Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Типы руководителей и стили руководства



 

Студент должен

знать:

· стили управления коллективом;

· наиболее значимые умения руководителя с творческим стилем управления;

· основные принципы эффективного управления;

· основные управленческие функции;

· виды проблемных ситуаций;

· требования к управленческому решению;

уметь

§ принимать управленческие решения.

 

Проблемы личности руководителя. Типы руководителей. Эффективность взаимодействия субъекта и объекта управления. Стиль управления коллективом. Управленческие принципы. Управленческие функции. Управленческие решения.

Имидж делового человека

 

Студент должен

знать:

· понятие «имидж» и его составляющие;

· что входит в понятие «внешняя привлекательность»;

· какие психологические свойства человека формируют имидж;

· каким должен быть кабинет руководителя;

уметь

§ формировать имидж;

иметь представление

¨ о составляющих имиджа.

 

Имидж и его составляющие. Формирование имиджа. Необходимые психологические свойства личности при формировании имиджа. Социальные задатки, жизненный и профессиональный опыт как необходимые составляющие имиджа. Внешние атрибуты имиджа.

 

Библиографический список к разделу 3

1. Алексеев А. А., Громова Л. А. Психогеометрия для менеджеров. – М., 2001.

2. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник. – М., 2001.

3. Антилогова Л. Н., Воронов Е. А., Тягун А. Н. Управление производственным коллективом: если вы руководитель: Учебное пособие. – Омск, 1997.

4. Беркли-Ален Маделин. Забытое искусство слушать. – М., 2003. – С. 200–203.

5. Бройниг Гисберт. Руководство по ведению переговоров. – М., 1996. – С. 82–83.

6. Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник. – Н. Новгород, 2001.

7. Карпов А. В. Психология менеджмента: Учебное пособие. – М., 2000.

8. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. – М., 1991.

9. Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека, словно книгу. – Баку, 1997.



10. Пиз Алан. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. – Новгород, 1992.

11. Практическая психология для менеджеров / М. К. Тутушкина, С. А. Волков и др. – М., 1996.

12. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1979.

13. Психология менеджмента / Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб., 2000.

14. Типы руководителей – стили управления / Сост. Н. А. Некрасов. – Новосибирск, 1992.

15. Хофф Рон. Я вижу вас голыми. – М., 1996. – С. 139–141.

16. Щёкин Г. В. Как «читать» людей по их внешнему облику. – Киев, 2003.

Библиографический список

 

Основной

 

1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник. – М., 2001.

2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль, 1976.

3. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. – М., 1991.

4. Егоршин А. П. Управление персоналом. – Н. Новгород, 2001.

5. Кабаченко Т. С. Психология управления: Учебное пособие. – М., 2000.

6. Карпов А. В. Психология менеджмента: Учебное пособие. – М., 2000.

7. Немов Р. С. Психология: В 3 т. – М., 2003.

8. Практическая психология для менеджеров / М. К. Тутушкина, С. А. Волков и др. – М., 1996.

9. Психология менеджмента / Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб., 2000.

Дополнительный

1. Алексеев А. А., Громова Л. А. Психогеометрия для менеджеров. – М., 2001.



2. Беркли-Ален Маделин. Забытое искусство слушать. – М., 2003. – С. 200–203.

3. Бройниг Гисберт. Руководство по ведению переговоров. – М., 1996. – С. 82–83.

4. Донцов А. И. Психология коллектива. – М., 1984.

5. Зигерт В., Ланч Л. Руководить без конфликтов. – М., 1990.

6. Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. – М., 1994.

7. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 1976.

8. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. – М., 1991.

9. Кричевский Р. Л. Если Вы – руководитель. Элементы психологии в повседневной работе. – М., 1993.

10. Маслоу Л. Самоактуализация. Психология личности: Тексты. – М., 1952.

11. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М., 1992.

12. Морита А. Сделано в Японии. – М., 2000.

13. Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека, словно книгу. – Баку, 1997.

14. Пиз Алан. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. – Новгород, 1992.

15. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1979.

16. Типы руководителей – стили управления / Сост. Н. А. Некрасов. – Новосибирск, 1992.

17. Уткин Э. А. Профессия – менеджер. – М., 1992.

18. Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера. – М., 2000.

19. Хофф Рон. Я вижу вас голыми. – М., 1996. – С. 139–141.

20. Щёкин Г. В. Как «читать» людей по их внешнему облику. – Киев, 2003.

21. Якокка Л. Карьера менеджера: Пер. с англ. – М., 1990.

 

Блок контроля

 

Студенту необходимо выполнить контрольную работу, которая носит творческий, исследовательский характер. В контрольной работе необходимо провести исследование на примере одного или нескольких предприятий, ответить на конкретные вопросы по одной из предложенных тем, можно добавить свои вопросы, использовать тесты, опросники, анкеты. Результаты исследования обобщить, используя статистический метод, и сделать выводы по исследуемому вопросу, внести предложения.



