Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема 17. Фокусированное групповое интервью



(фокус- группы)

1. Особенности фокусированного группового интервью и сравнение его с другими типами интервью.

2. Формирование групп для проведения фокусированного группового интервью.

3. Создание комфортной обстановки для проведения фокус-групп.

4. Модератор и его стиль работы.

 

Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений

1. Использование фокус-групп для изучения социальной стратификации молодежи.

2. Описание проведения фокус-группы (с разработкой авторской методики).

3. Информация, полученная методом фокус-групп и стандартизированным интервью: сравнительный анализ (на примере КСИ).

4. Влияние стиля модераторы на поведение фокус-групп.

5. Принципы формирования фокус-групп в зависимости от цели и задач исследования.

II. Литература

1. Белановский С.А. Метод фокус-групп. - М.: Магистр. 1996.

2. Белановский С.А. Свободное интервью как метод социологического исследования// Социология 4 М. - 1991. Т.2.

3. Белановский С. А. Социологическое интервью: проблемы прогнозирования. - М.: 1991. №№ 1, 2. 3.

III. Вопросы для самопроверки

1. Один из ключей к хорошему качественному исследования заключается в искусстве задавать вопросы “Почему”? Какие требования надо соблюдать в процессе постановки вопросов “Почему”?

2. В чем заключается техника активного слушания?

3. Навыки активного выслушивания существуют на двух уровнях: уровне несловесного поведения и техники открытого приглашения к беседе

Поясните, в чем заключается последний уровень?

4. Какое значение несут следующие манеры эффективного несловесного поведения модератора:

- поддерживает хороший зрительный контакт;

- сидит лицом к говорящему;

- слегка наклоняется к собеседнику;

- остается в относительной расслабленности;

- хорошее качество речи - тон голоса, интонации, акценты.

5. Как необходимо организовать физическое пространство для проведения фокус-групп?

6. Почему в процессе проведения фокус - групп модератору нужно различать “открытые” и “закрытые “вопросы?

7. Когда следует задавать открытые, а когда закрытые вопросы?

8. Какими требованиями нужно руководствоваться при выборе модератора?

IV. Другие виды работы

1. Фокус - группу называют группой особого типа. Поясните, чем она отличается от других социальных групп.

2. Назовите “показатели” хорошего и плохого зрительного контакта.



3. Расскажите, в чем выражается хорошие и плохие позы модератора

4. Перечислите деструктивные стили модератора. Расскажите, в чем выражается проявление этих стилей.

5. Укажите, какие вопросы открытые, а какие закрытые:

 

Пример. Открытый Закрытый
1. У вас большая семья?    
2. Что вы думаете о своей новой работе?    
3. Вы можете побольше рассказать об этой идее?    
4. Услугами какой телефонной компании вы пользуетесь?    
5. Что повлияло на ваше решение?    
6. Вам нравятся электронные телефоны?    
7. Когда вы приобрели свой автомобиль?    
8. Как это произошло?    
9. Каков объем проданной продукции в этом квартале?    
10.Вы не приведёте пример?    
11.Что бы вы хотели сделать после этого?    

 

 

Тема 18. Экспертный опрос

1. Специфика метода экспертного опроса. Критерии отбора экспертов.

2. Функции экспертной оценки: прогнозная, диагностическая оценка степени достоверности массовых опросов.

 

Понятия:эксперт, экспертный опрос, экспертный лист, экспертная оцен­ка, компетентность эксперта, самооценка экспертов, коллективная оценка экс­пертов, индексы компетентности, дельфийская техника.

 

II. Литература

1. Бесстужев-Лада И. В. Основные этапы разработки прогнозов; К комплексной методике социального прогнозирования. // Социс. 1982. № 1.

2. Гордон Л. А., Чертихина Э. С. Экспертная оценка гипотез при изучении перспектив развития образа жизни. // Социс. 1983. № 2.

3. Как провести социологическое исследование. /Под ред. М. К. Горшкова, Ф.Э. Шереги.- М.: Политиздат, 1990. - 288 с.



4. Молодежь Тульского региона: социологический аспект. Тула, 1995.

5. Чередниченко В. В. Применение экспертных оценок в социологических ис­следованиях. // Социологические исследования, 1981. №. 3. С. 139-146.

6. Экспертные оценки в социологических исследованиях. Киев - 1990.

III. Вопросы и задания

1. Кто для социолога является экспертом?

2. В массовых опросах источником социологической информации, дающей оценку различным сторонам объекта, выступают представители этого же объекта. Может или не может эксперт выступать в качестве представителя объекта? Докажите свою точку зрения.

3. Назовите важнейшие критерии отбора экспертов.

4. Представьте себе, что эксперт Х имеет специальное образование по исследуемой теме, но не имеет стажа работы. Включите ли Вы его в список экспер­тов или нет? Пример: эксперт имеет образование по специальности "политолог", исследуемая Вами тема: "Политические процессы в Тульском регионе", но он совсем не имеет стажа работы. Включите ли Вы его в список экспертов или нет?

5. Каков центральный критерий отбора экспертов?

6. Покажите, как можно рассчитать совокупный индекс самооценки экспертов на основании оценки их своих знаний, опыта и способностей.

