Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ



ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ СИЛОВЫХ АГРЕГАТОВ И ТРАНСМИССИЙ

 

Методические указания по выполнению лабораторных работ студентами

всех форм обучения

направления 190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

 

Краснодар


 

Составитель: ст. преп. Е.С. Федотов

 

 

Техническая эксплуатация силовых агрегатов и трансмиссий: методические указания по выполнению лабораторных работ студентами всех форм обучения направления 190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов / Кубан. гос. технол. ун-т; сост. Е.С. Федотов, - Краснодар, 2014. - 50 с. Режим доступа: http://moodle.kubstu.ru (по паролю).

 

 

Разработаны методические указания по выполнению лабораторных работ студентами всех форм обучения, приведены методики выполнения работ.

 

Рецензенты: д-р техн. наук, проф. Кафедры МиА Ю.Д. Шевцов

 

 


 

 

Содержание

 

Введение
Правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ
Лабораторная работа №1. Определение состояния коленчатого вала двигателя легкового автомобиля………………………………………….  
Лабораторная работа №2. Устройство и возможные неисправности системы охлаждения двигателя ……………...............................................  
Лабораторная работа №3. Проверка состояния цилиндропоршневой группы с помощью переносного пневматического прибора …………...  
Лабораторная работа №4. Основные неисправности сцепления и методы их устранения …………………………………………………………..  
Лабораторная работа №5. Основные неисправности коробок передач и методы их устранения ……………………………………………………...  
Лабораторная работа №6. Устройство, возможные неисправности и регулировка главной передачи ……………………….…………………..…..  
Лабораторная работа №7. Испытание форсунки на стенде ……………………………………………………………….………………..  
Лабораторная работа №8 Исследование гибридного двигателя………….
Список рекомендованной литературы……………………………………...

 

Введение

Для успешной работы в современных условиях специалист в области эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов должен уметь правильно оценить качество работ в области управления техническими системами, а также безопасность.

Цель занятий: закрепление теоретических знаний, полученных студентами при слушании курса лекций и в процессе самостоятельной работы, приобретение практических навыков диагностирования, технического обслуживания и текущего ремонта автомобиля и навыков исследовательской деятельности.



Задачи выполнения работ: изучение технологии технического обслуживания и текущего ремонта (ТО и ТР) автомобиля, ознакомление с оборудованием и приборами, используемыми в процессе выполнения ТО и ТР, измерение диагностических параметров техсостояния автомобиля с последующим их анализом и в необходимых случаях выполнение регулировочных работ.

 

Выполнение всех лабораторных работ является обязательным для студента. Если занятие пропущено по уважительной причине (болезни), то это занятие студент отрабатывает в часы, согласованные с преподавателем, с другой группой (подгруппой). Выполнение работ студентом в одиночку недопустимо. Лабораторная работа выполняется в три этапа. Первый – самостоятельная подготовка: ознакомление с содержанием лабораторной работы по методическим указаниям, с устройством и принципом работы агрегата узла или системы автомобиля, с технологией его ТО или ТР, с используемым при этом оборудованием и приборами, заготовление необходимых черновых таблиц для записи измеряемых параметров. Для контроля степени готовности следует попытаться ответить на контрольные вопросы, содержащиеся в каждой работе. Вопросы, на которые ответы не найдены, записать и задать их преподавателю на занятии перед выполнением работы. Второй этап выполняется во время занятий, предусмотренных расписанием: ознакомление с оборудованием и приборами, измерение необходимых параметров, выполнение регулировок и других операций ТО или ТР. Данные измеряемых параметров заносят в таблицы (черновые заготовки). Третий этап: обработка данных измерений, их анализ, построение графиков, вывод о техсостоянии, составление технологической карты, окончательное оформление отчета о выполненной работе в чистовом варианте; выполняется студентом тоже самостоятельно.



