Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






К выполнению курсовой работы по дисциплине



БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.Г.ШУХОВА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению курсовой работы по дисциплине

«Управление затратами»

для студентов заочной формы обучения специальности 080502 (060800)

«Экономика и управление на предприятии промышленности строительных материалов»

 

г. Белгород-2012

 

 

УДК 657.3(07)

ББК65.053я7

Составитель: О.В.Лева

Лева О.В.. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление затратами» для студентов дневной и заочной формы обучения специальности 080502 (060800) «Экономика и управление на предприятии промышленности строительных материалов» / сост. Лева О.В.. – Г. Белгород 2012

 

Данные методические указания подготовлены на основе рабочей программы по дисциплине «Управление затратами».

Методические указания содержат задания по выполнению курсовой работы для студентов дневной и заочной формы обучения специальности 080502 (060800) - «Экономика и управление на предприятии промышленности строительных материалов».

 

УДК 657.3(07)

ББК65.053я7

 

© Белгородский государственный технологический университет (БГТУ) им. В.Г. Шухова 2012
 

Курсовая РАБОТА по «Управлению Затратами»

1. Цель и задачи курсовой работы

Цель курсовой работы – оказание помощи студентам в осмыслении теоретических положений и закреплении знаний по курсу «Управление затратами»; привитие навыков в подборе литературы, развитие у студентов умения самостоятельно, творчески работать над литературными и статистическими источниками, а также приобретение навыков самостоятельной работы в области обоснования выбора лучших, наиболее эффективных мероприятий; привитие студентам навыков умения правильно анализировать собранный материал, делать обобщения, соответствующие выводы, оценку и заключение о целесообразности и эффективности внедрения тех или иных мероприятий по улучшению технико-экономических показателей деятельности предприятия.



В процессе выполнения курсовой работы студентам необходимо закрепить теоретические знания и научиться решать практически следующие задачи:

• формирование знаний о содержании управления затратами, его принципах и назначении;

• усвоение теоретических основ исчислений затрат и результатов производственной деятельности организации; учета издержек производства и сбыта по видам, местам формирования и объектам калькулирования;

• представление о современных системах производственного учета, стандарт-косте, нормативном учете затрат, директ-косте и особенностях их применения на предприятиях различных отраслей;

• использование информации управленческого учета для принятия управленческих решений и оценки их эффективности.

 

2. Структура курсовой работы

Курсовая работа содержит:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Теоретическую часть.

5. Практическую часть.

6. Заключение.

7. Список использованной литературы.

8. Приложения.

Курсовая работа включает в себя два раздела: теоретический (25-30 с.) и практический (20-25 с). Темы курсовых проектов приведены в приложении 1. Выбор темы работы - свободный: студент самостоятельно выбирает тему, учитывая, что в рамках учебной группы конкретная тема может быть выбрана только один раз. Причем приведенный в приложении 1 перечень тем нельзя считать исчерпывающим. Студент по согласованию с руководителем вправе взять и другую тему.



 

3. Требования к оформлению курсовой работы

Текст курсовой работы (КР) должен быть напечатан на компьютере на одной стороне стандартного листа бумаги формата А4 (210×297). Шрифт текста Times New Roman, размер шрифта 14 пт. Межстрочный интервал – полуторный.

Страницы должны иметь поля, мм: левое - 30, правое - 10, верхнее - 20, нижнее - 25. Абзацный отступ должен быть одинаковый и равный 1 см. Заголовки отделяются от текста сверху и снизу одним интервалом и набираются полужирным шрифтом.

Все страницы КР , включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков и повторений. Первой страницей является титульный лист, номер страницы на нем не ставится. На последующих страницах (начиная с 3-й) порядковый номер печатается в середине верхнего поля страницы или в правом верхнем углу.

КР следует писать кратко, сжато, избегая повторений, экономически и технически грамотным языком. Каждое положение в тексте должно обосновываться и подтверждаться фактами, цифровыми данными и другими аргументами.

Изложение во всех главах и параграфах КР следует вести от первого лица множественного числа без местоимения «мы» (например: «рассмотрим», «считаем» и т.п.).

