Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ЗАНЯТИЕ 3. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ



ЗАНЯТИЕ 1. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

Тема имеет важное значение для дальнейшего обучения на кафедре общественного здоровья и здравоохранения, в практической работе врачом для анализа деятельности организаций здравоохранения.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:Уметь определять показатели здоровья и разрабатывать мероприятия по их улучшению.

Контрольные вопросы

1. Государственная политика в области охраны здоровья населения. Основные принципы охраны здоровья.

2. Гигиена как наука. Предмет гигиены – здоровье и окружающая среда. Цель, задачи, дифференциация, связь с другими науками.

3. Теоретические основы и методология гигиены.

4. История развития гигиены, особенности современного этапа.

5. Роль гигиены в деле охраны здоровья населения.

6. Методы изучения и оценки здоровья населения.

Лабораторная работа

Задание 1. Определить первичную и общую заболеваемость студентов.

Задание 2. Дать гигиеническую оценку полученным результатам.

Задание 3. Предложить мероприятия по оздоровлению студентов.

Задание 4. Оформить протокол лабораторной работы.

Литература

Основная: 1. Лекция № 1. 2. Гигиена: Учеб. пособие / И.И. Бурак, Н.И. Миклис; под ред. И.И.Бурака. – Витебск: ВГМУ, 2008.- С. 4-22, 327-330, 402-404, 452.

Дополнительная: 1. Гигиена / Под общ. ред. Г.И. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гэотар-Мед, 2001. – 608 с.

2. Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» № 2/172; Введ. 23.05.2000. – Минск, 2000. – 27 с.

3. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» № 2435-XII; Введ. 18.06.1993. – Минск, 1993. – 30 с.

4. Минх, А.А. Методы гигиенических исследований / А.А. Минх. – М.: Медицина, 1971. – 585 с.

5. Пивоваров, Ю.П. Гигиена и основы экологии человека. Учебник для студентов высших медицинских заведений / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич. – М.: «Академия». – 2010. – 528 с.

 

ЗАНЯТИЕ 2. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Тема имеет важное значение для дальнейшего обучения на клинических кафедрах, в практической работе врачом для гигиенической диагностики здоровья.



ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Уметь давать гигиеническую оценку факторам окружающей среды и разрабатывать мероприятия по предупреждению их неблагоприятного влияния на здоровье.

 

Контрольные вопросы

1. Гигиена окружающей среды как наука.

2. Гигиеническое значение физических факторов атмосферного воздуха, воды и почвы.

3. Гигиеническое значение химического состава атмосферного воздуха, воды и почвы.

4. Гигиеническое значение биологических факторов атмосферного воздуха, воды и почвы.

5. Профилактика неблагоприятного влияния на здоровье человека факторов окружающей среды. Значение экологической медицины для профилактики средовых болезней.

6. Методы изучения и оценки факторов атмосферного воздуха, воды и почвы.

Лабораторная работа

Задание 1. Определить температуру, влажность, скорость движения, давление атмосферного воздуха, запах, вкус, цветность, мутность воды.

Задание 2. Дать гигиеническую оценку полученным результатам.

Задание 3. Предложить мероприятия по предупреждению неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на здоровье.

Задание 4. Оформить протокол лабораторной работы.

Определение температуры воздуха.

Оборудование: термометр ТЭТ-Ц11.

Ход работы: датчик термометра установить в исследуемое место, включить термометр и через 30 сек снять показания на экране измерительного блока. После работы термометр выключить.



Определение относительной влажности.

Оборудование: гигрометр.

Ход работы: установить гигрометр в исследуемое место, постучать пальцем по его стеклу и записать показания стрелки.

Определение скорости движения воздуха.

Оборудование: анемометр АП-1.

Ход работы: установить анемометр перпендикулярно направлению воздушных течений в исследуемом месте. Включить прибор и через 30 сек снять показания с экрана измерительного блока (значение скорости воздуха индуцируется через 5-10 сек в течение 3 сек).

Определение атмосферного давления.

Оборудование: барометр-анероид.

Ход работы: барометр установить в исследуемое место, постучать пальцем по его стеклу для преодоления инерции стрелки и записать показание прибора. Величина давления выражается в гПа или мм рт.ст. ( гПа = 0,7501 мм.рт.ст.).

Литература

Основная: 1. Бурак И.И. Гигиена: Учебное пособие / И.И. Бурак, Н.И. Миклис; под ред. И.И. Бурака. – Витебск, 2008. - С. 8-10, 185-213, 363-379 (388-409, 417-428, 439-450, 452-495, 523-526, 529, 534-539, 546-552), 426-435, 461-463. 2. Лекция № 2.

