Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема 4. Международное движение факторов производства



Для современного мирового хозяйства характерно не только перемещение между странами результатов производства – товаров и услуг, но и факторов производства – капитала, рабочей силы, научно-технических достижений. Поскольку условием создания готовых товаров является использование производственных ресурсов, то, в принципе, международное движение факторов производства может замещать движение готовых товаров.

Капиталу свойственна высокая степень международной мобильности, его движение происходит в процессе перемещения финансовых потоков между кредиторами и заемщиками различных стран, между собственниками и их фирмами, которыми они владеют за рубежом.

Движение капитала по своей сути отличается от движения товаров. Внешняя торговля имеет целью извлечение прибыли от факта продажи товара за рубеж. Сущность же международного движения капитала заключается в помещении капитала за рубеж с целью его функционирования там и извлечения прибыли или получения дохода в форме процента.

Международные потоки капитала подразделяются на ряд форм в зависимости от признака, положенного в основу классификации:

1. по источникам происхождения:

- официальный (государственный) капитал (займы, ссуды, гранты, помощь), который предоставляются одной страной другой на основе межправительственных соглашений. Источником такого капитала является государственный бюджет. Официальным считается также капитал международных экономических организаций (МВФ, Мирового банка, ООН и др.);

- частный капитал представляет собой средства негосударственных фирм, банков и т.п., перемещаемые по решению соответствующих руководящих органов. Источником такого капитала являются собственные или заемные средства соответствующих частных предприятий;

2. по характеру использования:

- ссудный капитал, т.е. денежный капитал, предоставляемый в виде ссуды на условиях возвратности с выплатой ссудного процента в другую страну. По срокам он подразделяется на кратко-, средне- и долгосрочные вклады;

- предпринимательский капитал – это капитал, непосредственно вложенный в зарубежное производство с целью получения прибыли. Он обычно подразделяется на следующие виды иностранных инвестиций: прямые и портфельные инвестиции.



Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - это инвестиции в основные или финансовые активы зарубежного предприятия, обеспечивающие, в отличие от портфельных инвестиций, контроль над деятельностью последнего. Так, по определению МВФ, зарубежные капитальные вложения считаются прямыми при наличии у иностранного вкладчика не менее 25% акций фирмы, а в соответствии с определением Министерства торговли США, они должны обеспечивать как минимум 10% владение зарубежным филиалом.

ПИИ являются характерной формой ведения международного бизнеса для многонациональных (транснациональных) корпораций (МНК или ТНК), под которыми понимаются компании, ведущие деловые операции в более чем одной стране. С точки зренияматеринской компании, возглавляющей МНК (ТНК), следует различать страну материнской компании и принимающую страну, где ТНК осуществляет зарубежные инвестиции.

Портфельные инвестиции - это вложения в акции зарубежных предприятий (без приобретения контрольного пакета), облигации и другие ценные бумаги иностранных государств, международных валютно-кредитных учреждений с целью получения некоторого дохода на капитал. Понятно, что возможность и необходимость контроля деятельности зарубежного предприятия усложняет аргументацию, используемую компаниями в процессе принятия решения о прямых зарубежных инвестициях.



Среди основных мотивов осуществления инвестиций за рубеж можно выделить следующие:

1. обеспечение экономического роста за счет расширения рынков сбыта, выхода на высокоприбыльные рынки, экономии на масштабе производства, использования преимуществ монопольного положения;

2. повышение эффективности за счет использования более дешевых зарубежных материалов и источников энергии, трудовых ресурсов, возможности доступа к новым технологиям и из-за политических выгод;

3. достижение баланса интересов и рисков, т.е. международная диверсификация, которая обеспечивает сбалансированность стратегического портфеля фирмы.

Проблема привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций, которые являются характерной чертой мировой экономики, перешедшей от стадии мирового рынка к стадии мирового производства, является одной из ключевых в государственной экономической политике.