Отчет по каждой лабораторной работе должен содержать:

1) заголовок «Отчет по лабораторной работе № ___»;

2) наименование темы занятия;

3) указание группы, Ф.И.О. студента, даты;

4) указание к какому виду технического воздействия относится тема занятия: ТО-1,ТО-2, ТРп (постовой ТР), ТРц (цеховой);

5) описание порядка выполнения работы и технологии ТО или ТР в текстовой форме или (по указанию преподавателя) в виде подробной или укрупненной технологической карты;

6) при необходимости зарисовки, схемы и пр.;

7) таблицы и отдельные записи измеряемых параметров и, если необходимо, расчеты, графики (при построении графиков нанесение экспериментальных точек, полученных во время испытаний, обязательно);

8) заключение о техсостоянии агрегата, узла или системы до выполнения операции ТО или ТР и после. В заключении должны указываться предполагаемые причины неисправного состояния и рекомендации по приведению автомобиля, агрегата, узла , системы в работоспособное состояние.

 

Правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ

 

К выполнению лабораторных работ студенты допускаются только после прохождения инструктажа по технике безопасности и противопожарным правилам и соответствующего оформления допуска к работе в специальном журнале.

Особое внимание при работе в лабораториях студенты должны обращать на выполнение следующих требований и рекомендаций:

1. При выполнении лабораторных работ следует строго руководствоваться методическими пособиями. Любое отклонение от них возможно только по разрешению преподавателя.

2. При работе с электроприборами следует строго соблюдать все правила, приведенные в описании прибора. Переносить или ремонтировать оборудование, находящееся под напряжением, запрещается.

3. Категорически запрещается оставлять включенные действующие приборы без наблюдения.

4. При выполнении работ повышенной опасности (возможность самовозгорания, взрыва, разбрызгивания горячих и агрессивных жидкостей) необходимо надевать защитный козырек из органического стекла или предохранительные очки.

5. В лаборатории необходимо соблюдать и поддерживать порядок и чистоту. По окончании работы следует выключить электроприборы, обесточить электрощитки на лабораторных столах, убрать рабочее место, закрыть водопроводные краны.

6. Студенты несут личную ответственность за несоблюдение правил и требований по технике безопасности и правил противопожарной безопасности.

Лабораторная работа №1

 

«Определение состояния коленчатого вала двигателя легкового автомобиля».

Цель работы: практическое изучение устройства и взаимодействия деталей кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания. Определить работоспособность одной из базовых деталей.

Теоретическая часть

Основные составляющие кривошипно-шатунного механизма: коленчатый вал, шатуны, пальцы шатунов, шатунные и коренные вкладыши. Назначение кривошипно-шатунного механизма заключается в преобразовании тепловой энергии топливо-воздушной смеси сначала в возвратно поступательное движение поршня, а затем во вращательное движение коленчатого вала. Кривошипно-шатунный механизм работает в условиях высоких динамических нагрузок и как следствие имеет дефекты, образуемые в процессе эксплуатации.

Внешнее проявление неисправностей

Снижение давления масла

Возможная причина - износ вкладышей коренных подшипников.

Метод устранения - замена вкладышей или обработка коленчатого вала под повышенный размер.

Стук в двигателе

Возможная причина - износ коренных и шатунных вкладышей или износ коленчатого вала.

Метод устранения - замена вкладышей или обработка коленчатого вала под повышенный размер.

Одной из наиболее дорогостоящих деталей кривошипно-шатунного механизма является коленчатый вал. Коленчатые валы бывают чугунные и стальные. Кованые коленчатые валы изготавливаются из углеродистых и легированных сталей, а литые – из высокопрочных глобулярных чугунов, из ковких перлитных чугунов и легированных сталей. Чистота поверхности шатунных и коренных шеек не ниже 7-го класса. Коленчатый вал является одной из наиболее дорогостоящих деталей, поэтому наиболее часто встречаемый метод ремонта является «обработка под ремонтный размер, например в таблице 1 приведены номинальные и ремонтные размеры двигателя ЗМЗ –24д ( ЗМЗ-402), устанавливаемого на автомобилях ГАЗ-3110, ГАЗЕЛЬ .

