Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема 14 Вопрос в социологическом инструментарии. 1. Вопрос как инструмент коммуникации



 

1. Вопрос как инструмент коммуникации.

2. Перевод вопроса на язык респондента.

 

Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений

1. Комплекс различных видов вопросов - средство повышения надежности и достоверности информации.

2. Открытые и закрытые вопросы: анализ методик исследования

3. Принципы построения анкеты и динамика развертывания опроса (на примере самостоятельно разработанной анкеты)

4. Пилотаж анкеты (на примере конкретной методики)

5. Прямые и косвенные вопросы (анализ методик исследования).

 

II. Литература

1. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. - М.: Триволас, 1998.

3. Добреньков В. И., Кравченко А. И, Методы социологического исследования: Учебник.- М.: Инфра – М, 2004.-768 с.- (Классический университетский учебник)

4. Основы прикладной социологии / Под ред. Ф.Э.Шереги, М.К.Горшкова. - М., 1996.

 

III. Вопросы для самопроверки

1 Любая ли информация о различных сторонах жизни людей может быть получена при помощи вопросов?

2. От чего зависит в первую очередь надежность и достоверность ответов?

3. Какие основные требования предъявляются к лексике вопроса?

4. Можно ли смешивать программные вопросы и вопросы, обращенные к респондентам? Аргументируйте свою точку зрения.

5. Каковы преимущества и недостатки закрытого вопроса?

6. Каковы преимущества и недостатки открытого вопроса?

7. В чем заключается техника «воронки»?

 

IV. Другие виды работ

1. Расскажите о требованиях к закрытым вопросам о статусе.

2. Назовите факторы, от которых зависит оценка уровня компетентности респондента.

3. Проиллюстрируйте на примерах анкет. Разрабатываемых в подгруппах Ии индивидуально технику «воронки»

4. Приведите примеры вопросов на интенсивность мнений.

5. Поясните, как вы понимаете асимметрию позитивного и негативного полюсов оценок.

6. Сформулируйте 3 основных правила, которыми следует руководствоваться при подготовке вариантов ответа в закрытом вопросе.

7. Назовите главный недостаток открытых вопросов.

 

Тема 15. Виды вопросов

1. Классификация видов вопросов.

2. Использование различных видов вопросов - важнейший способ повышения надежности информации.

3. Конструкция вопроса и интерпретация ответа.

 

Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений

1. Открытые и закрытые вопросы: анализ методик исследования



2. Прямые и косвенные вопросы( анализ методик исследования)

3. Задачи исследования и программные вопросы.

4. Условия применения функциональных вопросов.

 

II. Литература

1.Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы. – М., 1987

2.Бади Б.Ш., Малинкин А.Н. Уровни практического сознания и стиль жизни: проблема интерпретации ответов респондента// Социс. - 1982.- № 3.

3.Бутенко И.А. “Нет ответа” Анализ методической ситуации на страницах журнала Public Opinion Quaoterly // Социс. - 1986. - № 4.

4.Клюмина Н.А. Причины, вызывающие отказ от ответа. // Социс.- 1990 - №1.

 

III. Вопросы для самопроверки

1. В какой форме (открытой или закрытой) следует задать вопросы о социально- демографическом положении респондентов? Аргументируйте свою точку зрения?

2. Согласны ли вы с тем, что “паспортичку “ лучше помещать в конце анкеты (бланка интервью)?

3. Допустимо ли применение в анкете вопросов типа “ Почему вы так думаете?”, “ Если да, то почему?” Обоснуйте свою точку зрения.

4. С какой целью применяются проективные вопросы?

5. Каково назначение функциональных вопросов?

 

IV. Другие виды работ



1. Проиллюстрируйте примерами следующие понятия: закрытый и открытый вопросы, вопрос- фильтр, прямые и косвенные вопросы, личные и безличные вопросы, основные и контрольные, ретроспективные вопросы, вопросы- ловушки, вопросы "глушители", проективные, функциональные, программные вопросы, постадийное развертывание вопросов.

2. Перечислите требования к вопросам о фактах и событиях

3. Приведите примеры вопросов –"ловушек". С какой целью они могут быть использованы в анкете?