На современном этапе страны в отношении национального регулирования зарубежных инвестиций сделали следующие шаги в отношении иностранных инвестиций:

1. на законодательном уровне были приняты законопроекты о собственности, включая иностранные инвестиции, специальное законодательство по стимулированию или ограничению иностранных инвестиций; реформированы банковское, валютное, налоговое, таможенное, внешнеэкономическое, антимонопольное и др. законодательства;

2. разработали режимы допуска и функционирования инвесторов; тип инвестиционного режима: национальный и/или наибольшего благоприятствования и т.д.; режим защиты и безопасности для инвестора; режим перевода платежей; режим и механизм разрешения споров и др.;

3. организовали мероприятия по стимулированию или ограничению инвестиций: приоритетные (закрытые) отрасли; возможность приватизации; предоставление льгот; создание инфраструктуры и т.п.;



4. создали свободные экономические зоны (СЭЗ) и другие зоны для инвесторов с особым правовым, налоговым и таможенным режимом, с ограниченной степенью вмешательства государства и территориальной обособленностью;

5. сформировали единую систему государственных и/или частных органов, отвечающих за работу по привлечению и эффективному использованию инвестиций;

6. осуществили мероприятия на всех уровнях государственной власти по формированию привлекательного инвестиционного климата в государстве и/или на отдельных его территориях в глазах международной общественности и потенциальных инвесторов.

Инвестиционный климат – ситуация в стране с точки зрения иностранных предпринимателей, вкладывающих в ее экономику свой капитал. При оценке инвестиционного климата учитываются: социально-политическая, внутриэкономическая, внешнеэкономическая ситуация в стране и перспективы их развития.

Международное регулирование иностранных инвестиций осуществляется на уровне международных организаций (ООН, Всемирный банк, МВФ) и направлено на либерализацию инвестиционных отношений. Также с 60-70-х гг. активно стали приниматься международные инвестиционные соглашения (МИС), например двусторонние инвестиционные договоры, договоры об избежании двойного налогообложения, соглашения о свободной торговле и экономическом сотрудничестве и др.

Стимулами к привлечению иностранных инвестиций является возможность решения большинства экономических и социальных проблем и извлечение таких выгод, как:

1. дополнительный приток СКВ;

2. ввоз нового производственного оборудования;

3. создание современной рыночной инфраструктуры;

4. стимулирование появления предприятий, использующих новые и высокие технологии;

5. насыщение внутреннего рынка качественными потребительскими и промышленными товарами, повышение конкуренции и качества отечественной продукции;

6. увеличение экспорта и появление новых рынков сбыта и сырья;

7. повышение квалификации местной рабочей силы и приобретение опыта современного менеджмента;

8. ускорение развития регионов;

9. повышение уровня доходов населения и стимулирование спроса;

10. налаживание взаимовыгодных кооперационных связей иностранных инвесторов и отечественных производителей;

11. появление новых рабочих мест и т.д.

Роль и значение иностранных инвестиций в экономике стран невозможно переоценить: они являются важной финансовой базой для хозяйственного развития и реструктуризации, причем более безопасной, чем зарубежные кредиты.

В последние годы произошло резкое усиление конкуренции между государствами в вопросах поощрения притока внешних инвестиций во внутреннюю экономику и создания благоприятного бизнес-климата (приложение 8).

Чистый приток прямых иностранных инвестиций в мире вырос за период с 1980-го по 2011-й гг. в 32 раза, с 51,4 млрд. долл. США до 1,6 трлн. долл. США.

Среднегодовой темп прироста чистого притока ПИИ в мире с 1989-го по 2011-й гг. составляет 15%, что в 2,5 раза больше среднегодового темпа прироста мирового ВВП (6%).

В России за период с 1992-го по 2011-й гг. чистый приток ПИИ вырос с 1,1 млрд. долл. США до 52,8 млрд. долл. США, т.е. в 46 раз. Однако, для сравнения, у другой развивающейся страны, Бразилии, в 2011-м году этот показатель составил 71,5 млрд. долл. США.

Притоку частного национального и иностранного капитала препятствуют прежде всего такие проблемы инвестиционного климата, как высочайший уровень коррупции, высокое налоговое бремя, бюрократические сложности открытия и ведения бизнеса, отсутствие гарантий прав собственности, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию.

Все эти факторы перевешивают такие привлекательные черты России, как ее природные ресурсы, мощный, хотя технически устаревший и хронически недогруженный производственный аппарат, наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал.