 

 

Таблица 1.1- Номинальные и ремонтные размеры коренных и шатунных шеек коленчатых валов автомобильного двигателя ЗМЗ 24Д.

 

Размеры   Уменьшение диаметра, мм   Диаметр шеек, мм  
        Коренные   Шатунные  
Номинальный     64,000 -63,978   58,000 -57,987  
Ремонтный              
1-й   0,05   63,950-63,930   57,950-57,930  
2-й   0,25   63,750-63,730   57,750-57,730  
3-й   0,50   63,500-63,480   57,500-57,480  
4-й   0,75   63,250-63,230   57,250-57,230  
5-й   1,00   63,000-62,980   57,000-56,980  
6-й 1,25   62,750 -62,730   56,750-56,730  
7-й 1,50   62,500 -62,480   56,500-56,480  
 

 

Практическая часть

Метод проведения диагностики.

Диаметр коренных и шатунных шеек измеряется микрометром в двух взаимно перпендикулярных плоскостях по длине шейки. Шатунные и коренные шейки замеряются микрометром, изображённым на рисунке 1. В двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Соосность коренных шеек проверяем индикатором часового типа изображённым на рисунке 2. В данном случае прогиб составил 0,6 мм - это недопустимо для быстроходных двигателей. Для ликвидации прогиба необходимо выгнуть коленчатый вал до допустимой нормы. Для легковых автомобилей она составляет 0,05 мм.

 

 

 

Рисунок 1.1 - Измерение износа коленчатого вала

 

 

 

Рисунок 1.2 - Измерение прогиба коленчатого вала

 

В качестве испытального образца для проведения лабораторной работы рассмотрен коленчатый вал автомобиля Москвич 412

 

Коленчатый валсоздан из стали, имеет противовесы, которые необходимы для уравновешивания КШМ и уменьшения виюраций.

На коленвале Москвича 412 имеется 5опорных коренных шеек диаметром 60 мм и четыре шатунные шейки, диаметр которых равен 52 мм.

В самом вале также имеются специальные каналы, необходимые для смазки всех движущихся частей детали.

Коренные и шатунные подшипники коленвала имеют сменные тонкостенные вкладыши. Все вкладыши стальные, с одной стороны залиты алюминиевым сплавом.

На переднем конце коленчатого вала двигателяпоследовательно установлены ведущая звездочка привода ГРМ, распорная втулка, ведущая шестерня привода масляного насоса и прерывателя-распределителя, маслоотражатель и шкив для ременного привода водяного насоса и генератора.

На заднем конце коленчатого вала установлен чугунный маховик с напрессованным стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером. Маховик крепится шестью болтами, зафиксированными от отвертывания подгибкой трех стопорных пластин.

Передний и задний концы коленчатого вала, выходящие из блока, уплотнены резиновыми двухкромочными сальниками.

 

 

 

Рисунок 1.3 - Коленчатый вал двигателя "Москвич-412"

1 — храповик, 2 — стопорная шайба, 3 — шкив, 4 — передний сальник, 5 — маслоотражатель, 6 — шестерня привода масляного насоса и прерывателя-распределителя, 7 — распорная втулка, 8 — звездочка привода газораспределительного механизма, 9 — сегментные шпонки, 10 — коленчатый вал, 11 — пробка, 12 — коренные вкладыши, 13 — прокладка, 14 — крышка заднего сальника, 15 — шпилька, 16 — шайба, 17 — гайка, 18 — задний сальник, 19 — штифт кожуха сцепления, 20 — стопорная пластина, 21 — болт, 22 — маховик, 23 — трубчатые штифты, 24 — крышка коренного подшипника, 25 — упорные полукольца, 26 — крышка среднего коренного подшипника.

