Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Выпускная квалификационная работа бакалавра



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный университет

приборостроения и информатики»

Кафедра ТИ-2 «Технологии и оборудование в машиностроении»

Выпускная квалификационная работа бакалавра

 

 

Методические указания к выполнению выпускной работы

на степень бакалавра по направлению 150700.62 «Машиностроение»

 

профиль «Технология и оборудование сварочного производства»

Москва 2014


УДК 621.791

Выпускная квалификационная работа бакалавра: Методические указания к выполнению выпускной работы на степень бакалавра / Сост. ___________________– 1-е изд., МГУПИ:-Москва,2014 – 33 с.

 

В методических указаниях изложены цели, задачи, направленность содержания и тематика, рекомендуемая структура и правила оформления выпускных работ бакалавра.

Рассматриваются организационные работы.

Предназначены в помощь студентам направления 150700.62 «Машиностроение», выполняющим выпускную работу на степень бакалавра.

 

 

Рецензист:

 

Научный редактор: профессор, д.т.н. Ямпольский В.М.

 

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры ТИ-2.

 

Зав.кафедрой Белов В.Г.

 

 

Рекомендуется к печати методической комиссией факультета ТИ по результатам обсуждения на заседании методической комиссии.

 

«_____» _______________ 2014 г. Протокол № _____

 

 

Председатель УМК Холопов В.А.
Содержание

1. Общие положения. 5

2. Цели и задачи выпускной работы бакалавра. 5

3. Направленность содержания и тематика выпускных квалификационных работ. 6

4 Структура выпускной работы.. 8

4.1 Объем выпускной работы.. 8

4.2 Содержание выпускных работ. 9

4.2.1 Состав пояснительной записки. 9

4.2.2 Графический материал. 12

5 Задание на выполнение проекта (работы) 12

6 Организационные вопросы.. 13

6.1 Определение темы выпускной работы.. 13

6.2 Порядок и контроль выполнения выпускной работы.. 15



6.3 Защита выпускной работы.. 17

7 Правила оформления пояснительной записки. 19

7.1 Общие положения. 20

7.2 Построение текста. 21

7.3 Иллюстрации. 23

7.4 Формулы и уравнения. 24

7.5 Таблицы.. 25

7.6 Список использованных источников. 26

7.7 Приложения. 26

Приложение А.. 28

Приложение Б. 29

Приложение В.. 31

Приложение Г. 31

Приложение Д.. 32

Приложение Е. 33

 

1. Общие положения

1) Настоящие методические указания разработаны на основе действующего стандарта предприятия СТП МГУПИ 2068752-5-2006.

2) В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" итоговая аттестация выпускников, обучающихся по программам высшего профессионального образования, является обязательной и завершается выдачей соответствующего диплома.

3) Итоговая государственная аттестация осуществляется государственными аттестационными комиссиями, организуемыми по направлениям.

4) Итоговая государственная аттестация выпускников бакалавриата включает защиту выпускной квалификационной работы на степень бакалавра.

5) Выпускные аттестационные работы бакалаврами выполняются в форме дипломной работы. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной работы из перечня, предложенного кафедрой. Студент может предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

6) Аттестационные испытания, в том числе и защита выпускной работы на степень бакалавра, включенные в состав итоговой государственной аттестации, не могут быть заменены оценкой уровня подготовки на основе текущего контроля успеваемости студента.



2. Цели и задачи выпускной работы бакалавра

Выпускной квалификационной работой бакалавра является комплексная самостоятельная разработка технического, физического, химического или других процессов, явлений или их элементов и соответствующая образовательным программам подготовки бакалавра.

Цель выпускной квалификационной работы бакалавра:

а) систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний и их применение при решении конкретных задач с оценкой эффективности предлагаемого решения;

б) развитие умений и навыков проведения самостоятельной работы с использованием современных методик и средств анализа и расчета при решении разрабатываемых в выпускной работе проблем и вопросов;

в) выявление степени теоретической подготовки и творческих способностей студента для самостоятельной работы в современных условиях.

