;

- самоопределения;

- рефлексии.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!