При написании КР текст теоретической части подразделяют на отдельные логически соподчиненные части: разделы, подразделы. Эти части должны иметь краткие, но отражающие содержание заголовки. На протяжении всей КР оформление заголовков должно быть единообразным. В подчиненных заголовках не должно повторяться то, о чем уже говорилось в подчиняющем заголовке.

Разделы имеют порядковую нумерацию в пределах основной части курсового проекта и обозначаются арабскими цифрами с точкой в конце (введение и заключение не нумеруются). Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой (например,«2.3.»).



Заголовки разделов пишутся прописными буквами, а заголовки подразделов - строчными (кроме первой буквы - прописной). В конце заголовка точку не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовках не допускается. Каждый раздел следует начинать с нового листа.

Следует употреблять общепринятые сокращения слов и писать их правильно. Малоизвестные сокращения при первом упоминании надо обязательно расшифровывать. Условные сокращения терминов должны быть единообразными на протяжении всего курсового проекта. Термин, употребляемый впервые, необходимо дать полностью, а рядом в скобках – сокращенно. В дальнейшем его можно по всему курсовой работе употреблять сокращенно.

Иллюстрации (таблицы, чертежи, схемы, графики) должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота курсового проекта или с поворотом по часовой стрелке.

Иллюстрации обозначаются словом «Рис.» и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, за исключением иллюстраций, приведенных в приложении.

Номер чертежей, схем, графиков должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой (например; Рис.2.1.– первый рисунок второго раздела). Номер рисунка с поясняющей надписью помещают ниже самого рисунка. Если в кусовой работе приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут.

Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами (за исключением таблиц, приведенных в приложении) в пределах раздела. В правом верхнем углу таблицы над соответствующим заголовком помещают надпись «Таблица» с указанием номера этой таблицы, состоящего из номера раздела и порядкового номера таблицы (например: Таблица 2.3). При переносе таблицы на другой лист над ее продолжением пишут «Продолжение табл. 2.3». При этом недопустимо на предыдущей странице оставлять лишь одно название и «шапку» таблицы: необходимо заполнить хотя бы одну строчку. Заголовок таблицы начинают с прописной буквы, его не подчеркивают. Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки - со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописных, если они самостоятельные.

Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота страницы или с поворотом по часовой стрелке. Ссылка на таблицу по ходу текста выполняется так; «в табл.2.3 приводятся данные о...», при повторной ссылке - «см. табл.2.3».

Если повторяющийся в графе таблицы текст состоит из одного слова, его допускается заменять кавычками; если из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют словами «то же», а далее - кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков не допускается.

Общую для всех показателей размерность следует выносить в заголовок таблицы.

Примечание к таблице размещается непосредственно под ней.

Формулы должны быть написаны в тексте в редакторе MS Equation.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле, после каждой фразы следует ставить точку с запятой. Первую строчку объяснения начинают со слова «где» без двоеточия.

Номера формул могут быть едиными по всему тексту или даны по главам (разделам). Номера формул пишутся в круглых скобках у правого края страницы. Номер состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой (например: (4.1) - первая формула четвертого раздела).

При написании курсового проекта используются литературные источники. Фрагмент содержания источника или научного исследования, используемого при выполнении курсового проекта, может быть дан в виде цитаты, которая должна полностью соответствовать подлиннику. Цитата обязательно заключается в кавычки. Данные источники могут быть изложены своими словами, однако при этом также необходимо делать ссылку.

Возможны два основных варианта оформления ссылок. Первый заключается в постраничном приведении ссылок. В этом случае цитата или упоминание источников снабжается цифрой (звездочкой и т.д.), а соответствующая ссылка с обозначением источника приводится внизу страницы под тем же номером (звездочкой).

В КР более предпочтителен второй вариант, предполагающий использование затекстовых ссылок. В этом случае после упоминания источника ставятся косые (или квадратные) скобки с указанием номера литературного источника по списку литературы или номера источника и номера страницы, на которой приведен цитируемый материал (например: /7, с.4-5/).

Список литературных источников (библиографических ссылок) приводится в конце работы. Он должен содержать перечень источников, используемых при выполнении работы.