 

РАЗМЕРЫ ШЕЕК коленчатого вала АЗЛК (ИЖ) 412

 

§ Ремонтные размеры шатунных шеек коленчатого вала (толщина вкладыша/диаметр шейки вала после шлифовки)

Номинальный 1,830-1,823 мм
Уменьшенный на 0,25 мм 1,955-1,948/51,762-51,743 мм
Уменьшенный на 0,5 мм 2,080-2,073/51,512-51,493 мм
Уменьшенный на 0,75 мм 2,205-2,198/51,262-51,243 мм
Уменьшенный на 1,0 мм 2,330-2,323/50,982-50,993 мм

 

§ Ремонтные размеры коренных шеек коленчатого вала (толщина вкладыша/диаметр шейки вала после шлифовки)

Номинальный 1,830-1,823 мм
Уменьшенный на 0,25 мм 1,955-1,948/59,710-59,647 мм
Уменьшенный на 0,5 мм 2,080-2,073/59,460-59,447 мм
Уменьшенный на 0,75 мм 2,205-2,198/59,210-59,197 мм
Уменьшенный на 1,0 мм 2,330-2,323/58,960-58,947 мм

Журнал испытаний

Марка двигателя автомобиля на котором устанавливается коленчатый вал______________________________

 

 

Таблица 1.2 Результаты измерений

 

    1-я   2-я   3-я   4-я   5-я   1-я   2-я   3-я   4-я  
    кор   кор   кор   кор   кор   шат   шат   шат   шат  
Номинальный                  
размер                    
Предельно                    
допустимый                    
Без восстановления                    
                   
                   
                                     
                   
                     
Результаты                                      
замеров                                      
                   
                   
                   
                   

 

Техническое заключение должно содержать информацию о степени изношенности коленчатого вала и о возможности его дальнейшего использования.

Контрольные вопросы.

1. Какие причины приводят к износу коленчатого вала ?

2. Как определяют техническое состояние коленчатого вала?

3. Влияет ли качество моторного масла на ресурс коленчатого вала?

4. Для чего существуют ремонтные вкладыши?

 

 

Лабораторная работа № 2

«Устройство и возможные неисправности системы охлаждения двигателя»

Цель работы: практически изучить устройство и взаимодействие деталей системы охлаждения, подготовить материал к выполне­нию работы по техническому обслуживанию и устранению возможных неис­правностей и составить технологические карты на выполненные работы

 

Содержание занятия

 

При самостоятельной подготовке к занятию:

1) восстановить в памяти знания конструкции системы охлаждения двигателя технологию их обслуживания и ремонта;

2) по методическим указаниям изучить назначение, устройство и принцип работы термостата и метод его проверки;

3) кратко описать методику выполнения работ по ремонту водяного насоса;

4) заготовить черновик (журнала) для записи параметров испытания.

Во время лабораторного занятия:

5) подготовить установку для проверки термостата;

6) заполнить технологическую карту Самостоятельно после выполнения работы:

7) оформить отчет.

Отчет должен содержать: краткие теоретические сведения; схему термостата и установки для его проверки; технологическую карту на ремонт водяного насоса.

 

Краткие теоретические сведения

 

Система охлаждения обеспечивает нормальный тепловой режим работы двигателя, от ее технического состояния в значительной степени зависят экономичность его работы и надежность.

Температура охлаждающей жидкости в системе должна поддерживаться в определенных пределах:

75-98 ºС: для автомобилей ЗИЛ-5301 (двигатель ММЗ-Д245); ЗИЛ-133Г4, ЗИЛ-433420, -433100 (двигатели ЗИЛ-645, -6451); МАЗ-64229, -54323, -54328, -54329 (двигатели ЯМЗ-238Д, -238Б); МАЗ-53371, -5337, -5551, -5433, -54331 (двигатель ЯМЗ-236М2); КамАЗ-5320, -5410, -54112, -5511, -4310 (двигатель КамАЗ-740.10);

75-95 ºС: ЗИЛ-433360 (двигатель ЗИЛ-508-1000404); ЗИЛ-432910 (двига­тель ЗИЛ-0550);

70-90 ºС: МАЗ-63031, -63032 (двигатель ЯМЗ-8425), МАЗ-64221, -54321, -53361 (двигатель ЯМЗ-8421); УАЗ-37411, -39621,

-33031, -3151 (двигатель 4179);