Выпускная работа должна включать в себя:

а) анализ изученного материала, выбор и обоснование принимаемого решения;

б) уяснение цели, которая должна быть достигнута, или требований, которые должны быть удовлетворены в данной разработке;

в) выбор пути решения поставленной задачи и способа ее реализации;

г) анализ и конкретизацию решения (построение модели, выполнение расчетов, проведение необходимого эксперимента, необходимые конструкторские или технологические проработки и т.д.);

д) обработку полученных результатов, оформление работы в формализованном виде, составление выводов и рекомендаций.

3. Направленность содержания и тематика выпускных квалификационных работ

Направление и тематику выпускных квалификационных работ формирует выпускающая кафедра с учетом:



а) научных интересов кафедры в разработке студентами конкретных вопросов математического, естественнонаучного, общетехнического и социально-экономического характера;

б) потребностей промышленного производства в решении отдельных научных, технологических или конструкторских вопросов;

в) возможностей экспериментальной и материально-технической базы кафедры и сотрудничающих с ней промышленных предприятий и научных учреждений;

г) степени теоретической подготовки и творческих способностей студента.

Тематика и содержание выпускных квалификационных работ бакалавра могут быть связаны с изучением и анализом научно-технической литературы и информационно-технической литературы и информационно-патентных исследований, вопросов, соответствующих специфике профилирующей кафедры и ее научных интересов, с выполнением теоретических расчетов физических, химических и других явлений, лежащих в основе технологических процессов с проектированием, испытанием и анализом общемашиностроительного оборудования, его приводов, отдельных механизмов и приспособлений, с оптимизацией геометрических и других параметров элементов конструкции специального оборудования, с экспериментальными исследованиями в различных областях знаний в рамках направления.

Выпускная работа бакалавра может быть использована автором как составная часть или основа выпускной работы следующего уровня образования.

Обобщенную формулировку темы можно представить следующим образом: «Разработка (совершенствование, улучшение, модернизация) какого-либо отдельного элемента (этапа, операции) технологического процесса (или конструкции) с целью улучшения определенных свойств»

Темы выпускных квалификационных работ могут относиться к следующим направлениям: научно-исследовательское, аналитическое, технологическое, конструкторское.

1 Научно-исследовательская тема

Экспериментальное исследование новой технологии или нового технического, физического, химического процессов, явлений или их элементов. Такого характера задания на выпускную работу выдаются студентам, проявившим способность и умение в выполнении научно-исследовательской работы.

2 Аналитическая тема

Разработка процесса, явления или их элементов на базе самостоятельного изучения и анализа научно-технической литературы и информационно-патентного поиска, данных, собранных автором на промышленных предприятиях, в научных учреждениях или на кафедрах университета. Аналитическая тема может включать : построение модели, выполнение расчетов, проведение эксперимента, необходимые конструкторские или технологические проработки.

3 Технологическая тема

Выбор и разработка новой технологии изготовления изделия с проведением технико-экономической оценки вариантов на базе изучения и анализа научно-технической литературы и информационно-патентного поиска, данных, собранных автором на промышленных предприятиях, в научных учреждениях или на кафедрах университета. Технологическая тема включает обычно технологические проработки.

4 Конструкторская тема

Разработка специализированной установки или ее частей для какого-либо процесса, сложной конструкции либо нового источника питания с использованием современных методик и средств анализа и расчета.

4 Структура выпускной работы

4.1 Объем выпускной работы

Выпускная работа включает в себя.

а) текстовый материал в виде пояснительной записки объемом, не превышающим 60 страниц формата А4 (включая рисунки, таблицы, фото-

графии и т.п.);

б) приложения к пояснительной записке в виде технологических карт, протоколов испытаний, описание алгоритмов и программ задач, решаемых на персональном компьютере (ПК) или других материалов, дополняющих основные разделы пояснительной записки;

в) графический или иллюстративный материал – чертежи, графики, схемы, плакаты объемом от 3-5 листов формата А1.