Наиболее распространенный способ расположения литературы в списке - алфавитный. Библиографическое описание включает следующие элементы: заголовок описания - фамилия и инициалы автора или авторов; название, область выходных данных - место издания, издательство, дата издания, сведения об объеме издания.

 

4. Содержание КР

4.1. Введение

Во введении должны быть отражены основные тенденции развития производства в условиях рынка, показана актуальность выбранной темы, определены цели и конкретные задачи, поставленные в курсовом проекте. Объем введения 1-2 с.

4.2. Теоретическая часть

В данной части приводится обзор использованных литературных источников по теме курсового проекта. В обзоре литературы студент должен дать ретроспективный анализ основных этапов в развитии научной мысли по соответствующей теме. Здесь дается осмысленная критическая систематизация точек зрения различных авторов по рассматриваемой проблеме, подчеркивается отношение лично автора курсового проекта к мнению того или иного ученого. Отмечается значение изучаемой проблемы с точки зрения повышения эффективности хозяйственной, экономической и социальной деятельности предприятия.

Данный теоретический раздел выполняется на основе глубокого изучения и использования официальных законодательных материалов, а также на основе изучения многочисленной специальной учебной и научной литературы, вышедшей в свет в настоящее время.

Критически, в сжатой форме осветив работы ученых и практиков, студент должен выделить те вопросы, которые требуют решения и являются сегодня особенно актуальными. Объем раздела 25-30 с.

4.3. Практическая часть

Практическая часть КР должна иметь следующую структуру:

4.3.1. Краткая характеристика выбранного предприятия

В данном разделе приводят:

• общие сведения;

• развитие и современное состояние предприятия;

• вид основной деятельности;

• организационно-правовую форму предприятия;

• тип производства;

• метод организации производства;

• производственную структуру предприятия;

• характеристика товара (объем производства, номенклатура, ассортимент, цена, себестоимость, материалоемкость, рентабельность).

4.3.2. Описание учетной политики предприятия

В данном разделе необходимо описать учетную политику предприятия.

4.3.3. Анализ себестоимости продукции

Здесь следует провести анализ себестоимости продукции по следующей схеме:

• общая сумма затрат на производство товарной продукции;

• затраты на рубль товарной продукции;

• себестоимость отдельных изделий;

• прямые материальные затраты;

• прямые трудовые затраты;

• косвенные затраты;

• резервы снижения себестоимости продукции.

Остановимся более подробно на выполнении данного раздела курсового проекта.

4.3.3.1. Значение, задачи и объекты анализа
себестоимости продукции

Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является себестоимость продукции, работ и услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет очень важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и выработать корректирующие меры по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

· полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;

· затраты на рубль продукции;

· себестоимость отдельных изделий;

· отдельные статьи затрат;

· затраты по центрам ответственности.

Источники информации: "Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)",плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.

Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.

Элементы затрат: материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и т.д.), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды и др.).

Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что говорит о повышении уровня кооперации и специализации.

Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции, указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.

Основные статьи калькуляции: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная зарплата производственных рабочих, отчисления на социальное и медицинское страхование производственных рабочих, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные расходы, коммерческие расходы.

Различают также затраты прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с производством определенных видов продукции (сырье, материалы, зарплата производственных рабочих и пр.). Они прямо относятся на тот или другой объект калькуляции. Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются по объектам калькуляции пропорционально соответствующей базе (основной и дополнительной зарплате рабочих или всем прямым расходам, производственной площади и т.д.). Примером косвенных расходов являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств и др.

Издержки классифицируют также на явные и неявные (имплицитные). К явным относятся издержки, принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата рабочих, менеджеров, служащих, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых и материальных услуг, оплата транспортных расходов и многое другое.

Неявные (имплицитные) издержки — это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы или находящихся в собственности фирмы как юридического лица. Такие издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и не отражаются в бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными. Например, фирма использует помещение, принадлежащее ее владельцу, и "ничего за это не платит. Следовательно, имплицитные издержки будут равны возможности получения денежных платежей за сдачу этого здания кому-либо в аренду.

