Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Раздел V. История экономики и экономических учений



Тема 5.1. Основные этапы развития экономической мысли.Тема 5.2. Формирование и эволюция современной экономической мыслиТема 5.3. История экономической мысли в России

Цель изучения темы:сформировать представление об основных этапах развития экономической мысли.

Экономическая наука прошла долгий путь от экономической мысли к экономическим учениям и далее – к экономической теории. Предшественницами научной экономики были философия и социология.

Наряду с различными сторонами общественной жизни античные философы рассматривали и сферу хозяйственной деятельности человека. Древнегреческий философ Ксенофонт (430-355 г. до н. э.) в своих трудах "О доходах" и "Экономикос" в хозяйственной деятельности человека выделяет отрасли: сельское хозяйство, ремесленничество, торговля; высказывает мысль о целесообразности разделения труда. Им впервые был предложен термин "экономия". Платон (427 – 347 г. до н. э.) в своих исследованиях "Государство" и "Законы" много внимания уделяет управлению городом – государством, проблемам налогообложения. Аристотель ( 384 – 322 г. до н.э.) в своих знаменитых трактатах "Политика" и "Этика" впервые в истории человечества исследует экономические процессы и явления с целью обнаружения в них общих закономерностей. Он первым обратил внимание на двойственную природу товара, который может быть использован либо для потребления, либо для продажи. Аристотель также связал продажу товара с появлением денежного богатства и много размышлял о противоречивых последствиях этого явления.

В Древнем Риме ученые, писатели, политические деятели также уделяли внимание экономическим проблемам. Они рассматривали проблемы ведения сельского хозяйства, организации труда рабов, земельной собственности. Варрон (116 – 27 г. до н. э.) написал работу "О сельском хозяйстве". Марк Порций известен своим трактатом "О земледелии".

Двенадцатитомное сочинение римского писателя и агронома Колумеллы (1 в. до н. э.) "О сельском хозяйстве" называют сельскохозяйственной энциклопедией древности.



Как самостоятельная наука экономическая теория возникла в 16-17 в.в. в эпоху Великих географических открытий. В этот бурный период появилась первая экономическая школа – меркантилизм, которая выражала интересы торговцев. Предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, саио же богатство отождествлялось с деньгами, золотом, серебром.

Политическая экономия сложилась в период становления капитализма. Начало политэкономии как науки было положено перенесением анализа из сферы обращения в сферу производства, осуществленного представителями классической буржуазной политэкономии – У. Петти, Ф. Кенэ, А. Смитом, Д. Рикардо, А. Тюрго, П. Буальгибером.

Широкое распространение получила в мире марксистская политэкономия. Она исследует производственные отношения в органической взаимосвязи с производительными силами и экономической политикой государства.

"Краткая экономическая энциклопедия" предлагает следующее определение: "Политэкономия (от греч. рolitike – искусство управления государством и oikonomia – управление домашним хозяйством ) – наука, изучающая общественно – производственные отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ, экономические законы функционирования, развития и обогащения общественно – экономических формаций.



Теория маржинализма (от английского «предельный»), положила начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851-1914). Маржинализм в отличии от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа.

В рамках неоклассического этапа выделяются и современные экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX- начале XX вв. Их главными направлениями являются неоклассическое, кейнсианское и институционально-социологическое.

Неоклассическое направление стало связываться с оформлением «нового классического экономикса», представляющего собой попытку синтезировать маржинализм и классическую политэкономию. Оно представлено современными теориями монетаризма (М.Фридмен (род. 1912)) и неолиберализма (Ф. Хайек (1899-1992)).

Основателем кейнсианского направления является Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). В его работах было дано важнейшее теоретическое обоснование государственного регулирования экономики путем проведения финансовой и денежно-кредитной политики.

Родоначальником институционально-социологического направления является Торстейн Веблен (1857-1929). Название концепции происходит от латинского «институтиум»- учреждение, организация, установление. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, включающую совокупность экономических и внеэкономических факторов и отношений.

