Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема 23. документальные Источники



 

1. Понятие документа в социологии.

2. Понятие достоверности и правила работы с документами.

 

Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений

 

1. Применение документального анализа при исследовании проблем российской семьи.

2. Использование документальных источников при исследовании социально- демографических процессов в России и в Туле.

3. Использование статистических документов при построении моделей динамики населения Тульской области.

 

II. Литература

 

1. Добреньков В. И., Кравченко А. И, Методы социологического исследования: Учебник.- М.: Инфра – М, 2004.-768 с.- (Классический университетский учебник) Раздел IV, гл. 2.

2. Капитонов Э.А. Социология. Ростов - на Дону. Из-во "Феникс", 1996.-

12 с.

3. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. М., 1995.

 

III. Вопросы для самопроверки

 

1. Что называют документов в социологии?

2. Почему для социолога является важной проблема достоверности документов?

3. Всегда ли возможно соблюдение правил работы с документами?

4. К каким последствиям могут привести нарушения правил работы с документами?

 

IV. Другие формы работы

1. Назовите основные правила работы с документами.

2. Обоснуйте и опишите используемые в рамках проектов, разработанных индивидуально или в подгруппах статистические, безличные и другие виды документов.

3. Составьте таблицу классификации видов документов по различным основаниям.

 

Тема 24. Традиционный анализ документов.

 

1. Традиционный анализ документов: специфика метода

2. Традиционный анализ документов как интенсивный анализ.

 

Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений

1. Применение анализа документов в процессе изучения девиантного поведения молодежи (на материалах конкретного социологического исследования).

2. Документальная база социологии

 

II. Литература

1. Добреньков В. И., Кравченко А. И, Методы социологического исследования: Учебник.- М.: Инфра – М, 2004.-768 с.- (Классический университетский учебник) Раздел IV, гл. 2.

2. Капитонов Э.А. Социология. Ростов - на Дону. Из-во "Феникс", 1996.-12 с.

3. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. М., 1995.

 



III. Вопросы для самопроверки

1. Когда целесообразно использовать традиционный анализ документов?

2. Каковы преимущества традиционного анализа документов?

3. Каковы недостатки традиционного анализа документов?

4. Можно ли традиционный анализ документов использовать в качестве единственного метода исследования?

5. Какие необходимые данные следует указать, приступая к анализу документальных материалов?

 

IV. Другие формы работы

1. Обоснуйте необходимость использования тех или иных видов документов в процессе проведения исследований по следующим темам. Назовите возможные конкретные документы.

1.1. Социальное положение семьи в тульском регионе.

1.2. Девиантное поведение молодежи: наркозависимость и правонарушения.

1.3. Социальная адаптация молодежи Тульской области.

1.4. Социально-демографическая ситуация в Тульской области.

2. Дайте классификацию методов анализа документов.

 

Тема 25. Контент-анализ

 

1. Контент-анализ: процедура и способы обеспечения надежности информации.

2. Преимущества и недостатки метода.

3. Создание кодированного бланка.

 

Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений

1. Инструментарий контент-анализа

2. Контент-анализ как метод исследования (на примере исследования конкретной проблематики)

3. Пути повышения надежности данных контент-анализа

 

II. Литература

1.Капитонов Э.А. Социология. Ростов - на Дону. Из-во "Феникс", 1996.- 12 с.

2.Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. М., 1995.

3.Манаев О.Г. Опыт контент-анализа альтернативной прессы Белоруссии. // Социс.1991. №8. С. 32-44.

 

III. Вопросы для самопроверки



1. Когда целесообразно применять контент-анализ?

2. Когда не целесообразно применять контент-анализ?

3. Можно контент-анализ применять в качестве единственного метода исследования?

4. Что может выступать в виде единиц анализа и единиц счета?

7. Когда единицы анализа и единицы счета могут совпадать?

8. Какие трудности возникают в процессе применения контент-анализа?

9. Что такое интеркодирование?

10. Чем содержательный контент-анализ отличается от структурного?

 

IV. Другие формы работы

1.Проиллюстрируйте примерами из индивидуальных или групповых исследовательских программ следующие понятия: документ, целевые, наличные, иконографические, статистические, официальные, неофициальные, личные, безличные, информационные, регулятивные, первичные, вторичные документы, достоверность документа, традиционный анализ, контент-анализ, единицы анализа, единицы счета, квантификация текстов, главные и второстепенные единицы счета, формализованный метод, кодировочные карточки, классификатор.