4.3.3.2. Понятие и методика определения суммы постоянных
и переменных затрат

Очень важное значение в процессе управления затратами имеет их деление на постоянные и переменные в зависимости от объема деятельности организации.

Переменные затраты зависят от объема производства и продажи продукции. В основном это прямые затраты ресурсов на производство и реализацию продукции (прямая заработная плата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.).

Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции. Это амортизация, арендная плата, заработная плата обслуживающего персонала на почасовой оплате и др., расходы, связанные с управлением и организацией производства и т.д.

Предприятию более выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства продукции на имеющихся производственных мощностях. Если при спаде производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли.

Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени

Y = a + bx,

где Y — сумма затрат на производство продукции; а — абсолютная сумма постоянных расходов; b — ставка переменных расходов на единицу продукции (услуг); х — объем производства продукции (услуг).

Для эффективного управления процессом формирования себестоимости продукции очень важно правильно определить сумму постоянных и переменных затрат. Для этой цели используются разные методы: алгебраический, графический, статистический, основанный на корреляционно-регрессионном анализе, селективный, построенный на содержательном анализе каждой статьи и элемента затрат.

Алгебраический методможно применять при наличии информации о двух точках объема продукции в натуральном выражении (x1 и x2) и соответствующих им затратах (z1 и z2). Переменные затраты на единицу продукции (b)определяют следующим образом:

.

Узнав переменные затраты на единицу продукции, нетрудно подсчитать сумму постоянных затрат a:

a = z2 – bx2 или a = z1 – bx1.

Например, максимальный объем производства продукции, который может обеспечить предприятие, составляет 2000 шт. При таком объеме производства общая сумма затрат — 250 тыс. руб. Минимальному объему производства, равному 1500 шт., соответствует общая сумма издержек на сумму 200 тыс. руб.

Вначале определим переменные издержки на единицу продукции:

(250 – 200)/(2000 – 1500) = 0,1 тыс. руб.

Затем найдем общую сумму постоянных затрат:

250 – 0,1  2000 = 50 тыс. руб., или

200 – 0,1  1500 = 50 тыс. руб.

Уравнение затрат для данного примера будет иметь следующий вид

Y = 50 + 0,1 x.

По этому уравнению можно спрогнозировать общую сумму затрат для любого объема производства в заданном релевантном ряду.

В условиях многопродуктового производства для нахождения суммы постоянных затрат вместо количества i-гo вида продукции надо брать стоимость валового выпуска, а вместо переменных затрат на единицу продукции – удельные переменные затраты на рубль продукции (УПЗ).

Например, из-за сезонности производства (могут быть и другие причины) объемы выпуска продукции и затраты довольно существенно колебались на протяжении года. Минимальный месячный объем производства составил 7000 тыс. руб., максимальный – 10000 тыс. руб. Затраты соответственно 6075 и 7800 тыс. руб.

Исходя из этих данных определим сумму удельных переменных затрат на рубль продукции:

руб.

Сумма постоянных затрат за один месяц составит

А = 31 – УПЗ1  ВП1=6075 –0,575  7000 = 2050 тыс. руб.,

а за год – 24 600 тыс. руб.

Селективный методпозволяет более точно определить сумму постоянных и переменных затрат, но он более трудоемкий по сравнению с рассмотренными выше. Однако в условиях современных технологий обработки экономической информации этот процесс упрощается, если предусмотреть деление затрат на постоянные и переменные в компьютерных программах и в первичных документах.

4.3.3.3. Анализ общей суммы затрат на производство продукции

Анализ состава и структуры затрат. Факторы изменения общей суммы затрат. Методика расчета и оценки их влияния.

Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения полной себестоимости продукции в целом и по основным элементам затрат.

Как видно из табл. 2, фактические затраты предприятия выше плановых на 6216 тыс. руб., или на 8%. Перерасход произошел по всем видам и особенно по материальным затратам. Увеличилась сумма как переменных, так и постоянных расходов. Изменилась несколько и структура затрат: увеличилась доля материальных затрат и амортизации основных средств в связи с инфляцией, а доля зарплаты уменьшилась (рис. 3).

Таблица 2.


Просмотров 485

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!