80-95 ºС: ГАЗ-3307, КАвЗ-3976 (двига­тель V-образный 8-цилиндровый);

80-90 ºС: «Волга» ГАЗ-3129, -2410, -3102, -33021 (двигатель ЗМЗ-402);

ПАЗ-3205 (двигатель 5112);.КАвЗ-3275, -3278 (двигатель 672-11-20); УАЗ-3741, -2206, -3303, -3962 (двигатель 4178);

95 ºС: ВАЗ-2121, -21213, -2105, -2107 (двигатель ВАЗ-2103); ВАЗ-2108,

-2109 (двигатель ВАЗ-2108), ВАЗ-1111 «Ока» (двигатель ВАЗ-1111);

80-100 ºС: АЗЛК-2141-01, -2335 (двига­тель 2106-70); АЗЛК-21412-01,

-3352 (двигатель 331.10).

Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя контроли­руется указателем, установленным в ком­бинации приборов в кабине водителя. При загорании контрольной лампы-сигнализа­тора аварийного перегрева охлаждающей жидкости двигатель должен быть останов­лен для устранения причины перегрева,

В качестве охлаждающей жидкости для двигателей автомобилей в основном используют всесезонные жидкости, замер­зающие при низкой температуре (этилен-гликолевые смеси) - Тосол-А40М и Тосол-А65М, в зависимости от климати­ческих условий. Эти жидкости обладают антикоррозионными, антивспенивающими свойствами и растворяют накипь, что явля­ется важным свойством для эксплуатации автомобилей. Они имеют высокий коэффи­циент теплового расширения.

Из приведенных в табл. 2.1 данных видно, что температура кристаллизации охлажда­ющей жидкости с понижением плотности повышается.

 

Таблица 2.1 - Температура кристаллизации охлаждающей жидкости

 

Объемное соотношение, %   Температура кристаллизации, ºС  
Тосол-АМ   Дистиллированная вода  
    -65 -40 -35 -25  

 

Указанные жидкости голубого цвета без запаха -ядовиты, и поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с ними во избежание ожогов кожи и разъедания одежды. При попадании даже небольшого количества такой жидко­сти в организм человека может произойти тяжелое отравление.

Необходимо избегать попадания в сис­тему охлаждения двигателя бензина, керо­сина, масла и т.п., так как в их присутствии охлаждающая жидкость сильно вспенива­ется и выплескивается из системы.

Следует знать, что добавлять обычную же­сткую воду в Тосол не допускается, потому что каждый грамм содержащихся в ней солей нейтрализует такое же количество присадок, препятствующих коррозии металлов.

В процессе работы уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения может понижаться из-за испарения воды. Концентрат Тосол-АМ не испаряется, так как его температура кипения не ниже +170 ºС. Поэтому при понижении уровня жидкости в систему добавляют дистиллированную или «мягкую» воду. При понижении уровня жидкости из-за утечки в систему нужно долить охлаждающую жидкость того же состава.

Уровень заливаемой жидкости в систему охлаждения двигателей автомобилей должен быть:

ЗИЛ-433100, -13354, -433420 - контро­лируется специальным краном на расширительном бачке;

ЗИЛ-433360, -432910 - до нижнего тор­ца горловины радиатора;

ЗИЛ-5301 - до контрольного отверстия расширительного бачка;

КамАЗ-5320, -53212, -5410, -54112,-5511 - выше крана контроля уровня расширительного бачка, но не выше 2/3 высоты бачка (в радиаторе выше охлаждающих трубок на 20-30 мм);

МАЗ-53371,-5337,-54331,-5551,-5433, -64229, -54328, -54329, -54323 - проверяют через горловину пробки на расширительном бачке. Минимальный уровень охлаждающей жидкости должен быть 10 мм от днища расширительного бачка;

МАЗ-64221, -54321, -63031, -63032, -53361 - контролируется визуально по наличию жидкости в прозрачной полиамидной трубке, расположенной на расширительном бачке. Минимальный уровень должен быть не ниже нижнего края расширительного бачка;

УАЗ-3151, -31512, -3741, -3962, -2206, -3303 - в радиаторе выше торцов охлаждающих трубок, в расширительном бачке на 3-4 см выше метки «Мт».