Одним из проявлений интернационализации мирового хозяйства являются внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов.

Именно перераспределение трудовых ресурсов между странами получило название мировой рынок рабочей силы. Сущность внешней трудовой миграции выражается в перемещении рабочей силы, как правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на временную работу с последующим возвращением на родину.

Международная миграция рабочей силы имеет длительную историю, но только в 20 в. она превратилась в одну из ведущих форм движения факторов производства, а значит, и отдельную сферу МЭО. Это обусловлено рядом причин:

1. интернационализацией хозяйственной жизни;

2. сильными социально-демографическими изменениями;

3. революцией в науке, технике и сфере информации;

4. развитием интеграционных процессов;

5. деятельностью ТНК.

Все эти факторы способствовали усилению подвижности трудоспособного населения, которое использует развитую инфраструктуру коммуникаций для перемещения по странам и континентам. На сегодняшний день сложился мировой рынок рабочей силы, основу которого составляет совокупный миграционный оборот экономически активного населения между странами и регионами, оказывающий заметное влияние на уровень, характер и размещение производительных сил в рамках национальных хозяйственных систем и мировой экономики. К 2010-му г. общая численность трудящихся-мигрантов достигла ежегодной величины в 188 млн. чел. по сравнению с 74,1 млн. в 1960 г.

Структура мирового рынка рабочей силы включает не только мигрантов, но и миграционные службы различных уровней, а также международные организации, занимающиеся вопросами юридического статуса трудящихся-иностранцев, охраны их труда, предоставления им социальных гарантий и т.п.

Среди причин, заставляющих граждан искать работу за пределами родины, главными являются стремление к улучшению качества жизни и эффективному применению своих способностей. В то же время такие негативные социально-экономические явления, как безработица и аграрное перенаселение, безусловно, играют свою роль в мотивации к временной или постоянной перемене страны проживания.

Наличие мирового рынка рабочей силы является в современных условиях непременным элементом нормального процесса воспроизводства. В странах, активно использующих иностранных рабочих, целые отрасли экономики находятся в зависимости от импорта рабочей силы. Наглядно это демонстрируют следующие цифры: во Франции эмигранты составляют 1/4 занятых в строительстве, 1/3 - в автомобилестроении; в Бельгии – 1/2 горняков, в Швейцарии - 40% всех строительных рабочих и т.д. В то же время для большинства развивающихся стран, экспортирующих рабочую силу, это – один из важнейший источников валютных поступлений.

В последние десятилетия наблюдаются некоторые сдвиги в структуре занятости иностранной рабочей силы: в сталелитейной промышленности, металлообработке, автомобилестроении количество работающих уменьшилось, в торговле, сфере услуг, строительстве увеличилось.

Географически выделяют 5 основных центров иммиграции:

1. страны Западной Европы, где только в ЕС насчитывается более 46 млн. иммигрантов и членов их семей. Основными импортерами рабочей силы в Европе являются Германия (10,8 млн. чел.), Франция (6,7 млн. чел.), Великобритания (6,9 млн. чел.), Италия (4,5 млн. чел.), а также Швейцария (1,8 млн. чел.), Бельгия (1,5 млн. чел.), Австрия (1,3 млн. чел.), Швеция (1,3 млн. чел.), Нидерланды (1,7 млн. чел.);

2. США и Канада, трудовые ресурсы которых исторически сложились за счет иммигрантов. На 2010-й г. доля иммигрантов в населении страны составляет в США 13,5% (41 млн чел.), в Канаде – 21,3% (7,2 млн чел.). В 2010-м году в США прибыло 1,5 млн. временных мигрантов, в Канаду – 383 тыс. чел.;

3. нефтедобывающие страны Арабского Востока – в 2010 г. общая численность иммигрантов составляла 17,5 млн. чел. Об интенсивности миграционного процесса свидетельствует значительный удельный вес иностранной рабочей силы: в ОАЭ она составляет 70%, в Катаре – 86,5%, в Саудовской Аравии – 27,8%, в Бахрейне – 39,1%, в Омане – 28,4%, в Кувейте – 68,8%. Основные экспортёры рабочей силы на Ближний Восток – это Индия, Египет и Пакистан. Так же необходимо отметить Израиль, где мигранты составляют 47,6% (1,76 млн. чел.) от общей численности населения;