2. Осуществите контент-анализ тульских газет по тематике исследований "Социальная адаптация молодежи к общественным переменам в России" и "Политическая ситуация в тульском регионе" (Группа разбивается на две подгруппы, работающие по проблематике этих двух исследований).

3. Разработайте инструментарий для проведения контент-анализа на основе индивидуальных или групповых исследовательских программ.

4. Доработайте задачи, операционализацию понятий в системе объекта и предмета

5. Проведите в рамках индивидуальных или групповых исследовательских программ контент-анализ. Обобщите полученные результаты

 

Тема 26. Наблюдение

1. Понятие наблюдения и его типы.

2. Наблюдатель и наблюдаемый процесс.

3. Пути повышения надежности данных наблюдения.

4. Место наблюдения среди других методов сбора данных.

 

Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений

1. Неструктурализованное наблюдение как качественный метод сбора данных в исследовании социальной адаптации студентов.

2. Статистическое наблюдение и его использование в социальнодемографических исследованиях.

3. Использование статистического наблюдения в маркетинговых исследованиях.

4. Применение структурализованного наблюдения в изучении политической ситуации в регионе.

5. Разработка индикаторов поведения объекта наблюдения (на примере конкретного исследования).

6. Использование включенного наблюдения для изучения социальной адаптации иностранных студентов ТулГУ.

 

II. Литература

1. Алексеев А.Н. Социальные нормы производственной организации и жизненная позиция личности. Из опыта экспериментальной социологии. Томск, 1982.

2. Биаюков П.В., Савельев Е.В. Метод структурированного наблюдения при оценке работы городского транспорта. // Социс. 1991.

3. Горяновский А. Украсть можно все: результаты включенного наблюдения.// Социс.1990 - №2.

4. Ряжских И.А. Опыт использования включенного наблюдения для изучения жизни производственного коллектива. // Социс. - 1985. - №3.

III. Вопросы для самопроверки

1. Что называют наблюдением в социологии?

2. Чем научное наблюдение отличается от обыденного? Поясните, в чем заключается процедура наблюдения.

3. Какова задача бесструктурного наблюдения?

4. В каких случаях применяют структурализованное наблюдение?

5. Что такое индикатор свойств и характеристик наблюдаемого объекта? Приведите возможные примеры индикаторов характеристик изучаемого объекта, сформулировав тему КСИ.

6. В каких случаях оправдано вмешательство наблюдателя в изучаемые процессы?

7. Что такое соучаствующее наблюдение?

8. Каким образом можно повысить надежность данных, получаемых методом наблюдения?

9. Каковы преимущества наблюдения?

10.Какими субъективными и объективными причинами вызваны недостатки метода?

11.Можно ли использовать наблюдение как самостоятельный метод сбора данных?

IV. Другие формы работы

1. Раскройте смысл следующих понятий: простое бесструктурное (неструктурализованное), контролируемое (структурализированное), включенное, невключенное, (полувключенное) открытое, скрытое, лабораторное, полевое наблюдение, карточка наблюдения, бланк наблюдения.

2. Проиллюстрируйте эти понятия конкретными примерами из исследований

3. Представьте типологию наблюдения.

4. Назовите, какие из этих видов наблюдения следует применять в разведывательных, описательных и экспериментальных исследованиях.

5. Заполните следующую таблицу, отражающую применение метода наблюдения зарубежными и отечественными исследователями.

№ п./п.   Фамилия, имя, отчество исследователя Временной период, в который проходило исследование     Что наблюдали?     Результаты наблюдений
         

6. Назовите примерные ориентиры простого (бесструктурного) наблюдения, применяемого при отсутствии четких гипотез, при осуществлении исследования по формулятивному плану.

7. Определите эти ориентиры для использования наблюдения в проведении конкретного социологического исследования по теме “ Трудовая деятельность работников акционерных предприятий г. Тулы”

8. Назовите понятие, применяемое в качестве эквивалента понятию "наблюдение в маске".

9. Разработайте карточку наблюдателя для проведения исследования по теме "Социальная адаптация студентов к общественным переменам в России".

10.Разработайте карточку наблюдателя для проведения исследования по теме групповых или индивидуальных исследовательских проектов.

11. Раскройте суть ошибки Гилфорда.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!