ЛАЗ-4273 - контролируется по стеклян­ной трубке и меткам «Мin» и «Мах» на расширительном бачке;

ЛАЗ-4207 - нормальный уровень охлаждающей жидкости должен находится между метками «Мin» и «Мах» и при этом объем жидкости в расширительном бачке должен быть не более 1/2 его вместимости;

КАвЗ-3275, -32752, -327501, -327521, -3278 - уровень залитой в радиатор жидкости должен быть не выше чем 59 мм над верхними торцами охлаждающих трубок;

ГАЗ-3307 - уровень жидкости в радиаторе должен быть на 53-59 мм выше верхних торцов охлаждающих трубок;

ГАЗ-33021 - в расширительном бачке на холодном двигателе должен быть по метке «Min» или выше ее на 3-5 см;

ВАЗ-2121, -21213, -2105, -2107-уровень жидкости в расширительном бачке должен быть всегда выше метки «Мin» на 3-4 см;

ВАЗ-2108, -2109, -1111 «Ока» - уровень жидкости должен быть на 25-30 мм выше метки «Мin», нанесенной на корпус расши­рительного бачка;

АЗЛК-2141-01, -21412-01, -2335, -23352 - уровень должен быть на 0-10 мм ниже сварного шва верхней и нижней половин расширительного бачка;

Так как Тосол имеет высокий коэффициент теплового расширения и его уровень в расширительном бачке значительно меняется в зависимости от температуры, проверку ее уровня рекомендуется проводить при температуре в системе +15-20 'С.

Запрещаются пуск и кратковременная работа двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления ее остатка из системы, так как это может привести к разрушению уплотнительных колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладки головки цилиндров и короблению головки.

При перегреве охлаждающей жидкости надо открывать пробки радиатора и расширительного бачка осторожно, так как при этом возможно выбрасывание горячей жидкости из горловины.

При заливке охлаждающей жидкости в систему необходимо открыть кран контроля уровня на расширительном бачке, пробку радиатора, сливные краны радиатора и блока цилиндров и закрыть их после появления из них жидкости. В радиаторе уровень охлаждающей жидкости должен достигать нижнего торца его горловины.

После пуска двигателя и его работы в режиме холостого хода около минуты нужно проверить уровень жидкости в радиаторе и при необходимости долить ее.

Если требуется слить жидкость из системы охлаждения, нужно снять пробку радиатора и открыть сливные краны радиатора, блока цилиндров и отопителя. При наличии предпускового подогревателя открыть краны котла, насосного агрегата. После полного слива жидкости у автомобиля на стоянке спускные краны надо оставить открытыми. Воду при сливе ее из системы охлаждения надо собрать и использовать вновь. При замерзании кранов в открытом положении закрывать их нужно после заливки в систему жидкости в процессе прогрева двигателя, когда она потечет из кранов. Необходимо систематически следить за состоянием всех уплотнений, не допускать течи жидкости из системы охлаждения.

Заливать холодную жидкость в горячий двигатель нельзя, так как это может привести к образованию трещин в рубашке охлаждений блока цилиндров.

Необходимо помнить, что частая смена воды в системе охлаждения ускоряет процессы коррозии и образования накипи.

В летнее время нужно следить за чистотой сердцевины радиатора системы охлаждения. При засорении сердцевины ее следует прочистить струёй воды или сжатого воздуха, направленной на сердцевину со стороны вентилятора. Для удаления из системы охлаждения накипи, ржавчины, осадков промыть систему охлаждения. Систему охлаждения необходимо промывать после обкатки нового автомобиля и два раза в год при сезонных ТО. При незначительном отложении накипи систему охлаждения промывают чистой водой.