7. Индекс компетентности экспертов колеблется от 0 до 1. Какое минимальное допустимое значение индекса является достаточным основанием для включе­ния эксперта в группу?

8. Расскажите о методе коллективной оценки экспертов. Когда он может при­меняться?

9. Что называют экспертной оценкой?

10.Назовите основные функции метода экспертной оценки. Приведите приме­ры реализации экспертами этих функций.

11.Преподаватель знакомит с одной из методик групповой оценки личности -методикой Утюжниковой, применяемой для диагностики деловых и личностных качеств руководителей и специалистов. Используя комплекс качеств из заранее разработанного экспертного листа, студенты рассчитывают средний балл по каждому качеству и строят график личностного профиля руководителя X. Время работы 50 мин.

12.Домашнее задание: проанализировать график личностного профиля, осуществить прогноз успешности управленческой деятельности и выдать рекомендации по развитию уровня качеств, попавших в номинальную зону.

13.Раскройте сущность метода Дельфи. Когда он применяется?

14.Проведение ролевой игры "Круглый стол". Перемены в России: состояние и прогноз. Давайте представим, что все мы эксперты. Наша задача состоит в том, чтобы оценить происходящие перемены в России и осуществить прогноз развития социальных процессов. Для этого мы организуем заседание "круглого стола". Его тема "Перемены в России: состояние и прогноз". Разделим всю группу на несколько подгрупп.

1-я группа - это "генераторы идей". Они будут осуществлять диагностику состояния общества и выдвигать различные идеи.

2-я группа - это "регуляторы", которые следят за тем, чтобы полемика не приобретала хаотический характер и не переходила во взаимную оценку мнений друг друга.

3-я группа - это "селекторы", они отбирают наиболее важные идеи "генераторов".

4-я группа - это "стимуляторы", которые формулируют различные предложения и побуждают "генераторов" к выработке оценок.

Количественный состав каждой группы - 5-6 чел. В роли "президента круглого стола" выступает преподаватель. Время работы - 1.5 часа. Заседание проходит по специально разработанному сценарию. Студентам заранее выдаются домашние задания по выполнению ролей.

 

IV. Тематика курсовых работ

1. Использование экспертной оценки при диагностике социальной ситуации в России.

2. Применение экспертной оценки при прогнозировании социальных процессов.

3. Использование экспертного опроса при диагностике девиантного поведения молодежи.

4. Групповая оценка личности. (Сравнительный анализ существующих мето­дик ГОЛ).

5. Применение экспертного опроса в комплексе с другими методами. (на при­мере конкретного исследования).

Тема 19. Телефонный опрос

 

1. Особенности телефонного опроса

2. Преимущества и недостатки телефонного опроса

3. Проблемы репрезентативности

4. Радиотелевизионные опросы, репрезентативность радиотелефонных опросов.

Самостоятельная работа

1. Подготовка сообщений

1. Анкетирование, интервью и телефонный опрос (сравнительный анализ)

2. Телефонный опрос: преимущества и недостатки метода.

II. Литература

Мягков А.Ю. Обеспечение анонимности в социологическом опросе (аналитический обзор зарубежных исследований)// Социс. - 1999. - № 5. - С.107-114.

Мягков А.Ю. Опросные методы сбора данных: предпочтения респондентов// Социс. - 2000. - № 8. - С.98-109.

 

III. Вопросы для самопроверки

 

1. Какой главный методический недостаток телефонного опроса?

2. Какие существуют препятствия для применения телефонного опроса?

3. Какие виды телефонного опроса вы знаете?

4. Какой инструментарий, применяемый для телефонного опроса вы знаете?

5. Можно ли включать неограниченное число вопросов в вопросник для

телефонного опроса?

6. Можно ли включать различные виды вопросов в вопросник для

телефонного опроса?

7. Какие методы выборки применяются в телефонном опросе?

 

IV. Другие виды работ

1. Разработайте бланк для проведения телефонного опроса в рамках групповых или индивидуальных проектов.

 

Тема 20. Почтовый опрос

 

1. Преимущества и недостатки и границы использования метода

2. Новые технологии проведения почтового опроса

 

Самостоятельная работа

1. Подготовка сообщений

1. Почтовый и прессовый опрос (сравнительный анализ) (1 час).

2. Опрос через сеть Интернет (зарубежный и отечественный опыт).

 

II. Литература

Филиппова Т.В. Социология в Интернете// Социс. - 2000. - № 5. - С.131

 

III. Вопросы для самопроверки

 

1. Какой главный методический недостаток почтового опроса?

2. Какие существуют препятствия для применения почтового опроса?

3. Какие виды почтового опроса вы знаете?

4. Возврат анкет по обычной почте происходит быстрее или медленнее, чем по электронной?

5. Какой инструментарий, применяемый для телефонного опроса вы знаете?

6. Можно ли включать неограниченное число вопросов в вопросник для

почтового опроса?

7. Можно ли включать различные виды вопросов в вопросник для

почтового опроса?

8. Какие методы выборки применяются в почтовом опросе?

 

IV. Другие виды работ

1. Разработайте бланк для проведения почтового опроса в рамках групповых или индивидуальных проектов

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!