Пояснительная записка, чертежи и иллюстративный материал должны быть выполнены с помощью любых технических средств. Дополнительно графические материалы и приложения должны быть представлены на компьютерном носителе информации и демонстрироваться на мониторе. Пояснительная записка должна в лаконичной форме раскрывать творческий замысел работы, содержать описание изученного материала, принятых методик расчетов и самих расчетов, методов исследования, результатов экспериментов, их анализ и выводы по ним, методов поиска и принятия решений с учетом произведенных расчетов или опытов на основе технико-экономического сравнения вариантов. В пояснительную записку включают необходимые иллюстрации, эскизы, графики, диаграммы, схемы, таблицы и т.п.

Если производятся сложные математические расчеты с применением ПК, они отражаются в пояснительной записке или в приложениях к ней.

Графический материал иллюстрирует разработки, выполненные в пояснительной записке.

Содержание выпускной работы и его разделов зависит от направления, которое указывается в задании на выпускную работу, и определяется руководителем.

4.2 Содержание выпускных работ

4.2.1 Состав пояснительной записки

Титульный лист (приложение А)

Задание на дипломный проект (приложение Б)

Аннотация

Оглавление

Введение

Обзор (анализ) научной и научно-технической литературы и патентов

Исследовательский, аналитический, конструкторский или технологический раздел

Безопасность жизнедеятельности

Экономический раздел

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Аннотация. Краткая характеристика выпускной работы с точки зрения содержания, назначения, формы, В ней указывается, что нового несет данная выпускная работа в науку, технику, промышленность. Средний объем аннотации 15-20 строк. Аннотация заканчивается сведениями об объеме выпускной работы: количество страниц пояснительной записки, количество чертежей, схем, плакатов, количество таблиц, иллюстраций и использованных литературных источников.

Введение. В нем дается обоснование актуальности выбранной темы и цель выпускной квалификационной работы, формируются основные задачи, указывается практическая значимость. Показывается место конкретной разработки, выполненной в проекте, в комплексе проблем, стоящих перед данным направлением науки и техники или в соответствии с потребностями народного хозяйства страны. Также может даваться экономическое обоснование темы проекта (работы) и целесообразности создания нового технологического процесса, оборудования или оснастки, вытекающее из сравнительного анализа существующих решений, реализованных в нашей стране и за рубежом. Введение должно носить конкретный характер применительно к теме выпускной работы, данной отрасли промышленности, заданному изделию, его материалам и технологии.

В разделе «Обзор (анализ) научной и научно-технической литературы и патентов» по литературным источникам, патентам, технической литературе (в том числе монографиям, журналам) дается подробный анализ состояния вопроса по теме работы. Результаты обзора используются студентом в самостоятельном исследовании вопроса, указанного в специальной части задания на проектирование и представляются в виде отдельного параграфа.

Исследовательский, аналитический, конструкторский или технологический разделвключает в себя:

- сведения об объекте работы или исследования (если он задан);

- описание изученного материала по литературным сведениям и в результате информационно-патентного исследования, данным, полученным на промышленных предприятиях, в научных учреждениях или на кафедрах университета;

- анализ изученного материала и обоснование принимаемого решения, выбор методики проведения работы или пути решения поставленной задачи и способа ее реализации;

- конкретизация принятого решения (построение модели, если это возможно, выполнение расчетов, проведение необходимого эксперимента, конструкторские или технологические проработки);

- обработка полученных результатов, их обсуждение;

- составление выводов и рекомендаций.

Безопасность жизнедеятельности. Включается в работу по решению руководителя и выполняется по методическим указаниям кафедры «Экология и безопасность жизнедеятельности»

Экономический раздел.Включается в работу по решению руководителя и выполняется по методическим указаниям кафедры «Менеджмент»

Заключение.Подводятся итоги выполненной работы, и указывается на:

- соответствие полученных в работе результатов требованиям задания;

- перечень основных технических, технико-экономических или эксплуатационных преимуществ разработки;

- пути дальнейшего совершенствования объекта разработки.

