![]() Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу! ![]() Дисциплины:
Архитектура (936) ![]() |
![]() РАСЧЕТ И ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АВТОМОБИЛЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЕГО ДИНАМИЧЕСКИЕ И ТОПЛИВНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
Конструкция, расчет и потребительские Свойства автомобилей МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА специальности 190603
Ростов-на-Дону, 2009
Составители: док.тех.наук, профессор А.Д.Дьяченко Канд.техн.наук, доцент Ю.И. Мозговой
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей: Метод. Указания к разработке курсового проекта / Издательский центр ДГТУ, Ростов-на-Дону, 2009, 22 с.
Методические указания содержат общие требования к содержанию и задания к курсовому проекту по дисциплине «Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей», необходимые пояснения для его выполнения и предназначены для студентов 3 курса очного и 5 курса заочного отделений специальности 190603 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)».
Печатается по решению методической комиссии факультета “Конструкторский”
Рецензент профессор С.И.Ананьев ã А.Д. Дьяченко, Ю.И. Мозговой, 2009 ã Издательский центр ДГТУ, 2009 ВВЕДЕНЕИЕ Целью курсового проекта является закрепление знаний студентов по теории потребительских свойств автомобиля, а также конструкции и расчету автомобилей в соответствии с учебными программами дисциплины ГОС высшего профессионального образования по специальности 190603. Курсовой проект включает в себя расчеты параметров тяговой и тормозной характеристик автомобиля, построение его экономической характеристики, а также расчеты отдельных узлов и деталей трансмиссии и шасси автомобиля по методам, изучаемым в дисциплине «Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей», и на основе базовых знаний по дисциплинам «Теоретическая механика» и «Детали машин и основы конструирования». Исходными данными для расчета автомобиля служат следующие характеристики: - прототип (модель) автомобиля; - максимальная скорость движения автомобиля, Vmax (км∙ч-1); - коэффициент качения, f; - максимальное сопротивление дороги, ymax; - полная масса автомобиля, кг; - масса, приходящаяся на ведущую ось, кг; - лобовая площадь сопротивления, F(м2); - продольная база автомобиля, L(м); - коэффициент сцепления, j; - число оборотов коленчатого вала двигателя при максимальной мощности, hN(мин-1). При выполнении проекта студент должен показать умение самостоятельно работать с учебной и справочной литературой, ГОСТами, СТП ДГТУ, таблицами, типовыми проектами и т.п. Выполненный проект должен состоять из пояснительной записки и графических документов. Пояснительная записка составляет 30…35 листов формата А4. Она должна содержать расчеты параметров внешней скоростной характеристики двигателя с последующими обоснованиями тяговых и тормозных качеств автомобиля, расчеты к построению экономической характеристики, а также расчеты отдельных параметров из условий управляемости, устойчивости, плавности хода автомобиля с обоснованием конструкций отдельных сборочных единиц. Графическая часть выполняется на листах формата А1 и А2 в карандаше, с обязательным выполнением требований ЕСКД и СТП 01-2001 ДГТУ «Стандарт предприятия. Курсовые и дипломные проекты (работы). Правила оформления». На первом листе вычерчиваются графики к тяговому расчету автомобиля (внешняя скоростная характеристика двигателя), график к расчету коробки передач. На втором листе размещаются графики тягово-скоростных, тормозных и топливно-экономических свойств автомобиля. Третий лист должен содержать графики и схемы к анализу автомобиля на управляемость, проходимость, устойчивость и т.