Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Основные положения и тематика дипломных проектов



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

к выполнению дипломных проектов по специальности

«Авиационные двигатели и энергетические установки»

 

 

Утверждено

на заседании редсовета

 

«6» октября 2008 г.

 

 

Москва

Издательство МАИ


УДК 629.7.036

 

Методические указания к выполнению дипломных проектов по специальности «Авиационные двигатели и энергетические установки». Авторы-составители: А.Б. Агульник, И.В. Кравченко, В.Г. Нестеренко – М.: Изд-во МАИ, 2009. - с.

 

 

Излагаются методические указания к выполнению дипломных проектов по кафедре 201 для студентов, обучающихся по специальности «Авиационные двигатели и энергетические установки».

 

Рецензенты:

 


Предисловие

 

Дипломное проектирование является завершающим этапом обучения студентов в институте и имеет целью:

· систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности, применение этих знаний при решении конкретных научных, конструкторских, экономических и производственных задач;

· развитие навыков самостоятельного выполнения проектных работ и выяснения уровня подготовленности студентов для этой деятельности.

По учебному плану на дипломное проектирование, включая защиту проекта, отводится 16 недель.

Дипломный проект выполняется на основе знаний, полученных студентом в период обучения в институте, а также изучения литературы по специальности (учебников, учебных пособий, монографий, периодической литературы, журналов, нормативной литературы и т.д.).

Данные методические указания являются общими для всех специальностей и специализаций направления 160301, которые имеются в МАИ на кафедрах 201 и 203. Они определяют содержание, объем и порядок выполнения дипломного проекта.

В методических указаниях учтены методические разработки по дипломному проектированию предыдущих лет и многолетний опыт работы кафедр 201 и 203.

Большое внимание в методических указаниях уделено разработке содержания основной и специальной частей проекта. Технологическая, экономическая части и раздел охраны труда проекта разрабатываются по методикам соответствующих кафедр.



Основные положения и тематика дипломных проектов

 

Тематика дипломных проектов охватывает весь спектр проблем проектирования и конструирования АД и ЭУ современных летательных аппаратов (ЛА) и наземных газотурбинных установок для привода генератора электростанций, компрессора газоперекачки или локомотива железнодорожного транспорта.

Большая часть проектов посвящается разработке двигателей летательных аппаратов, различных схем, назначения и параметров. При этом учитывается как современное состояние двигателестроения, так и перспективы его развития.

Допускается, в отдельных случаях, выполнение дипломных работ вместо дипломного проекта. Это возможно в том случае, если студент во время учебы участвовал в течение 1,5 - 2 лет в выполнении научно-исследовательских работ, проявив при этом склонность к научным исследованиям. На такую замену должно быть разрешение заведующего выпускающей кафедры.

Тематика дипломных проектов подготавливается профессорско-преподавательским составом кафедры, обсуждается и утверждается на заседании кафедры. При подготовке тематики учитываются современное состояние двигателестроения, перспективные научные исследования в этом направлении, а также рекомендации промышленности.



Студентам предоставляется право на обсуждение и согласование тематики дипломного проекта. Студент может предложить для дипломного проекта свою тему с необходимым обоснованием ее разработки.

Разрешается выполнение одного сложного и большого по объему задания группой (из 2 - 3 чел.) студентов, так называемого комплексного проекта, с целью более углублённой разработки отдельных узлов, входящих в АД или ЭУ. Руководителями таких проектов могут быть преподаватели 2-х выпускающих кафедр.

Тематика дипломного проектирования определяется в процессе прохождения студентом преддипломной практики. В соответствии с предполагаемой темой, руководитель практики выдает студенту задание по изучению конкретного изделия и сбору материала, необходимого для выполнения дипломного проекта.

Задание на дипломное проектирование на выбранную тему оформляется на типовом бланке (приложение 2), который является официальным документом после его утверждения заведующим кафедрой.

Задание должно быть подписано студентом, руководителем дипломного проекта, руководителями специальной части проекта, его технологической и экономической частей, раздела по охране труда и обеспечения жизнедеятельности, после чего оно утверждается заведующим выпускающей кафедры.