В списке использованных источников приводится использованная литература и источники согласно ГОСТ 7.1-2003 на основании ссылок на них в тексте пояснительной записки.

В приложениях помещают вспомогательные расчеты, распечатки программ при выполнении расчетов на ПК, производственные инструкции по внедрению, акты внедрения, техпроцесс на картах и т.д.

4.2.2 Графический материал

Графический материал выпускной работы может включать:

а) Графическое изображение результатов экспериментов: таблицы, графики, расчетные формулы и уравнения, макро- и микрошлифы, стенды с образцами и т.д.;

б) Графическое изображение технологического процесса изготовления изделия;

в) Любой другой иллюстрационный материал.

Правила оформления графической части работ подробно представлено в СТП МГУПИ в разделе 6.

5 Задание на выполнение проекта (работы)

5.1 Задание на выполнение работы – официальный документ, в соответствии с которым студент выполняет и защищает выпускную квалификационную работу.

5.2 Задание на выпускную квалификационную работу подписывается консультантами по разделам, руководителем работы и утверждается заведующим кафедрой.

5.3 Форма задания на выпускную квалификационную работу приведена в приложении В.

5.4 Содержание и последовательность изложения текстовой и графической частей работ устанавливается кафедрой, руководящей работами, исходя из специфики специальностей.

5.5 Объем разделов работ устанавливается кафедрами, ведущими работы.

5.6 Задание на выполнение работы брошюруется в пояснительную записку после титульного листа и включается в нумерацию страниц.

6 Организационные вопросы

Процесс выполнения выпускной работы состоит из следующих этапов:

1) определение темы проекта (работы), разработка задания на ее выполнение и график выполнения работы;

2) разработка выпускной работы в соответствии с заданием и графиком, составление пояснительной записки, выполнение расчетов и оформление графического материала;

3) предварительная защита выпускной работы;

4) защита выпускной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК).

6.1 Определение темы выпускной работы

1) Тема выпускной работы выбирается студентом из перечня, предложенного кафедрой, и закрепляется в индивидуальном задании на выполнение выпускной квалификационной работы (ВКР). Ректор университета утверждает тему работы, подписывая приказ о закреплении темы ВКР и руководителя за каждым студентом. Студенту предоставляется право предложения своей темы с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

2) Руководителями ВКР назначают, как правило, преподавателей выпускающей кафедры приказом ректора университета. Руководителями выпускных работ могут быть высококвалифицированные специалисты других учреждений и предприятий. Если руководитель работы не является преподавателем выпускающей кафедры, то из числа преподавателей этой кафедры назначается консультант, осуществляющий общий методический контроль выполнения выпускной работы.

3) По предложению руководителя выпускной работы выпускающей кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным разделам выпускной работы за счет лимита времени, отведенного на руководство дипломным проектированием. Консультантами по отдельным разделам проекта могут назначаться профессора и преподаватели МГУПИ, а также высококвалифицированные специалисты и научные работники других учреждении и предприятий.

4) Фамилия консультанта (если он назначен) заносится в задание на выпускную работу. Консультанты проверяют и подписывают соответствующую часть выполненной студентом работы. Нормоконтроль осуществляет преподаватель, назначенный распоряжением заведующего кафедрой.

5) Руководитель выпускной работы совместно со студентом разрабатывает и выдает ему задание на дипломное проектирование (приложение В) с указанием основных исходных данных и показателей технического задания на разработку, разделов пояснительной записки и перечня графического материала.

6) Руководитель также формулирует задание по патентному поиску и по всем разделам работы. Если назначены консультанты по отдельным разделам, то задание по ним разрабатывает руководитель с соответствующим консультантом.

7) Задание на выпускную работу подписывает студент, консультанты, руководитель и утверждает заведующий кафедрой.

8) Перед началом выполнения выпускной работы студент разрабатывает календарный график работы на весь период с указанием очередности, сроков выполнения отдельных этапов, а также дней и часов консультаций по работе. После одобрения руководителем график представляется на утверждение заведующему выпускающей кафедры.