д. в соответствии с индивидуальным заданием студента. На четвертом листе выполняется чертеж сборочной единицы и деталировка согласно заданию к проектированию отдельных сборочных единиц трансмиссии и шасси автомобиля. Методические указания состоят из рекомендаций по разработке и оформлению пояснительной записки и задания на курсовой проект. Задание на курсовой проект приведено в приложении. Каждый студент выбирает задание по шифру зачетной книжки. По последней цифре выбираются исходные данные на общее проектирование, по предпоследней цифре – задание к расчету и вычерчиванию сборочной единицы автомобиля. ТЯГОВЫЙ РАСЧЕТ АТОМОБИЛЯ Тяговый расчет проводят при проектировании нового автомобиля или модернизации существующей конструкции. Он сводится к определению параметров внешней скоростной характеристики двигателя и кинематических параметров трансмиссии – передаточных чисел главной передачи и коробки передач. Выполняют проверочные расчеты: для двигателя – по числу оборотов коленчатого вала и для первой передачи коробки передач – по сцеплению ведущих колес с дорогой. 1.1. Расчет параметров внешней скоростной характеристики двигателя Внешняя скоростная характеристика карбюраторного двигателя представляет собой зависимость мощности N и крутящего момента М от частоты n вращения коленчатого вала двигателя при полной подаче топлива (рис 1.1). Рис. 1.1 Внешняя скоростная характеристика двигателя Мощность Nv при максимальной скорости Vмax автомобиля определяется по формуле: ![]()
где fmax – коэффициент качения при максимальной скорости; G – сила веса автомобиля, Н; к – коэффициент сопротивления воздуха; h - к.п.д. трансмиссии, h=0,85…0,95. Для легковых автомобилей к=0,15…0,3 Нс2/М4. Коэффициент качения fmax =f(1+AV2max), где А=5*10-5. Максимальная мощность двигателя
Для карбюраторных двигателей а=в=с=1. Для дизелей а=0,5; в=1,5; с=1. Мощность двигателя для любой точки скоростной характеристики N=K1*Nmax. Значения коэффициента К1 в зависимости от отношения n/nN приведены в таблице 1.1. Крутящий момент двигателя М=9740N/n (Н∙м). Результаты расчета сводятся в таблицу 1.1. По данным таблицы 1.1 строится внешняя скоростная характеристика двигателя. Таблица 1.1
Двигатель проверяется на оборотность по числу оборотов коленчатого вала на 1 км пути: h0=60nN/VN об/км, где h0- коэффициент оборотности. Для легковых автомобилей h0=1800…2600 об/км. 1.2 Определение передаточного числа главной передачи Правильный выбор передаточного числа главной передачи iгп определяет необходимую величину динамического фактора автомобиля и пределы принятого коэффициента оборотности двигателя.
Передаточное число где rк – кинематический радиус колеса; iк – передаточное число коробки передач (iк = 1). Радиус колеса выбирают из таблицы 1.2, предварительно определив реальную нагрузку на шину:
Таблица 1.2
1.3 Определение передаточных чисел коробки передач При выборе передаточных чисел коробки передач iк следует учитывать, что промежуточные передачи используют при преодолении повышенных сопротивлений движению, разгоне автомобиля, в условиях скользкой дороги и на крутых спусках. Первая передача должна обеспечить преодоление максимальных дорожных сопротивлений, т.е. Рт мах³yмах G, где Рт мах - максимальная тяговая сила. Тогда передаточное число первой передачи
Полученное значение i1 проверяется по сцеплению ведущих колес с дорогой (буксованию), т.е. Рт мах<j Gсц, или где Gсц – сцепной вес автомобиля. В случае невыполнения условия по буксированию передаточное число i1 уменьшают. Для четырехступенчатой коробки передач с четвертой прямой передачей (iIV=1) передаточное число второй передачи:
передаточное число третьей передачи: Для анализа использования мощности двигателя при разгоне автомобиля учитывают, что где n0 – частота вращения коленчатого вала при включении передач,
Максимальные скорости автомобиля при включении передач определяются по формуле:
с подстановкой последовательно iк=iI, iII, iIII, iIV.