Студенты, не выполнившие полностью учебный план по специальности, к выполнению дипломных проектов не допускаются.

 

Содержание дипломных проектов

 

Дипломный проект включает расчетные работы и конструкторскую разработку или модифицирование основных узлов АД и ЭУ. Он, как правило, должен состоять из следующих частей:

1. Основная часть включает – результаты термогазодинамических, газодинамических, тепловых и прочностных проектных расчётов АД или ЭУ, чертеж – продольный разрез АД или газотурбинного привода ЭУ, выполненный на основе конструкции аналога или прототипа. На защите студент представляет продольный и поперечный разрезы двигателя, его отдельные узлы, модули или блоки, дополняющие и поясняющие выполненный проект по согласованию с его руководителем. В расчетной и конструкторской частях студент может использовать материалы своих курсовых работ и проектов.



2. Специальная часть проекта содержит углубленную проработку какого-либо вопроса по теме проекта, например, исследование методики расчёта какого-либо узла, элемента конструкции, обоснование выбора основных параметров двигателя, возможности его модернизации, создания «семейства» и другие темы, как правило, связанные со специализацией подготовки студента.

3. Технологическая часть посвящается технологии изготовления или ремонта какой-либо детали или узла двигателя, автоматизации и комплексной механизации производства, сборке и испытаниям двигателя или отдельных его элементов и узлов.

4. Экономической часть должна содержать в краткой форме экономический анализ и оценка результатов процесса разработки и производства проектируемого двигателя.

5. Часть проекта, посвященная вопросам охраны труда и экологии на проектируемом объекте при его изготовлении, испытаниях или эксплуатации.

 

Расчетно-пояснительная записка должна содержать методику выполняемых расчетов, сами расчеты в последовательности, соответствующей представленной методике, а также полученные результаты, включая технико-экономическое сравнение вариантов проектирования и т.д.

В качестве примера ниже приведена таблица, в которой изложено содержание и последовательность выполнения дипломных проектов по специальности 160301.

Руководитель проекта вместе со студентом, выполняющим этот проект, могут включать в задание на дипломный проект и другие пункты, отличающиеся по содержанию от тех, которые представлены в нижеследующей таблице. При этом соответствующее пунктам таблицы процентное содержание трудоёмкости их выполнения может быть также изменено. Эти изменения должны касаться лишь пунктов, относящихся к компетенции кафедры, по которой выполняется дипломный проект. Многие расчётные работы, указанные в таблице, выполняются после разработки предварительной компоновки двигателя в целом и проектирования конструкции его отдельных узлов. В последующем, после выполнения детальных газодинамических, тепловых и прочностных расчётов отдельные размеры и вся конструкция в целом может быть изменена, поэтому пункты, представленные в Таблице с номера 1 до номера 13 могут выполняться неоднократно, используя метод последовательного приближения к получению параметров АД или ЭУ, содержащихся в задании.

Подготовленное задание на дипломный проект утверждается заведующим кафедрой.

 