Двигатель и радиатор. Сначала нужно промыть двигатель, а затем радиатор, направляя поток промывочной воды обратно циркуляции охлаждающей жидкости в двигателе. Перед этим с двигателя снять термостаты, вывернуть из блока цилиндров и радиатора сливные краны, отсоединить трубопроводы, идущие к расширительному бачку, и закрыть отверстия пробками.

Промывать двигатель следует до тех пор, пока сливаемая вода не станет совершенно чистой. Затем устанавливают трубопроводы, соединяющие двигатель с радиатором и расширительным бачком. После этого направляют из шланга воду под сильным напором в отверстие патрубка термостата и прекращают подачу лишь после того, как из отверстий сливных кранов потечет чистая вода, без примесей. Перед установкой сливные краны прочистить, промыть и проверить их исправность.

Радиатор нужно промывать, пользуясь шлангом, под сильным напором воды, через нижний патрубок радиатора, чтобы вода выливалась через верхние патрубки. Для отвода воды надеть шланги на верхние патрубки радиатора.

Если вода жесткая, то перед заливкой в систему охлаждения ее необходимо смягчить, т.е. удалить соли кальция и магния, используя следующие способы:

кипячение воды в течение 30-40 мин в котлах различной конструкции. Часть солей оседает на стенках котла, другая часть собирается в шлакоотстойнике, установленном на пути движения горячей воды;

добавление в воду технического трилона, порошка белого цвета; он легко растворяется в воде, не ядовит, не вызывает ее вспенивания при нагреве и кипячении, не оказывает вредного влияния на детали системы охлаждения;

применение специальных очистных установок для смягчения воды с помощью натрийкатионитных фильтров различных размеров и пропускной способности, выпускаемых промышленностью.

Если отложения накипи в рубашке системы охлаждения двигателя и радиатора велики, необходимо применить химический способ удаления накипи для разрушения нерастворимых солей специальными составами.

Для двигателей с чугунными и алюминиевыми головками блока применяют 4%-ный раствор ингибированной соляной кислоты. В качестве ингибиторов (присадок для уменьшения разъедающего действия соляной кислоты на чугун и алюминий) применяют составы ПБ-5 и ПБ-6, а также уротропин, формалин, фурфурол, столярный клей и др. При отсутствии ингибированной соляной кислоты заводского приготовления берут на 10 л воды 0,5 л крепкой (дымящей) соляной кислоты и 15 г уротропина,

Для двигателей с чугунными головками цилиндров применяют также раствор каустической соды (едкого натра) - 0,8 кг соды и 0,5 л керосина на 10 л воды.

Перед заливкой раствора соляной кислоты систему охлаждения промывают холодной водой в течение 5-10 мин, после чего заполняют раствором, пускают двигатель и прогревают его, пока температура раствора в системе охлаждения не поднимется до 40 'С. Раствор сливают через 5 мин, но если автомобиль постоянно находится на безгаражном хранении и имеет более 30 тыс. км пробега после последней промывки системы охлаждения, раствор сливают через 15 мин. Для нейтрализации действия соляной кислоты следует заполнить систему другим раствором - 20 г кальцинированной или 40 г бельевой соды на 10л воды, затем пустить двигатель и прогреть раствор до 60 ºС, после чего слить раствор и промыть систему водой.

Раствор каустической соды следует залить в систему охлаждения на 8-10 ч (на ночь), затем прогреть двигатель, слить раствор и промыть систему проточной водой.

Для удаления накипи при обнаружении в воде значительного количества продуктов коррозии рекомендуется систему охлаждения промыть следующим образом. Подготовить раствор технического трилона из расчета 20 г на 1 л воды и залить его в систему охлаждения. После одного дня работы автомобиля (не менее 6-7 ч) этот раствор слить и залить свежий. ТЖ менять раствор в течение 4-5'дней работы автомобиля. По окончании промывки в систему охлаждения залить раствор, содержащий в 1 л воды 2 г трилона.

При использовании воды для охлажде­ния двигателя независимо от продолжительности предпочтительнее применять дождевую или снеговую воду, так как в ней нет солей.