Полученные данные используют для построения графика мощности двигателя к расчету коробки передач (рис. 1.2). Рис. 1.2 График к расчету коробки передач
РАСЧЕТ И ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АВТОМОБИЛЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЕГО ДИНАМИЧЕСКИЕ И ТОПЛИВНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА Расчеты данного раздела проекта позволяют построить так называемый динамический паспорт автомобиля, параметры которого дают возможность выбирать оптимальные режимы эксплуатации автомобиля.
2.1 Расчет и построение графика тягового баланса автомобиля График тягового баланса используют для определения максимальной скорости автомобиля. Он служит основой для построения его динамической характеристики.
Уравнение тягового баланса: Рт=Рк±Рn+Рв+Ри, где Рт – тяговая сила автомобиля; Рк – сила сопротивления качению; Рв – сила сопротивления воздуха; Ри – сила инерции. Тяговая сила для передач автомобиля определяется по формуле:
Величины моментов М на коленчатом валу выбираются из таблицы 1.1. Скорость автомобиля на каждой из передач определяется по формуле: где n – ряд чисел из таблицы 1.1. Расчет сил Рк и Рв выполняется по формулам из раздела 1.1. По данным расчета составляют таблицу 2.1. Таблица 2.1
По данным таблицы 2.1 строится график тягового баланса автомобиля в системе координат РТ-V (рис. 2.1). 2.2 Построение динамической характеристики автомобиля Для построения динамической характеристики рассчитывают динамический фактор по формуле: Значения сил РТ и Рв берут из таблицы 2.1. Результаты расчета динамического фактора сводятся в таблицу 2.2. Таблица 2.2
Рис.2.1 График тягового баланса автомобиля По данным таблицы 2.2 строится график динамической характеристики в системе координат D-V (рис. 2.2). 2.3 Расчет ускорений автомобиля при разгоне Ускорение автомобиля определяется по формуле: j=(D-y)g/d, где g – ускорение свободного падения; y - среднее сопротивление движению автомобиля; y= 0,04 … 0,05; d - коэффициент учета вращающихся масс. Коэффициент d определяется по формуле: d=1,03+a¢*iк2; a¢=0,05…0,07. Результаты расчета ускорений и величин, обратных им, сводятся в таблицу 2.3. Рис. 2.2 Динамическая характеристика автомобиля Таблица 2.3
По данным таблицы 2.3 строятся графики ускорений в системе координат j-V (рис. 2.3) и графики величин, обратных ускорениям в системе координат 1/j-V (рис. 2.4). Рис. 2.3 Графики ускорений автомобиля Рис. 2.4 Графики величин, обратных ускорениям 2.3.1 Время и путь разгона Время разгона рассчитывают по формуле:
где V1 и V2 – начальная и конечная скорости разгона. Для построения зависимости времени разгона от скорости движения автомобиля подсчитывается площадь под кривой 1/j (рис. 2.4), которая в масштабе определяет время разгона. Коэффициент, необходимый для пересчета площади на время, определяют по масштабам осей. Масштаб оси абсцисс: 1 мм соответствует 1 км∙ч-1=1/3,6 м∙с-1. Масштаб оси ординат:1 мм соответствует 0,025 с2∙м-1; 1 мм2 соответствует 1/3,6*0,025=0,007 с. Результаты подсчетов времени разгона заносят в таблицу 2.4. Таблица 2.4
Путь разгона рассчитывают по формуле:
Правая часть соответствует площади между кривой зависимости времени от скорости разгона и осью ординат в пределах времени t1-t2. Коэффициент для пересчета площади на путь определяют по масштабам осей. Результаты подсчетов пути разгона заносят в таблицу 2.5. Таблица 2.5
По данным таблицы 2.4 и 2.5 строят графики времени и пути разгона (рис. 2.5). Рис. 2.5 Графики времени и пути разгона автомобиля
2.4 Расчет замедления автомобиля при торможении В расчетах параметров замедления используют уравнение баланса сил при торможении: Ри=Рк±Рn+Рв+Ртор, где сила инерции Для определения силы Ртор используют технические данные автомобиля–прототипа, где указаны минимальный путь торможения S при заданной начальной скорости V1. Из уравнения кинетической энергии при торможении:
где принимают V2=0, Ри=0 и определяют расчетную силу торможения
2.4.1 Путь и время торможения Путь S при служебном торможении определяют по формуле:
По данным расчета составляется таблица 2.6. Таблица 2.6
Путь S при экстренном торможении определяют по формуле:
Время торможения определяют по формуле:
Принимают V2=0 и по данным расчета составляется таблица 2.7. Таблица 2.7
При экстренном торможении замедление j=jg, время торможения t=V1/j. 2.5 Построение экономической характеристики автомобиля Построение экономической характеристики ведут в следующей последовательности: - строят график мощностного баланса автомобиля (для карбюраторных двигателей – при полном и частичном открытии дросселя); - строят графики часовых расходов топлива; - выполняют расчеты путевых расходов топлива в диапазоне выбранных скоростей движения автомобиля с последующим графическим построением экономической характеристики. 2.5.1 Мощностной баланс автомобиля Для построения мощностного баланса используют график внешней скоростной характеристики (рис. 1.1) и затем строят графики при 20, 30, 40, 60 и 80 процентах открытия дросселя (рис. 2.6). Мощность на преодоление сопротивлений автомобилем определяют по формуле:
Значение сил Рк и Рв на четвертой передаче берут из таблицы 2.1. По данным расчета составляют таблицу 2.8.
Таблица 2.8
По данным таблицы 2.8 строят графики мощностного баланса (рис. 2.6). 2.5.2 Расчет параметров и порядок построения экономической характеристики Определяют часовой расход топлива по формуле:
где ge – удельный расход топлива. Значения ge в зависимости от мощности карбюраторного двигателя представлены в таблице 2.9. Таблица 2.9
Используя данные таблицы 1.1, разбивают величину мощности N для каждого числа оборотов на части по 20, 30, 40, 60, 80 процентов и рассчитывают часовые расходы топлива. По данным расчета составляют таблицу 2.10. Таблица 2.10
По данным таблицы 2.10 строят графики часовых расходов топлива Q (рис. 2.6) и затем сносят точки пересечения кривых N и (Nк + Nв)1/h на кривые часовых расходов топлива Q. Определяют соответствующие этим точкам значения Q. Рассчитывают путевые расходы топлива по формуле:
Результаты расчета заносят в таблицу 2.11. Таблица 2.11
По данным таблицы 2.11 достраивают график экономической характеристики (рис. 2.6). Рис. 2.6 Графики построения экономической характеристики 3. Содержание индивидуального задания Содержание и название п. 3 пояснительной записки устанавливается индивидуально каждому студенту по указанию преподавателя. Возможные варианты п.3: - выбор параметров проходимости автомобиля. Расчет высоты прямоугольного препятствия, преодолеваемого автомобилем; - выбор параметров движения автомобиля из условий управляемости. Расчет критической скорости и построение графика управляемости; - анализ поперечной устойчивости автомобиля по скольжению одной из осей. Расчет критической скорости по потере устойчивости; - обоснование конструкции и расчет на прочность деталей одной из сборочных единиц автомобиля. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Литвинов А.С., Фаробин Я.Е. Автомобиль. Теория эксплуатационных свойств. –М.: Машиностроение, 1987 2. Н.А. Яковлев, Н.В. Диваков. Теория автомобиля. – М.: Машиностроение, 1962 3. Мозговой Ю.И. Эксплуатационные свойства автомобилей. Теория и расчет: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.:Изд. центр ДГТУ, 2003 4.Сокол Н.А., Мозговой Ю.И., Попов С.И. Расчет механизмов, систем и эксплуатационных показателей автомобиля: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.:Изд. центр ДГТУ, 5.20ЗАДАНИЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА Приложение
![]() |