4. Сформулируйте наводящие вопросы. В чем состоит их опасность?

5. Приведите пример прямого вопроса и переведите его в косвенный.

6. Сформулируйте функциональный вопрос.

7. Приведите пример вопроса «меню»

8. Приведите пример вопроса «кафетерий»

9. Приведите пример вопроса «глушителя»

 

Тема 16. Интервью

1. Особенности, преимущества и недостатки интервью.

2. Эффект интервьюера. Создание сети интервьюеров.

3. Разновидности интервью.

4. Стандартизированное интервью.

 

Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений

1. Применение стандартизированного интервью при изучении семейных про­блем тульских женщин (из опыта участия в исследовании)

2. Применение стандартизированного интервью в маркетинговых исследова­ниях.

3. Использование стандартизированного интервью при изучении политической ситуации в регионе.

4. Инструментарий в процессе проведения стандартизированного интервью (на примере конкретной методики).

5. Формирование сети интервьюеров. Эффект интервьюера.

6. Интервью и анкетирование (сравнительный анализ методов).

 

II. Литература

1. Белановский С.А. Социологические интервью. // Проблемы прогнозирова­ния. - М., 1991. №№ 1,2,3.

2. Бутенко И.Н. Стандартизированное интервью и новые технологии. // Социс- 1997 - №11. - С. 100-105.

3. Бурлуцкая М.Г., Петрова Л. Б. Стандартизированное интервью: проблемы организации. // Социс- 1997- № 10- С. 131-137.

4. Жабский. Принципы стандартизированного интервью. // Социс – 1985 –

№ 3.

5. Иванов Б.А. Беседа как метод исследования. // Социс- 1989- № 4.

6. Маслова О.М., Мосичев А. В. Ситуации интервью, методические проблемы и опыт относительного исследования // Социологические очерки. Ежегодник. - М., 1990. Вып. 2.

7. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью // Пер. с англ. Под ред. С.А. Белановского.- М., 1991.

8. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Отв. ред. Андреенков В.Г., Маслова О.М. - М., 1990.

9. Организационно-методические проблемы социологического опроса. Ред. совет В. П., Иванов В. Н. М., 1986.

10. Пагосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической инфор­мации. - Ереван, 1985.

11. Практикум по социологии. Нечаев В.Н. М., 1992.

III. Вопросы для самопроверки

1. Какие виды интервью вы знаете?

2. Какие виды интервью с применением технических средств вы знаете?

3. Чем обусловлено применение тех или иных видов интервью?

4. Почему интервью в отличие от анкетирования в отечественной социологии не получало до начала 80-хх гг. 20 века широкого применения?

5. Деятельность представителя какой профессии похожа на деятельность со­циолога, применяющего

а) клиническое интервью-

б) фокусированное интервью?

6. В чем особенности группового стандартизированного интервью?

7. С какой целью часто применяются карточки в процессе проведения стан­дартизированного интервью?

 

IV. Другие виды работ

1. Раскройте суть следующих понятий: интервью, клиническое, свободное, глубокое интервью, фокус-группы, фокусированное интервью, стандартизированное интервью. Обоснуйте целесообразность использования интервью в целом и каждого из перечисленных видов.

2. Расскажите о требованиях, предъявляемых к интервьюерам, о том, как про­исходит их поиск.

3.Раскройте суть клинического интервью.

4. Опишите основные проблемы, возникающие при проведении стандартизи­рованного интервью

а) по месту жительства;

б) по месту работы;

в) по месту учебы.

5. Расскажите о стандартизированных интервью с применением телефонов и компьютеров.

6. Разбейтесь на пары, используя бланк интервью исследования "Семейные проблемы и современная женщина", проиграйте в парах процедуру индивиду­ального стандартизированного интервью в следующих ситуациях:

- респондент отказывается от участия в опросе, но вы его убеждаете, используя различные доводы;

- респондент невнимательный, торопится.

Остальные студенты выступают в качестве экспертов и фиксируют недостатки и преимущества проведения интервью.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!