Современная экономическая теория, являясь наследницей богатейшего знания, не отбрасывает ничего из того, что внесли в нее экономисты прошлых веков. Она продолжает их идеи, дополняя или уточняя научный анализ, поэтому этот этап развития экономической науки принято связывать с формированием новой парадигмы. Под ней понимается система основополагающих предпосылок, методов исследования, принятых в науке, а также представления ученых о способах решения поставленных проблем. Современная парадигма предусматривает возможность синтеза, а не противопоставления различных экономических школ и направлений анализа.



Возникновение и развитие Экономикс. связано с разработкой теорий неоклассической школы (маржинализма, теорий предельной полезности, концепции всеобщего равновесия – У. Джевонс, К. Менгер, М. Вальрас )".

Представители экономикс за основу изучения экономических процессов берут принцип "чистой" экономической науки, отвлеченной от социальных и политических проблем.

Основная экономическая проблема для экономикс заключается в том, что человеческие потребности во благах практически безграничны, а ресурсы для их создания ограничены. Эти условия приводят отдельного человека, фирму, общество, страну к необходимости делать выбор. Отсюда в центре внимания экономикс – поиск путей эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов в производстве материальных благ для максимального удовлетворения потребностей людей.

Делая выбор, мы принимаем хозяйственные решения, т. е. пытаемся сэкономить, чтобы получить больше товаров или услуг.

Таким образом, предметом изучения в экономикс является поведение людей в условиях ограниченности ресурсов.

Экономика считается наукой общественной. Это значит, что, наряду с аналогичными науками, она исследует связи и отношения между людьми и поведение человека в обществе.

Вместе с тем, в отличие от социологии и философии, она рассматривает не общество в целом, а лишь сферу его экономической жизни, т. е. хозяйственные связи и отношения экономическое поведение людей.

Таким образом, экономическая теория (экономикс) – это общественная наука, которая описывает и анализирует выбор общества при ограниченных ресурсах для удовлетворения человеческих потребностей и желаний.

В последние годы все больше как западных, так российских экономистов обращаются к разработке экономических проблем с учетом социальных и политических явлений. В настоящее время изучаются и экономикс, и политическая экономия.

Поэтому авторы учебников и учебных пособий по экономической теории, рассматривающие экономические явления, процессы и законы, и с позиций политэкономии и с позиций экономикс.

Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В.Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).

В XX веке Россия дала миру целый ряд ученых, внесших действительно значительный вклад в современную экономи­ческую теорию. Большая их часть трудилась в первой половине прошлого века, когда экономические исследования еще не были так сильно идеологически ограничены марксизмом.

Среди трудов российских экономистов нельзя найти обшир­ных трактатов, подобных работам А.Смита, Дж.С. Милля, А.Мар-шалла. Исследования в основном посвящались частным эко­номическим проблемам, но при их решении крупнейшие уче­ные —М.И.Туган-Барановский, А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев — занимались исследованием многих важнейших теоретичес­ких вопросов. При этом нельзя сказать, что они исходили из позиций какой-либо из общепризнанных на Западе школ, — скорее всего, для них было свойственно творческое сочетание различных экономических концепций.

Характеризуя развитие аграрных отношений в период распада помещичьего землевладения и реформирования российской дерев­ни (начало XX в.), выдающийся экономист-аграрник Александр Ва­сильевич Чаянов (1888—1937) поставил в центр анализа изучение условий и особенностей семейно-трудового крестьянского хозяй­ства.

В крестьянской стране прогресс и перспективы национальной эко­номики органично связаны с трансформацией многомиллионной массы крестьянских хозяйств. Вопреки мнению большинства специа­листов о якобы неизбежном и однозначном преобразовании сельско­хозяйственного производства в крупные «фабрики зерна и мяса» Чая­нов придерживался другой позиции. Он обосновывал иной путь во­влечения крестьянских хозяйств в систему рыночных отношений, в национальное производство.