9) Кроме перечисленного, руководитель выпускной работы рекомендует студенту необходимую литературу, справочные и архивные материалы, ГОСТы, ведомственные нормали и ГУ, типовые работы и другие источники по теме, проводит систематические, предусмотренные календарным графиком и расписанием, консультации, проверяет выполнение работы, подписывает ВКР (пояснительную записку и графический материал) и составляет на нее отзыв.

10) Консультанты (если они назначены) дают студенту консультации по соответствующим разделам выпускной работы согласно расписанию, проверяют их и расписываются в основных надписях этих разделов, на титульном листе пояснительной записки и на соответствующих чертежах.

Руководитель от выпускающей кафедры проверяет всю выпускную работу и ставит свою подпись на титульном листе пояснительной записки, в основных надписях разделов и графического материала.

11) За принятые в выпускной работе решения и за правильность всех данных отвечает автор выпускной работы.

6.2 Порядок и контроль выполнения выпускной работы

1) Выполнение выпускной работы осуществляется в соответствии с заданием и календарным графиком.

2) В ходе выполнения выпускной работы студент консультируется с руководителем и консультантами по работе, по мере необходимости, в связи с возникающими вопросами. Однако независимо от этого студент обязан не реже одного раза в неделю информировать своего руководителя о ходе выполнения работы.

3) Первого и пятнадцатого числа каждого месяца руководитель делает отметку в календарном графике и на кафедральном стенде о степени выполнения выпускной работы в процентах ко всему объему работы. Руководители проекта, не являющиеся преподавателями профилирующей кафедры, сведения о результатах выполнения работы передают через студентов соответствующему консультанту от кафедры.

4) На проверки "рубежный контроль" обязаны явиться все студенты и предъявить материалы по выполнению выпускной работы (пояснительную записку и листы графической части). График "рубежного контроля" уточняется на каждый год. Ориентировочно на контрольные проверки студент обязан представить:

– первая проверка – 20 процентов работы;

– вторая проверка – 70 процентов работы.

Результаты "рубежного контроля" обсуждаются на кафедре с приглашением отстающих студентов, а по результатам второго контроля принимается решение о дальнейшей работе отстающих студентов над выпускной работой.

5) В день второго "рубежного контроля" студенты по согласованию с руководителем записываются на предварительную защиту согласно объявленному кафедрой расписанию.

6) Законченную выпускную работу, подписанную студентом, консультантами, предъявляется руководителю проекта для окончательной проверки и подписи.

7) Руководитель проверяет выпускную работу, подписывает чертежи, пояснительную записку, дает письменный отзыв и после прохождения студентом нормоконтроля направляет его на предварительную защиту в комиссию кафедры.

8) В отзыве руководителя о выпускной работе должна быть оценена актуальность темы, глубина ее проработки, качество выполнения работы в целом, степень или возможность использования ее, охарактеризована проделанная работа по всем разделам. Руководитель должен оценить и отразить в отзыве способность студента самостоятельно пользоваться технической документацией и литературой, умение самостоятельно решать вопросы, его трудолюбие и организованность. В конце отзыва руководитель дает оценку выпускной работы: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.

9) Предварительная защита выпускной работы производится согласно расписанию, утвержденному заведующим выпускающей кафедры.

10) После исправлений, сделанных по замечаниям на предварительной защите, выпускная работа передается заведующему кафедрой, который решает вопрос о допуске работы к защите и ставит свою подпись на работе.

После подписи никакие исправления и добавления в выпускной работе не допускаются. Заведующий кафедрой вправе назначить специальное заседание кафедры для всесторонней оценки работы. При положительном мнении заведующий кафедрой подписывает выпускную работу.

11) Если заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите выпускной работы, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя и студента.

12) Утвержденный дипломный проект проходит обязательную рецензию. Рецензентами могут назначаться высококвалифицированные специалисты и научные работники сторонних предприятий и организаций, занимающие должности по специальности сварочного производства.