4. Латинская Америка, где в основном Аргентина (1,4 млн. чел.), Венесуэла (1 млн. чел.) и Бразилия (0,7 млн. чел.) принимают рабочих из других стран. Общее число мигрантов здесь достигает 3,2 млн. человек, подавляющее большинство из которых составляют латиноамериканцы (в основном из Колумбии, Перу, Чили, Уругвая, Парагвая и др.), на втором месте по численности идут европейцы (главным образом из Португалии, Испании и Италии);

5. Австралия и Новая Зеландия, где доля иммигрантов в общей численности населения составляет 25,7% (5, 7 млн. чел.) и 22,4% (0,9 млн. чел.) соответственно.

Отдельно следует отметить Российскую Федерацию, которая за последнее десятилетие стала вторым в мире после США реципиентом иностранной рабочей силы: при населении в 142,9 млн. чел. доля иммигрантов составляет 8,7%, или 11,4 млн. чел.

Таким образом, в современных условиях влияние миграции рабочей силы на экономическое развитие страны огромно. При этом плюсы и минусы миграции трудовых ресурсов целесообразно рассматривать с двух сторон: с позиций страны-импортера и страны-экспортера.

Возможные последствия для страны-экспортера:

1. переводы из-за рубежа и налоги, выплачиваемые фирмами, увеличивают ВНП страны, что благоприятно для платежного баланса;

2. сокращаются расходы на обучение, здравоохранение и другие расходы социального характера, которые покрываются для эмигрантов другими странами;

3. возвращаясь на родину, мигранты привозят с собой еще столько же накоплений, сколько ими было переведено через банки;

4. мигранты повышают свою квалификацию и приобретают определенный опыт за рубежом, в результате чего страна получает бесплатно дополнительные квалифицированные кадры;

5. если страна-экспортер трудоизбыточная, то снижается безработица и уменьшается социальная напряженность в стране;

6. «утечка умов» является негативным последствием, но если специалисты возвращаются, то это может обернуться и большой пользой, например индийские ученые, после того как они несколько лет проработали в высокотехнологичных американских корпорациях в районе Силиконовой долины, вернувшись на родину, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ.

Страна, принимающая мигрантов, имеет следующие результаты:

1. при импорте квалифицированной рабочей силы страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку;

2. иностранные рабочие предъявляют дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют этим рост производства и дополнительную занятость;

3. крупные специалисты разных областей науки, выдающиеся деятели культуры, мигрируя в другие страны, часто оказывают положительное влияние на развитие этих областей деятельности;

4. если труд иностранных рабочих оплачивается ниже, чем местных, то повышается конкурентоспособность производимых товаров вследствие снижения издержек производства;

5. необходимы определенные расходы государства на социальную поддержку мигрантов; в то же время иностранные работники не учитываются при целом ряде социальных программ;

6. приехавшие мигранты либо увеличивают напряженность на рынке труда, либо занимают свободные рабочие места;

7. иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, где наблюдается старение населения, например во Франции, ФРГ, Швеции 10% всех новорожденных появляются в семьях переселенцев, в Швейцарии – 24%; замедляется общий темп старения населения страны, но на соотношение рождаемости и смертности коренных жителей эта статистика не влияет;

8. может возникнуть социальная напряженность в обществе, межнациональная неприязнь.

Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеров, особенностей и последствий миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков. Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования миграции, созданные в прошлые годы на глобальном (Комиссия ООН по народонаселению, Международная Организация Труда (МОТ), Международная организация по миграции (МОМ)), региональном (Западноевропейский Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ)) и национальном (Федеральная миграционная служба РФ) уровнях, позволяют мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки. Наше время характеризуется тем, что страны-импортеры и страны-экспортеры трудовых ресурсов вносят существенные коррективы в свою миграционную политику.

Миграционная политика– политика государства в области миграции населения и трудовых ресурсов, включает два направления – иммиграционную политику, регламентирующую правила и нормы принятия иностранных граждан, и эмиграционную политику, регламентирующую правила и порядок выезда граждан страны за рубеж и защиту их прав в принимающих странах.

 


Просмотров 564

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!