В своих трудах ученый развивал положение об относительной ус­тойчивости семейно-трудовых крестьянских хозяйств. Его аргументы основывались на том, что эти хозяйства носят в определенной степени замкнутый характер. Их цель не извлечение прибыли, а обеспечение известного уровня потребления крестьянской семьи.

Особое направление в истории экономической науки пред­ставляют исследования Сергея Николаевича Булгакова (1871— 1944). В своей важнейшей работе «Философия хозяйства» он создает оригинальную религиозно-экономическую концепцию, пытается дать обоснование взаимодействия индивида и внеш­него мира как объекта трудовой деятельности.

Булгаков считает ложными методологические подходы и марксистов, и маржиналистов к решению теоретических задач, т. к. сторонники этих учений, по его мнению, исследуют дея­тельность человека с материалистических позиций. Только ре­лигия в состоянии дать ответы на многие вопросы, относящи­еся к юрисдикции экономической науки. Разделение труда, по мнению Булгакова, основано на разделении религиозных обя­занностей.

Представления Булгакова о богатстве схожи с отношением к данному предмету представителей протестантского течения христианства. Он считает богатство необходимым атрибутом сво­боды человека, платформой для реализации его творческих спо­собностей, осуществляемых в процессе труда, который является

одновременно и необходимым условием существования чело­века.

Экономические исследования двадцатых-тридцатых гг. строились в основном на изучении проблематики построения социалистической экономики и решении проблемы оптималь­ного планирования

Особое развитие в России получили экономико-математи­ческие исследования, что связано с меньшей степенью идеоло­гизации математической науки. Крупнейшим представителем данного направления науки в России является Евгений Евге­ньевич Слуцкий (1880-1948)'.

В опубликованной в 1915 г. в одном из итальянских эконо­мических журналов статье «К теории сбалансированного бюд­жета потребителя», Слуцкий выдвинул идею о возможности сравнения потребителем наборов товаров и построения их сво­еобразной иерархии с точки зрения их предпочтительности. Благодаря этой работе российский ученый считается одним из создателем ординалистского (порядкового) подхода к полезно­сти, который, в отличие от кардиналистского (количественно­го) подхода, не предполагает теоретической возможности из­меримости полезности.

Мировую известность получила также работа Слуцкого «Сложение случайных величин как источник циклических про­цессов» (1927), где он показал математическую взаимосвязь циклических колебаний в экономике с разного рода погреш­ностями в ходе хозяйственного процесса.

Можно также выделить лауреатов Нобелевской премии по экономике: Леонида Канторовича (1912—1986), создавшего теорию оптимального использования ресурсов, и формально американского экономиста, выпускника Петербургского уни­верситета Василия Леонтьева (1906—1999), автора метода эко­номического анализа «затраты — выпуск».

Послевоенная российская экономическая наука, находив­шаяся в тисках марксистской идеологии, смогла дать отдель­ные положительные результаты только в сферах своего пересе­чения с математическими исследованиями, т. е. там, где влия­ние Маркса—Ленина было максимально ограниченным.

 

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы.

1.Назовите основных представителей экономической мысли Древней Греции

2.В чем отличие школы меркантилизма и физиократии?

3. Назовите и сформулируйте основные идеи и взгляды представителей классической буржуазной политической экономии..

4.Какой вклад в развитие экономической мысли внес А.Смит?

5.В чем состояла альтернативность концепции развитого аграр­ного сектора России, выдвинутая А. В. Чаяновым?

6. Какие причины привели к вульгаризации политической эконо­мии в СССР?

7. В чем заключается вклад Н.Д. Кондратьева в отечественную и мировую экономическую науку?

8.Почему возникновение маржинализма сравнивают с маржинальной революцией в экономической науке.

9.Что является предметом изучения экономикс?

10.В чем заключается значение институционально-социологического направления в экономике?

Рекомендуемая литература: [10], гл. 1-2; [8], гл. 1; [2], гл. 2; [6], гл. 1.

 


 

 


Просмотров 509

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!