13) Перед защитой студент составляет план доклада на заседании ГЭК. В этом плане необходимо отметить все существенное и принципиально важное по работе, обратив особое внимание на элементы творчества в работе, на обоснование принятых в работе решений, на их эффективность. Материал для доклада должен быть подготовлен с расчетом его изложения в течение 5-7 минут.

6.3 Защита выпускной работы

1) К защите выпускных работ допускаются лица, успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебными планами.

2) До начала защиты в ГЭК деканатом факультета представляются следующие документы:

– списки студентов, допущенных к защите дипломного проекта (работы);

– справка о выполнении студентом учебного плана в полном объеме и полученных им оценках по всем предметам, предшествующим итоговым аттестационным испытаниям;

– зачетная книжка;

– отзыв руководителя выпускной работы;

– рецензию на выпускную работу;

– другие материалы, характеризующие научную и практическую ценность представляемой разработки.

3) В день защиты студент представляет в ГЭК пояснительную записку и графический материал выпускной работы, представленные в распечатанном и электронном виде. По желанию студента им могут быть представлены в ГЭК также другие материалы, характеризующие ценность работы – образцы или модели, фотографии разработанных устройств, авторские свидетельства, оттиски статей, справки о внедрении, отзывы специалистов и т.д.

4) Защита выпускных работ производится согласно графику, утвержденному ректором университета.

5) Защита выпускных работ проводится на открытом заседании ГЭК. Порядок защиты:

– зачитывается справка деканата, о полученных студентом за время обучения оценках;

– предоставляется слово студенту для сообщения по содержанию работы. Продолжительность выступления не должна превышать 10 минут;

– защищающийся отвечает на вопросы членов ГЭК и других присутствующих на защите лиц;

– зачитывается отзыв руководителя;

– зачитывается рецензия;

– заслушиваются выступления и замечания членов ГЭК и других лиц, присутствующих на защите работы;

– предоставляется заключительное слово студенту, в котором он отвечает на критические замечания, высказанные выступавшими.

Продолжительность защиты одного выпускной работы не должна превышать 45 минут.

6) После публичной защиты ГЭК на закрытом заседании обсуждает результаты защиты и выносит решение об оценке работы. При этом принимаются во внимание уровень научной и практической подготовки студентов к инженерной деятельности, содержание и качество представленной работы, качество графического материала (соблюдение ГОСТов и стандартов предприятия, тщательность и глубина конструкторской проработки, объем самостоятельной работы студента, использование достижений науки и передового опыта), качество пояснительной записки (соблюдение ГОСТов и стандартов предприятия, полнота, правильность расчетов, использование литературы, грамотность написания), ясность сообщения студента на защите, ответы студента на вопросы.

Результаты защиты выпускной работы оцениваются по системе оценки знаний: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.

Результаты защиты оглашает председатель ГЭК сразу после закрытого заседания.

7) Выпускнику, защитившему выпускную работу, присваивается решением ГЭК квалификация бакалавра по направлению «Машиностроение» и выдается диплом о высшем профессиональном образовании. Диплом подписывает председатель Государственной аттестационной комиссии.

8) Выпускнику, достигшему особых успехов в освоении профессиональной обязательной программы, может быть выдан диплом с отличием при одновременном наличии следующих условий:

а) 75 % всех оценок, включая оценки по итоговой государственной аттестации (государственный экзамен по направлению и защита выпускной работы бакалавра) за период обучения являются отличными;

в) за время обучения в университете не было ни одной оценки ниже "хорошо".

9) Студент, не прошедший в течение установленного срока обучения всех аттестационных испытаний, входящих в итоговую аттестацию, отчисляется из университета и получает соответствующий документ о неполном высшем образовании.

10) Выпускная работа после защиты хранится в архиве выпускающей кафедры три года, а затем сдается в архив университета.