Дополнительная: 1. Гигиена / Под общ. ред. Г.И. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гэотар-Мед, 2001. – 608 с.

2. Пивоваров, Ю.П. Гигиена и основы экологии человека. Учебник для студентов высших медицинских заведений / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич. – М.: «Академия». – 2006 – 528 с.

3. Большаков, А.М., Общая гигиена / А.М. Большаков, И.М. Новикова. – М.: Медицина, 2002. – 384 с.

4. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества: сан. правила и нормы 10-124 РБ 99. – Минск, 1999. – 68 с.

ЗАНЯТИЕ 3. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ



 

Тема имеет важное значение для дальнейшего обучения, в практической работе врачом для гигиенической диагностики здоровья.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Уметь давать гигиеническую оценку загрязнению окружающей среды и разрабатывать мероприятия по предупреждению его неблагоприятного влияния на здоровье.

 

Контрольные вопросы

1. Загрязнение окружающей среды и их гигиеническое значение. Медицинские проблемы загрязнения.

2. Гигиеническое значение загрязнения атмосферного воздуха.

3. Гигиеническое значение загрязнения воды.

4. Гигиеническое значение загрязнения почвы.

5. Профилактика неблагоприятного влияния на здоровье человека загрязнителей окружающей среды. Охрана окружающей среды от загрязнения.

6. Методы изучения и оценки загрязнителей атмосферного воздуха, воды и почвы.

Лабораторная работа

Задание 1. Определить содержание нитритов в воде, яиц гельминтов в почве и провести гигиеническую диагностику метгемоглобинемии, аскаридоза.

Задание 2. Дать гигиеническую оценку полученным результатам.

Задание 3. Предложить мероприятия по предупреждению неблагоприятного влияния загрязнителей на здоровье.

Задание 4. Оформить протокол лабораторной работы.

Определение нитритов в воде

Определение основано на способности солей азотистой кислоты в присутствии реактива Грисса образовывать окрашенное соединение.

Оборудование: ФЭК, пробирки, пипетки, колбы.

Реактивы: реактив Грисса, дистиллированная вода.

Ход определения: к 10 мл испытуемой воды добавить 0,5 мл реактива Грисса. Пробу калориметрировать на ФЭК через 10 мин, используя зеленый светофильтр №6. Контроль – дистиллированная вода. Содержание нитритов в исследуемой воде находится по калибровочному графику.

Признаки метгемоглобинемии: цианоз губ, слизистых оболочек, ногтей, лица, которая вызывается сочетанием коричневого цвета метгемоглобина и красно-синеватого с фиолетовым оттенком редуцированного гемоглобина, циркулирующих в крови и придающих ей шоколадно-бурый оттенок.

Признаки аскаридоза – наличие яиц аскарид в кале.

Определение взаимосвязи между содержанием загрязнителей

и средовыми болезнями

Взаимосвязь устанавливается по коэффициенту корреляции, который рассчитывается способом квадратов Пирсона по формуле:

где х и у – признаки, между которыми определяется связь;

dx и dy – отклонения каждой варианты от средней величины, вычисленной в ряду признака х и в ряду признака у;

Σ – знак суммы.

Гигиеническая диагностика проводится путем выявления силы связи между содержанием загрязнителя и признаками средовой болезни.

Сила связи / Характер связи Прямая (+) Обратная (-)
Полная +1 -1
Сильная от +1 до +0,7 от -1 до -0,7
Средняя от +0,7 до +0,3 от -0,7 до -0,3
Слабая от +0,3 до 0 от -0,3 до 0
Отсутствует

 

Литература

Основная: 1. Бурак И.И. Гигиена: Учебное пособие / И.И. Бурак, Н.И. Миклис; под ред. И.И. Бурака. – Витебск, 2008. - С. 8-10, 221-236, 363-379 (410-416, 429-438, 446-451, 467-468, 500-518, 541-545), 426-436, 485; 2. Лекция № 2.

Дополнительная: 1. Гигиена / Под общ. ред. Г.И. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гэотар-Мед, 2001. – 608 с.

2. Пивоваров, Ю.П. Гигиена и основы экологии человека. Учебник для студентов высших медицинских заведений / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич. – М.: «Академия». – 2006 – 528 с.

3. Большаков, А.М., Общая гигиена / А.М. Большаков, И.М. Новикова. – М.: Медицина, 2002. – 384 с.

5. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества: сан. правила и нормы 10-124 РБ 99. – Минск, 1999. – 68 с.


Просмотров 295

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!