Таблица

    №№ пп     Наименование работы Примерная трудоемкость в % к общему объему  
Расчетно-пояснительная часть Графическая часть   Всего
Газотурбинный двигатель (ГТД)  
Выбор и обоснование параметров двигателя, его аналога или прототипа, конструктивной схемы. Термогазодинамический расчет двигателя. -
Выбор параметров и согласование турбовентилятора и газогенератора ВРД: ТРДД (редукторного ТРДД), ТРДДф (ТРД, ТРДф, ТВД, ТВаД, ТВВД), ПВРД.  
Расчет компрессора и турбины газогенератора ВРД с ГТД.  
Детальный газодинамический расчет компрессора газогенератора (по ступеням с построением треугольников скоростей для первой ступени компрессора).  
Детальный газодинамический расчет охлаждаемой турбины газогенератора (по ступеням с построением треугольников скоростей для первой ступени турбины).  
Детальный газодинамический расчет вентилятора (КНД) (по ступеням с построением треугольников скоростей для первой ступени вентилятора).  
Детальный газодинамический расчет турбины низкого давления  
Газодинамический расчет ступени компрессора и турбины по высоте (выбор закона закрутки лопатки, по согласованию с руководителем проекта).  
Расчет основной камеры сгорания. -
Расчет форсажной камеры и выходного устройства (реактивного сопла). -
Выбор программы регулирования двигателя. Расчет высотных, скоростных и климатических характеристик. -
Разработка компоновки и конструкторская проработка отдельных узлов двигателя. -
Определение температурного состояния деталей, выбор материалов и поверочные расчеты на прочность и колебания основных элементов конструкции двигателя: · Расчет лопатки, замка и диска компрессора на прочность · Расчет лопатки, замка и диска турбины на прочность. · Расчет критической частоты вращения ротора. · Расчет валов двигателя на прочность. · Другие расчеты по указанию руководителя.   -
Разработка специальной части проекта. - -
Окончательная конструктивная отработка продольного и поперечного разрезов двигателя и его отдельных узлов (модулей двигателя). -
Выполнение разделов проекта: · по технологической части проекта; · по экономической части проекта; · по охране труда.       - - -  
Окончательное оформление расчетно-пояснительной записки и подготовка проекта к защите. - -
Газотурбинная установка (ГТУ) на базе авиационного двигателя  
Выбор и обоснование основных параметров ГТУ, её конструктивной схемы. Термогазодинамический расчет ГТУ. Конвертация авиационного ГТД в ГТД газотурбинной установки, обеспечение требуемого уровня надёжности и ресурса  
Определение параметров и согласование компрессоров и турбин ГТУ, выбор параметров силовой турбины.  
Детальный газодинамический расчет компрессоров ГТУ (по ступеням с построением треугольников скоростей для первой ступени компрессора).  
Детальный газодинамический расчет турбин ГТУ (по ступеням с построением турбины скоростей для первой ступени турбины).  
Расчет силовой (свободной ) турбины  
Расчет камеры сгорания. Анализ целесообразности применения выносной камеры сгорания. -
Расчет климатических и дроссельных характеристик.  
Разработка компоновки ГТУ и её отдельных узлов. Проектные расчёты отдельных систем и узлов. «Сухие» подшипники и уплотнения.
Тепловые расчёты и расчет на прочность элементов конструкции газотурбинной установки: · Расчет лопатки, замка и диска компрессора на прочность · Расчет лопатки, замка и диска турбины на прочность. · Расчет критической частоты вращения ротора. · Расчет валов двигателя на прочность. · Другие расчеты по указанию руководителя.   -
Разработка специальной части проекта. - -
Окончательная конструктивная отработка продольного и поперечного разрезов и узлов газотурбинной установки. -
Выполнение разделов проекта: · по технологической части проекта; · по экономической части проекта; · по охране труда.       - - -  
Окончательное оформление расчетно-пояснительной записки и подготовка проекта к защите. - -
Авиационный двигатель внутреннего сгорания (ДВС)
Выбор и обоснование параметров ДВС и его схемы. Тепловой расчет двигателя. -
Согласование параметров компрессора и турбины агрегата наддува  
Газодинамический расчет компрессора наддува (при наличии наддува) и разработка его проточной части.
Газодинамический расчет турбины наддува (при наличии наддува и турбокомпрессора) и разработка её проточной части.
Расчеты камеры сгорания ДВС и основных элементов системы подачи топлива.  
Выбор программы регулирования, оценка переходных процессов и расчет характеристик.  
Разработка компоновки двигателя.  
Отработка конструкции и поверочные расчеты двигателя на прочность: коленчатого вала, поршней, цилиндров, подшипников, шестеренчатых передач и др. расчеты по указанию руководителя.  
Система смазки двигателя: разработка схемы и расчет основных узлов системы.  
Расчет системы охлаждения ДВС и определение параметров основных узлов системы охлаждения.  
Разработка специальной части проекта. -
Окончательная конструктивная отработка продольного и поперечного разрезов и узлов двигателя. -
Выполнение разделов проекта: · по технологической части проекта; · по экономической части проекта; · по охране труда.     - - -  
Окончательное оформление расчетно-пояснительной записки и подготовка проекта к защите. - -

 


Просмотров 288

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!