7 Правила оформления пояснительной записки

Выпускной работе присваивается обозначение согласно СТП МГУПИ 2068752-5-2006, которое составляют по следующей схеме:

БР – 2068752 – 150700 – ТИ2 – 19 - 15

- индекса проекта:

БР – бакалаврская работа;

- кода учебного заведения по общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);

- номер направления;

- кода подразделения (кафедры) учебного заведения;

- кода филиала;

- двух последних цифр года окончания выполнения проекта (работы).

7.1 Общие положения

Общие положения оформления текстовых документов должны соответствовать требованиям ГОСТ 2.105 – 95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам и ГОСТ 7.32 – 2001 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

7.1.1 Текстовые документы (титульный лист, задание, пояснительная записка) должны выполняться на листах белой бумаги формата А4 (210x 297 мм) по ГОСТ 2.301 – 68 на одной стороне листа. Допускается применение отдельных листов формата А3 (297x 420 мм) в последующих страницах текста.

7.1.2 Текст записки следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10 мм, верхнее, левое и нижнее – 20 мм.

7.1.3 Титульные листы пояснительных записок должны выполняться в соответствии с приложениями А.

7.1.4 Пояснительная записка должна быть сброшюрована в папку формата А4 (порядок брошюровки согласно разделу 3), на которую наклеивается этикетка (см. приложение В).

7.1.5 Текстовые документы пояснительной записки выполняются печатным способом через полтора интервала шрифтом черного цвета кегль 14.

7.1.6 Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, заголовках разделов, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

7.1.7 Страницы пояснительной записки нумеруются арабскими цифрами, проставляемыми в основной надписи или в центре нижней части листа без точки. Первым листом пояснительной записки является титульный лист, который включается в общую нумерацию листов записки, но номер на нем не ставится.

7.1.8 Нумерация страниц приложений должна быть сквозной.

7.1.9 Основная надпись для первого листа текста размещается на первом листе раздела «Введение», где начинается текст пояснительной записки (см. приложение Д).

7.1.10 На последующих листах текста применяется основная надпись, показанная в приложении Г. Допускается последующие листы текста записки оформлять без основной надписи и рамки.

7.1.11 Опечатки, описки и орфографические неточности, обнаруженные в процессе подготовки текста, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью – рукописным способом.

7.2 Построение текста

7.2.1 Текст следует делить на разделы, подразделы, пункты и подпункты.

7.2.2 Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.

7.2.3 Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.

7.2.4 Подразделы должны иметь порядковые номера в пределах каждого раздела. Номера подразделов состоят из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.

7.2.5 Пункты должны иметь порядковый номер в пределах каждого подраздела.

7.2.6 После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.

Пример обозначения разделов, подразделов, пунктов, подпунктов:

1 Обзор конструкций станков (1 – нумерация первого раздела):

1.1 Состояние вопроса (1.1 – нумерация первого подраздела первого раздела);

1.1.1 …

1.1.2 … (нумерация пунктов первого подраздела первого раздела);

1.1.3 …

… …

1.2 … (нумерация второго подраздела первого раздела).

 

7.2.7 Если раздел состоит из одного подраздела, то подраздел не нумеруется. Если подраздел состоит из одного пункта, то пункт не нумеруется.

7.2.8 Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, г, о, ь, й, ы, ъ) после которой ставится скобка.

Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа как показано в примере:

Пример:

а) ________________

б) ________________

1) ____________

2) ____________

в) ________________

 

7.2.9 Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

7.2.10 Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.

7.2.11 Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

7.2.12 Номера и заголовки разделов следует печатать шрифтом большим, чем текст. Каждый раздел текста рекомендуется начинать с новой страницы.

7.2.13 Разделы «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» не нумеруются.

7.2.14 Расстояние между заголовками и последующим текстом 10мм., а между последней строкой текста и последующим заголовком 15мм.

7.3 Иллюстрации

7.3.1 Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, фотографии и т. п.) следует располагать в тексте непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации, помещаемые в тексте, должны соответствовать требованиям ГОСТов ЕСКД.

7.3.2 Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией или в пределах раздела, например, «Рисунок 1» или «Рисунок 1.1». Слово «Рисунок» и наименование помещают после поясняющих данных и располагают посередине строки, например, «Рисунок 1 – Детали прибора». Сокращение слова «Рисунок» не допускается.