К работе приложите список литературы, которой вы воспользовались. Первоисточников должно быть не менее трех.

Если вы используете тесты, опросники и т. п., то напишите авторов и название теста или опросника. Если анкету или опросник составили сами, укажите, что анкета была составлена вами самостоятельно.

После получения положительной оценки за контрольную работу студенту необходимо ответить на вопросы экзаменационного билета.

Тема 1. Группы и группообразование

На примере конкретного предприятия (или двух) узнайте у руководителей и сотрудников любого коллектива, какие условия необходимы для формирования положительного психологического микроклимата, для формирования эффективной команды. Проведите исследования в виде тестов, опросов, анкетирования, обобщите материал и, используя полученные знания, предложите свои варианты эффективного формирования команды, рабочего коллектива.

В ходе выполнения работы Вы можете воспользоваться следующими вопросами:

1. Что такое группа? Каковы ее основные характеристики?

2. Какие существуют типы групп?

3. Чем характеризуются формальные группы?

4. Какова социальная структура группы?

5. Что выделяют в качестве предпосылок кооперативной взаимозависимости?

6. Охарактеризуйте сферу межличностных отношений в группе.

7. Какие принципы управления необходимо использовать, формируя коллектив (команду) и управляя им?

8. Назовите основные факторы формирования команды и работы в команде.

9. Назовите факторы, определяющие степень зрелости группы, незрелости ее.

10. Каковы ограничения, влияющие на эффективную работу коллектива?

11. Какие управленческие полномочия необходимо делегировать?

12. Расскажите о классификации взаимоотношений в рабочей группе?

13. Как сформировать эффективную команду?

14. Кто формирует команду и каким образом?

15. Что необходимо для эффективной работы команды?

16. Каких людей полезно иметь в команде?

17. Что мешает эффективной работе команды?

18. Какие особенности личности необходимо учитывать, формируя команду?

19. Какие потребности можно использовать, мотивируя людей на эффективную работу?

20. Что необходимо для того, чтобы легко войти в новый коллектив?

21. Назовите характеристики руководителя с высокой способностью формировать коллектив.

22. Какой подход используется в управлении?

23. Какие проблемы управления выделяются в группе, коллективе (команде)?

 

Тема 2. Конфликты в группе

 

На примере конкретных предприятий (лучше взять несколько) узнайте у руководителей и сотрудников, какие конфликты происходят в рабочих коллективах, каким образом они разрешаются. Проанализируйте, правильно ли был разрешен конфликт, отметьте плюсы и минусы разрешения ситуации. Приведите примеры конкретных ситуаций. Предложите, что бы мог сделать руководитель для более конструктивного разрешения ситуации. Как бы поступили Вы, если бы были руководителем?

В ходе выполнения работы Вы можете воспользоваться следующими вопросами:

1. Что такое конфликт?

2. Виды конфликтов, типы конфликтов.

3. Правила бесконфликтного общения.

4. Как управлять конфликтами?

5. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

6. Какие черты личности руководителя влияют на стиль руководства?

7. Какие Вы знаете способы управления конфликтами?

8. Что означают структурные методы управления конфликтами?

9. Основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

10. что необходимо сделать при разрешении конфликта?

11. Какие особенности личности необходимо учитывать при разрешении конфликтных ситуаций?

12. В чём заключается профилактика конфликтов на предприятии?

13. Какие модели разрешения конфликтов Вы знаете?

14. В чём смысл формирования команды на предприятии?

15. Виды критики. Как правильно критиковать?

16. Расскажите о профилактике конфликтов на предприятии.

17. Какие ошибки в деятельности сотрудников и руководителей ведут к конфликту?

18. Предложите модель разрешения конфликтной ситуации.

 

Тема 3. Типы руководителей и стили руководства

Исследуйте на примере конкретного предприятия (разные отделы) или нескольких предприятий стили руководства, определите наиболее эффективные стили руководства. Выясните причины эффективного и неэффективного руководства. Предложите, какие управленческие решения необходимо принять для эффективной работы коллектива или команды. Что необходимо изменить и каким образом?

В ходе выполнения работы Вы можете воспользоваться следующими вопросами:

1. Стили управления коллективом.

2. Наиболее значимые умения руководителя с творческим стилем управления.

3. Основные принципы эффективного управления.

4. Основные управленческие функции.

5. Структура деятельности руководителя в трудовом коллективе.

6. С чего начинается руководитель, что им движет?

7. Как должна происходить первая встреча и первое знакомство?

8. Что лежит в основе взаимодействия между людьми?

9. Что значит «управленческое общение»?

10. Какие стили лидерства наиболее перспективны?

11. Как быть, если руководитель оказался втянутым в конфликт?

12. Виды проблемных ситуаций.

13. Требования к управленческому решению.

14. Какие особенности личности необходимо учитывать, управляя ею?

15. Какие управленческие решения необходимо принимать для эффективной работы коллектива (команды)?

16. Как повысить эффективность управления?