При прогреве двигателя, а также при движении с пониженной температурой охлаждающей жидкости следует закрывать жалюзи.

Термостат. Для автоматического регулирования температуры жидкости в системе охлаждения двигателя и ускорения прогрева после пуска служат термостаты. Термостаты двигателей ЗИЛ-645, КамАЗ-740, -5112-10, -4178, -4179 (рис. 2.1) имеют твердый наполнитель церезин (нефтяной воск) - термоактивное вещество с высоким коэффициентом объемного расширения в определенных диапазонах температуры.

На двигателях ЯМЗ установлены термостаты с герметически закрытым гофрированным баллоном, на 1/2 объема заполненным легкоиспаряющейся жидкостью - смесью этилового спирта с водой.

У двигателя КамАЗ-740 термостаты размещены в корпусе, закрепленном на переднем торце правого ряда блока ци­линдров; у двигателей ЯМЗ - в специальных корпусах, закрепленных на верхних трубопроводах головок блока цилиндров. Корпусы термостатов соединены между собой перепускной трубой. У двигателя ЗИЛ-645 термостат помещен в. гнезде между верхним и нижним патрубками водяной рубашки.

 

 

Рисунок 2.1. Термостат двигателей ЗИЛ-645, КамАЗ-740, -5112.10, -4178, -4179: 1,12- стойки; 2 - перепускной клапан; 8 - баллон; 4 - активная масса (церезин); 5 - упорная шайба; 6 - компенсационная пружина; 7 - возвратная пружина; 8 - обойма; 9 - мембрана; 10 - буфер; 11 - втулка; 13 - шток;14 - регулировочный винт; 15 - радиаторный клапан; 16 - седло клапана

Исправный термостат должен обеспечивать отключение радиатора при нижнем предельном значении температуры охлаждающей жидкости (жидкость циркулирует по малому кругу). Полное включение радиатора должно происходить при достижении температурой верхнего предельного значения (жидкость циркулирует по большому кругу).

Исправность термостата можно проверить непосредственно на автомобиле. При исправном термостате во время прогрева двигателя верхний бачок радиатора должен быть холодным. Нагрев бачка должен начинаться после достижения охлаждающей жидкостью температуры (по указате­лю на щитке приборов) у двигателя КамАЗ-740- 80 ºС, у двигателей ЯМЗ, ЗИЛ, ЗМЗ-5112-10, 672-11-20-70-С.


 

Для более точной проверки термостата его следует снять с двигателя при повторных ТО-2 и очистить от накипи. Как пример, для проверки термостата двигателя КамАЗ-740 его нужно погрузить в подогреваемую ванну 5 с водой (рис. 2.2) вместимостью Зл с таким расчетом, чтобы уровень воды был выше фланца термостата. После достижения водой температуры 70 ºС нагревать воду следует постепенно, перемешивая, с интенсивностью до 3 ºС/мин. Для замера температуры воды используют термометр 2 с ценой деления не более 1 ºС. Индикатором 3 проверить начало открытия клапана термостата, соответствующее Температуре, при которой ход клапана составит 0,1 мм. Начало открытия клапана термостата должно происходить при температуре 78-82 ºС, а полное открытие - наступать .при температуре 91-95 ºС. Полный ход клапана термостата должен быть не менее 8,5 мм.

Рисунок 2.2. Схема установки для проверки термо­стата: 1 - кронштейн; 2 - термометр; 3 - индикатор;4 - термостат; 5 - ванна с водой; 6 - электронагреватель

Технологическая карта ремонта водяного насоса

Марка автомобиля ________________

 

Номер по порядку Наименование операции Время выполнения Необходимый инструмент Примечание

Контрольные вопросы

1. Назначение системы охлаждения?

2. Оптимальный температурный режим системы охлаждения автомобилей ВАЗ; КАМАЗ;ЗИЛ?

3. Какие охлаждающие жидкости применяются?

4. Назначение и возможные неисправности термостата?

5. Как проверить работу термостата?

6. Основные неисправности водяных насосов?

 

 

Лабораторная работа № 3


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!