7.3.3 Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Пример – Рисунок А.3.

7.3.4 Иллюстрационные материалы, выполняемые на кальке или полученные в процессе проектирования с выходов ЭВМ, контрольно-измерительных приборов, а также фотографии, могут быть наклеены на листы.

7.3.5 На электрических схемах около каждого элемента должны быть приведены его позиционные обозначения в соответствии с требованиями ГОСТ 2.702 – 75*.

7.3.6 Условные буквенные обозначения механических, химических, математических и других величин, а также условные графические обозначения должны соответствовать установленным стандартам.

В тексте записки перед обозначением параметра дают его пояснение. Например, временное сопротивление разрыву .

7.4 Формулы и уравнения

7.4.1 Расчетные формулы должны записываться в общем виде. Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Первую строчку объяснения начинают без абзацного отступа со слова «где» без двоеточия после него. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки, располагая символы один под другим. Для всех символов и коэффициентов после пояснения их значения должны быть указаны, через запятую, их размерности в системе СИ.

7.4.2 Уравнения и формулы следует выделять из текста свободными строками. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х) или деления (:). При этом знак в начале следующей строки повторяется.

7.4.3 Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего текста (допускается нумерация формул в пределах раздела) арабскими цифрами в круглых скобках, расположенными в крайнем правом положении на строке. Пример:

 

(1)

где…

Ссылки в тексте на номер формулы дают в круглых скобках. Пример – в формуле (2).

7.4.4 Допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.

7.4.5 После записи формулы и пояснения значений ее символов подставляют значения входящих в нее параметров в той последовательности, в какой они приведены в формулах, и, наконец, приводится результат вычисления.

7.4.6 Расчеты в общем случае должны содержать:

- задачу расчета (с указанием, что требуется определить при расчете);

- эскиз или схему рассчитываемого изделия, которые могут быть выполнены в произвольном масштабе, обеспечивающем четкое представление о рассчитываемом изделии;

- данные для расчета;

- расчеты (для выбора основных параметров);

- заключение (с выводами по полученным результатам).

7.5 Таблицы

7.5.1 Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц.

7.5.2 Номер таблицы следует помещать над таблицей слева без абзацного отступа. Название таблицы располагают в одну строчку с ее номером через тире. Например, «Таблица 1 – Исходные данные».

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. Над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы 1».

7.5.3 Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

7.5.4 При ссылке в тексте следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

7.5.5 Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Диагональное деление головки таблицы не допускается.

7.5.6 Графу «№ п/п» в таблицу не включают. При необходимости нумерации показателей или других данных порядковые номера указывают в боковике таблицы перед их наименованием.

7.5.7 Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте. Оформление таблиц должно соответствовать ГОСТ 1.5 – 93 и ГОСТ 2.105 – 95.

7.6 Список использованных источников

7.6.1 Список использованных источников должен быть составлен в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1 – 84 (см. приложение Е).

7.6.2 Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте, нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа.

7.6.3 Ссылки в тексте на использованные источники следует давать в виде арабских цифр, заключенных в квадратные скобки, указывающих порядковый номер источника по списку, например: [5], [18]. При необходимости указываются страницы книги, статьи или другого источника, с которых взяты используемые сведения или формулы, например: [18, c.21-25].

7.7 Приложения

7.7.1 Приложения оформляют как продолжение данной работы на последующих ее листах.

7.7.2 В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения.

7.7.3 Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. Например: Приложение А.

7.7.4 Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

7.7.5 Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруются в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

7.7.6 В приложения могут быть включены вспомогательные материалы:

- промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;

- таблицы вспомогательных цифровых данных;

- протоколы испытаний;

- описание аппаратуры, приборов;

- инструкции, методики, разработанные в процессе выполнения работы;

- акты внедрения результатов работы;

- отчет о патентных исследованиях и др.

 


Приложение А

 


Просмотров 436

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!