17. Лидерство в коллективе.

18. Правила взаимодействия «лидер-менеджер», «лидер-руководитель».

19. Вербальное общение в коммуникации.

 

Тема 4. Мотивация как фактор управления личностью

На примере эффективно работающего предприятия исследуйте, каким образом сотрудники мотивируются на эффективную работу, какие регуляторы мотивации используются. Для контраста можно исследовать неэффективно работающее предприятие и показать причины плохой мотивированности сотрудников. Предложите свои меры по мотивации сотрудников на эффективную деятельность.

В ходе выполнения работы Вы можете воспользоваться следующими вопросами:

1. Что такое мотивация?

2. Классификация потребностей.

3. Главные мотиваторы и регуляторы мотивации.

4. Какие особенности личности необходимо учитывать, управляя ею?

5. Что входит в понятие «создание благоприятной обстановки для тружеников»?

6. Для чего необходимо развивать человеческие ресурсы?

7. В чем заключается система мотивирующих воздействий?

8. Каким образом руководитель на предприятии может обеспечить удовлетворение основных потребностей рабочих и служащих?

9. Вербальное общение при мотивировании работников.

10. Стиль руководства предприятием и его влияние на эффективность работы.

 

Тема 5. Формирование команды

Исследуйте деятельность эффективной команды на примере одного или нескольких предприятий, структуру организации, качественные характеристики команды, командные взаимоотношения, вопросы лидерства в команде. Предложите проект формирования эффективной команды.

В ходе выполнения работы Вы можете воспользоваться следующими вопросами:

1. Уровни формирования команды.

2. Подходы к формированию команды.

3. Факторы формирования команды.

4. Командные взаимоотношения.

5. Усиление мотивации работников команды.

6. Условия эффективной работы команды.

7. Каковы ограничения, влияющие на эффективную работу коллектива?

8. Как сформировать эффективную команду?

9. Кто формирует команду и каким образом?

10. Что необходимо для эффективной работы команды?

11. Каких людей полезно иметь в команде?

12. Назовите характеристики руководителя с высокой способностью формировать коллектив.

13. Какова система работы с персоналом в организации?

14. Вербальное общение в коммуникации.

15. Психологический климат команды.

16. Стили управления командой.

17. Организация работы в команде.


Тема 6. Вербальное и невербальное общение в коммуникации

 

На примере одной или нескольких организаций исследуйте наиболее эффективные аспекты вербальной коммуникации в организации. Особенности использования знаний о невербальной коммуникации.

В ходе выполнения работы Вы можете воспользоваться следующими вопросами:

1. Назовите эффективные способы взаимодействия.

2. Назовите приемы эффективного слушания.

3. Назовите характеристики людей, которых в организации называют хорошими собеседниками. Много ли их?

4. Виды деловых бесед, используемые в организации.

5. Значение вопросов при деловом взаимодействии.

6. Виды вопросов во время бесед и торгов.

7. Как отвечают на некорректные вопросы?

8. Какие комплименты в деловом общении употребляют сотрудники, как на них отвечают?

9. Виды совещаний, кто их проводит, как они готовятся.

10. Почему совещания бывают неудачными?

11. Особенности удачных совещаний и переговоров.

12. Особенности невербального поведения в коммуникации.

13. Каким образом руководители получают обратную связь?

14. Назовите правила эффективной обратной связи.

 

Тема 7. Имидж руководителя и его составляющие

 

На примере нескольких руководителей исследуйте вопрос создания имиджа. Использует руководитель только естественные свойства личности или и специально наработанные: связанные как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием человека, его психологическим типом, черты которого отвечают запросам времени и общества. Каким образом имидж руководителя влияет на эффективность работы организации.

К работе можно сделать приложения – фотографии, рисунки, коллаж, слайды по эффективному имиджу.

В ходе выполнения работы Вы можете воспользоваться следующими вопросами:

1. Слагаемые имиджа.

2. Принципы формирования имиджа

3. Понятие имиджа и его значение для эффективного руководства.

4. Внешняя привлекательность и ее составляющие.

5. Личностные характеристики при формировании имиджа.

6. Эффективные поведенческие стратегии при формировании имиджа.

7. Эффективные поведенческие тактики.

8. Каким должен быть кабинет руководителя?

9. Современное оборудование в современном офисе.

10. Каким образом можно изменить неэффективный имидж на эффективный?

11. Что необходимо изменить, чтобы улучшить имидж?

12. Какой стиль руководства способствует созданию эффективного имиджа?

13. Типы руководителей и стили руководства.

14. Характеристики основных стилей руководства.

15. Назовите наиболее эффективные стили руководства, объясните их характеристики.

16. Управленческие принципы и функции руководства.

17. Психологические требования к труду руководителя.

18. Как правильно принимать решения?

19. Характеристики руководителя с высокой способностью формировать коллектив.

20. Характеристики менеджера, умеющего руководить.

 

 


Просмотров 515

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!